Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 06 марта 2013 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Намазова С.Т. ВЛИЯНИЕ ПЕДОГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ГАФУРА РАШАДА МИРЗАЗАДЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ МЫСЛЬ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ВЛИЯНИЕ  ПЕДОГОГИЧЕСКОГО  НАСЛЕДИЯ  ГАФУРА  РАШАДА  МИРЗАЗАДЕ  НА  ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ  МЫСЛЬ  В  АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Намазова  Севиндж  Тахмаз

докторант  Азербайджанского  государственного  педагогического  университета,  г.  Баку

E-mail: 

 

Одним  из  классиков  педагогической  мысли  в  Азербайджане  является  Гафур  Рашад  Мирзазаде.  Он  активно  участвовал  в  общественно-культурной  жизни  Азербайджана  в  начале  ХХ  века,  выступал  в  периодической  печати  с  публицистическими  статьями,  касающимися  различных  социальных  проблем.  Гафур  Рашад  Алекбер  оглы  Мирзазаде  родился  6  мая  1884  года  в  городе  Шемахы.  До  поступления  в  городскую  школу  в  1894  году  он  три  года  обучался  в  духовной  школе.  Окончив  в  1901  году  Шемахинскую  городскую  школу,  Гафур  прибывает  в  Баку,  в  гимназии  имени  Александра  III  сдает  экзамен  комиссии,  членом  которой  был  Н.  Нариманов,  и  завоевывает  право  работать  преподавателем  в  начальной  школе.  До  установления  Советской  власти  в  Азербайджане  он,  имея  среднее  образование,  работает  в  сфере  народного  просвещения.  Получить  высшее  образование  Гафуру  Рашаду  удается  только  после  прихода  Советской  власти.

В  1921—1922  гг.  Г.Р.  Мирзазаде  учится  в  Бакинском  Высшем  Педагогическом  Институте.  А  в  1923  году  поступив  на  факультет  экономики  политехнического  института,  оканчивает  его  в  1927  году.  Работая  в  АГУ  имени  С.М.  Кирова  в  1926  году,  Закавказском  Институте  Хлопководства  в  1929  году,  Промышленной  Академии  в  1932  году  и  Азербайджанском  Промышленном  Институте  в  1934  году,  Гафур  Рашад  отдает  все  свои  силы  и  умение  построению  социализма,  в  первую  очередь,  подготовке  кадров  с  высшим  образованием.В  1908  году  он  опубликовал  книгу  «Аинейи-миллет»  («Очнитесь,  братья!»).  Основную  мысль  данного  произведения  составляет  критика  политической  апатии,  покорности,  призыв  к  национальному  возрождению.  В  произведении  средством  спасения  является  просвещение.

Велика  заслуга  Гафура  Рашада  в  обеспечении  национальных  школ  учебными  пособиями.  Будучи  составителем  первых  пособий  по  географии,  в  период  с  1909  года  по  1943  год  Гафур  Рашад  написал  и  издал  18  учебников  и  пособий  под  названием  «География  Кавказа»  (1910),  «Общая  география»  (1923),  «Начальная  география»  (1922),  «Словарь  географических  терминов»  (1923),  «Экономическая  география  СССР»  (1941),  «Практическая  работа  с  картой»  (1943)  и  пр.  Еще  велика  роль  Гафура  Рашада  в  развитии  национальной  детской  литературы.  Он  является  основателем  второго  детского  журнала  «Школа»  в  Азербайджане  (1911—1920)  и  первой  одноименной  типографии,  издающей  детскую  литературу. 

Как  переводчик-интеллигент,  Гафур  Рашад  имеет  заслуги  и  в  развитии  азербайджанских  детских  художественных  изданий  в  начале  ХХ  века.  В  то  время  имелось  мало  детских  книг  для  чтения,  и  в  целом,  детских  произведений.  Учитывая  эту  необходимость,  Г.Р.  Мирзазаде  отобрал,  перевел  и  издал  в  виде  книг  такие  произведения  Л.Н.Толстого,  как  «Много  ли  человеку  земли  нужно?»,  «Дорого  стоит»,  «Мальчик  с  пальчик»,  «Волк  с  лисой  и  семеро  козлят  на  лугу»,  «Про  мышь  зубастую  да  про  воробья  богатого»,  «Любите  друг  друга»,  а  также  П.Н.  Полевого  «Две  дороги,  два  товарища». 

Для  удовлетворения  моральных  потребностей  школьников  Г.Р.  Мирзазаде  больше  всего  обращался  к  творчеству  русского  литература  Л.Н.  Толстого.

Конечно,  его  активное  обращение  к  литературному  наследию  Л.Н.  Толстого  имеет  свои  основания.  Если,  с  одной  стороны,  это  исходило  из  интереса,  проявляемого  в  тот  период  к  великому  русскому  писателю,  то  с  другой,  причиной  этому  было  наличие  в  этих  произведениях  важного  воспитательно-дидактического  содержания,  серьезных  человеческих  идей.  Эти  образцы  могли  играть  определенную  роль  в  духовно-нравственном  воспитании  школьников.  Во-первых,  как  художественные  произведения,  эти  повести  носили  характер  источника  полезной  духовной  пищи  в  эстетическом  воспитании,  с  одной  стороны,  и  формировании  положительных  человеческих  качеств,  с  другой. 

При  обращении  к  творчеству  Л.Н.  Толстого  с  целью  перевода  Г.Р.  Мирзазаде  произвел  выборку.  При  этом  он  учел  два  фактора:  объем  произведений,  воспитательскую  идею  и  моральную  суть,  прививаемую  этими  произведениями.  Потому  что  объемные  произведения  утомляют  детей.  Школьники  более  склонны  к  чтению  относительно  небольших  по  объему  художественных  произведений.  Во-вторых,  произведения  более  актуального,  нужного  содержания  и  идеи  нужнее  детям  для  чтения.  Беря  пример  с  событий  в  этих  произведениях,  они  отходят  от  определенных  вредных  привычек,  отрицательных  морально-нравственных  качеств  навстречу  к  светлым  поступкам.

Важным  нравственным  качеством,  привлекшим  внимание  Г.  Рашада  в  произведении  Л.Н.  Толстого  «Любите  друг  друга»,  было  воспитание  призыва  к  любви.  В  действительности,  данное  произведение  полностью  дидактического  содержания.  Призыв  людей  любить  друг  друга,  относиться  с  любовью  к  человеческому  дитю,  является  основным  вопросом,  поставленным  в  произведении.

В  чем  заключается  счастье  человека  как  члена  общества?  Как  может  дитя  человечества  найти  свое  счастливое  житье?  Автор  так  отвечает  на  эти  вопросы:  «Жизнь  дана  людям  для  того,  чтобы  они  жили  счастливо.  Ею  они  должны  пользоваться  с  умом.  Люди  должны  быть  счастливы,  не  завидуя,  а  любя  друг  друга»  [5,  с.  7].

По  мнению  мастера,  человек  —  самое  почетное  создание  на  земле.  Он  не  должен  искать  счастья  в  богатстве,  силе,  материальных  ценностях.  Все  это  может  сделать  человека  счастливым  только  внешне.  А  истинный  гуманизм  и  красота  —  понятия  духовные.  Счастье  и  блаженство  являются  морально-нравственными  качествами.  Как  создание,  дитя  Адама  состоит  двух  миров,  называемых  телесное  и  духовное  бытие.  Материальное  богатство  может  сделать  человека  счастливым  только  в  телесном  смысле.  Некоторых  манит  внешняя  обеспеченность.  Для  них  все  заключается  в  богатстве  и  славе.  Они  не  могут  понять  настоящую  суть  духовно-нравственного  обеспечения  жизни,  с  алчностью  и  страстным  желанием  работают  для  приобретения  материальных  ценностей,  в  то  время,  как  для  Вас  не  в  этом  заключается  счастье.  По  мнению  автора,  «для  красивой  и  удобной  жизни  есть  только  одно  средство,  только  один  путь:  каждый  должен  быть  милосердным  и  добродушным.  Жизнь  сама  по  себе  станет  лучше,  если  люди  будут  милосердны.  Жизнь  становится  красивее  среди  таких  людей»  [5,  с.  9].

По  словам  Толстого,  для  того,  чтобы  быть  нравственным  и  духовно  богатым,  человек  должен  воспитывать  в  себе  желание  и  дух,  выбросить  из  своей  души  такие  несовершенные  чувства,  как  зависть,  злопамятство,  ненависть,  гнев,  злоба,  амбиции,  любовь  к  богатству,  всю  жизнь  бороться  с  ними.  Однако,  некоторые  устремляют  эту  борьбу  к  плохому,  жажде  наживы,  злу,  ненависти  и  гнету,  забывая  о  душе,  живут  только  для  тела,  тогда  как  основная  цель  и  борьба  должны  быть  направлены  на  воспитание  души  и  тела. 

Здесь  необходимо  обратить  внимание  на  один  момент.  В  своем  произведении  Толстой  ставит  вопрос  любви  к  человеку.  По  его  мнению,  нужно  любить  все  создания  Бога,  даже  врага:  «Мы  должны  любить  не  только  тех,  кто  нас  любит,  а  всех,  будь  то  любящие  нас  люди,  будь  то  наши  враги»  [5,  с.  10].

Безусловно,  невозможно  полностью  согласиться  с  мыслью  писателя  «люби  и  врага,  потому  что  он  тоже  человек,  его  тоже  создал  Бог».  Однако,  основная  суть  заключается  в  том,  что  основной  дидактический  дух  произведения  призывает  людей  любить  друг  друга.  Ум  и  воля  к  борьбе  также  даются  человеку  для  того,  чтобы  любить  Бога  и  созданный  им  мир.  «Желанием  людей  было  не  истинное  счастье,  борьба  и  схватка,  а  только  любовь»  [5,  с.  10].  Этот  прививаемый  воспитательный  лейтмотив  произведения  призвал  Г.Рашада  перевести  это  произведение  и  выпустить  его  в  качестве  книги  для  прочтения  детьми. 

В  переводе  Г.Рашада  «Дорого  стоит»  воспитательная  мысль  преподносится  детям  в  иной  форме.  Здесь  нет  прямых  наставлений;  воспитание  выходит  на  передний  план  посредством  описания  события.  В  повести  показано,  что  в  Монако,  крошечном  государстве  между  Италией  и  Францией,  существует  идеальное  общество.  Здесь  все  живут  правильно  и  честно,  уважают  законы.  Случайно  один  человек  совершает  тяжкое  преступление  и,  будучи  признанным  виновным  по  этому  преступлению,  приговаривается  к  казни.  Теперь  необходимо  казнить  его.  Однако  в  стране  нет  ни  палача,  ни  гильотины.  Король  советуется  со  своим  приближением  и  просит  французского  короля  прислать  палача  и  гильотину.  Французский  король  отвечает,  что  это  потребует  изрядных  издержек.  Узнав  о  значительных  затратах,  царь  Монако  обращается  к  итальянскому  правительству.  Оно  дает  тот  же  ответ.  Король  Монако,  увидевшей,  что  бессмысленно  тратить  столько  денег  на  казнь  одного  человека,  принимает  со  своими  советниками  решение  заменить  смертную  казнь  пожизненным  заключением.  Теперь  возникает  другая  проблема.  В  стране  нет  тюрем.  В  этом  случае  принимают  решение  снять  дом,  держать  там  заключенного  и  назначить  для  него  сторожа.  Так  они  и  делают.  Однако  через  некоторое  время  власти  понимают,  что  бессмысленно  тратить  столько  денег  на  сторожа  из-за  одного  заключенного.  Сторожа  увольняют  и  принимают  решение  о  том,  что  если  заключенный  останется  один,  то  он  куда-нибудь  сбежит.  Лишь  бы  избавиться  от  него.  Так  они  и  поступают.  Однако  время  прошло,  а  заключенный  никуда  не  сбежал.  Он  получает  еду  из  назначенного  места,  возвращается  в  дом  и  живет  там.  Увидевший  это  царек  Монако  и  его  советники  находят  другой  выход,  чтобы  избавиться  от  него.  Они  предлагают  заключенному  крупную  сумму  денег,  чтобы  он  уехал  куда-нибудь.  Заключенный  забирает  деньги,  покупает  земельный  участок  на  окраине  и  живет  в  достатке.

Внушаемая  повестью  воспитательная  идея  связана,  в  общем,  с  морально-нравственной  чистотой  общества.  Какое  это  прекрасное,  справедливое  общество,  что  в  нем  нет  ни  преступников,  ни  тюрем.  Причину  этого  Л.Н.  Толстой  видит  в  том,  что  в  этой  стране  все  соблюдают  законы.  Здесь  нет  мошенничества,  покушательства  на  чужое  богатство,  несправедливости.  Все  морально  честны.  Безусловно,  пропаганда  такой  поучительной  идеи  была  необходима  подрастающим  детям,  готовящимся  к  взрослой  жизни.  Именно  поэтому  Г.  Рашад  обратился  к  этим  повестям,  чтобы  перевести  их  и  представить  азербайджанским  школьникам. 

Одним  из  образцов,  переведенных  Г.Р.  Мирзазаде  из  наследия  Толстого  и  преподнесенных  детям  на  родном  языке,  является  повесть  «Чем  люди  живы».  Дидактическая  цель  повести  перекликается  с  произведением  русского  писателя  «Любите  друг  друга».  Это  вечно  живучая  для  человечества  идея,  постоянно  сохраняющая  актуальность.  Чем  живут  люди?  Основное  содержание  повести  состоит  из  ответа  на  этот  вопрос.  Так  как  взгляды  людей  на  жизнь,  возможности  восприятия,  отношение  к  миру  и  его  благам  различаются,  каждый  может  ответить  на  этот  вопрос  по-своему.  Для  кого-то  жизнь  —  это  сила,  для  кого-то  —  богатство,  для  одних  —  слава  и  должность,  для  других  —  блага  мира.  А  Толстой  видел  смысл  этой  жизни  в  любви,  являющейся  морально-нравственным  качеством.  Все  перечисленное  он  считает  преходящим  и  бессмысленным.  Основная  задача  человека  в  жизни  заключается  в  гуманизме,  любви  людей,  Бога  и  его  творений.  Поэтому  воспитание  подрастающего  поколения  должно  быть  направлено  в  эту  область.

Таким  образом,  своим  ценным  наследием  Г.  Рашад  обогатил  историю  педагогической  мысли  как  воспитатель.  Вся  его  деятельность  была  посвящена  культурному  процветанию  азербайджанского  народа.  Он  не  пожалел  своих  сил  и  умений  в  этом  направлении.  С  одной  стороны  он  работал  в  качестве  народного  преподавателя,  с  другой  стороны  старался  для  обеспечения  национальных  школ  книгами  для  чтения  и  обучения.  В  этой  борьбе  проявились  его  педагогические,  методические  и  журналистские  способности. 

 

Список  литературы:

  1. Антология  педагогической  мысли  в  Азербайджанской  ССР/  Составители:  Агаев  А.А.,  Гашимов  А.Ш.,  М.,  Педагогика,  1983  —  589  с.
  2. Алибеков  И.Т.  Народное  образование  на  Кавказе.  Тифлис:  1903  —  116  с.
  3. Марданов  М.  История  изучения  в  Азербайджане,  I  том.  Баку,  2011  —  101  c.
  4. Мехтизаде  М.М.  Очерки  истории  советской  школы  в  Азербайджане.  М.,  Просвещение,  1962  —  214  с.
  5. Тагиев  А.  История  школы  Азербайджана.  Баку,  «Образование»,  1993.  —  235  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.