Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 27 ноября 2012 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогика высшей профессиональной школы

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Василенко А.П. УРОВНЕВАЯ И КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА СФОРМИРОВАННОСТИ СМЫСЛА ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

УРОВНЕВАЯ И КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА СФОРМИРОВАННОСТИ СМЫСЛА ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Василенко Анастасия Петровна

канд. пед. наук, доцент Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград

Е-mail: now55@mail.ru

 

В соответствии с принятыми мировым сообществом государст­венными образовательными стандартами высшего профессионального образования третьего поколения квалифицированный специалист в рамках общекультурной компетенции должен владеть одним из иностранных языков как средством коммуникации в рамках сложившейся специализированной терминологии профессионального международного общения. Долгое время это направление развития профессионального образования мало затрагивало сферу подготовки педагога, которая традиционно сводилась к предметной подготовке. Однако происходящий в настоящее время поворот к культуроло­гической, личностно-развивающей, компетентностной моделям образования ставит вопрос о новых функциях и смыслах языкового образования специалиста (Н.Д. Гальскова, Н.Н. Гез, И.А. Зимняя, П.В. Сысоев, С.Г. Тер-Минасова).

Таким образом, важнейшей составляющей социального заказа профессиональному образованию является формирование готовности к осмысленному освоению таких областей культуры, которые расширяют его творческие возможности, это порождает необхо­димость в осмысленном отношении будущего специалиста к усвоению иностранных языков.

Однако иностранный язык для студентов является ценностью, но потенциальной, «знаемой», а не побуждающей к его реальному освоению. Иностранный язык воспринимается многими студентами как общеобразовательный предмет, не влияющий на их личностную самореализацию и социальный статус, что подтверждается многими исследованиями (О.А. Артемьева, И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова).

Анкетирование студентов первого и второго курсов факультетов неязыковых специальностей ВГСПУ показало, что многие студенты (около 70 %) осознают значимость изучения иностранного языка, но само это осознание не обладает достаточной «энергетикой», чтобы поддерживать упорную и напряженную работу студента, при этом 30 % опрошенных считают, что знания иностранного языка никогда не пригодятся в их будущей жизни. Варианты ответов на вопрос: «Если вам пригодятся знания иностранного языка, то для чего?» свидетельствуют о том, что студенты не осознают необходимость предмета иностранного языка для профессионально-личностного становления. Ответы были следующими: для обучения в магистратуре и/или аспирантуре (5 % опрошенных); для получения международного сертификата об уровне владения языком (2 % студентов); для работы в Интернете (30 %); для летних студенческих международных программ (9 %); для туристических и деловых поездок (38 %).

Эмпирические данные свидетельствуют о доминировании мотивов-стимулов у студентов. Изучения иностранных языков рассматривается как средство удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении и т. д.

Назрела необходимость актуализации потенциальных возмож­ностей предмета «Иностранный язык» для формирования профессио­нальной компетентности будущих специалистов, создании условий для интеграции данного учебного предмета в целостный процесс развития личности (что продиктовано Стандартами третьего поколения). Этим требованиям будет способствовать, согласно идеям личностно-развивающего образования (В.В. Сериков), критический анализ имеющихся мотивов и стимулов изучения иностранного языка и становления личностно-творческого смысла изучения иностранного языка у будущих специалистов.

Исходя из анализа теоретических положений о смысловой сфере личности, о степени присвоенности смысла (Б.С. Братусь), о механизмах регуляции поведения человека (Д.А. Леонтьев), были выделены наблюдаемые изменения в жизнедеятельности студентов, которые свидетельствуют о новообразованиях в ценностно-смысловой сфере личности, о появлении нового ― личностно-творческого смысла изучения иностранного языка у будущих специалистов. Речь идет о следующих критериях сформированности смысла изучения иностранного языка: субъективное понимание значимости изучения иностранного языка; эмоционально-положительное переживание ситуации изучения иностранного языка; проявление волевого усилия и удовлетворенность от преодоления трудностей в этой области; сформированность индивидуального подхода к изучению иностран­ного языка; «проникновение» смысла изучения иностранного языка в различные сферы самореализации личности; устойчивость смысловой позиции, степень «присвоения» смысла.

Рассмотрим каждый критерий подробно. Итак, субъективное понимание значимости изучения иностранного языка как критерий сформированности смысла представлено пониманием социокуль­турной, профессиональной и индивидульно-личностной значимости иностранного языка. Наивысший уровень сформированности смысла проявляется в том, что изучение иностранного языка выступает самоцелью, т. е. иностранный язык становится интересен сам по себе, а процесс изучения иностранного языка воспринимается студентами как средство самореализации; появляется способность отдавать себе отчет в том, что есть владение иностранным языком для развивающейся личности в контексте социального статуса и профессионального становления; проявляется стремление расширять свой культурный потенциал посредством упражнения своих творческих сил при изучении иностранного языка.

Следующий критерий ― это эмоциональная индикация, которая является ведущей формой презентации субъекту смысла объектов и явлений действительности. Во внутреннем процессе становления смысла изучения иностранного языка у будущих специалистов возникают эмоционально-положительные переживания ситуации изучения иностранного языка, что проявляется в организованности, увлеченности и проявлении желания, устойчивого интереса к содержанию и процессу овладения иностранным языком, как на занятиях, так и во внеаудиторной деятельности в процессе самообразования. Вовлеченность в процесс познания доставляет эмоциональное удовлетворение. Эмоции, являются важным показа­телем развития смысла изучения иностранного языка. П. Хайду отмечает, что в отсутствии эмоциональной оценки и переживания знания, индивиды будут принимать действительность только на словах, на вербальном уровне [3, с. 155]. Переживание ― это непрерывный поиск, ревизия, обоснование смысла. Объекты и явления действительности приобретают свое представительство в системе смыслов благодаря эмоциональному переживанию, то есть, только в состоянии исканий, поиска смысла объекты и явления получают статус значимости для человека. По мнению Б.И. Додонова, «ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки ― рациональной или эмоциональной)» [1, с. 11].

Критерием сформированности смысла изучения иностранного языка является проявление волевого усилия и удовлетворенности от преодоления трудностей в процессе изучения иностранного языка. Волевые процессы участвуют в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Процесс осмысления объективной действитель­ности, принятие ее элементов и их включение в личную систему смыслов предполагает наличие волевого акта. Включение воли в управление деятельностью человека выражается в активном, сознательном поиске связей цели и самой деятельности, в результате чего цель становится более значимой, а деятельность приобретает смысл, более высокого уровня [2, с. 112].

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие, наделенные смыслом, и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось.

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, благодаря дополнительному стимулу ― смысл делает одно из влечений более сильным. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

Одним из критериев сформированности смысла изучения иностранного языка выступает наличие индивидуального подхода к изучению иностранного языка и становление смысла как фактора регуляции деятельности. В учебной деятельности студентов прояв­ляются целенаправленные практические действия, реализующие способы творческого осмысленного освоения содержания иностран­ного языка. Суть данного критерия заключается в том, что у студентов актуализируется смысл изучения иностранного языка для их профес­сионально-личностного становления не в качестве высшего ориентира человеческого поведения, а в качестве механизма управления, обеспечивающего преобразование деятельности в процессе изучения иностранного языка. Активная творческая позиция в процессе изучения иностранного языка, проявляющаяся в проектной деятель­ности студентов, в подготовке ролевых и деловых игр, активной коммуникации с носителями языка средствами всемирной сети Интернет, участии во внеаудиторных мероприятиях, позволяют говорить о сформированности смысла изучения иностранного языка.

Важным критерием сформированности смысла изучения иностранного языка является степень «присвоения» смысла или устой­чивость смысловой позиции. Присвоение на уровне понимания напоминает во многом «знаемый мотив» по А.Н. Леонтьеву: студент убеждает самого себя в нужности языка, но не может преодолеть леность, зависимость от обстоятельств, когда надо начать его самосто­ятельное изучение. Ситуативное присвоение смысла характеризуется эпизодичностью и зависимостью от внешних обстоятельств, а личностно присвоенные смыслы занимают определенное устойчивое место в общей структуре смысловой сферы личности. Определение значимости на эгоцентрическом уровне обусловлено преимущест­венным стремлением к собственной выгоде; на группоцентрическом отражает идентификацию человека с какой-либо группой; на просоциальном происходит присвоение общечеловеческих смыс­ловых ориентаций.

Чтобы понять и проследить процесс становления какого-либо явления, необходимо не только четко выделить и зафиксировать различные изменения, но и определить степень качества зафиксиро­ванных изменений, то есть выявить уровень сформированности исследуемого качества, явления.

В связи с этим были выделены четыре уровня сформированности смысла изучения иностранного языка: низкий ― понимание всеобщей значимости иностранного языка в современном мире при собственном пассивном или формальном отношении к его изучению; средний ― осознание наряду с универсальной ценностью языка его значимости для собственного утверждения в социуме и реальные пробы его самостоятельного изучения, проявление «положительно-аморфного»; высокий ― принятие, обоснование, собственная интерпретация значимости и реальное проявление дополнительных усилий при изучении иностранного языка как составной части своей жизненной и активно-познавательной позиции в образовании; высший ― планирование и реальное осуществление языкового самообразования как неотъемлемого компонента личностного и карьерного роста. По сути, это ― уровень ценностно-смыслового отношения, проявляющийся в том, что значимость языка представлена в структуре целостной смысловой сферы студента, т. е. владение языком становится важнейшим инструментом самоутверждения не только в профессиональной, но и в широком спектре направлений жизнедеятельности. Язык на этом уровне ― предмет увлечения, интереса, каждодневных занятий, самосовершенствования.

В заключении хотелось бы подчеркнуть актуальность станов­ления смысла изучения иностранного языка в рамках компетентнос­тного подхода в профессиональном образовании через определение «смысла изучения иностранного языка». В нашем исследовании смысл изучения иностранного языка определяется как субъективное отражение в сознании будущих специалистов значимости изучения иностранного языка для профессионально-личностного становления, которое актуализируется в регуляции поведения, направленного на приобретение личностно-профессионального опыта, на приобщение к ценностям своей и чужой культуры, решение познавательно-практических задач на основе владения иностранным языком и самореализацию через языковые коммуникации в творческом процессе изучения иностранного языка.

 

Список литературы:

  1. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. ― М., 1978. ― 272 с.
  2. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. ― Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. ― 183 с.
  3. Хайду П. Воспитание ценностных ориентаций // Моральные ценности и личность / под. ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. ― М.: МГУ, 1994. ― С. 155―164.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.