Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 27 ноября 2012 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Инклюзивное образование: актуальные вопросы отечественной теории и практики
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ДИАЛОГ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБУЧЕНИИ
Скакова Куралай Акжолтаевна
учитель ІІ категорий третьего (базового) уровня средней школы имени Найманбая села Маканчи Урджарского района, ВКО Казахстан
Жизнь человека немыслима без учебы. На основе естественного стремления ребенка к познанию и его любознательности построена вся школьная система. К сожалению, довольно часто школа умудряется погасить эту радость к познанию и учебе. Вместо возможности научиться чему-то новому она предлагает обязательное посещение занятий и обучение, сосредоточенное на классификации явлений, не имеющих ни запаха, ни вкуса.
Исследованию процессов, совместному поиску информации, развитию навыков в многообразной среде уделяется все меньше внимания. Многие школьники начальных и средних классов теряют интерес к учебе, отстают по предметам, им не нравится ходить в школу, нередко они становятся жертвами притеснений или их инициаторами, обижают других детей. Нам нужно улучшить диалог детей и подростков с самими собой и с окружением [1].
Для школьного обучения стало типичным, что явления дробятся и классифицируются на факты, не согласовываясь и не складываясь в процессы, учеников тоже разбивают на классы и категории. В наше время изменились лишь представления о классификации «особенных детей». Основная отправная точка осталась прежней: от особенного нужно избавляться. Сначала под угрозой наказания стремились сделать ребенка «нормальным». Позже и до сих пор с развитием медицины «специфичных» детей стали лечить и классифицировать по синдромам: MBD (синдром нарушения внимания с гиперактивностью) или ADHD (синдром дефицита внимания). В самых маленьких людях мы ищем критерии, которыми они отличаются от остальных. Поиск необычных детей обречен еще и потому, что все мы так или иначе разные. И если мы хотим, чтобы между ребенком и учителем или воспитателем зародилось настоящее взаимовоздействие, нам нужно поддержать педагога, дать ему возможность все взвесить, обдумать, понять мир собственных ценностей. Предпочтения, идеи человека не могут существовать в неком вакууме или представлять только философские измышления. Они задают направление всей его жизни, позволяют ставить цели и помогают стремиться к чему-то необычайно важному. Ценности имеют суггестивную силу, их можно разглядеть в наших взглядах, будничных решениях и действиях [2].
Еще из истории Великой французской революции мы помним девиз: «Свобода, равенство, братство». Обдумывая эти категории, непросто найти правильные ответы. Несомненно, важно беседовать на такие темы в кругу близких людей и в будничных ситуациях действовать в соответствии со своими предпочтениями. В такой диалог важно включаться всем людям и поступать по совести.
Важно также размышлять о самом понятии «человек». Да, это физическое существо, которое руководствуется физическими потребностями. Однако есть ли у человека возможность меняться, совершенствоваться или только наследственность определяет его жизнь?
Если у педагога будет лишь биологическое представление о человеке, есть опасность в буднях столкнуться с социальным дарвинизмом, согласно которому закономерности естественного отбора распространяются на отношения в обществе, и побеждает всегда сильнейший. В этом случае ребенок будет лишен возможности развиваться задолго до того, как она появится.
О человеческом бытии размышляли еще в античной Греции, именно там зародилось представление о человеке как о гуманном и думающем существе. Человек — гуманное существо, образование и воспитание которого имеет огромное значение.
Гуманное представление о жизни дает простор для взглядов о многообразии и единстве. Сократ говорил о диалоге как об искреннем и доверительном обмене мнениями между двумя людьми, когда отношения определяются не властью, а равноправным взаимовлиянием. Поскольку школа не дает всем детям положительного опыта в учебе, есть повод спросить, является ли встреча с равноправным учеником угрозой для профессии учителя?
Миру школы свойственно в любой ситуации чувствовать свою правоту, и бывает нелегко отказаться от таких взглядов. Можно говорить о божественном происхождении человека. Или видеть его экзистенциональным существом, которое само творит свое бытие, конструирует себя, превращая в совершенно нового человека. Можно взглянуть на человека с очень разных точек зрения. Такой путь познания полезно пройти тем педагогам, которые сталкиваются в работе с детьми разных культур. Стоит спросить, в достаточной ли мере современные школы, нацеленные на интенсивность обучения, предлагают такие возможности поразмышлять о предназначении человека. Человеку нужно пространство и время, чтобы определиться со своими ценностями и принципами, понять роль других людей и мира. Путь к мудрости — самопознание, каждый должен провести диалог с самим собой. Особенно важно это для людей, которые работают с детьми. Казалось бы, выслушать себя и другого человека легко. Практика показывает, что это очень и очень непросто. При глубоком вслушивании нам нужно уметь погасить поднимающуюся внутри нас критику. Нужно реально присутствовать, слышать и понимать другого человека, не выставляя никаких фронтов. Если нам ближе жесткое, классифицирующее людей мышление, значит, мы не способны видеть и слышать другого человека целостным и самобытным существом.
Выслушивание в данном контексте не означает лишь выслушивание речи, но мира звуков во всем его многообразии — и птичьих трелей, и плеска воды. Умение слушать и слышать — это также возможность придать значение и смысл тишине. Мир звуков связывает нас с другими существами, и мы испытываем единство с ними, ощущаем свою причастность. Очень легко понять это состояние, когда на концерте мы слушаем музыку вместе с другими людьми.
Как учителя и воспитатели слушают детей? Чутко ли воспринимают их невербальные сообщения? Мало просто спросить: «Как у тебя дела?» и выслушать ответ. Диалог — это не только понимание когнитивного сообщения, но непременно налаживание контакта. Для культуры школы свойственно слышать те посылы, которые подтверждают: школа права, а ребенок ошибается. Предрассудки и установки менять трудно, но не невозможно. Заинтересованное выслушивание собеседника помогает познать присутствие другого человека и понять его потребности.
Процесс диалога ведет к уважению другого человека. Таким образом, мы осознаем его ценность. Познаем, что такое условные границы другого человека, не лезем слишком близко, но и не удаляемся сверх меры. Мы встречаем ребенка, у которого есть черты аутичного поведения, а не аутичного ребенка. Такая встреча — серьезный вызов для профессионалов социальной сферы, педагогов и медиков. В процессе становления инклюзивного образования ценности, представления о человеке и уважение другой личности создают основу, на которой зиждется и совершенствуется поведение. Нужно укреплять коллективизм, чтобы в самобытности и необычности мы видели богатство. Чтобы детей с особенностями развития не отправляли в специальные классы, а всем давали возможность учиться вместе со своими сверстниками. По сравнению с традиционным фронтальным обучением эффект инклюзивного образования и воспитания усиливается в совместном учебном процессе. В нем используются творческие приемы, например, драма, создание видео, разные коллективные проекты и др. Социальная педагогика предполагает увлеченность, активное включение воспитанника в процессы и самостоятельное принятие решений. Все это вместе взятое открывает дополнительные ресурсы, придает новые силы [3].
Одной из целей всей этой работы является усиление голоса ребенка, его влияние и заметное присутствие в обществе.
Список литературы:
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студентов / В.В. Лебединский. — М.: 2003. — 109 с.
- Лубовский В.И. Специальная психология: уч. пособие для вузов / В.И. Лубовский. — М.: 2003. — 154 с.
- Руководство для учителя: учебное пособие по 3-х месячному обучению педагогов по программе повышения квалификации «Какой программе». — Город: издательство ИПК ВКО ПРО, год издания. — 225 с.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий