Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2012 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Якушева С.Д., Ртищева О.А. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА-МАСТЕРА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА-МАСТЕРА

Якушева Светлана Дмитриевна

канд.пед.наук, доцент кафедры педагогики, ГБОУ ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт» (МГПИ), г. Москва

E-mail: jawa57@mail.ru

Ртищева Олеся Алексеевна

студентка 6 курса,

факультет теории и методики дошкольного образования,

ГБОУ ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт» (МГПИ)

воспитатель, ГБОУ Центр развития ребенка Детский сад № 1591, г. Москва

E-mail: lisena683@mail.ru

 

XXI столетие — время глобальных реформ. В педагогике — это переход к новым, оптимальным психолого-педагогическим системам — креативным технологиям, инновационным преобразованиям, которые затронули и дошкольного образования.

В современных условиях развития общества особое внимание уделяется личности педагога, соответственно, возрастают требования к профессиональным и личностным качествам, творческой индивидуальности, педагогическому мастерству.

Изучением проблемы педагогического мастерства занимались ведущие педагоги и психологи Ю.П. Азаров, И.П. Андриади, Ю.К. Бабанский, Л.А. Байкова. И.К. Бакланова. Л.К. Гребенникова, М.И. Ермоленко, Г.М. Коджаспирова, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, А.К. Маркова, В.А. Мижериков, Н.А. Морева, Е.М. Павлюченков, А.В. Петровский, И.П. Подласый, А.И. Пригожин, М.В. Прохорова, А.И. Савенков, В.В. Сериков, С.В. Сидоров, Б.Д. Синюхин, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, А.И. Щербаков, С.Д. Якушева.

В современных условиях развития образования особое внимание уделяется высокопрофессиональному педагогу, мастеру своего дела, владеющему творческим потенциалом, способному к саморазвитию и самосовершенствованию, созданию и передаче ценностей, владеющему педагогическим мастерством.

С.Д. Якушева утверждает, что педагог-мастер — это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства [17, с. 5].

Свой вклад в понимание роли и значения профессионального мастерства в деятельности педагога внесли такие ученые, как: Ю.П. Азаров, В.М. Букатов, О.С. Булатова, П.М. Ершов, А.П. Ершова, И.А. Зязюн, Ю.Л. Львова, В.А. Кан-Калик, В.Ф. Моргун, Е.А. Ямбург, С.Д. Якушева и др.

В научной литературе даны теоретические основы педагогического мастерства, выделены ее специфические признаки:

Б.Т. Лихачев полагает, что педагогическое мастерство является частью педагогического искусства и выражается в современном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности» [11, с. 284].

В.А. Сластенин понимает под педагогическим мастерством сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя [13, с. 54].

Педагогическое мастерство, по утверждению Г.М. Коджас­пировой, это уровень совершенного владения педагогической деятельностью [10, с. 137].

С.Д. Якушева считает, что педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю, требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности [17, с. 5].

Сущность педагогического мастерства, заявляет С.Д. Якушева, заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность. Педагогическое мастерство, как утверждает ученый, — это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, направленной на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения и способностей [17, с. 6].

Одним из важных компонентов педагогического мастерства является речевая культура. По утверждению С.Д. Якушевой речевая культура это — личностная культура, развивающаяся на основе принципа объективно существующих связей между языком и познавательными процессами, предполагающая чувство стиля, развитый вкус и эрудицию [17, c. 59].

Проблема речевой культуры в профессиональной деятельности разрабатывалась психологами и педагогами Л.С. Выготским, Л.А. Введенской, П.Я. Гальпериным, И.А. Зимней, В.В. Ильиным, В.В. Краевским, А.Н. Ксенофонтовой, В.И. Максимовым, Л.И. Скворцовой, Л.В. Соколовой.

Актуальность формирования речевой культуры педагога в профессиональной деятельности очевидна. Несомненную педагогическую ценность несет в себе речевая культура педагога, которая является образцом родного языка, культурной речи у подрастающего поколения [17, c. 59].

Целью культуры является человек (Ф. Шиллер); к культуре относится то, что может быть привнесено в природу человеком (А. Дистервег); культура — способ человеческой (в том числе и педагогической) деятельности (Э.С. Маркарян), характеристика творческой, созидательной деятельности человека (Л.Н. Коган); сущность культуры выявляется в процессе саморазвития человека, развертывания и реализации его творческого потенциала (Н.С. Злобин, В.М. Межуев) [17, c. 19].

Понятие культуры обозначает не только отношение человека к миру, через которое человек создает и преобразовывает его, но и отношение к самому себе. Эпицентром культуры выступает личность человека.

Личность, по определению Л.С. Выготского, — это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, для их обслуживания. Поэтому, формирование личности — это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Он обусловлен множеством факторов. К ним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде [4].

В.А. Сухомлинский утверждал, что к тончайшей сфере духовной жизни формирующейся личности принадлежат ум, чувства, воля, убежденность и самосознание [16].

В последнее десятилетие личность рассматривают в связи с проблемой субъективности. В связи с этим необходимо выделить связь между личностным и субъективным. И.А. Зимняя, анализируя категорию субъекта, отмечает, что он в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется [6, c. 11].

Быть личностью, по утверждению Э.Ф. Зеер, означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания. Выражение "субъект деятельности" означает, что человек есть, прежде всего, субъект основных социальных деятельностей — труда, общения и познания. Быть личностью, по утверждению Э.Ф. Зеер, означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания. Выражение «субъект деятельности» означает, что человек есть, прежде всего, субъект основных социальных деятельностей — труда, общения и познания [7, с. 71].

Педагог, как пишет С.Д. Якушева, имеет дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому неприменимы шаблонные подходы и стереотипные действия. А это требует постоянного творческого поиска и мастерства. Мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу, но требующее постоянного совершенствования. Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту деятельность, обеспечивает ее успешность [17, с. 8].

А.В. Петровский утверждает, что личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других [14, с. 67].

Ш.А. Амонашвили указывает, что от личности педагога всецело зависит эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей [2, с. 25].

Личность является основным носителем культуры с особым мировосприятием, складом характера, творческим потенциалом.

А.Н. Ксенофонтова указывает на тот факт, что термин «культура речи» многообразен. Рассматривая его значения, ученый считает, что культура речи — это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатруднительное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения. Это значение принято называть субъективным, поскольку оно отражает состояние культуры языковой личности (субъекта речи), его рече-языковой способности и личностные свойства» [9, с. 158].

Т.С. Бочкарева трактует речевую культуру как «совокупность таких качеств речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей». Основными качествами речи, совершенствование которых необходимо при развитии речевой культуры, она называет точность речи, ясность изложения мысли, содержательность, логичность речевого высказывания, систему изложения, выразительность, богатство словарного запаса, эмоциональность, образность, правильность [3].

Речевой культурой называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.

Отсутствие речевой культуры проявляется, например, в том, что: педагог неправильно произносит звуки в словах; неправильно строит словосочетания; придает словам неправильный смысл; неправильно ставит ударение; неуместно употребляет слова, грамматические формы, интонацию; говорит монотонно, вяло, неэмоционально; употребляет снисходительные или грубые интонации в разговоре с детьми, говорит тихо, быстро и неотчетливо и т. д.

Обладать речевой культурой — значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.

Понятие «речевая культура» не совпадает по своей сущности с термином «культура речи». Понятие «речевая культура», скорее, связано с возможностями всей языковой системы, выражающей конкретное содержание в каждой реальной ситуации речевого общения.

Речевая культура вырабатывает умения отбирать и употреблять языковые средства в процессе речевого общения, помогает воспитывать сознательное отношение к их использованию в речевой практике.

Правильность, точность, логичность и действительность, выразительность и чистота, выявляемые на основе отношения речи к неречевым структурам, объединяемые понятием «качества речи», позволяют говорить о ее коммуникативном совершенстве. Объективированная оценка свойств речи закреплена во втором значении термина А.Н. Ксенофонтовой, называемом объективным: «культура речи — это совокупность и система свойств и качества речи, говорящих о ее совершенстве» [9].

Обращая постоянное внимание на речевую культуру, В.А. Сухомлинский утверждал: «Есть одна сторона педагогической культуры, о которой нельзя говорить без тревоги, — это речевая культура учителя… культура речи учителя в решающей степени определяется эффективностью умственного труда учеников на уроке. Высокая культура речи — важное условие рационального использования времени» [16, с. 45].

С.Д. Якушева считает, что речь педагога обеспечивает выполнение задач развития и воспитания детей. Воспитатель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Поэтому речь педагога — это важный элемент его педагогического мастерства [17, с. 67].

Речь педагога становится образцом для детей. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая орфоэпическая правильность; образность, смысловая выразительность; эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам. Важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).

К сожалению, в речи современного педагога много штампов, речь недостаточно образна и выразительна (в смысловом аспекте), преобладают простые предложения, встречаются грамматические ошибки, диалектизмы. Культура речи педагога определяется уровнем его общей культуры. Постоянная работа педагога над собой, повышение уровня общей культуры будут способствовать и росту его педагогического мастерства.

Педагог обязан быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает более четкой его дикцию, а также натренирован в модулировании своим голосом всех средств выразительности: силы голоса, высоты тона, темпа речи, тембра голоса — для выражения различных человеческих чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки и т. д.

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в процессе совместной деятельности, он организует их игры, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг каждого педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям [5, с. 48—51].

Общение педагога с детьми непрерывно и разнообразно. Оно сопровождает все виды деятельности детей на протяжении всего дня, и если педагог недостаточно владеет своим голосом, то в конце дня его речь становится то хриплой или сиплой, то непомерно тихой, вплоть до шепота, то крикливой, срывающейся, грубой, неприятной для слуха окружающих. Отсутствие в речи педагога должной мелодичности и полетности речи делают ее монотонной и невыразительной, что сказывается на эффективности педагогического процесса.

Таким образом, формирование речевой культуры личности является важным компонентом в развитии его общей культуры. В основе понятия «речевая культура» лежит представление о «речевом идеале», образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь педагога.

Следовательно, процесс формирования речевой культуры должен касаться, прежде всего, личности педагога. Таким образом, речевая культура личности — показатель общей культуры человека, культуры мышления, чувств, поведения. Именно речевая культура во многом определяет качество образовательного процесса, речевая культура является содержательной основой и важнейшим компонентом речевой деятельности; процесс воспитания речевой культуры ребенка невозможен без достаточной культуры речи педагога. Для того чтобы совершенствовать свою культуру речи, педагогу необходимо постоянно работать над собой, повышая уровень общей культуры, что будет способствовать росту его педагогического мастерства.

Одним из важных признаков педагогического мастерства является высокий уровень педагогической техники педагога — мастера.

Педагогическая техника — это комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников. Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым…себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало» [12, с. 179].

Совершенная педагогическая техника способствует развитию речи педагога. Необходимым условием для этого является овладение техникой речи. А.С. Макаренко говорил: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно» [12, с. 36].

В профессиональной деятельности элементами речевой культуры педагога являются: правильная дикция, поставленный голос, правильное речевое дыхание и орфоэпическое произношение.

Как бы ни была интересна и познавательна речь, считает И.Р. Калмыкова, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении также важен, как и содержание речи, внешность, манеры оратора. С помощью голоса он доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос — могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому, звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатии и доверие [8].

П. Сопер считает, что «ничто так не влияет на отношение к нам людей, как впечатление от нашего голоса. Но ничем так не пренебрегают, и ничто так не нуждается в постоянном внимании, как голос» [15, с. 159].

Владение голосом непосредственно связано с речевым дыханием. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосовое звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса [17, с. 41].

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией, при четком и внятном произнесении слов и фраз. Каждый педагог должен знать, что он несет ответственность за содержание и качество речи. Речевую культуру педагога определяют такие качества речи, как:

  1. правильность — соответствие речи языковым нормам;
  2. точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе;
  3. логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли;
  4. чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку;
  5. выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует совершенствованию его речевой культуры;
  6. богатство (разнообразие) — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации;
  7. уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля [3].

К речи педагога сегодня предъявляются высокие требования и проблема повышения культуры речи рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Одним из важных компонентов педагогического мастерства является речевая культура как интегрированное качество педагога ДОУ. Формированию речевой культуры педагога способствуют овладение им техникой речи, улучшение профессиональных качеств  речи. Правильное литературное произношение, хороший голос, четкая дикция, умение точно и эмоционально выразить свои мысли, — все эти факторы обеспечивают профессиональное педагогическое взаимодействие педагога с воспитанниками в процессе творческой деятельности. Формирование и совершенствование речевой культуры, техники речи педагога является необходимыми условиями профессионального роста и развития его педагогического мастерства.

Современный педагог дошкольного учреждения должен обладать особыми профессиональными и личными качествами, которые позволят ему, как можно лучше справляться с поставленными задачами, чутко реагировать на изменения в обществе и максимально оптимизировать переход ребенка в сложный мир взрослых. В этой ситуации на первый план выдвигается необходимость формирования такой личности педагога, профессиональной характеристикой которой является культура речи.

Под речевой культурой следует понимать не только владение нормами литературного языка, но и «совокупность свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве». Соответствие речи педагога таким качествам, как: правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, эстетичность, — способствует формированию и совершенствованию речевой культуры личности педагога, повышению уровня его педагогического мастерства. Речевая культура является слагаемым педагогического мастерства. Педагогическое мастерство определяется как высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять профессиональной деятельностью и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие с детьми.

Изменения, происходящие в последние годы в системе образования, не могли не отразиться на деятельности образовательных дошкольных учреждений. Огромная ответственность перед обществом за воспитание подрастающего поколения лежит на педагогах, причем, как на воспитателях, так и на психологах, логопедах, педагогах дополнительного образования и других специалистах дошкольного учреждения. Сегодня недостаточно просто быть педагогом, выполнять профессиональные обязанности, любить детей. Современная обстановка требует от педагога высокого педагогического мастерства, творческого подхода к работе, высокой речевой культуры.

Особая значимость дошкольного периода жизни в развитии личности предъявляет определенные требования к уровню профессиональной подготовленности воспитателя, вызывает необходимость постоянно совершенствовать педагогическое мастерство, развивать творческую индивидуальность, стиль, личностные качества, речевую культуру.

Экспериментальная часть исследования имеет целью проверить условия формирования речевой культуры педагога-мастера дошкольного образовательного учреждения.

В эксперименте приняли участие 30 педагогов ГБОУ Центр развития ребенка Детский сад № 1591 г. Москвы. В процессе исследовательской работы мы определили уровни сформированности речевой культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Был проведен опрос, в ходе которого задавались следующие вопросы: 1) актуальна ли в наше время проблема речевой культуры педагога; 2) считаете ли Вы важным наличие у педагога таких качеств речи, как правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность; 3) существуют ли для Вас критерии определения речевой культуры педагога; и т. д. (таблица 1, диаграммы 1).

Таблица 1

Уровень речевой культуры педагога

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Начало эксперимента

18 %

50 %

32 %

Конец эксперимента

20 %

68 %

12 %

 

Диаграмма 1

 

 

В результате было установлено, что в начале эксперимента уровень речевой культуры педагогов составил: высокий уровень — 18 %, средний — 50 %, низкий уровень — 32 %. В этот период доминирует средний уровень речевой культуры педагогов.

Итоговый опрос в конце эксперимента определил высокий уровень — 20 %, средний — 68 %, низкий уровень — 12 %. В этот период доминирует средний уровень речевой культуры педагогов.

Таким образом, формированию речевой культуры педагога способствуют не только улучшение профессиональных качеств речи, но и овладение им техникой речи. Педагогу необходимо постоянно работать над дикцией, дыханием и голосом. Совершенная педагогическая техника способствует развитию речи педагога, оказывает развивающее влияние на качества личности, помогает глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, приводит к росту удовлетворенности педагога своей профессией.

Доминантой педагогического мастерства является, по словам Ю.П Азарова, то, что следует «вселить в каждого абсолютную уверенность в своем даровании, снять страхи и неуверенность в себе, разбудить мощную потребность творить» [1, c. 54].

Ибо, педагогическое мастерство есть высокий уровень профессиональной деятельности педагога, требующее постоянного совершенствования особенно речевой культуры. Внешне педагогическое мастерство проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном использовании различных способов воспитательной работы и достижении ее целей.

Направленность личности педагога проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяя весь ее облик. В связи с этим особую значимость приобретает формирование речевой культуры педагога, сочетающееся с развитием специальных и педагогических способностей, совершенствованием его мастерства.

Педагогическое мастерство — это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение задач обучения и воспитания. В этом плане педагогическое мастерство - выражение личности педагога, его возможностей и способностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью.

В заключение вспомним слова великого Плутарха утверждавшего, что образование – единственное, что божественно и бессмертно в людях. И две вещи — лучшие в природе человеческой природы: разум и речь!

 

Список литературы:

  1. Азаров Ю.П. Мастерство воспитателя. М.: Просвещение, 1971. — 126 с.
  2. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. М.: Просвещение, 2011. — 420 с.
  3. Бочкарева Т.С. Развитие речевой культуры студентов // Вестник ОГУ 2001. № 2. С. 58—62.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1985. — 218 с.
  5. Гербова В. Коммуникативное общение педагога. М.: Просвещение, 2009. – 330 с.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. —480 с.
  7. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1998. — 157 с.
  8. Калмыкова И.Р. Работа над техникой речи в курсе школьной риторики. Ярославль: ИПКиПРО, 1997. — 98 с.
  9. Ксенофонтова А.Н. Речевая деятельность, речевая культура и культура речи. К определению понятий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Т. 12. № 3(3). 2010. С. 633—637.
  10. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2004. — 528 с.
  11. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2001. —523 с.
  12. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч.: в 7 т. — Т. 5. М.: АПН РСФСР, 1958. — 558 с.
  13. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  14. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 512 с.
  15. Сопер П. Основы искусства речи. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. — 159с.
  16. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1982. — 172 с.
  17. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 256 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Ольга 24.07.2015 00:00
Скажите, пожалуйста, чем именно Вы измеряли уровни? По каким показателям Вы выделили уровни? Что подразумевает каждый из уровней? Из вашей статьи непонятно. Точность, правильность, выразительность и т.д.? А как вы их измеряли? Присутствуя на занятиях, слушая преподавателей или все-таки конкретными методиками? Какими? Заранее благодарю за ответ.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.