Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 апреля 2012 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФОРМИРОВАНИЕТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ПРИ ВЫШИВАНИИ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Лукановская Алина Викентьевна
канд. пед. наук, ст. преподаватель КПНУ им. И. Огиенко,
г. Каменец-Подольский, Украина
E-mail: alina.lukanovska@gmail.com
Формирование национальной ментальности, этнической самоидентификации осуществляется в подростковом возрасте, ведь именно в этот период детям присущи такие свойства психики, как рост объема внимания и памяти, формирование критического мышления, умение сосредоточиваться и обобщать, переходить от конкретных явлений и фактов к обобщениям.
Учителя-практики и педагоги-исследователи указывают на весомость занятий детей вышиванием и на недостаточность времени, выделенного для него в учебных программах, особенно в V—VII классах. На уроках трудового воспитания ему отводится 14 часов, а уже в VIII классе — 34. Отмечается, что в V—VII классах они за 14 часов не получают надлежащих умений вышивания, чтобы в VIII классе, храня принцип последовательности, вывести свои умения на уровень проб собственного творчества.
Для развития творческих умений учеников V—VIII классов для вышивки необходимо отвести больше времени и использовать его для комплексной художественно-эстетической подготовки учеников. Эта подготовка должна охватить реализацию таких заданий: изучение истории развития украинской народной вышивки, традиций народного декоративно-прикладного искусства на территории Украины, узоров орнаментов и композиций в украинской народной вышивке, законов композиции и символов, соединения цветов в вышивке разных регионов Украины, освоение разных техник вышивальных швов и их гармоничное сочетание. В то же время ученики должны уметь самостоятельно составлять узоры для вышивания, подбирать нити по цветной гамме, переснимать узоры из эскизов и образцов, изготовлять изделия декоративно-прикладного характера в народных традициях.
Для проверки знаний о народной вышивке нужно использовать задания, диктанты, программные кроссворды, карточки разного уровня сложности. Условия предложенных заданий составлены так, что для их решения нужно иметь схематическое изображение шва, которое подается на бумаге в клеточку, поскольку некоторые данные для расчетов нужно брать из рисунка, а некоторые, которых не хватает в условии задачи, ученики должны определить самостоятельно. Эти задания можно выполнять и с помощью современных технологий компьютерного дизайна.
Использование диктантов предусматривает не только быстрое получение ответа на вопросы от группы учеников, но и способствует ускорению формирования их умений и навыков при вышивании. При подборе диктантов стоит учитывать не только уровень подготовки учеников, но и цель урока. Материал из народной вышивки дает возможность формировать навыки самоанализа и самоконтроля. Развязывание кроссвордов на тему вышивания способствует развитию репродуктивной и логической памяти, ассоциативного мышления, внимания, смекалки, познавательной заинтересованности к вышивке и декоративно-прикладного искусства вообще. Следовательно, вышивание, кроме сугубо художественных умений, закладывает подростку черты, необходимые творческому человеку вообще, невзирая на то, каким видом народного искусства или любым другим видом деятельности он будет заниматься.
Технология, которая имеет целью сформировать творческие умения подростка средством народной вышивки, сводится к тому, что педагоги рекомендуют современные средства учебы. Среди них — шаблоны, инструкционные карточки, на которых есть графическое изображение с цифровым обозначением, образцы узоров, которые ученики по своему усмотрению могут использовать для изготовления «рушников», салфеток, отделки одежды и других изделий, фотографии, иллюстрации, из журналов, готовые изделия, демонстрации слайдов, кинофрагментов. Актуальна сейчас и разработка специальных компьютерных программ.
Учитель должен всегда осознавать, что вышивание — не только красивая техника исполнения швов, но и умение составить или выбрать композицию, подобрать цвета. Поощрение к самостоятельному составлению узора должно иметь приоритет перед «съемом» из образца, заимствованием. Нужно обязательно учитывать региональные особенности относительно характерных композиций, мотивов, традиционного орнамента. Наиболее подходящие типы уроков — комбинированный и интегрированный уроки.
В конце 80-х годов, в годы перестройки, в украинских школах начали изучать народоведение, которое было введено в учебные программы. Это подталкивало педагогическую науку к более глубокому изучению традиций украинской этнопедагогики как одной из составляющих педагогической культуры, осмысления возможностей наиболее эффективного применения ее средств в учебно-воспитательном процессе.
В традиционно народной системе воспитания самым совершенным образом совмещается эстетически-духовное с производственно-производительным и высоконравственным. Идеалом украинского человека всегда был хороший хозяин. Сформированный на почве хлебопашеского уклада жизни, этот идеал всегда отражал интересы всего украинского народа. Производными от «хозяин» были хозяйка, хозяйственный сын, хозяйственная дочка. В основе этих идеалов — христианская мораль и духовность, бережливость, изобретательность, обогащение себя и других плодами самоотверженного труда и творчества [4, с. 191—192].
В 90-ые годы в учебных программах среди предметов художественно-эстетического цикла делается акцент на народных художественных традициях, усиливается внимание к традиционному декоративно-прикладному искусству. Часть учителей прививает детям навыки изготовления художественных предметов из имеющихся материалов — папье-маше, текстиля, артнитки, провода, гипса и др. Другие — исключительно из традиционно употребляемых в народном искусстве естественных материалов — полотна, дерева, лозы, соломы и др. В этот период лоскутное шитье, известное в Украине как один из наиболее интересных видов декоративно-прикладного искусства, начинает внедряться в школьную практику.
Разноцветье цветной гаммы лоскутков открывает широкие возможности для творчества. Самый распространенный вид лоскутного шитья — лоскутная мозаика. Она состоит из маленьких лоскутков, которые раскраивают за шаблонами и подбирают по цвету и форме. Очень удобно использовать картонные шаблоны, которые могут быть любой формы и размера. Для начинающих лучше всего выбирать узоры из квадратиков и треугольников.
Изготовление сувениров техникой лоскутного шитья предлагается осуществлять в седьмом классе основной школы. В статье «Изготовления сувениров техникой лоскутного шитья в 7 классе» Г. Воителева и Л. Рекун раскрывают методику и технологию изготовления разных декоративных украшений в интерьере, в частности изготовление цветов (роз из цветных лент). Авторы отмечают, что эту тему лучше всего изучать в конце учебного года. Ознакомление с этим видом украинского народного искусства вдохновляет учеников на новый творческий поиск, формирует их эстетический вкус. После первой же вещи, изготовленной своими руками «из ничего», ученики захотят обязательно создать другие изделия — неординарные и неповторимые. Главное — фантазия. В статье также подана «Инструкционная карта изготовления розы из ленты способом составления» [1, с. 20—21].
В статье «Урок художественного труда в 3 классе (детские игрушки из нитей)» свою методику описывает Ирина Сидорук. Она вводит понятие «художественная педагогика». Методика, разработанная И. Сидорук, раскрывает пути творческой самореализации педагога и учеников при выполнении творческих заданий. В частности подается методика «Изготовления куклы из нитей». Среди заданий — «закрепить навыки вышивания крестиком, развивать фантазию, творческое воображение учеников, воспитывать эстетические чувства учеников на народных традициях» [2, с. 21—23].
Как засвидетельствовали наши наблюдения за деятельностью Светланы Михайловны Сабадаш, учителя-методиста НВК І—ІІІ степеней № 16 города Каменца-Подольского, она умело использует весь арсенал влияний для этнизации детей, которую рассматривает как непременную составляющую творческого развития человека. Таким образом, подростки-вышивальщицы учатся работать в пределах цветов и стилей Подолья. Во время интервью с учителем мы поняли, что ее воспитанники-мальчики на занятиях овладевают секретами распространенных в этом крае бондарства и бочкарства, оживляют навыки мастерить из дубовых, березовых и липовых клепок настоящие произведения искусства, которые имеют практическое назначение.
Учительница пользуется образцами музейных экспозиций, фондов, сборниками известных ценителей народного искусства края. С. Сабадаш цикл занятий по декоративно-прикладному искусству проводит с использованием коллекции подольской вышивки Ю. Сицинского. Коротко, в общих чертах раскроем технологию нескольких занятий. Тема первого урока из этого цикла «Украинская народная вышивка — вид декоративно прикладного искусства. Ю. Сицинский, его коллекция вышивок Подольского края». Цель: ознакомить учениц с образцами подольской народной вышивки, гармоничным отбором цветов, научить составлять орнамент за народными мотивами; развивать художественный вкус, умение творить прекрасное. Тип урока: урок-лекция (после этого предусмотрены 3 практических занятия). Наглядность и оборудование: альбом образцов орнаментов из коллекции Ю. Сицинского, вышитые изделия; цветные карандаши и фломастеры, резинка, миллиметровая бумага, листки, в клеточку.
В списке использованной и рекомендованной для развития художественно образовательного мировоззрения подростков литературы находим произведения Г. Сковороды, разведки о вышивке вообще и о подольской в частности. Педагогически мотивированным является акцент на высказывании Г. Сковороды о том, что человек окружает себя вышитыми «разными нитями и взгляду приятными цветами, предметами для радости сердца» [3]. Это усиливает значимость художественно-творческой деятельности детей, предоставляет ей общей оптимистически-гумманистической тональности.
В ходе занятия выделим наиболее целесообразные с точки зрения философии образования, психологию, педагогику и методики учебы, моменты: подольскую вышивку специалисты-исследователи выделяют среди других в Украине; на нее обратил внимание и сделал предметом своих исследований Ю. Сицинский (подаются сведения о его творческой наработке); вышивка украшает одежду (подаются народные названия: рубашки, блузки, жупаны, передники, тулупы, платки), предметы быта («рушники», подушки, скатерти, салфетки, занавески, но др.). В вышивке отражается не только умение человека, но и ее внутреннее состояние, переживание; называются орнаменты подольской вышивки, которые свидетельствуют о единстве человека с природой и с историей своего края; обращение к природе — не простое ее копирование, а умение разглядеть в ней наиболее характерное и стилизовать его. Для подольской вышивки характерные растительные, геометрические, растительно-геометризируемые орнаменты; демонстрирование вышитых орнаментов из коллекции Ю. Сицинского.
Другая тема «Роль «рушников» в жизни украинского народа, их виды и назначения». Цель: ознакомить учениц с композиционными особенностями украинского вышитого «рушника», символами и их значением, цветной гаммой, в вышивках разных регионов Украины; научить вышивать рушниковыми символами; привить вкус к вышиванию; воспитать интерес к традициям народа, его национальной культуре, а также опрятность и точность в работе с вышивкой. По типу — это комбинированный урок.
Творчески развивающий эффект урока обеспечивают такие методические находки: «рушник» как непременный атрибут украинского жилища используется в поэзии Т. Шевченко; «рушник» в народной обрядности; названия «рушников» за их традиционными функциями в быту, назначения «рушников», которые вышивают исключительно девушки, матери; орнаменты и цветная гамма «рушников» в разных регионах Украины, символика рушниковых орнаментов, их названия; символ «Дерево жизни»; звучание известной «Песни о рушнике»; известные в Украине мастера вышивки; художественные и правительственные признания мастериц-вышивальщиц.
Названные приемы выполняют не только мотивационно побудительную функцию, которая является обязательной предпосылкой формирования творческих умений, но и настроенно-возвышенную, без чего настоящее творчество невозможно. Ознакомление с техниками вышивки — это инструментарий творчества. Лишь в своем единстве эти компоненты обеспечивают настрой на творчество девочек-подростков, которым свойственная эмоциональность, впечатлительность, доверчивость. Завлечь их в этот период вышиванием значит забросить им в душу искру творчества, которая облагородит их жизнь.
Список литературы:
- Воїтелєва Г. Виготовлення сувенірів технікою клаптикового шиття у 7 класі / Г. Воїтелєва, Л. Рекун // Трудова підготовка в закладах освіти. — 2002. — № 4. — С. 19—21.
- Сидорук І. Урок художньої праці у 3 класі (дитячі іграшки з ниток) / І. Сидорук // Трудова підготовка в закладах освіти. — 2002. — № 4. — С. 21—23.
- Сковорода Г. С. Повне зібрання творів : у 2 т. Т. 2. / Г. С. Сковорода ; редкол. : В. І. Шинкарук [та ін.]. — К. : Наукова думка, 1973. — 574 с.
- Українське народознавство : навч. посіб. / за ред. С. П. Павлюка. — 2-ге вид., переробл. і доповн. — К. : Знання, 2004. — 570 с.
дипломов
Оставить комментарий