Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 апреля 2012 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Горшкова Е.Б. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Горшкова Елена Борисовна

аспирант МГПИ, г. Москва

E-mail: g-d060275@mail.ru

 

В современном российском обществе идет модернизация образо­вания, сопровождающаяся переосмыслением, переоценкой и утверж­дением новых ценностей. Значительные преобразования затронули и общее образование, в которой системно-деятельностный подход является определяющим и высоко значение ценностно-ориенти­рованного нравственного воспитания личности гражданина России.

Интерес к проблеме ценностей, ценностных ориентаций и их осмысление приобретает особую остроту в переломные моменты истории. Современная ситуация требует принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, за выбор той или иной системы ценностей и ценностных ориентаций. Обращение к ценностям — главная отличительная черта нашего времени, важнейший принцип государственной политики в области образования. Аксиологический подход становится обязательным для объяснения многих процессов в методической науке. В русле аксиологизации образования чрезвы­чайно важным является раскрытие вопросов формирования ценност­ных ориентиров у младших школьников, как компонента содержания образования, в связи с гуманистической и культурологической направленностью школьной программы с помощью разнообразных средств обучения, способствовать развитию ценностного отношения к важнейшим сторонам действительности.

Впервые за последние 30 лет перед школьным образованием поставлена задача формирования системы ценностей, которая опирается на историческую преемственность поколений, сохраняет, транслирует и развивает традиции российского государства. Это идеологический фундамент нового Федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого «Концепция духовно-нравственного воспитания». Он задаёт те ценностные ориентиры, которые являются результатом договора об общественном согласии.

Актуальность проблемы формирования ценностных ориентиров младшего школьника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к школе, необ­ходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих и специфически российских ценностей, формирования у школьников патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления.

Проблема духовно-нравственных ценностей личности издавна была объектом исследований философов, психологов и педагогов. На протяжении тысячелетий понятие «ценность» менялось, уточнялось, наполнялось все более новым содержанием.

Так, в диалогах Сократа рассматриваются такие основные жизненные ценности, как благо, красота, добродетель. По его мнению, именно эти ценности лежат в основе нравственных поступков человека, дают возможность человеку выходить за рамки своих актуальных возможностей. Впервые термин ценность встречается в трактатах Аристотеля. Ценность определялась как добродетель, одна из разновидностей блага. Наиболее универсальной моделью философской системы ценностей можно считать концепцию Платона о взаимосвязи Истины, Добра и Красоты как высшей добродетели человечества. Характерной особенностью концепций мыслителей античности является, то, что они пытались раскрыть содержание определенной ценности самой по себе, независимо от конкретных действий, поступков человека.

Противоположную позицию приняли философы эпохи Просве­щения, которые тесно связывали ценности с субъективными интереса­ми людей (удовольствие, счастье, радость), а не с объективной природой вещей. Поэтому источником и ориентиром ценностей они считали не сферу идеального, а сферу материального, эмпирического (опыт, знания человека, его реальную земную жизнь), что и стало исходным пунктом формирования аксиологии как учения о ценностях в структуре философии.

Проблемы нравственного воспитания личности рассмотрены в значительном количестве работ отечественных и зарубежных филосо­фов, социологов, психологов и педагогов. Основополагающие идеи о морали, нравственном становлении личности, её ценностных ориента­циях представлены в работах таких философов и социологов, как К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анциферова, Р. Г. Апресян, Б. С. Братусь, А. А. Гусейнов, М. С. Каган, И. С. Кон, И. Кант, К. Маркс, П. А. Кропоткин, А. В. Разин, В. И. Ядов. Психологические аспекты проблемы формирования нравственного сознания, мотивов и потребностей раскрыты в работах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, П. Я. Гальперина, Б. В. Зейгарник, Е. П. Ильина, М. И. Лисиной, А. Н. Леонтьева, А. А Леонтьева, В. В. Столина, К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Фромма и др. Содержание, цели и методы духовно-нравственного воспитания личности стали предметом рассмотрения В. П. Бездухова, Б. М. Бим-Бада, А. А. Бодалева, В. И. Додонова, И. А. Зимней, В. В. Знакова, Н. И. Калакова, Ю. Н. Кулюткина, А. В. Петровского, П. В. Симонова, В. А. Сластенина, Л. Д. Столяренко, С. Д. Смирнова, В. Д. Шадриков, И. В. Юстус.

Мировой опыт исследования духовно-нравственных ценностей предлагает различные концепции их природы, особенностей формирования и развития. По мнению, Э. Дюркгейма, ценности принимаются человеком посредством внешнего принуждения — воспитания, и выступают регулятором поведения человека в обществе. В работах М. Вебера ценности рассматриваются как определенные установки эпохи или общества, М. Шелера — как идеально простые независимые и невзаимосвязанные качества, которые познаются через чувства. Характеризуя силу и направленность реакций человека, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность объекта, на которого направлены действия человека. Сделав попытку обобщения результатов исследований духовно-нравственных ценностей, М. Рокич предложил понимать ценности как позитивные или негативные абстрактные идеи, которые ни коем образом не связаны с определенным объектом или ситуацией, а выражают убеждения человека о типах и целях его поведения, предпочитаемых стратегиях осуществления деятельности. В трудах М.С. Кагана и других ученых ценности рассматриваются как явления природы (материальные ценности) и общества (духовно-нравственные ценности), которые выражают не только то, что реально существует, но и то, к чему необходимо стремиться. В самом широком понимании духовно-нравственные ценности выступают в качестве явлений, чувств, идеалов, которые имеют определенную значимость для человека, способность удовлетворять различные потребности. Таким образом, согласно представлениям ученых-философов, ценности являются важнейшим компонентом человеческой культуры. Если попытаться дать определение понятию «ценность», то можно сказать, что ценность — священный личностно-универсальный принцип культуры, пронизы­вающий, связующий и направляющий все многообразие ее проявле­ний, придающий положительный смысл человеческому существова­нию, определяемый соотношением знания, чувства, воли в конкретно-исторические эпохи.

Проблема формирования и развития духовно-нравственных ценностей в разные периоды являлась объектом исследований. Классики отечественной психологии (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и др.) рассматри­вают роль и место ценностей в различных аспектах изучения свойств личности, выделяя направленность в качестве ее доминантной характе­ристики. Именно в направленности выражаются субъективные цен­ностные отношения личности к различным сторонам действительности. Поэтому психологами чаще всего используется понятие ценностные ориентации, под которыми понимают направленность личности на определенные ценности. Несмотря на то, что в научной литературе существует большое количество теоретических и практических исследований ценностей и ценностных ориентаций личности, только в последнее время делаются попытки систематизации полученных результатов (И. Бех, Р. Дилтс, Д. Леонтьев, Л. Смирнов и др.).

Классификации ценностей и формированию ценностного отношения личности посвящены педагогические работы (А. Г. Здраво­мыслов, В. А. Караковский, Н. Б. Крылова, Б. Т. Лихачев, Р. С. Немов, М. Рокич, Н. Е. Щуркова и др.).

В. А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, и показывает их значение для содержания и организации воспитательного процесса.

З. И. Равкин убежден, что в ходе исторического развития постоянно пополняется «ценностно-мотивационный ряд, побуж­дающий человека к действию и приобретающий значение критерия, в свете которого судят о его поведении и деятельности». Он выделяет следующие ценности: «Человек как самоценность высшего порядка, Труд, Мир, Свобода, Справедливость, Равенство, Добро, Истина и Красота — они во взаимодействии друг с другом обозначают новый рубеж, с которого начинается отсчет в развитии гуманистической культуры всей системы ценностей» [7, с. 87 - 90].

Ю. Н. Кулюткин, М. Рокич, В. Ядов и другие различают терминальные ценности (предельные, конечные ценности-цели) и инструментальные ценности (средства). К терминальным ценностям относят: здоровье, интересную работу, счастливую семейную жизнь, творчество, любовь, познание, свободу как независимость в поступках и действиях и другие. К инструментальным ценностям относят: аккуратность, воспитанность, жизнерадостность, исполнительность, независимость, непримиримость к недостаткам в себе и в других, образованность, честность, чуткость и другие [6, с. 75].

Исследователь С. А. Артюхова, рассматривает ценности как «духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности» [2, с. 117—121].

По мнению Т. А. Серебряковой, «ценности представляют собой культурно-исторический опыт, накопленный обществом, и индиви­дуальный опыт, опыт «складывающийся» в процессе жизнедеятель­ности личности», ценности «тесно взаимосвязаны с такими нравствен­ными категориями, как убеждения, отношения, ответственность и т. д.». Ученый считает, что «общественные отношения, в которые вступает человек, требуют от него соответствия целому ряду моральных, нравственных, этических нормативов, которые и находят проявление, отражение в системе ценностных ориентаций и установок» [8, с. 50—54].

Н. А. Асташова определяет ценности как «стержневое образование личности, системный компонент культуры, выражение потребности в человечности» [3, с. 8—13].

З. И. Равкин подчеркивает, что ценности жизни и деятельности подрастающего поколения должны отражать социальные, правовые и нравственные нормы общества [7, с. 87—90].

Как «сложный социально-психологический феномен, характери­зующий направленность и содержание активности личности, являющий­ся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направле­ние личностным позициям, поведению, поступкам» рассматривает цен­ностные ориентации А. Н. Кирилова. По ее мнению, вершиной много­уровневой структуры ценностных ориентаций являются «ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности» [5, с. 29—37].

По Р. С. Немову ценности — это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый положительный жизненный смысл; они отвечают потребностям личности и отражаются в установках, находят выход в поступках и их мотивировке. А. Г. Здравосмыслов считает, что мир ценностей — это, прежде всего мир культуры в широком смысле слова. Это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей — тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. Он относит ценности целиком к сфере духовной культуры.

Таким образом, приходим к заключению о том, что единого представления о сущности рассматриваемых понятий нет. В этой связи, остановимся на формулировке, приведенной в Большом энцикло­педическом словаре под редакцией А. М. Прохорова: «ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях». «Ценностная ориентация — избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении» [4, с. 1629].

Ориентиром в нашем исследовании служат работы по педагоги­ческой аксиологии Е. В. Бондаревской и Н. Д. Никандрова, в которых духовно-нравственные ценности мировой культуры определены как основы социализации и воспитания; В. А. Сластенина, Г. И. Чижа­ковой, где предложена иерархия ценностей образования; В. П. Безду­хова, обосновавшего роль образования в приобщении учащихся к общечеловеческим ценностям; Н. А. Асташовой, конкретизировавшей этапы формирования ценностных ориентаций у обучающихся.

Понятия «ценность» и «отношение» неотделимы друг от друга и рождают новые понятия: «ценностное отношение», «ценностные ориентации». Их осознание человеком проявляется через отношение, через сопричастность к миру природы, других людей, общества, тех­ники, культуры, — ко всему тому, что составляет ближнее и дальнее его окружение.

Категорию «ценностное отношение» исследовали Л. И. Божович, А. Г. Здравомыслов, А. И. Самсин и другие. Психологические основания для воспитания ценностных отношений сформулированы в работах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Г. Здравомыслова, Д. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. В отечественной психолого-педагогической науке глубоко и всесторонне разработан культурно-исторический системно-деятельностный подход, который основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина. Деятельностный подход строится на положении о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность. А ценностное отношение развивается путем последовательного получения знаний, формирования умений и навыков, осознания ценностей мира.

По характеру деятельности мы судим и о самой личности. Личность и ее деятельностьнаходятся в единстве. И эта взаимосвязь отражена в психологической теории личности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, Б. Ф. Ломов и др.). Ценностное отношение отражается в мировоззрении, убеждениях, рефлексивных чертах, действиях личности, оно является сознательным компонентом структуры личности и оказывает содействие творческому освоению мира (В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, К. К. Платонов и др.).

Вслед за советскими учеными, А. Г. Асмолов [2, с. 6—8.] делает акцент на системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности, на формирование гражданской идентичности.

Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, которая поддерживается социумом.

Проблема духовно-нравственных ценностей получила свое развитие в разных отраслях научного знания и рассматривалась с различных теоретико-методологических позиций. Современные идеи зарубежной и отечественной гуманистической педагогики предполагают воспитание у ребенка позитивного отношения к себе и к миру, к ценности жизни. Ценностное отношение к жизни понимается как осознание ее значимости, восприятие ее как дара, переживания счастья от каждого дня. Это ценностное отношение порождает целый круг других ценностных отношений: к семье, к природе, к человеку, к культуре и другим общечеловеческим ценностям. Осознание ценности жизни даёт возможность понять уникальность каждого человека.

Однако, по нашему мнению, исходя из психолого-педагогических целей, наиболее интегральным является понимание ценностей, предложенное И. Д. Бехом, согласно которому, ценности — все то, что ценит личность, что является для нее значимым и важным, т. е. ее осознанные смысловые образования. Кроме того, личность — непре­рывно развивающая система, соотношения между этими смысловыми образованиями нестабильные, они взаимовлияют, взаимодополняют, взаимозаменяют друг друга.

За последние несколько лет защищено значительное количество кандидатских и докторских диссертаций (Г. А. Аргунова, С. Г. Бугаев, С. Г. Гладнева, С. А. Куликова, М. Г. Резниченко, С. М. Яковлюк и др.), посвященных формированию ценностных ориентаций подрастаю­щего поколения с помощью использования различных средств обуче­ния и воспитания, так как «проблема духовности, нравственности человека, его ценностных ориентиров считается одной из вечных проблем, порожденных самим ходом исторического развития цивилизации» — пишет Т. А. Серебрякова.

Формирование ценностных ориентаций учащихся, системы их установок и убеждений не может происходить с помощью автори­тарного навязывания мнения педагога, оно должно строиться на взаим­ном сотрудничестве и заинтересованности общим делом. В связи с этим в работе Н. А. Асташовой рассматривается полный цикл форми­рования ценностных ориентаций, который включает в себя следующие этапы: предъявление ценностей воспитаннику; осознание ценностных ориентаций личностью; принятие ценностных ориентаций; реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении; закрепление ценностных ориентаций в направленности личности и перевод ее в статус качества личности, т. е. в своего рода потенциальное состояние; актуализация потенциальных ценностных ориентаций, заключающих­ся в качествах личности педагога [3, с. 8—13].

Важной социально-психологической особенностью младшего школьника можно считать динамичность нравственных представлений.Поэтому для принятия ценностей младшим школьником необходимо создание единого системно-деятельностного пространства для духовно-нравственного развития ребенка, важна системная организация различных видов нравственно-ориентированной деятельности в образовательном учреждении, т.е. создание воспитывающей нравственно и ценностно-ориентированной среды образовательного учреждения

Работа по воспитанию у младших школьников ценностного отношения к жизни требует особой осознанности и ответственности, владения формами деятельности и является одним из основополагающих направлений в работе современного педагога, которому дана возможность самому моделировать и реализовывать воспитательную деятельность, адекватную природе детства, национальным и культурным традициям.

Младший школьный возраст в жизни ученика является началом важного и ответственного периода развития нравственных качеств, можно говорить о создании основы ценностно-смысловой сферы личности.В сознании младшего школьника начинает формироваться система ценностей, которым он следует. Именно в шесть-семь лет процесс формирования ценностных ориентаций происходит наиболее динамично. Следует отметить, что на выбор ценностей младшими школьником и в первую очередь влияет мнение, выбор взрослого, их собственный социально-нравственный опыт, примеры из художествен­ной литературы, кинофильмов, телепередач, мнение и выбор детского сообщества, близких друзей.

Чрезвычайно важно то, что современный процесс воспитания и социализации полисубъектен, семья и школа утратили монополию на воспитание и социализацию ребенка. На младшего школьника оказы­вают мощное воспитывающее и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, Интернет, телевидение, иные источники инфор­мации, религиозные и общественные организации, молодежные сооб­щества и т. д. Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, инфор­мационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоз­зренческие установки.

Поэтому первостепенная задача педагога, родителей — не просто дать набор ценностей, а помочь ребенку их осмыслить, принять основные (общечеловеческие) как собственные жизненные регуляторы и научиться использовать их практически.По мнению Б. Братуся, ценности — осознанные, отрефлексированные самые общие смысловые образования человека, которые влияют на его жизнедеятельность, детерминируя поведение и отношение к окружающим.Для становления положительного отношения к ценностям необходим опыт их эмоционального переживания и рефлексии, потому что знание общественных норм и ценностей не является гарантией того, что человек готов им добровольно следовать в различных обстоятельствах жизни. В школе такой опыт переживания может возникнуть у учащегося в процессе взаимодействия:

  • с педагогом— приобретение школьником социального знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. д.);
  • с дружественной детской средой (коллективом) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
  • с социальными субъектами — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

В начальной школе первичным условием воспитательного воздействия становится приобретение ребенком социального знания через практику конкретных человеческих отношений и поступков. Общение со взрослыми и сверстниками способствует формированию морально-этических качеств личности. Ребенок усваивает общественно значимые критерии оценок поступков и качеств людей, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности, приобретает опыт самостоятельного решения этических проблем. Именно поэтому общение между детьми одного возраста является важным психологическим условием развития нравственного сознания ребенка. Отсутствие или дефицит такого общения может осложнить формирование его нравственной сферы, замедлить накопление багажа морально-этических понятий и представлений.

Значительные перемены, вызванные ходом общего развития младшего школьника, изменения его образа жизни, некоторых целей, возникающих перед ним, приводят к тому, что становится иной его эмоциональная жизнь. У младшего школьника появляются новые переживания, расширяется круг жизненных целей, рождается новое эмоциональное отношение к окружающей действительности. В этот период на фоне эмоционально-ориентировочных переживаний у детей появляется внутренняя ориентация на деятельность, формируется положительное или отрицательное отношение к базовым общест­венным ценностям.

Приобретение учеником начальной школы опыта самостоя­тельного общественного действия реализуются педагогами через интеграцию основного и дополнительного образования и вовлечение школьников в проектную деятельность, которая возникла как форма и средство практического и наглядного обучения естественным наукам. В данном контексте системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это метадеятель­ность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник посредством усвое­ния идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм, достигается согласование аксиологического и системно-деятельност­ного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.

 

Список литературы:

  1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. № 4.
  2. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. № 9.
  3. Асташова Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии // Педагогика. 2002. № 8.
  4. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1993.
  5. Кирилова Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. 2000. № 4.
  6. Личность. Ценности. Изменяющийся мир / Под ред. Ю. Н. Кулюткина. СПб.: ИОВ РАО, 1998.
  7. Равкин З. И. Развитие образование в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. № 5.
  8. Серебрякова Т. А. Ретроспективный взгляд на проблему ценностей и их роль в развитии современной личности // Наука и школа. 2006. № 3.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.