Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XLV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 13 октября 2014 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогика высшей профессиональной школы

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Хораськина О.А. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ К РАБОТЕ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. № 10(45). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ПОДГОТОВКА  БУДУЩИХ  УЧИТЕЛЕЙ  МУЗЫКИ  К  РАБОТЕ  С  ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ  ДЕТЬМИ

Хораськина  Ольга  Александровна

канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  теории,  истории,  методики  музыки  ФГБОУ  ВПО  «Чувашский  государственный  педагогический  университет  им.  И.Я.  Яковлева»,  РФ,  г.  Чебоксары

E-mail: 

 

FUTURE  MUSIC  TEACHERS’  PREPARATION  FOR  THE  WORK  WITH  MALADJUSTED  CHILDREN

Olga  Khoraskina

candidate  of  pedagogic  sciences,  associate  professor  of  Department  of  Theory,  History  and  Methodology  of  Music,  FSBEI  HVE  Chuvash  State  Pedagogical  University  named  after  I.Y.  YakovlevRussiaCheboksary

 

АННОТАЦИЯ

В  данной  статье  рассмотрены  некоторые  вопросы  подготовки  будущих  учителей  музыки  к  работе  с  дезадаптированными  детьми.  В  ней  определено  понятие  «дезадаптированные  дети»,  охарактеризованы  особенности  их  психического  и  музыкального  развития.  Выявлены  и  обоснованы  педагогические  условия  эффективного  формирования  готовности  будущих  учителей  музыки  к  работе  с  дезадаптированными  детьми,  описана  реализация  каждого  из  выявленных  условий.

ABSTRACT

The  article  considers  several  questions  of  future  music  teachers’  preparation  for  the  work  with  maladjusted  children.  The  concept  of  maladjusted  children  has  been  determined;  peculiarities  of  their  mental  and  musical  development  have  been  described.  Pedagogical  conditions  of  effective  formation  of  future  musical  teachers’  readiness  for  the  work  with  maladjusted  children  have  been  defined  and  proved;  realization  of  each  of  defined  conditions  has  been  described. 

 

Ключевые  слова:  дезадаптированные  дети;  учитель  музыки,  формирование  готовности.

Keywords:  maladjusted  children;  music  teacher,  formation  of  readiness. 

 

Преобразования  в  экономической  и  социальной  сферах,  происходившие  в  нашей  стране  в  конце  ХХ  века  привели  к  необходимости  решения  проблемы  адаптации  подрастающего  поколения  к  быстро  изменяющимся  условиям  жизни.  Различные  Федеральные  законы  и  Постановления  Правительства  РФ  определяют  цели  и  задачи  государственной  политики  по  защите  интересов  и  прав  ребенка,  по  повышению  роли  семьи,  общеобразовательной  школы  и  других  социальных  институтов  в  профилактике  правонарушений  несовершеннолетних.  В  связи  с  этим  обучение  дезадаптированных  детей  требует  к  себе  пристального  внимания  со  стороны  всего  педагогического  коллектива  школы,  в  том  числе  и  учителей  музыки. 

Однако  многие  педагоги  школ  не  готовы  к  работе  с  дезадаптированнми  детьми.  Проведенное  в  рамках  нашего  исследования  анкетирование  учителей  музыки  и  педагогов  Чувашской  Республики  подтверждает,  что  они  имеют  лишь  самые  общие  представления  о  проявлениях  детской  дезадаптации,  испытывают  трудности  в  организации  уроков  музыки  с  данными  детьми  и  включении  их  в  музыкальную  деятельность  [4]. 

Данную  категорию  детей  обычно  выделяют  в  особую  группу,  но  при  этом  в  педагогической  литературе  их  называют  по-разному:  трудные,  трудновоспитуемые,  педагогически  запущенные,  проблемные,  дезадаптированные,  дети  с  отклоняющимся  (девиантным)  поведением,  дети  группы  риска  и  др.  Мы  придерживаемся  термина  «дезадаптированные  дети».  Чаще  всего  под  дезадаптацией  понимают  несоответствие  социопсихологического  и  психофизиологического  статуса  человека  требованиям  ситуации  жизнедеятельности,  которые,  в  свою  очередь,  не  позволяют  ему  адаптироваться  в  условиях  среды  его  существования.  Г.М.  Коджаспирова  и  А.Ю.  Коджаспиров  рассматривают  понятие  «дезадаптация»  как  психическое  состояние,  возникающее  в  результате  несоответствия  социопсихологического  или  психофизиологического  статуса  ре­бенка  требованиям  новой  социальной  ситуации  [1,  с.  64]. 

Л.В.  Мардахаев  определяет  понятия  «дезадаптированные  дети»  следующим  образом:  «Дезадаптированные  дети  —  дети,  которые  по  различным  причинам  не  могут  наравне  со  сверстниками,  другими  детьми  приспособиться  к  условиям  среды  их  жизнедеятельности,  что  негативно  сказывается  на  их  самопроявлении,  развитии,  воспитании,  обучении»  [2,  с.  88].  Для  них  характерны  отклонения  поведенческого  характера  в  сфере  школьного  учебного  процесса:  негативное  отношение  к  учебной  деятельности,  нормам  школьной  жизни,  школьного  распорядка  (пропуски  уроков,  нарушение  дисциплины),  устойчивая  неуспеваемость,  стремление  любыми  способами  уклониться  от  активной  мыслительной  работы,  дезорганизация  отношений  в  классном  коллективе,  сопротивление  требованиям  учителей. 

Особенности  психического  развития  дезадаптированных  детей  влекут  за  собой  и  особенности  их  музыкального  развития.  Запас  музыкальных  впечатлений  у  них  достаточно  беден,  они  не  знакомы  с  классической  музыкой,  в  то  же  время  многие  из  них  неплохо  разбираются  в  современной  поп-  и  рок-музыке.  У  них  не  развиты  музыкальный  слух,  чувство  ритма,  музыкальная  память.  Кроме  того,  можно  отметить  небольшой  диапазон  голоса  и  маленький  объем  дыхания.  Дети  скованны  в  движениях,  у  них  снижена  способность  к  вербализации  своих  эмоциональных  состояний,  существуют  трудности  в  подборе  слов  для  обозначения  своих  чувств  и  переживаний. 

Особенности  психического  и  музыкального  развития  данной  категории  детей  требует  от  учителя  особых  умений  и  знаний.  Мы  рассматриваем  готовность  будущих  учителей  музыки  к  работе  с  дезадаптированными  детьми  как  интегративное  образование,  представляющее  собой  синтез  личностных  качеств  специалиста  и  его  мотивации  к  работе  с  данной  категорией  детей,  а  также  комплекса  психолого-педагогических  и  специальных  знаний,  умений  и  навыков  [4].

Известно,  что  сложность  профессии  учителя  музыки  определяется  необходимостью  тесной  взаимосвязи  элементов,  входящих  и  в  понятие  «учитель»  и  в  понятие  «музыкант»,  причем  каждое  из  них  в  свою  очередь  многогранно.  Учитель  музыки  ведет  учебно-воспитательную  работу,  формирует  взгляды,  убеждения,  потребности,  вкусы,  идеалы  детей.  Он  должен  быть  не  просто  широко  образованным  человеком,  хорошо  знающим  свой  предмет,  но  личностью  в  высоком  общественном  значении  этого  слова.  Работа  с  дезадаптированными  детьми  предполагает  наличие  у  учителя  музыки  не  только  комплекса  музыкально-педагогических  знаний,  умений,  навыков,  но  и  профессионально  значимых  личностных  качеств  социального  работника  (толерантность,  эмпатия,  коммуникабельность). 

На  основе  теоретического  анализа  литературы  по  теме  исследования  и  проведенной  опытно-экспериментальной  работы  нами  были  выявлены  педагогические  условия,  при  соблюдении  которых  возможна  успешная  подготовка  будущих  учителей  музыке  к  работе  с  дезадаптированными  детьми  [4].  К  ним  мы  относим:

1.  осуществление  интегративного  подхода  к  изучению  общепрофессиональных  и  специальных  дисциплин  в  контексте  формирования  готовности  будущих  учителей  музыки  к  музыкально-педагогической  деятельности  с  дезадптированными  детьми; 

2.  введение  в  учебный  план  музыкально-педагогических  факультетов  предмета  «Организация  музыкально-педагогической  деятельности  в  социально-реабилитационном  центре  для  несовершеннолетних»,  раскрывающего  возможности  музыкального  искусства  в  социальной  адаптации  детей;

3.  организация  музыкально-педагогической  практики  студентов  в  социально-реабилитационном  центре  для  несовершеннолетних,  в  которых  проживают  и  воспитываются  дезадаптированные  дети.

В  нашем  исследовании  мы  рассматриваем  понятие  «интегративный  подход»  через  понятие  «интеграция»,  которое,  вслед  за  Н.С.  Сердюковой,  мы  определяем,  как  процесс  сближения  и  связи  наук,  происходящий  наряду  с  процессами  дифференциации,  который  представляет  собой  высокую  форму  воплощения  межпредметных  связей  на  качественно  новой  ступени  обучения  [3]. 

При  осуществлении  интегрированного  подхода  мы:

·     определили  общие  для  дисциплин  специальной  и  общепрофессиональной  подготовки  образовательные  задачи,  решение  которых  необходимо  для  подготовки  будущих  учителей  к  работе  с  дезадаптированными  детьми  (комплексный  уровень  интеграции);

·     осуществили  отбор  основных  идей  и  понятий,  усвоение  которых  способствует  формированию  у  будущих  учителей  музыки  необходимых  знаний;

·     выделили  конкретные  разделы,  темы,  где  возможна  реализация  интегрированного  подхода  в  обучении  (блочная  интеграция);

·     разработали  комплексные  задания,  моделирующие  элементы  взаимосвязи  учебных  дисциплин  (локальная  интеграция).

Для  реализации  данных  задач  мы  использовали  такие  методические  приемы  и  формы,  способствующие  обобщению  и  систематизации  знаний  студентов  из  разных  дисциплин,  как:  включение  преподавателем  элементов  учебного  материала  другого  предмета  в  изложение  новой  темы;  проведение  интегрированных  занятий;  написание  студентами  межпредметных  рефератов,  докладов;  проведение  межпредметных  научно-практических  конференций,  студенческих  конкурсов. 

Необходимые  для  работы  с  дезадаптированными  детьми  знания,  умения  и  навыки  студенты  получают  в  процессе  изучения  дисциплины  «Организация  музыкально-педагогической  деятельности  в  социально-реабилитационном  центре  для  несовершеннолетних».  Цель  данной  дисциплины:  подготовить  будущих  учителей  музыки  к  организации  музыкально-педагогической  деятельности  с  дезадаптированными  детьми.

Из  поставленной  цели  вытекают  следующие  задачи:

1.  Ознакомить  студентов  с  содержанием  деятельности  и  функциями  социально-реабилитационного  центра  и  ролью  педагогов-музыкантов  в  социальной  адаптации  дезадаптированных  детей.

2.  Обеспечить  студентов  знаниями  о  составе  воспитанников  центра,  проявлениях  дезадаптации,  особенностях  их  музыкального  развития.

3.  Вооружить  студентов  необходимыми  для  организации  музыкально-педагогической  деятельности  с  дезадаптированными  детьми,  современными  методиками  работы  с  ними.

4.  Сформировать  умения  и  навыки,  необходимые  для  работы  с  дезадаптированными  детьми.

5.  Создать  условия  для  формирования  и  развития  у  студентов  необходимых  личностных  качеств.

В  процессе  изучения  дисциплины  используются  различные  формы  работы:  лекции,  беседы,  практические  и  лабораторные  занятия,  посещения  социально-реабилитационных  центров,  выполнение  творческих  и  тестовых  заданий,  тренинги  и  ролевые  игры,  направленные  на  развитие  необходимых  для  работы  с  детьми  качеств  личности;  методы,  способствующие  активному  усвоению  знаний,  овладению  практическими  умениями  (объяснительно-иллюстративный,  проблемного  изложения,  частично-поисковый,  исследовательский).

Полученные  в  процессе  изучения  дисциплины  знания  студенты  могут  применить  практике  в  социально-реабилитационных  центрах  для  несовершеннолетних  Чувашской  республики.  Социально-реабилитационные  центры  для  несовершеннолетних  были  выбраны  в  качестве  базы  для  прохождения  практики,  так  как  в  них  проживают  и  проходят  реабилитацию  дезадаптированные  дети.  Музыкально-педагогическая  практика  студентов  организуется  без  отрыва  от  учебной  деятельности. 

  Практика  включает  в  себя  три  этапа.  На  первом  этапе  студенты  посещают  социально-реабилитационные  центры,  изучают  их  структуру,  работу  отделений,  знакомятся  с  нормативно-правовыми  актами,  регулирующими  деятельность  центров  и  условия  жизни  детей,  посещают  музыкальные  занятия  с  дезадаптированными  детьми.  Основными  формами  работы  на  втором  этапе  является  активное  наблюдение  за  ходом  музыкальных  занятий  и  изучение  особенностей  музыкального  развития  дезадаптированных  детей.  Основная  цель  третьего  этапа  —  непосредственное  выполнение  студентами  функций  музыкального  руководителя,  подготовка  и  проведение  с  детьми  музыкального  мероприятия. 

В  результате  реализации  названных  педагогических  условий  у  студентов  формируется  готовность  к  работе  с  дезадаптированными  детьми.  Студенты  приобретают  знания  о  современном  состоянии  системы  социальной  помощи  дезадаптированным  детям;  об  их  особенностях  музыкального  развития;  принципах,  содержании  и  формах  организации  музыкально-педагогической  деятельности  с  ними;  умения  отбирать  музыкальный  репертуар  для  музыкальных  и  развлекательных  мероприятий,  применять  в  своей  работе  современные  методы  музыкального  воспитания.

 

Список  литературы:

  1. Коджаспирова  Г.М.,  Коджаспиров  А.  Ю.  Педагогический  словарь.  М.:  ИКЦ  «МарТ»;  Ростов  н/Д.:  Издательский  центр  «МарТ»,  2005.  —  448  с.
  2. Мардахаев  Л.В.  Социальная  педагогика.  М.:  Омега-Л,  2013.  —  416  с. 
  3. Сердюкова  Н.С.  Организационно–педагогические  условия  формирования  исследовательско-творческой  культуры  учителя:  Дисс.  …  канд.  пед.  наук.  Белгород,  2000.  —  207  с.
  4. Хораськина  О.А.  Формирование  готовности  будущих  учителей  музыки  к  музыкально-педагогической  деятельности  в  социально-реабилитационном  центре  для  несовершеннолетних:  Дисс.  …  канд.  пед.  наук.  Чебоксары,  2008.  —  213  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий