Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XL Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 19 мая 2014 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогика высшей профессиональной школы

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Павлова Е.В. ВОЗМОЖНОСТИ КЛАВИШНОГО СИНТЕЗАТОРА В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XL междунар. науч.-практ. конф. № 5(40). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ВОЗМОЖНОСТИ  КЛАВИШНОГО  СИНТЕЗАТОРА  В  ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ  ПОДГОТОВКЕ  СТУДЕНТОВ  ФАКУЛЬТЕТА  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  И  МУЗЫКАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Павлова  Елена  Владимировна

канд.  пед.  наук,  доцент  Чувашского  государственного  педагогического  университета  им.  И.  Я.  Яковлева,  РФ,  г.  Чебоксары

E-mail: 

 

OPPORTUNITIES  OF  A  KEY  SYNTHESIZER  IN  INSTRUMENTAL  TRAINING  OF  STUDENTS  OF  ART  AND  MUSIC  EDUCATION  FACULTY

Elena  Pavlova

candidate  of  pedagogic  sciences,  associate  professor  of  Chuvash  State  Pedagogical  University  named  after  I.Y.  YakovlevRussiaCheboksary

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматриваются  вопросы  обучения  студентов  музыкального  факультета  педагогического  вуза  игре  на  клавишном  синтезаторе.  Анализ  опыта  освоения  студентами  дисциплины  «Электронные  музыкальные  инструменты»  показал,  что  применение  потенциала  современных  синтезаторов  будет  способствовать  совершенствованию  исполнительской  подготовки  бакалавров,  раскрытию  их  творческих  возможностей.

ABSTRACT

The  article  considers  the  questions  of  teaching  students  of  Faculty  of  Music  of  a  pedagogical  institution  to  play  a  key  synthesizer.  Analysis  of  studying  the  subject  “Electronic  Musical  Instruments”  by  students  has  shown  that  application  of  the  potential  of  modern  synthesizers  will  promote  improvement  of  performance  training  of  bachelors  and  revealing  of  their  creative  abilities.

 

Ключевые  слова:  Электронные  музыкальные  инструменты;  синтезатор;  инструментально-исполнительская  подготовка  студентов.

Keywords:  electronic  musical  instruments;  synthesizer;  instrumental  and  performance  training  of  students.

 

Значительные  изменения,  происходящие  сегодня  в  системе  высшего  образования,  не  всегда  обусловлены  процессом  реформирования  и  переходом  на  многоуровневую  систему.  В  современных  условиях  наряду  с  внешними,  наиболее  заметными  переменами,  которые  касаются  организационных  сторон  образовательного  процесса  в  высшей  школе,  не  менее  глубокую  трансформацию  претерпевают  и  внутренние,  содержательные  аспекты  обучения  студентов  вуза.  Так,  на  развитие  музыкальной  педагогики  большое  влияние  оказывает  стремительное  развитие  музыкально-компьютерных  технологий  и  растущая  популярность  электронных  музыкальных  инструментов. 

В  последние  годы  профессиональный  интерес  многих  музыкантов  вызывает  клавишный  синтезатор.  Этому  инструменту  понадобилось  не  одно  десятилетие,  чтобы  преодолеть  негативные  стереотипы  и  некий  барьер  неприятия  его  со  стороны  академического  музыкального  сообщества.  Сегодня  синтезатор  занимает  все  более  прочные  позиции  в  отечественном  музыкальном  пространстве  и  по  праву  завоевывает  достойное  место  среди  традиционных  музыкальных  инструментов. 

Прочно  входит  он  и  в  музыкально-образовательную  среду.  Обучение  игре  на  синтезаторе  введено  в  образовательные  программы  многих  детских  музыкальных  школ  и  школ  искусств.  Неизменно  возрастает  интерес  к  ежегодным  конкурсам  и  фестивалям  электронного  музыкального  творчества  и  курсам  подготовки  преподавателей  игры  на  синтезаторе.  Кроме  того,  учителя  музыки  общеобразовательных  школ  все  чаще  делают  свой  выбор  в  пользу  этого  инструмента.

Такие  существенные  перемены  приводят  к  преломлению  традиционных  взглядов  на  содержание  инструментально-исполнительской  подготовки  студентов  высшей  школы.  С  одной  стороны,  это  обусловлено  тем,  что  обучение  игре  на  синтезаторе  в  музыкальных  школах  требует  продолжения  на  следующих  ступенях  образовательного  процесса.  С  другой  стороны,  применение  синтезатора  в  профессиональной  деятельности  учителей  музыки,  педагогов  учреждений  системы  дополнительного  образования,  приводит  к  необходимости  подготовки  педагогических  кадров  соответствующей  квалификации.  Таким  образом,  в  условиях  столь  широкого  распространения  синтезатора  в  деятельности  музыкантов  различных  профессий  проблема  обучения  игре  на  этом  инструменте  студентов  вуза  стала  весьма  актуальной.  Это  привело  к  пониманию  необходимости  включения  в  учебные  планы  подготовки  бакалавров  дисциплин,  способствующих  получению  таких  навыков. 

На  факультете  художественного  и  музыкального  образования  Чувашского  государственного  педагогического  университета  им.  И.Я.  Яковлева  обучение  игре  на  синтезаторе  осуществляется  в  рамках  дисциплины  «Электронные  музыкальные  инструменты».  Дисциплина  изучается  в  пятом  семестре  всеми  студентами  без  исключения,  вне  зависимости  от  того,  какой  музыкальный  инструмент  они  осваивают  в  качестве  основного.  Сравнительно  небольшой  по  времени  опыт  преподавания  новой  для  факультета  дисциплины  пока  не  позволяет  сделать  каких-либо  весомых  выводов,  но  некоторые  обобщения  возможны.

Принято  считать,  что  синтезатор  —  это  некий  электронный  аналог  фортепиано.  По  мнению  многих,  если  студент  владеет  основными  приемами  фортепианной  игры,  успех  в  освоении  синтезатора  ему  гарантирован.  Однако,  это  далеко  не  так.  Фортепиано  и  синтезатор  связывает  лишь  расположение  клавиш  на  клавиатуре.  Безусловно,  для  молодых  музыкантов,  имеющих  навыки  игры  на  фортепиано  и  активно  применяющих  в  своей  учебной  и  внеучебной  деятельности  компьютерные  технологии,  освоение  синтезатора  не  станет  слишком  сложной  задачей.  Но  следует  помнить,  что  синтезатор  —  это  многоплановый  и  многофункциональный  инструмент.  Восприятие  его  как  машины  с  фортепианной  клавиатурой,  способной  без  особых  физических  усилий  воплотить  в  звуке  все  творческие  замыслы  исполнителя,  является  довольно  частым  заблуждением.

На  первых  же  занятиях  студенты  осознают,  что  знаний  по  классической  теории  музыки,  сольфеджио  и  гармонии  для  освоения  синтезатора  им  недостаточно.  Неожиданностью  для  начинающих  исполнителей  становится  и  то,  что  традиционные  приемы  восприятия  и  чтения  нотного  текста  не  являются  единственно  применимыми.  Игра  на  синтезаторе  требует  готовности  и  умения  самостоятельно  преобразовывать  звуковое  пространство,  используя  для  этого  специфические  методы  и  средства.  И.М.  Красильников  подчеркивает,  что  «огромный  художественный  потенциал  электронных  инструментов  требует  от  их  пользователя  переосмысления  нотного  текста  —  его  нужно  переложить,  аранжировать  для  этих  инструментов  в  соответствии  с  особенностями  каждого  из  них»  [2,  с.  9].

В  связи  с  этим  исследователи  указывают  на  необходимость  развития  новых  для  музыканта  способностей  «оперативно  и  качественно  работать  с  музыкальной  информацией  на  базе  нового  инструментария,  анализировать  и  обрабатывать  полученные  результаты,  обосновывать  принятые  решения  в  творческой  деятельности,  исходя  из  имеющейся  музыкальной  информации»  [7,  с.  3].  Таким  образом,  можно  утверждать,  что  игра  на  синтезаторе  требует  от  музыканта  развития  специфического  исполнительского  мышления.

Следующий  весьма  очевидный  факт,  который  характеризует  процесс  освоения  дисциплины  «Электронные  музыкальные  инструменты»,  —  высокая  познавательная  активность  студентов  и  повышение  уровня  их  положительного  отношения  к  инструментально-исполнительской  деятельности,  в  том  числе  сценическим  выступлениям.  Сами  студенты  связывают  это  с  тем,  что  на  синтезаторе  даже  несложные  исполнительские  действия  могут  привести  к  яркому  звуковому  и  художественному  результату.  Это  еще  раз  подтверждает  высказывание  И.М.  Красильникова  о  том,  что  «техника  игры  на  синтезаторе  гораздо  проще,  а  выразительные  функции  звучания  количественно  и  качественно  возрастают  по  сравнению  с  традиционными  инструментами»  [3,  с.  4].

Следует  отметить  и  то,  что  методические  аспекты,  касающиеся  применения  электронных  музыкальных  инструментов  в  учебном  процессе  педагогического  вуза,  недостаточно  разработаны.  В  научно-методической  литературе  и  периодических  изданиях  последних  лет  появилось  немало  исследований,  направленных  на  изучение  различных  сторон  проблемы  применения  электронных  инструментов  в  музыкальном  образовании.  Среди  них  следует  выделить:  диссертационные  работы  И.М.  Красильникова,  О.А.  Подкопаевой,  М.Ю.  Чёрной,  статьи  Е.Ю.  Гундоровой,  В.П.  Чудиной  [3;  5;  6;  7;  1;  8]  и  др.  Однако  эти  исследования,  за  исключением  работы  О.А.  Подкопаевой,  в  большей  степени  посвящены  вопросам  использования  синтезатора  в  работе  со  школьниками  в  системе  дополнительного  музыкального  образования. 

При  этом  функциональные  возможности  современных  синтезаторов  настолько  велики,  что  владение  этими  инструментами  как  ничто  другое  может  обогатить  исполнительскую,  музыкально-теоретическую,  методическую  подготовку  бакалавров  и  повысить  уровень  их  музыкальной  культуры  в  целом. 

Анкетирование  студентов,  проведенное  нами  в  конце  семестра,  показало,  что  в  сравнении  с  традиционными  акустическими  инструментами  синтезатор  имеет  ряд  преимуществ,  среди  которых  респонденты  выделили:

•      мобильность  —  небольшие  размеры  и  вес  позволяют  легко  переносить  инструмент  с  места  на  место.  В  работе  учителя  это  имеет  немаловажное  значение,  при  необходимости  можно  переносить  синтезатор  из  класса  в  класс,  в  актовый  зал  и  т.  д.;

•      наличие  в  современных  моделях  синтезаторов  множества  тембров  акустических  и  электронных  инструментов,  функций  наложения  голосов,  разделения  клавиатуры,  автоаккомпанемента,  возможности  звукозаписи  и  многое  другое  открывает  перед  исполнителем  широкие  возможности  для  реализации  своих  творческих  идей. 

Среди  отрицательных  факторов,  встающих  на  пути  признания  синтезатора  главным  инструментом  учителя  музыки,  студенты,  принявшие  участие  в  анкетном  опросе,  выделили  следующие.  Во-первых,  скорость  развития  музыкально-компьютерных  технологий,  а  также  активная  конкуренция,  существующая  между  фирмами-производителями  электронных  инструментов,  приводит  к  постоянному  совершенствованию  их  звуковых  и  функциональных  возможностей.  Любая  самая  современная  и  дорогостоящая  модель  через  несколько  лет  устаревает,  и  музыканты  неизбежно  сталкиваются  с  необходимостью  обновления  инструментария. 

Во-вторых,  и  это  отмечают  не  только  студенты,  но  и  педагоги,  работающие  с  синтезатором,  изучение  функциональных  особенностей  инструментов  различных  брендов,  имеющих  порой  существенные  отличия,  создание  аранжировок,  работа  над  звуковым  синтезом  и  освоение  необходимых  компьютерных  программ  —  весьма  трудоемкий  процесс,  отнимающий  большое  количество  времени.

Наконец,  зачастую  преградой  для  развития  данного  вида  творчества  становится  стоимость  как  самих  инструментов,  так  и  сопутствующего  музыкально-компьютерного  оборудования,  лицензионного  программного  обеспечения. 

Опыт  преподавания  дисциплины  «Электронные  музыкальные  инструменты»  показал,  что  в  зависимости  от  уровня  музыкальной  подготовки  студентов,  их  мотивации  и  имеющегося  в  наличии  инструментария  синтезатор  открывает  перед  исполнителем  следующие  возможности:

1. Создание  аранжировок  музыкальных  произведений  в  различных  стилях  и  жанрах  с  применением  тембров  сотен  акустических  и  электронных  музыкальных  инструментов.  Использовать  тембры  можно  как  по  отдельности,  так  и  в  их  различных  сочетаниях.  В  звуковом  арсенале  синтезатора  немало  так  называемых  сдвоенных  тембров  (например,  «Скрипка  и  виолончель»)  и  тембров,  передающих  ансамблевое  звучание  («Струнный  ансамбль»,  «Секция  духовых»).  Таким  образом,  исполнение  на  синтезаторе  музыкального  произведения  с  несложной  фактурой  способно  передать  звучание  небольшого  инструментального  ансамбля.  Наличие  таких  возможностей,  кроме  всего  прочего,  будет  способствовать  развитию  тембрового  слуха  и  общего  музыкального  кругозора  студентов.

2. Применение  функции  автоаккомпанемента  в  работе  инструментальными  пьесами  и  песенным  репертуаром.  Использование  этой  функции  способно  не  только  значительно  облегчить  техническую  сторону  исполнения  аккомпанемента,  но,  что  наиболее  важно,  дает  возможность  создавать  аранжировки  хорошего  качества  и  применять  их  во  время  педагогической  практики.

3. Осуществление  записи  фонограмм,  которые  также  могут  быть  использованы  в  ходе  уроков,  внеурочных  занятий  со  школьниками  и  концертных  выступлений. 

4. Синтезатор  не  только  запрограммирован  на  воспроизведение  различных  голосов  и  стилей  автоаккомпанемента,  на  нем  можно  редактировать  предустановленные  тембры  и  стили,  изменяя  многочисленные  звуковые  параметры  и  применяя  эффекты  к  звуку,  а  также  создавать  свои  собственные,  пользовательские  стили  и  тембры.

Результатом  изучения  дисциплины  «Электронные  музыкальные  инструменты»  и  факультативных  занятий  по  ансамблю  синтезаторов  стал  успешно  проведенный  концерт  —  первый  опыт  совместного  творчества  студентов  и  преподавателей  факультета  в  области  электронной  музыки.  Надеемся,  что  использование  возможностей  электронных  музыкальных  инструментов  и  музыкально-компьютерных  технологий  в  целом  станет  для  будущих  профессиональных  музыкантов  неиссякаемым  источником  для  творчества,  а  клавишный  синтезатор  займет  прочные  позиции  в  инструментальной  подготовке  студентов  высшей  школы.

Тема,  затронутая  в  работе,  без  сомнения,  имеет  перспективу  для  дальнейшего  исследования.  На  наш  взгляд,  более  пристального  внимания  заслуживают  следующие  вопросы:  оптимизация  самостоятельной  работы  студентов  в  классе  клавишного  синтезатора;  издание  учебных  пособий,  нотных  хрестоматий  для  методического  обеспечения  учебного  процесса  на  очном  и  заочном  отделениях;  создание  аранжировок  произведений  мировой  музыкальной  классики  и  национальной  музыки  композиторов  Поволжья,  которые  могли  бы  применяться  на  занятиях  и  способствовать  оптимизации  инструментально-исполнительской  подготовки  студентов  педагогических  вузов.

 

Список  литературы:

  1. Гундорова  Е.Ю.  Развитие  тембрового  слуха  младших  школьников  на  уроках  музыки  с  применением  синтезатора  //  Музыка  в  школе.  —  2013,  —  №  4.  —  С.  19—26.
  2. Красильников  И.М.  Музыкально-компьютерные  технологии  и  качество  творческой  деятельности  школьников  //  Музыка  в  школе.  —  2010,  —  №  4.  —  С.  3—10.
  3. Красильников  И.М.  Музыкально-творческое  развитие  младших  школьников  в  процессе  обучения  игре  на  клавишных  синтезаторах  (кибордах):  Автореф.  дис.  …  канд.  пед.  наук:  13.00.02.  М.,  1997.  —  24  с.
  4. Красильников  И.М.  Электронное  музыкальное  творчество  в  образовании  детей  и  юношества:  перспективы  развития  //  Музыка  в  школе.  —  2012,  —  №  2.  —  С.  42—44.
  5. Красильников  И.М.  Электронное  музыкальное  творчество  в  системе  художественного  образования:  Дис.  д-ра  пед.  наук:  13.00.02.  М.,  2007.  —  494  с.
  6. Подкопаева  О.А.  Развитие  музыкального  мышления  студентов  в  классе  клавишного  синтезатора:  Дис.  канд.  пед.  наук:  13.00.08.  М.,  2011.  —  221  с.
  7. Чёрная  М.Ю.  Методика  обучения  информатике  учащихся  музыкальных  школ  с  использованием  звукового  программно-аппаратного  комплекса:  Автореф.  дис.  …  канд.  пед.  наук:  13.00.02.  СПб.,  2012.  —  24  с.
  8. Чудина  В.П.  Синтезатор  —  инструмент  для  творчества  //  Музыка  в  школе.  —  2010,  —  №  6.  —  С.  74—76.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.