Статья опубликована в рамках: XL Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 19 мая 2014 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИИ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ» В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХΙ ВЕКОВ
Кивлева Наталия Васильевна
педагог, Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко, РФ, г. Санкт-Петербург
E-mail: nkivleva@mail.ru
Нечаева Анна Евгеньевна
педагог, Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко, РФ, г. Санкт-Петербург
E-mail: nechayeva_vago@mail.ru
PRECONDITIONS OF EMERGENCE OF A PROFESSION «THE SOCIAL TEACHER» IN AN EDUCATION SYSTEM IN RUSSIA AT TURN ХХ-ХХΙ OF CENTURIES
Kivleva Natalia
teacher, Public budgetary educational institution high comprehensive school № 134 of the Krasnogvardeysky district of St. Petersburg of a name of Sergey Dudko, Russia St. Petersburg
Nechaeva Anna
teacher, Public budgetary educational institution high comprehensive school № 134 of the Krasnogvardeysky district of St. Petersburg of a name of Sergey Dudko, Russia St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
Cтатья повествует о предпосылках появления профессии «социальный педагог» в системе образования России на рубеже XX—XXI веков.
ABSTRACT
Article narrates about preconditions of emergence of a profession «the social teacher» in an education system of Russia at a turn of the XX-XXI centuries.
Ключевые слова: социальный педагог; педагогика; образование.
Keywords: social teacher; pedagogics; education.
«Лишь в образовании наше политическое спасение; без такого ковчега нас поглотит потоп».
Хорас Манн
Многие философы мечтают о социальном (мировом) интеллекте. «Социальный, а тем более — социально-технологический (гибридный) интеллект формируется не только из личностей и их взаимодействия в коллективе, но и с помощью средств информатизации и коммуникации» [5, с. 27]. При использовании таких средств формируется коллективно-синергетический интеллект, который по своему масштабу преобладает над индивидуальными интеллектами, а также гибридными интеллектами, являющимися социотехнологическими образованиями.
«Образование человека в сфере разума превратится в образование всего человечества, ибо интеллект отдельного человека окажется взаимосвязанным с интеллектуальной суперсистемой — ноосферным социоприродным интеллектом цивилизации» [5, с. 27].
Мнение Д.С. Синицына о том, что для наискорейшего перенаправления мышления народа, и, как следствие, изменения интеллекта цивилизации, требуются эмоционально окрашенные социовоздействующие инструменты, например, публичная деятельность представителей искусства, культуры, средства массовой информации (СМИ), выглядит убедительным. По проведенным опросам, телевидение, как представитель СМИ, обладает максимально эффективными манипулятивными возможностями, т. к. общество считает его наиболее достоверным источником информации — источником с «парасоциальным» характером. «Суть его в создании иллюзии «присутствия» при действии, которое показывается на телеэкране» [1, с. 251].
После разрушения зыбкого народовластия во времена перестройки, в СМИ стали слышны «намёки» на конец цивилизации, ведь они (СМИ) могут организовать всё, что им угодно — настолько глубоко их проникновение.
В этих условиях проблема воспитания и образования выдвигается на передний план. Перед народом встал вопрос: «Какими он видит своих детей в контексте социального интеллекта?».
После перестройки официально воспитание из школы исчезло, т. е. были расформированы пионерские дружины и комсомол, которые помогали школе воспитывать детей. Основными принципами пионерской работы считались: формирование коллективизма, т. е. проявление коммуникативных навыков с соблюдением общечеловеческих норм в коллективной деятельности, отрядно-звеньевой работе, соревнованиях и т. д.; побуждение воспитанников к самодеятельности, в т. ч. через проявление инициативы и активности. Необходимой составляющей пионерской работы была ее общественно полезная направленность, самодисциплина участников, комбинирование серьёзности и ответственности с творческим разнообразием форм её проведения и пр. [3, с. 7].
Как отмечает А.В. Мудрик, пионеров учили коммуникативности с элементами делового общения, соблюдением моральных норм, которые должны были бы становиться неотъемлемой составляющей личности с большой буквы [3, с. 53].
Это было время, когда пионерская организация еще решала поставленные перед ней задачи оригинальными формами работы и являлась общественной организацией, в первую очередь пропагандирующей приобретение знаний воспитанниками [3, с. 102].
Став пионером, ученик добровольно принимал на себя обязательства учиться, относиться к сверстникам по-товарищески. Т. е. коммуникативное общение среди сверстников основывалось на главных принципах эстетического воспитания, которое в пионерской организации имело политическую и общественно-полезную направленность [3, с. 111]
Далее, вследствие «грянувшей» перестройки учебно-образовательный процесс «обрушился». Ценность образования снизилась. Повсеместным стало проявление безнравственности — на улицах, в общественном транспорте, в торговле, в органах милиции, судах, прокуратуре, в правительстве и Думе. «Чего стоит с позиции нравственности гражданская война в Чечне?» [6, с. 10].
Перестройка стала фестивалем идеологов. Из академических аудиторий, редакционных курилок и кафе-«стекляшек» на страницы журналов и в телевизионные шоу вышли прежде анонимные авторы аналитических записок в ЦК, передовиц «Правды» и статей «Коммуниста». А «золотые перья», ранее известные живописанием успехов колхозов или героизма гидростроителей, предлагали публике политико-экономические концепции. В журналах утвердился формат трактата, на телеэкране часами красовались «говорящие головы». Идеология, верховодившая в советской культуре, переживала самоотрицающую кульминацию. Рейтинг идеологии повысился, но за счёт отрицания приевшихся догм.
Развенчивая то, что было наработано до «перестройки», властители дум конца 1980-х одновременно сооружали себе пьедестал, и рубили сук, на котором сидели. Уже начало 1990-х превратило их в маргиналов, мало кому интересных. Даже возвращение А.И. Солженицына в Москву через всю Россию не вызвало резонанса. Когда уже всё разоблачено и обличено, отрицающие утрачивают общественное влияние.
Начало последнего десятилетия ХХ века — это время глубоких, кардинальных изменений в жизни государства и общества, каждого человека. Уход с политической арены КПСС, развал СССР, крах военно-промышленного комплекса, разрыв экономических связей, резкое обнищание основной массы населения, безработица, разгул преступности, деградация армии и флота. А если к этому добавить внезапную деидеологизацию общества, потерю социальных и нравственных ориентиров, то станет понятна вся масштабность трансформаций, пережитых школой, учителем, семьёй, детьми.
«В начале девяностых годов прошлого века детские игры ушли из дворов, двор на фоне общей криминализации стал опасен, параллельно полным ходом пошло социальное расслоение, разбросавшее детей. Традиция передачи детских игр прервалась. Сегодняшние родители не прошли этой игровой школы» [4, с. 210].
Школа в 1990-е годы ощутила, что такое быть частью общества эпохи перемен. Учителя месяцами не получали зарплаты, голодали, бастовали. Ветшала материальная база. Для массовой школы это десятилетие оказалось самым тяжёлым за послевоенное время.
В результате перестройки социально-политической и социально-экономической структуры общества, сопровождавшейся распадом системы социальных отношений, общественных структур, образованием идеологического вакуума, и прочего, губительному влиянию подверглось воспитание. В состоянии педагогического кризиса воспитание часто подменялось предметным обучением детей. Так как легальные школьные организации — пионерия и комсомол, — были запрещены, то место этих организаций занял невидимый фронт, внедрившийся в школы, в результате чего появились новые профессии:
· «социальный работник»,
· «специалист по социальной работе»,
· «социальный педагог».
Это происходило в условиях глобальных изменений всей системы государственных и общественных отношений в России на рубеже 1980-х—1990-х годов, что неизменно повлияло на процесс формирования новых профессий и их особенностей.
Период на рубеже 1980-х—1990-х годов является начальным периодом развития социальной педагогики, когда еще не сформировалась социальная педагогика как специальность и научная дисциплина. В это время социальная педагогика была представлена деятельностью специалистов других профессий (учителей, врачей, партийных работников, организаторов культурно-досуговой и спортивно-массовой работы и др.).
Законодательно, должность социального педагога была закреплена в 1990 г. специальным решением коллегии Гособразования СССР «О введении института социальных педагогов». Характерные особенности должности социального педагога введены приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 г. и содержали три части: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования». В первой части указаны основные виды помощи, которые социальный педагог оказывает детям» [7, с. 8].
Следующим периодом становления социальной педагогики признают 1989—1992 годы. Характерными особенностями стал тот факт, что эволюция социальной педагогики была неразрывно связана с глобальными процессами изменений в стране. Во второй половине 1980-х годов стало очевидно, что период перестройки в России спровоцирует распад имеющейся на тот момент образовательной системы. Образовательная система России в этот период была лишена маневренности и напрямую зависела от государственного финансирования.
Период научно-теоретического обоснования социальной педагогики — 1993—2001 годы характеризовался экстенсивным развитием социально-педагогической науки и практики. Такой характер развития проявился в проведении большого числа научных исследований, которые обозначили проблемное поле социально-педагогической практики. При этом глубина и полнота проникновения в проблематику, широта её охвата были различными.
С 2002 года начался следующий период социальной педагогики — период профессионализации. Одной из задач наступившего периода развития социальной педагогики является задача сохранения (наряду с развитием) того социально-педагогического знания (идей, гипотез, концепций, подходов и т. п.), которое возникло в предыдущие периоды развития социально-педагогической практики и науки. Несмотря на ряд теоретических разногласий между различными научными школами, это знание составляет основу, фундамент, каждый «кирпичик» которого необычайно ценен.
26 августа 2010 г. приказом Минздравразвития РФ № 761н утверждена новая квалификационная характеристика социального педагога, в которой основные обязанности социального педагога получают более широкую и четкую формулировку [2, с. 25]. Центром приложения деятельности социального педагога становятся дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Список литературы:
- Батышев С.Я. Производственная педагогика: учебник. Изд. 2-е/ С.Я. Батышев. М.: Машиностроение, 1976. — 688 с.
- Боровик В.Г. Социальный педагог в школе // Народное образование. — 2011. — № 9. — с. 24—27.
- Воспитательная деятельность пионерской организации: вопросы методики/ под ред. Б.Е. Ширвиндта М.: Педагогика, 1982. — 168 с.
- Ефолова З.Б., Крылова Н.Б., Социокультурные и гражданские перспективы сельской школы // Народное образование. — 2012. — № 5. — с. 51—58.
- История и философия науки. Введение в специальность: Учебное пособие/ Под общ. ред. проф., д.т.н. А.Д. Урсула. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 434 с.
- Кукушин В.С. Теория и методика воспитания/ В.С. Кукушин. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 508 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 480 с.
дипломов
Оставить комментарий