Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 21 марта 2012 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИСКУССТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ: НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КАНАЛ
Садыкова Махаббат Каримовна
канд. пед. наук, и. о. доцент КазГосЖенПУ, г. Алматы
E-mail: altyna79@mail.ru
Довольно часто в преподавательской среде можно наблюдать ситуацию, в которой к одним преподавателям студенты тянутся, других стараются избегать, а к некоторым относятся безразлично. Опыт работы со студентами показывает, что без интереса к личности преподавателя не будет и интереса к предмету. Данный социально-психологический феномен, связанный с так называемым фактором личностной привлекательности, в восьмидесятых годах прошлого столетия способствовал появлению личностно — ориентированной технологии — педагогике сотрудничества. Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.
Преподаватель, работающий на высоком профессиональном уровне, постоянно использует сотрудничество в своей работе, большое значение придавая навыкам общения, умению установить и поддержать контакт с аудиторией, привлечь и удерживать ее внимание, тем самым формируя качественные характеристики личности студента. Однако, необходимо помнить, что, используя подобного рода схемы воздействия на личностные установки, отношение и поведение студентов, преподаватель должен быть, прежде всего, требователен к себе. Только при условии высокой культуры, ответственности и педагогического мастерства можно обойти проблемы этико-психологического плана, последующей личностной деформации и пр.
Говоря о невербальном элементе педагогического общения, вспоминаешь о феномене «ореола», так называемом «гало-эффекте», сопровождающим любого преподавателя в зависимости от того как он себя преподносит, как выглядит, о чем говорит его поведение, походка, жесты и т. п.
«Эффект ореола» — общее оценочное впечатление личности, возникающее в ситуации дефицита времени и зависящее от стереотипов восприятия. При формировании и развитии первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочной пристрастности («отрицательный ореол») [2].
Следующий феномен, получивший название «скрытой учебной программы» [1], указывает на скрытое/косвенное влияние внутренних установок, норм и ценностных ориентаций преподавателя на студентов, их восприятие той или иной информации в процессе обучения. Именно в таких случаях говорят о том, что знания передаются не только посредством того, о чем говорится, но и в равной мере посредством того, о чем умалчивается.
Невербальная коммуникация или «общение без слов» в Японии считается признаком зрелости. Такие Сугияма Лебра показывает, что у японцев высоко ценятся те люди, кто изъясняется неявно, намеками, тонко, и даже без слов, полагаясь на то, что эмпатия собеседника восполнит недостающие слова («искусство молчания», уклончивости в общении) [4]. Считается, что только бесчувственный, грубый человек нуждается в прямом, вербальном, полном изложении мысли.
Одна из фундаментальных ценностей японской культуры — ОМОЙЯРИ, что переводится как сопереживание, проникнуться чувствами другого человека. Благодаря омойяри потребность делать замечания, по крайне мере в явной форме, отпадает, так как люди чувствуют его на уровне интуиции. В том же направлении работает ЭНРИО, умение проявлять сдержанность в ситуации, когда необходимо избегать конфликта с мнением, которого придерживается большинство. Другая концепция японской коммуникации — САССУРУ — означает высоко ценимую способность интуитивно предвосхищать содержание высказывания другого человека. САСШИ — проницательное и глубокое понимание содержания высказываний другого человека, считается признаком зрелости.
Преподавателю необходимо помнить, что именно невербальное поведение поддерживает оптимальный уровень психологической комфорта среди обучающихся, и регулирует социально-психологический микроклимат группы. К сожалению, роль социально-психологического воздействия и дифференциально-психологической компетентности преподавателями зачастую недооценивается в ситуации налаживания эффективных схем сотрудничества в процессе обучения. Вместе с тем, большинство преподавателей сегодня пришли к пониманию того, что нельзя продолжать руководствоваться устаревшими стереотипами и шаблонами взаимодействия со студентами, используя жесткие, авторитарные методы в педагогическом общении. Сохранить уважение студентов можно, лишь проявляя высокую педагогическую наблюдательность, гибкость и нестандартность в принятии педагогических решений.
Шаблонность педагогического поведения вызывается сниженной способностью преподавателя действовать в новых условиях. Отставание преподавателя от требований сложившейся ситуации делает поведение неадекватным реальности. К примеру, часто можно наблюдать как попытки «узнать» студента сводятся к стереотипу возрастных особенностей, когда педагог убежден, что в этом возрасте человек должен вести себя определенным образом. Отсюда некоторые индивидуальные особенности в действиях студента воспринимаются преподавателем как отклоняющееся поведение, неадекватное норме.
Не реже можно столкнуться с проявлениями, так называемого «феномена первичности», когда первое впечатление преподавателя о том или ином студенте, группе определяет его дальнейшее отношение.
В противоположность стереотипному и шаблонному поведению, вариативное педагогическое взаимодействие отличается высоким уровнем эффективности в ситуации налаживания сотрудничества между преподавателем и студентами. К характеристикам вариативного поведения относят: разнообразие поведенческих наборов преподавателя; гибкость и своевременность переключения с одного поведенческого набора на другой; точный учет ситуации и ее динамики, способность педагога привести свои цели в соответствие той или иной сложившейся логике ситуации.
К примеру, вариативные приемы поведения умело используют опытные преподаватели, которым периодически приходится привлекать внимание аудитории, в основном используя вербальный канал общения. В студенческой группе, как правило, имеется лидер, которого нужно уметь нейтрализовать или даже привлечь на свою сторону. Суть заключается в том, что преподаватель ведет себя совершенно не стандартно: рассказывает о том, чего от него не ждут; отвечает предельно терпимо на самые глупые вопросы и пр. Сложность состоит в том, что всю группу нужно как можно дольше держать в эмоциональном напряжении.
В этом отношении большую значимость приобретают вербальные возможности преподавателя, речь которого должна содержать элементы художественности. В речи преподавателя могут успешно использоваться ассоциации, афоризмы, поговорки, пословицы, исторические анекдоты и подлинные забавные истории из жизни знаменитых ученых, или личного опыта, желательно соответствующие профилю лекции. Такие приемы помогают сконцентрироваться каждые 15—20 минут, когда внимание студентов ослабевает. С той же целью в лекцию можно включать элементы демонстрации, драматизации, небольшие письменные упражнения, групповые или парные обсуждения.
Профессионально полезной является привычка словарных консультаций и задача пополнения словарного запаса в целях исключения злоупотребления незнакомыми словами. К примеру, неприятное впечатление на студентов производят канцеляризмы, дежурные фразы, «словесный туман» и т.д. Необходимо также избавляться от слов-паразитов: «ну», «вот», «так сказать», «значит» и др.
Опытный преподаватель имеет в своем арсенале и невербальные педагогические приемы, которые позволяют завоевать внимание и доверие студентов. Собираясь на занятие, такой преподаватель четко понимает: самобрендинг начинается с выбора прически, одежды, портфеля или сумки, другими словами, с формирования имиджа соответствующих внешним данным. Общеизвестно, что для карьерного роста, необходимо выглядеть так, как требует социальное положение, к которому человек стремится. Иногда, в целях подчеркнуть молодость и демократичность, преподаватель одевает одежду из студенческого «репертуара».
Невербальная самопрезентация начинается с таких моментов поведения как умение сохранять социально приемлемую дистанцию: для преподавателя эта дистанция соответствует трем метрам и более, так называемая «социальная», «публичная» зона. Вхождение в зону менее ½ метра означает нарушение личного пространства, что обязательно вызовет дискомфорт у студента. Также необходимо обращать внимание на положение корпуса тела относительно аудитории. Оптимальное положение лицом к аудитории, не рекомендуется поворачиваться спиной к слушателям. Однако, случается, что неопытный преподаватель, повернувшись к доске, продолжает объяснять учебный материал. Тоже касается позиции преподавателя, который стоит к аудитории полубоком, изредка бросая взгляд на студентов, демонстрируя тем самым, некоторую отстраненность.
Элементами самопрезентации служат и такие невербальные средства, как жесты. Сидя в кресле за столом или без него, не следует закидывать ногу на ногу или скрещивать руки, сцеплять пальцы рук. К примеру, такие типы жестов скрещенных рук как «ледокол» (кончики пальцев формируют пирамиду и опускают эту пирамиду перед собой), «пистолет» (указательный палец(-ы) как ствол оружия целится вперед, а большой палец(-ы) напряженно поднят вверх, остальные пальцы сжаты) и «дикобраз» (скрещенные растопыренные в стороны пальцы) относят к феноменологии грязных трюков, вызывающих дискомфорт, а иногда даже агрессивную реакцию со стороны студента [3].
Необходимо избавляться от ненужных жестов, например, обыкновение стучать пальцами, играть волосами и прочее. Постоянные прикосновения к волосам, лицу или другим частям тела создают впечатление неуверенности. Лучше всего использовать жесты на уровне груди. Такие жесты характеризуют уверенных и спокойных людей. Конечно, при условии, что они выглядят естественно и соответствуют вербальному уровню коммуникации.
Следует уделить особое внимание и лицевой экспрессии. Главное, лицо преподавателя не должно выражать презрение и высокомерие. Лучше придерживаться доброжелательной сосредоточенности и деловитости. Так, взгляд может быть прямым, открытым, располагающим к контакту. Напротив, бегающие глаза или взгляд, скользящий в сторону производят неприятное впечатление.
Краткий обзор невербальных средств кинесики (мимика, жестикуляция, позы, взгляд и пр.) и проксемики (дистанционное поведение, тактильная коммуникация) как главных каналов невербального поведения преподавателя, в очередной раз показал, что правильно организованное педагогическое общение является необходимым условием и содержанием профессиональной педагогической деятельности. Конкретизированное в педагогической деятельности, невербальное общение выступает как процесс решения педагогом множества задач, среди которых — познание личности, обмен информацией, организация деятельности, сопереживание и т. д.
Список литературы:
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. — Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1997. — 420 с.;
2. Карпенко Л. А., Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «Феникс». 1998;
3. Лионов П. Ф. 100 самых популярных трюков в общении. — СПб.: Питер, 2011. — 176 с.;
4. Таннен Д. Общаться на работе. Как? — М.: Эксмо, 2007. — 448 с.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий