Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 27 февраля 2012 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
Ооржак А.А. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТУВИНСКИХ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТУВИНСКИХ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК

Ооржак Азияна Арсеновна

преподаватель Кызылского педагогического колледжа Тувинского государственного университета, г. Кызыл

E-mailaziyana_oorzhak@mail.ru

 

Обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является приоритетной задачей современной государственной политики в сфере образования.

Особой актуальностью обладает  проблема духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста. В центре внимания проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста оказываются следующие вопросы: психологические механизмы становления и развития духовно-нравственных чувств, качеств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности нравственного развития дошкольника; психолого-педагогические условия и средства, способствующие формированию нравственных норм у детей.

Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становления и развития духовно-нравственной сферы ребенка.

Результатом духовно-нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора духовно-нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев будет наблюдаться у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Формирование духовно-нравственных качеств – процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно духовно-нравственные качества и чувства человека, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются в дошкольные годы. Под воздействием окружающей социально-культурной среды у детей дошкольного возраста формируются основы гуманистического отношения к окружающим, природе, вещам, появляются первые представления о номах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, т. е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к духовно-нравственным ценностям. И от того, как понимается духовность, нравственность и какое отношение вырабатывается к ним в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, его нравственная позиция.

Негативные тенденции, характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него формируется антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т.е. происходят явные нарушения в духовно-нравственной сфере подрастающего поколения. Это значит формирование духовно-нравственных качеств личности детей необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, как в самом сензитивном периоде восприятия нравственных норм [3, с. 86]. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения качеств личности. В это время закладывается модель личности. Психолог-педагог учитывает период сензитивности к восприятию нравственных норм в этом возрасте. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть  ключевым направлением в работе образовательного учреждения, заботящегося о гармоничном развитии ребенка.

Отечественной психолого-педагогической теорией и практикой доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей духовно-нравственных качеств личности (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. В. Зосимовский, В. С. Мухина.). По мнению В. С. Мухиной, нравственное развитие ребенка  зависит от того, насколько у него развита способность соотно­сить свои действия с этическими эталонами. Она утверждает, что в практике воспитания существуют эффективные методы формиро­вания нравственных качеств личности ребенка. Весьма продуктивным является метод, когда ребенок ставится в такие условия, где он вынуж­ден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами. Формирование положительных личностных качеств через соотне­сение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый говорит с ним доверительно и доброже­лательно, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка [1, с. 294].

Проблема включения произведений фольклорного наследия в содержание образования и воспитания детей, как одного из средств духовно-нравственного воспитания, стала особенно актуальной на современном этапе. Создание системы духовно-нравственного воспитания детей с использованием фольклора, в первую очередь, необходимо для духовного возрождения России.

Включение детского фольклора, отдельных его жанров, народных праздников и игр не только в образовательный процесс, но и в кружковую и факультативную работу в дошкольных образовательных учреждениях способствует формированию духовно-нравственных качеств личности у детей.

Как один из путей решения нравственного кризиса И. Н. Райкова и М. Ю. Новицкая предлагают использование жанров детского фольклора в работе с детьми дошкольного возраста [2, с. 119]. Использование пословиц и поговорок в образовательно-воспитательном процессе детского сада и в повседневной жизни учат детей нравственным основам жизни. Реализация духовно-нравственного воспитания в дошкольном возрасте средствами тувинских пословиц и поговорок может осуществляться в разных формах работы:

1.  игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»;

2.  дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает» или «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает. Например: «Бодунун бажында теве корбейн, эжинин бажында … … » (На свое голове верблюда не заметил, у товарища на голове … разглядел), «Демниг сааскан … … …» (Дружные сороки и … …) «Булут аразындан хун кара чылыг, улус аразындан … … … » (Среди облаков глаз солнца светлый, среди людей взгляд … …).

3.  подбор пословиц и поговорок по смыслу: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде, об уважении к старшим: «Торээн чуртун кижи кагбас, тоээн ада-иезин кижи утпас» (Родину мать не оставляй, родителей не забывай), «Куш уязынга ынак, кулун иезинге ынак» (Птица любит свое гнездо, жеребенок свою мать), «Куш уялыг, кижи чурттуг» (У птицы – гнездо, у человека - родина), «Эжишкилер нацыралы эртине дагны тургузар» (Дружба людей гору сокровищ создаст).

4.  работа с картинками. В каждой картинке-карточке нарисовано определенное изображение, дети должны назвать подходящую к ней пословицу. Например: на картинке изображен какой-нибудь вид работы – «Тараалыгда тодуг, дагаалыгда сергек» (С хлебом сыт будешь, с петухом – не проспишь), «Хол шимчээрге хырын тодар» (Руки работают, и живот сыт) [4, с. 17].

5.  изображение пословицы пантомимой. Пословицу показывает желающий ребенок, остальные отгадывают. Упражнение не только позволяет запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.

6.  рисование пословицы. Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу, показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Педагог показывает рисунки, а дети стараются вспомнить пословицы. Постепенно образуется «банк» рисованных пословиц.

7.  найти лишнюю пословицу. «Эки кылган ажыл элеп читпес алдар» (Хорошая работа – немеркнущая слава), «Ажыл соонда аъш-чем амданныг» (После работы еда вкусна), «Биче чалгаа улуг чалгаага чедер» (Маленькая лень до большой дорастет).

8.  сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц. «Эш-оор чок кижи, херелдери чок хун дег» (Человек без друзей – что солнце без лучей); «Эжишкилер найыралы хая-даштан артык» (Дружба друзей крепче скалы).

Духовно-нравственное воспитание с учетом фольклорного наследия этноса ориентировано не только на формирование определенных нравственных качеств, но и на развитие личности детей в целом. В этом отношении не только пословицы и поговорки, но и детский фольклор в целом должен и может стать ценным средством воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовно-нравственное  богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

 

Список литературы:

1.            Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : Учебник для студ. вузов. – М.:Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.

2.            Новицкая М. Ю., Райкова И. Н. Детский фольклор. – М.: Русская книга, 2002. 229 с.

3.            Прокопова А., Формирование заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. //  Дошкольное воспитание. – 2010. – № 10. – С. 86-91.

4.            Тувинские пословицы и поговорки. – Сост.-переводчики М. Хадаханэ, О. Саган-оол. – Кызыл: Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, 1991. 173 с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий