Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 27 февраля 2012 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогика высшей профессиональной школы
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Котляренко Юлия Юрьевна
старший преподаватель. ФГБОУ ВПО РГУПС, г. Ростов-на-Дону
E-mail: kotlakot@rambler.ru
Симонова Оксана Борисовна
канд. филол. наук,старший преподаватель ФГБОУ ВПО РГУПС,
г. Ростов-на-Дону
E-mail: xana.satina59@gmail.com
Мы живем в век перемен, которые затрагивают все стороны нашей жизни, в том числе и образование. Уже становится избитой фраза о том, что вузы должны готовить специалистов нового поколения, которые будут готовы к вызовам современного рынка занятости. Однако вопрос как именно подготовить такого специалиста все еще остается открытым. В данной статье мы хотим затронуть тему медиаобразования и способы его реализации посредствам экранных технологий на базе высших учебных заведений. Судя по этимологии слова, мы видим, что данный раздел образования связан со средствами массовой коммуникации. Как же вписать такой ультрасовременный подход в повседневную преподавательскую деятельность?
Хочу отметить, что для людей, рожденных в Советском Союзе такие технологии в новинку, однако, современные дети выросли на таких технологиях и ничего принципиально нового вы им не скажете, если будете, к примеру, использовать Интернет на своих занятиях. Современные студенты с раннего детства окружены экранными технологиями и для них это так же естественно как когда-то букварь для нас. Но нужно ли вообще какое-либо образование, что бы пользоваться данными технологиями. Как нам кажется, роль преподавателя, пользующегося данными методиками, состоит в том что бы помочь только ещё формирующемуся мировоззрению правильно оценить происходящее, дать ребенку увидеть за красивой картинкой смысл происходящего, не ограничивая свободу выбора человека при этом, не вызывая процесса стагнации социального развития.
В настоящее время в век массовой культуры молодежь быстрее и качественнее усваивает полученную посредствам экранных технологий информацию. Преподаватель должен быть в курсе последних событий не только по своему предмету, но и в области кино, музыки и других сферах медийного пространства.
Вспомним, что еще Я. А. Каминский говорил о наглядности, как об основном принципе дидактике, т. к. именно визуально человек запоминает наибольшее количество информации.
Однако является ли медиаобразование отдельной наукой? На наш взгляд еще не совсем. Эта методика по нашему мнению все еще используется комплементарно, как бы на стыке множества дисциплин, пользуемая отдельными энтузиастами этого вопроса спонтанно, если говорить о Российском высшем образовании. Однако в Европе медиаобразование широко распространено. Существует даже документ ЮНЕСКО, который дает следуещее определение этому феномену - « медиаобразование - это изучение средств массовой коммуникации —прессы,…как в рамках профессиональной подготовки работников этой сферы, так и как необходимое любому современному человеку освоение существующих информационных технологий, формирующее медиаграмотность — развитую способность к восприятию, анализу, оценке и созданию медиатекстов…», [2] интересно этот документ говорит о том, как следует анализировать информацию, полученную из СМИ, т. е. не дать манипулировать собой, не поддаться пропаганде. Значит, мы нуждаемся в средствах массовой информации, как в посреднике, транслирующем коды массовой культуры.
Нужно принимать во внимание, что пока нет определенных стандартов в применении методик медиаобразования в нашей стране, использовать данные методы может преподаватель, имеющий соответствующую компетенцию в области мировой культуры и медиаобразования. Если мы хотим повысить культурный уровень потребителя СМИ, то уже сегодня, а лучше вчера нужно начинать эстетически воспитывать молодого потребителя, что бы подрастающие поколения смотрели канал, посвященный культуре, а не каналы, вещающие светские слухи, касающиеся личной жизни «селебритиз». По мнению д. ф. н. Корочинского «основной смысл прогресса заключается в совершенствовании человека», [1, с. 82] его саморазвитии и просвещении. Возможно, имеет смысл еще в начальной школе использовать медиатехнологии на уроках, связанных с гуманитарным циклом дисциплин, а возможно и всех предметов. Естественно преподаватель должен стать методистом следующего поколения, т. е. в педагогических вузах должны читать новые предметы, связанные с использованием экранных технологий в школах и вузах, нужно преодолеть разрыв между теорией и практикой, которая сильно отстала в последнее время.
Планируя занятия со студентами в соответствии с задачами и целями урока, преподаватель подбирает необходимые учебные средства, к которым так же относятся наглядные пособия и другие средства наглядности. Подбирая эти средства для обучающих целей, необходимо учитывать следующее:
1. Роль наглядных пособий.
2. Осознание студентами полученных знаний.
3. Как соотносятся действия студентов, благодаря использованию наглядных пособий, с запланированными целями и задачами преподавателя.
При этом функции наглядных пособий могут быть очень разнообразными. Во-первых, для создания у студентов конкретных, наглядных представлений об изучаемых предметах, событиях или явлениях, которые они ещё не видели. Во-вторых, для того, чтобы, например, усвоить сложные абстрактные понятия. Наглядность полезна для активизации деятельности студентов в познании объектов, в овладении знаниями и действиями в отношении этих объектов. К одному из эффективных средств наглядности можно было бы отнести моделирование. Оно даёт возможность создать наглядные образы идеальных объектов, выделить существенное, запомнить определённые структуры, связи и отношения учебного материала.
Нельзя использовать средства наглядности, только для того, чтобы насытить ими урок.
Каждый человек в течение своей жизни приобретает знания разными способами. Одни знания приходят через общение с людьми, другие через чтение книг, через Интернет.
С давних пор, философы, анализируя познавательную деятельность человека, различали две её формы в сознании: 1) наглядные образы и 2) абстрактные мысли. А с помощью интуиции у человека в течение жизни налаживаются связи между наглядными образами и понятиями. Эти связи часто остаются неосознанными, но, от них в основном зависят, как движется мысль человека при решении тех или иных задач. В общегносеологическом смысле образ- любой дискретный элемент знания, несущий содержательную информацию о некотором классе объектов. На занятиях иностранного языка мы часто используем медиа информацию и сами того не замечая занимаемся медиа образованием, практикуя самые разнообразные его формы. Работая со студентами гуманитарного факультета специальности сервис и туризм сложно представить занятие без компьютерной презентации популярной туристической дестинации. Информационные технологии должны работать на нас, они должны быть творческими, эстетическими. С использованием средств наглядности урок становится намного живее. Студенты вовлечены одновременно в несколько видов деятельности: познавательную, поисковую, анимационную. Медиаобразование учит выражать свои мысли медийным языком. Основной смысл технологического прогресса состоит в совершенствовании человека, которое немыслимо без его просвещения и саморазвития. Для некоторого ряда специальностей нашего факультета это просто необходимо. Ведь не секрет, что девизом будущего турагента является: проинформировать – посоветовать – убедить – продать. Необходимо научить студента правильно ориентироваться в огромном медиа пространстве. Не имея материальной возможности путешествовать по всему миру, будущие специалисты, с помощью Интернета, могут рассказать об изюминке любого курорта не хуже коренного жителя. С помощью программы PowerPoint студенты проводят экскурсии по королевствам Великобритании, знакомятся с культурным наследием Франции, посещают мировые музеи и богатейшие библиотеки. Каждая презентация может сопровождаться специально подобранным музыкальным сопровождением. Работая в Университете, который является подготовительной базой будущих тур. специалистов в рамках Зимней Олимпиады 2014 в г. Сочи, мы считаем целесообразно использование медиа средств для обучения будущих специалистов. Студенты готовят экскурсии или так называемые тур. продукты на разных языках, по городам Кавказа с помощью мультимедиа. Мы учим их, подбирать материал, рекламирующий богатство флоры и фауны нашего края. Практикуется такой вид самостоятельной работы студентов, как видео урок. Каждый студент получает задание снять себя на видео и рассказать в форме письма другу о своём городе, о каком-то памятном месте или событии. Чтобы правильно сделать выбор, студенту необходимы знания, как анализировать, критически осмысливать электронную информацию, осуществлять быстрый поиск необходимых данных, для решения профессиональных задач, создавать медиа тексты, держаться перед камерой, аудиторией. Преподаватель должен сделать эту деятельность целенаправленной, чтобы вывести процесс развития личности на более высокий уровень коммуникативной компетенции. При этом направленность самостоятельной работы студента, будущего специалиста на овладение основами научного знания способствует развитию у них умений самостоятельно планировать решение поставленной проблемы, конструировать свои знания, прогнозировать ситуацию. Последовательно-спроектированный образовательный процесс обучения способствует развитию составляющих элементов экранной культуры будущего специалиста по туризму.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что использование медиа технологий должно соответствовать заявленным целям, оно не должно быть спонтанным, т. е. идеально было бы разрабатывать программы с учетом использования медийных средств на каждом занятии. Преподаватель должен выступать в роли гранильщика бриллианта под названием медиа, что в свою очередь должно повысить общекультурный уровень в осознании кодов, транслируемых СМИ, сам уровень медиа продукции должен стать выше.
Список литературы:
1. Короченский А. П. Медиаобразование: миф или реальность?//Медиаобразование. 2005. № 2. С. 82-86.
2. UNESCO [Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, p. 273-274. Reprint in: Outlooks on Children and Media. Goteborg: UNESCO & NORDICOM, 2001, p. 152].
дипломов
Оставить комментарий