Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 27 февраля 2012 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогика высшей профессиональной школы

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
Бондарева О.Н. КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СРЕДА КАК ФАКТОРЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СРЕДА КАК ФАКТОРЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Бондарева Ольга Николаевна

преподаватель Национального минерально-сырьевого университета «Горный», г. Санкт-Петербург

E-mail: оlga_bondarewa@mail.ru

 

Опираясь на бесспорные положения психологической науки, касающиеся проблемы раскрытия и осмысления феномена личности, а именно той данности, что она (личность) несостоятельна вне контекста и внешнего окружения («раскрывает социально-психологическую сущность человека, формирующуюся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества» [4, с. 21]) и что характер её взаимодействия с окружающей средой носит двусторонний характер («не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации», что «предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т. е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т. е. продвижение его на новую ступень» [1]), можно утверждать, что культурно-образовательная и ценностно-смысловая среды являются ключевыми факторами духовно-нравственного становления личности, в частности, получающей образование, скажем, в университете или спецкурсе.

Данные категории вписываются в контекст более ёмкого понятия «социальная среда», которая есть совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. При этом важно отметить, что они являются ее составляющими и формирующими компонентами.

Исходя из того что воспитание вне зависимости от возраста объекта есть целенаправленно-поступательный процесс формирования личности («работа по сохранению и воспроизводству человеческого качества (человеческой сущности) в системе социально-педагогического взаимодействия» [2, с. 26]),формирование представления о духовности – интегральной категории, объединяющей физическую и метафизическую сферы жизни человека, является важной составляющей духовно-нравственно ориентированного педагогического процесса.

Отправной точкой и вектором содержательно-смыслового наполнения категорий предстаёт императив соответствующего соотнесения введённых понятий с синергийной дихотомией духовности: взаимосвязи собственно духовного и собственно нравственного. Если первое соотносится с ценностно-смысловой средой, то второе сопрягается с культурно-образовательной средой.

В конечном итоге подобное соотнесение, а также совмещение теоретических и практических аспектов положительно отражается на реализации воспитательно-образовательных задач.

В качестве рабочего определения культурно-образовательная среда в данной статье принимается следующее: комплекс факторов, условий и средств учебно-воспитательного процесса, сформированный под влиянием культурных особенностей конкретного региона и временного периода. Применительно к педагогической сфере оно сочетает в себе универсальные и уникальные характеристики образования.

Основываясь на анализе научных источников, правомочно говорить о том, что культурно-образовательная среда есть динамичная, саморегулирующаяся система, компоненты которой обусловливаются определенными, принятыми в том или ином конкретном социокультурном пространстве, нравственными нормами и традициями.

В качестве дополнительной аргументации сказанного, целесообразно привести взгляды современных ученых-исследователей.

В трудах Л. И. Мещеряковой, И. Б. Стояновской, Д. А. Пряхина, Т. А. Шабалиной культурно-образовательная среда – это среда, в которой осуществляется трансляция преемственности культуры, и прежде всего национальной, содержательное наполнение которой, может отражать достижения региональной, российской, а также мировой культуры в целом, содержащей в себе не только прошлый опыт, но и его переосмысление.

Культурно-образовательная среда обладает, точнее, формируется и моделируется сообразно определенным структурным компонентам, разрабатываемых и принимаемых каждым учебным заведением.

Анализ источников позволяет остановиться на классификации, предложенной О.В.Леонтьевой. Она выделяет следующие компоненты:

Пространственно-семантический, который включает:

·     архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства;

·     символическое пространство учреждения.

Содержательно-методический, включающий:

·     содержательную сферу;

·     формы и методы организации образования.

Коммуникационно-организационный компонент, включающий:

·     особенности субъектов образовательной среды;

·     коммуникационную сферу;

·     организационно-креативные условия.

Культурно-образовательная среда имеет самое непосредственное сопряжение с практической деятельность субъектов и объектов педагогической деятельности.

Другим важным фактором духовно-нравственного становления личности, вовлеченной в учебно-образовательный процесс, является ценностно-смысловая среда, которая имеет важную эмпирическую и практическую направленность и потенциал.

В педагогическом отношении среда всегда рассматривается в качестве активного, обстоятельства жизнедеятельности субъектов, неизбежно оказывающего на них то или иное воздействие, которое, в свою очередь, порождает цепь ответных реакций, что, собственно, и позволяет говорить о практическом преломлении.

В этой связи решающее значение приобретает второй компонент анализируемой категории, а именно определение «ценностно-смысловая», которое так же, несмотря на присущую теоретичность, оказывается в сопряжении с реальной жизнью воспитателей и воспитуемых. Данный компонент выступает в качестве императива, имеющего определённое содержательное наполнение, утверждающего вектор направления приложения силы практического преломления теоретических максим, которые без этого остаются банальными истинами, а педагогический процесс, соответственно, оказывается пустым морализаторством.

Наконец на практическую ориентированность ценностно-смысловой среды указывает неотъемлемое свойство всякой среды вообще, а именно выполнение ею той или иной функции, зависящей от её сущностной принадлежности и от целей формирования.

Таким образом, в общем контексте понятия, правомочно говорить об аксиологической функции ценностно-смысловой среды, а шире об аксиологической функции образования.

Под аксиологической функцией понимаются «такие ценностные свойства образования, которые имеют существенное значение для самой образовательной системы, общества, государства, отдельной личности в настоящее время и сохраняют свою актуальность в будущем. Эти свойства рассматриваются как ценностные в силу того, что их характеристики отражают дальнейшую стратегию развития образования и оказывают существенное влияние на употребление и совершенствование общественных процессов» [5, с. 137].

Практическая ценность использования понятия ценностно-смысловая среда заключается ещё и в том, что ценностно-смысловой блок – его теоретическая сторона – способствует формированию идентичности: индивидуальной, общественной, национальной, которая «есть важнейший из механизмов обратной связи, благодаря которой инновационные группы возвращают свой приобретённый интеллектуальный капитал обществу и способствуют развитию той национальной среды, которая их изначально взрастила» [3, с. 51].

Подводя итог сказанному выше, можно сформулировать следующее рабочее определение: ценностно-смысловая среда – комплексное явление, непосредственно сопрягающееся с реальной жизнью личности и общества в целом, выполняющее ряд созидательных функций, направленных на формирование идентичности социума, определяющейся смысловым контентом, присущим той или иной культурно-мировоззренческой парадигме, обеспечивающей его потенциалом жизнеспособности.

Таким образом, наиболее значимыми факторами, оказывающими влияние на духовно-нравственное становление личности учащихся, являются находящиеся в тесной взаимосвязи культурно-образовательная и ценностно-смысловая среды учебного заведения, создающие уникальный образовательный и воспитательный климат учреждения.

 

Список литературы:

1.            Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994 [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/andreeva_social_psihology/17.aspx.

2.            Колесникова И. А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. – 2008 - № 9. - с. 25

3.            Панарин А. С. Правда железного занавеса. М.: Алгоритм, 2006.

4.            Столяренко Л. Д. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

5.            Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2006. 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.