Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 27 февраля 2012 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ИДЕЙ В ТРУДАХ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ФИЛОСОФА ПЛАТОНА
Гарафутдинов Ильнар Гумарович
аспирант ИПП К(П)ФУ, г. Казань
E-mail: gar-ilnar@yandex.ru
В ряду дошедших до нас произведений Платона диалог «Государство» занимает одно из центральных мест. В процессе изложения своей философской мысли Платон в этом сочинении охватывает все основные вопросы философии, в том числе проблему воспитания в идеальном государстве, которое должно начинается, по его мнению, с воспитания души. Такое воспитание Платон именует мусическим.
Для Платона в мусическое воспитание входит словесность, которая делится на два вида – истинный и ложный. Под этими видами имеется в виду мифы, которые рассказывают детям. При этом Платон настаивает, чтобы все рассказанные истории, большие и малые, имели определенный штамп или тип. Он думает об общем направлении этих этических представлений, которые должны прививаться детям [1, 377b-377 с.].
Платон кроме «воспитания души» выделяет еще один вид воспитания: «Впрочем, трудно найти лучше того, которое найдено с самых давнишних времен. Для тела – это гимнастическое воспитание, а для души – мусическое» [1, 376е].
Гимнастическому воспитанию следовало уделять внимание с детства. Но шло оно после мусического воспитания: «ибо здоровое тело не улучшит состояние души, но наоборот, здоровый дух способствует совершенствованию тела» [1, 403d]. На этом построена вся воспитательная система Платона. Поэтому он оговаривает, что «гимнастические упражнения для стражей должны быть простыми, подобно музыке» [1, 403е]. Эти умеренные требования Платона относительно физических упражнений для того времени можно считать гуманными.
Большое внимание Платон в своем диалоге «Государство» также придает воспитанию женщин. В то же время утопический характер этого сочинения нигде не проявляется столь явно, как здесь.
В его государстве женщина должна быть не просто женщиной, а соратницей. Платон верит, что женщина способна принимать участие в создании общества, но реализует она эту способность на семье. При этом он вступает в противоречие с общепринятым мнением, что женщина предназначена только для родов или для воспитания детей. Платон признает, что женщина слабее мужчины, но, с его точки зрения, это не помеха тому, чтобы женщина выполняла обязанности стража [1, 451d]. Отсюда следует, что женщина должна получить воспитание идентичное мужскому. Платон это объясняет тем, что музыкальное и гимнастическое воспитание женщины не противоречат ее натуре, а противоречит лишь такое состояние, при котором она не может развивать своих природных способностей.
Подводя итог вопросам воспитания в этом сочинении, Платон пишет, что если придерживаться правильного воспитания, то в дальнейшем в обществе появятся прекрасные характеры; обладая этим прекрасным характером, люди будут успешнее усваивать правила воспитания и превзойдут по достоинствам своих предшественников: «Ведь правильное воспитание и обучение пробуждает в человеке хорошие природные задатки, а у кого они уже были, те благодаря такому воспитанию становятся еще лучше – и вообще, и в смысле передачи их своему потомству … » [1, 424а].
Другим сочинением Платона, которое необходимо рассмотреть, чтобы наиболее полно представить его понимания воспитания в идеальном государстве является «Законы». Ее на основании вполне достоверных источников считают последним сочинением Платона.
В данном сочинении диалог проходит между тремя участниками: афинянином (в нем можно увидеть самого Платона), критянином Клинием, и спартанцем Мегиллом.
Платон начинает с того, что он понимает под воспитанием. Он говорит, что воспитывать детей нужно тому занятию, которое ему нравится или тому, в котором он должен достичь совершенства. Совершенство предлагается достичь через игру. При этом немаловажным является роль воспитателя, который должен дать зачатки знаний тех областей, которые интересуют детей: «Точно так же пусть он [воспитатель] сообщит им начатки необходимых знаний, например, строителя пусть научат измерять и пользоваться правилом, воина – ездить верхом и так далее, все это путем игры. Пусть он пытается при помощи этих игр направить вкусы и склонности детей к тому занятию, в котором они должны впоследствии достичь совершенства. Самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание. Вносящее в душу играющего ребенка любовь к тому, в чем он, выросши, должен стать знатоком и достичь совершенства» [2, 789d].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что уже для Платона воспитание является неким добродетелем, которое заставляет человека быть совершенным гражданином. Воспитание преследующая другую цель не является таковым: «… подразумеваем под воспитанием … то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека … стать совершенным гражданином… Воспитание же, имеющее своим предметом и целью деньги, могущество или какое-нибудь иное искусство, лишенное разума и справедливости … вовсе недостойно носить это имя» [2, 822а].
Далее, как и в сочинении «Государство» в «Законах» Платон упоминает, что хорошо воспитанный человек должен уметь прекрасно петь и плясать. Значит, для него по-прежнему первостепенное значение имеет мусическое или хороводное образование.
Большой раздел в седьмой книге сочинения «Законы» посвящен воспитанию детей: « … для малолетних воспитанников будет очень полезно, … применять все эти правила вплоть до достижения мальчиком или девочкой трехлетнего возраста. Впрочем, по своему душевному складу трехлетние, четырехлетние, пятилетние и даже шестилетние дети нуждаются в забавах. Но надо избегать изнеженности, надо наказывать детей, однако так, чтобы не задеть их самолюбия; … не надо позволять тем, кто наказывает, оскорблять подвергающегося наказанию» [2, 793е]. Эти слова подтверждают сказанную выше мысль о том, что для Платона игра как элемент воспитания является ее неотъемлемой частью.
В «Законах» дети до шести лет учатся вместе. Дальше мальчики обучаются у учителей стрельбы из лука, верховой езды и метания дротиков. Что касается девочек, то и «они по своему желанию могут научиться употреблению оружия» [2, 794 с]. Здесь явно прослеживается идея Платона о равноправии мужчины и женщины, в том числе и в воспитании.
Не оставляет без внимания Платон и положение школ. Школы у него они должны быть расположены только в тех местах, которые приспособлены для воспитательной деятельности. При этом Платон просит, чтобы это положение о школах было узаконено [2, 804 с].
Дальше Платон пишет о такой идее, которая намного опередила свое время: « … при этом училище будет посещать не только тот, у кого этого желает отец … но, как говорится, и стар, и млад должны по мере сил непременно его получить, ведь дети больше принадлежат государству, чем своим родителям» [2, 804 d]. Эта мысль говорит о том, что в идеальном государстве Платона должны быть только совершенные граждане, а совершенным можно стать только при помощи соответствующего воспитания. Это мысль проходит красной линией через все эти его сочинения.
Говоря об отношении Платона к воспитанию, несомненно, приходишь к выводу, что ее роль принадлежит только государству, в руки которого ребенок передается с самого первого дня своего рождения. И только когда в ребенке пробуждается сознание, начинается его последовательное нравственное и умственное воспитание. Этим Платон опережает идеи новейших педагогов и в частности Руссо, который заметил значение ранних впечатлений на духовную сферу человека и требовал необходимости для здорового его развития тщательно подобранных способов влияния с раннего детства. При этом общей и главной целью воспитания становится развитие в людях добродетели, то есть высшего блага. Без приобретения добродетелей, без их воспитания и без их открытия в самом себе обычный человек не мог стать идеальным гражданином, к которому так стремится Платон.
Список литературы:
1. Платон. Государство. Пер. А. Н. Егунова. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. 654 с.
2. Платон. Законы. Пер. А. Н. Егунова. Собрание сочинений в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1994. 830 с.
дипломов
Оставить комментарий