Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 26 декабря 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическая психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ
Нурмурадова Ирина Раиловна
педагог-психолог МОУ СОШ № 38, г. Уфа, РБ
E-mail: nir-77@mail.ru
Мишустина Ирина Владимировна
педагог-психолог МАОУ СОШ № 42, с углуб. изуч. отдельных предметов,г. Уфа
Чернышёва Наталья Владимировна
педагог-психолог МАОУ СОШ № 42, с углуб. изуч. отдельных предметов, г. Уфа
В литературе, посвященной нарушениям поведения у детей и подростков, особое внимание уделяется агрессивным формам поведения как наиболее социально опасным, имеющим особую значимость для общества. Исследователи отмечают значительную распространенность агрессивных форм поведения в детско-подростковой популяции, причем Л. М. Барденштейн и Ю. Б. Можгинский (2000) считают правомерным выделение агрессивного поведения в особый синдром [2, с. 88].
Для дифференциальной психологии представляет особый интерес развитие психических функций в онтогенезе. Многочисленные данные о нарушениях развития в подростковом возрасте, приведенные в отечественной и зарубежной литературе, ставят исследователей перед необходимостью выяснения механизмов дезадаптации подростков с высоким уровнем агрессивности [1, с. 59; 3, с. 111].
Недостатком большинства исследований, посвященных названной проблеме, является, на наш взгляд, чрезмерная увлеченность исследователей существующими классификациями типов агрессивного поведения, основанными на недостаточно формализованных критериях определения типов. С учетом этого была поставлена цель нашей работы — обосновать существование типологических особенностей агрессивности подростков 12—15 лет и установить специфические психологические предикторы для каждого типа.
Эмпирической базой нашего исследования выступили две подгруппы школьников. Первая подгруппа (30 чел., средний возраст 13,19 ± 0,04 года) — учащиеся МАОУ СОШ № 42 (с углубленным изучением отдельных предметов) г. Уфы, вторая (46 чел., средний возраст 13,11 ± 0,04 года) — ученики МОУ СОШ № 38 г. Уфы. Примененные в нашей работе методики условно разделены на два блока. Первый блок методик был направлен на диагностику интересующих нас индикаторов агрессивности исследуемых подростков. Здесь применяли хорошо известный специалистам тест А. Басса — А. Дарки.
Во второй вошли тесты, определяющие общепсихологические характеристики подростков, причем методики были подобраны таким образом, чтобы акцент в них был сделан на психодинамические свойства — это классический 14-факторный (подростковый) тест Р. Кеттелла, тест патохарактерологических особенностей по К. Леонгарду — Г. Шмишеку, опросник Г.-Ю. Айзенка, диагностирующий структурные свойства психодинамики, тесты Я. Стреляу и П.В. Симонова, определяющие индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, а также прекрасно зарекомендовавший себя с исследовательской точки зрения тест диагностики активной и реактивной тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина.
Проведенный анализ позволил установить некоторые общие для разных выборок основания типологии агрессивности подростков 12—15 лет.
Подгруппа подростков МОУ СОШ № 38. Выяснилось, что по результатам факторной минимизации использованных нами вариантов агрессивности по А. Бассу, в этой подгруппе подростков индикаторы агрессии группируются вокруг трех основных показателей. Первый вариант агрессивности составляет комбинация высоких значений физической агрессивности, раздражительности, агрессивности и вербальной агрессии, поэтому такой тип агрессивности мы охарактеризовали внешним или экстравертным. Второй вариант составляет, в первую очередь, комбинация вины и обиды, то есть внутренние, аутонаправленные компоненты агрессивности. Поэтому такой вариант агрессии мы назвали интровертным. Переменными, характеризующими третий вариант агрессивности являются косвенная агрессия и подозрительность по А. Бассу. Придерживаясь принятой выше логики такой вариант агрессивности был назван латентным типом.
На уровне личностных свойств по Р. Кэттеллу не удается отыскать статистически достоверных предикторов для первого варианта агрессивности — экстравертного, но вполне прогнозируемым оказывается второй вариант агрессивности — интровертный. Личностной предпосылкой формирования агрессивности этого типа выступают низкие значения по шкале С (сила Эго) в сочетании с высокими значениями по шкале G(сила суперЭго). Можно предположить, что подростки с такой комбинацией личностных свойств находятся под своеобразным давлением моральных стереотипов и норм социального окружения и «держат в себе» собственные агрессивные импульсы.
Третий, латентный, вариант агрессивности с невысокой, хотя и значимой, степенью достоверности низкими значениями принципиальности в сочетании с низкими же значениями десургенсии. То есть в данном случае мы наблюдаем подростка, близкого к флегматическому типу темперамента, и именно для таких подростков, как видим, характерен латентный, то есть скрытый вариант агрессивности.
На уровне акцентуаций характера выясняется, что для экстравертного варианта агрессивности характерно смещение акцентуации по циклотимическому типу. Интровертный вариант агрессивности связан с акцентуацией по педантичному типу. А для подростков с третьим, латентным типом агрессивности в большей степени характерна дистимическая акцентуация, что подтверждает высказанный выше тезис о том, что такой тип агрессии более свойственно флегматикам.
Подгруппа подростков из МАОУ СОШ № 42. По результатам интерпретации компонентной структуры выяснилось, что первый фактор объединяется вокруг одного «осевого» аспекта агрессивности — негативизма, который, к тому же, достоверно связан с возрастом испытуемых. Второй самостоятельный аспект агрессивности — косвенная агрессия, включающий в себя и шкалу обиды. Третий вариант — аутоагрессивный компонент, консолидирующий подозрительность и обидчивость.
Таким образом, в результате проведенной факторной оптимизации можно вновь предполагать существование трех самостоятельных аспектов агрессивности — негативизма, косвенной агрессии и вины. То есть, как и в подгруппе учащихся обычной школы, обоснованно выделение трех самостоятельных типов агрессивности: экстравертного, основанного на негативизме, интровертного, основанного на чувствах вины, подозрительности и обидах, и латентного, проявляющегося через косвенную агрессию.
Сопоставление оптимизированного набора индикаторов агрессивности с результатами психодинамического тестирования подростков-учащихся школы с углубленным изучением отдельных предметов также позволило выявить некоторые закономерности. Установлено, что склонность к формированию агрессивного поведения негативистского плана в большей степени присуща подросткам с низкой уравновешенностью по силе процессов возбуждения (тест Я. Стреляу).
Выясняется, что негативизм, как специфическая форма агрессивного поведения на психодинамическом уровне подкрепляется низкой ригидностью, то есть психодинамическим аналогом низкой уравновешенности. Обнаруживается также обратная связь со шкалой личностной тревожности по Ч.Д. Спилбергеру. Можно предположить, что высокий негативизм является для подростков своеобразным защитным механизмом от личностных тревог.
Установлено, что уравновешенность по силе процессов возбуждения имеет значении и при формировании других аспектов агрессивности — косвенной агрессии и вины. Учитывая факторную структуру, истинным индивидуально-психологическим предиктором для косвенной агрессивности следует считать уровень ситуационной тревожности, причем эти характеристики находятся в реципрокных отношениях, то есть можно предположить, что косвенная агрессивность это механизм защиты от ситуационных тревог.
Представленное обсуждение позволяет сформулировать следующие общие выводы. На эмпирическом материале двух однородных выборок установлено, что многообразие форм агрессивности подростков 12—15 лет сводится к трем основным типам: экстравертному, интровертному и косвенному (латентному).
Наиболее распространенным и вариабельным вариантом агрессивности является экстравертный или негативистский тип, который можно рассматривать как самостоятельное свойство личности подростков 12—15 лет, складывающееся на основе психодинамических свойств интегральной индивидуальности — высокой эмоциональной лабильности, циклотимичности. Интровертный и латентный типы агрессивности проявляются также как черты акцентуированного характера, причем подросткам с педантичным типом акцентуации более свойственны аутоагрессивные проявления, а флегматичным и дистимичным — латентные.
Индивидуальные особенности агрессивности подростков 12—15 лет можно также рассматривать как формы реактивного поведения, то есть негативизм — это бессознательная защита от личностных тревог, а косвенная агрессивность — способ преодоления ситуационной тревожности.
Общим психофизиологическим основанием уровня агрессивности подростка 12—15 лет являются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, в первую очередь, уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
Список литературы:
1.Анохин П. К. Психическая форма отражения действительности // Кибернетика функциональных систем: Избранные труды. М.: Медицина, 1998. С. 310—351
2.Барденштейн Л. М., Можгинский Ю. Б., Патологическая агрессия подростков. Москва, Медпрактика-М, 2005. 259 с.
3.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998. 336 с.
дипломов
Оставить комментарий