Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 26 декабря 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогика высшей профессиональной школы

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Афанасьева О.В. ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Афанасьева Оксана Васильевна

старший преподаватель кафедры английского языка,

Международно-гуманитарный лингвистический институт, г. Москва

E-mail: vitaliyb@bk.ru

 

Воспитание и образование человека — особая область духовного производства. Человек является предметом и целью образовательной деятельности. Рассмотрение философско-исторического аспекта развития образования и в то же время влияет на развитие современного эффекта исторического развития.

Задача современной системы образования — формирование «человека культуры», способного работать со знаниями, разными типами мышления, с идеями различных культур. Главными составляющими образовательного процесса является учитель и учащийся, отношения между которыми — субъектно-субъектные. В конкретно — историческом плане в России были наиболее важные этапы в образовании и на которых мы остановимся.

60-е годы Х1Х века ознаменовались в России реформами. Значительное место в демократизации государственного строя занимала реформа образования, положившая конец сословно-ограниченной школе, господствовавшей при Николае 1. Общая задача, поставленная перед общеобразовательной школой, подразумевала дать учащимся «полное общее образование, потребное для разумной человеческой жизни». При этом подчеркивалось, что языки «могут наиболее способствовать всестороннему развитию юношества [4].

Во всех учебных заведениях предусматривалось изучение двух новых иностранных языков. Проект был разослан для обсуждения и напечатан в журналах Министерства Народного Просвещения за 1861 г. Было получено 365 отзывов от отдельных коллективов и частных лиц. Особое место занял в отзывах спор между сторонниками и противниками классического образования.

Так, первые указывали на то, что от изучения древних языков зависит всестороннее развитие способностей учащихся — главная задача общеобразовательной школы — а естественные науки еще недоступны гимназистам, и поэтому их изучение не принесет пользы. Мысль об особой роли древних языков в деле развития мышления учащихся была распространена даже среди прогрессивных педагогов.

Важным моментом реформы 1864 г. было предоставление преподавателям права самостоятельного выбора методов обучения и учебников. Особую помощь ученикам оказали учебники К. Д. Ушинского

Реформа привлекла особое внимание к иностранным языкам. Еще в 1879 г. Г. П. Недлер писал: «Вряд ли кто станет оспаривать, что значительное число преподавателей иностранных языков не удовлетворяет тем требованиям, которые мы вправе ставить людям, занимающихся обучением и воспитанием» [4].

А. И. Алешин, изучавший историю гимназий в России, констатировал, что после реформы 1864 г. «усилившееся положение новых языков создало повышенный спрос на их преподавателей. Сразу же найти хороших было трудно и поэтому естественно, что между ними были многие, которых приходилось терпеть только потому, что их не кем было заменить». Аналогичное суждение мы находим и в особом мнении по поводу реформы 1915 г. у Л. В. Щербы, который указывал, что все члены секции иностранных языков были обеспокоены тем, «где взять учителей новых языков; то, что существует, — убожество» [10].

Приведенные высказывания разных авторов, сделанные в различ­ные годы, показывают, что многие преподаватели, если не большинство, находились на низком профессиональном уровне.

И как следствие, очень плохо знали иностранные языки ученики. А. А. Миролюбов отмечает следующие причины такого бедственного положения с изучением иностранных языков в средних и высших учебных заведениях России [6, c. 164]:

Во-первых, уровень очень многих преподавателей был крайне низок. В то же время им разрешалось пользоваться любыми методами, а они плохо разбирались в этом вопросе.

Во-вторых, применяемые методы были несовершенны, а подхода, отвечающего особенностям русской школы, еще не было выработано.

В-третьих, особое внимание по требованию Министерства Просвещения обращалось на обучение латинскому языку, а новые языки были в загоне.

В-четвертых, условия преподавания (огромная наполняемость классов, наличие 2—3 часов в неделю в отдельных классах и др.) не содействовали успеху обучения.

Согласитесь, что и в начале ХХI века ситуация во многом не изменилась. Причины неблагополучного положения в учебном процессе по иностранному языку остаются прежними. Какими же методами пользовались учителя иностранного языка в прошлом тысячелетии и продолжают пользоваться сейчас?

На современном этапе развития методики преподавания иностранного языка особый акцент делается на новых тенденциях в отборе методов, ориентированных на цель обучения — формирование у учащихся основных черт вторичной языковой личности [2].

При отборе современных методов обучения (способов, приемов, форм обучения) необходимо учитывать следующие критерии, в соответствии с которыми используемые методы должны [8]:

a.    создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно, стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически пользоваться иностранным языком, делая тем самым реальным достижение школьником успеха в овладении предметом;

b.    затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;

c.    активизировать развитие  школьника, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса в атмосфере сотрудничества;

d.    создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, и будет востребовано в дальнейшем;

e.    учить школьника работать над языком самостоятельно на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей — следовательно, обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;

f.     предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность, творчество.

Усваиваемый с помощью подобных методов материал, предлагаемый учащимся в ходе изучения иностранного языка, должен восприниматься как инструмент и средство социального взаимодействия с партнерами по общению.

Конец прошлого тысячелетия был отмечен появлением многих новых, результативных и интересных методов и подходов в методике преподавания иностранного языка.

За рубежом 1960—70-е годы были ознаменованы разработкой, так называемого гуманистического подхода к обучению, суть которого состоит в ориентации на личность обучаемого, на его интересы, потребности и возможности, а также на способы учения, которые соответствуют его индивидуальным особенностям. Для данного подхода характерна переориентация всего процесса обучения с личности преподавателя и методов преподавания на личность учащегося и способы учения.

Гуманистический подход привел к появлению в зарубежной методике целого ряда новых, нетрадиционных (альтернативных) методов обучения или, вернее, овладения иностранным языком. Сюда можно отнести метод опоры на физические действия, метод «тихого» обучения, метод «общины», нейролингвистическое программиро­вание, варианты суггестопедического метода и т. д.

Современная система российского образования переживает сложный этап реформирования. И в этой ситуации коренной ломки сложившихся стереотипов преподавания с новой силой идет борьба между новым и старым, между стремлением традиционным и инновационными формами обучения, следует обобщить богатейший опыт, накопленный международным сообществом в области методики преподавания иностранных языков и ожесточенным сопротивлением тех, кто привык работать в русле старых методик обучения. Следует также отметить, что во второй половине XIX века широко была развита сеть благотворительных учреждений в России.

В отечественной современной методике активно используются интерактивные методы, проекты, интернет-техника.

Умелое применение отдельных организационных форм и приемов, характерных для данных методов, помогает существенно повысить эффективность процесса обучения и мотивацию обучаемых.

Гуманистическое направление в психологии и дидактике, а также достижения в области лингвистики текста привели к появлению коммуникативного подхода, который получил широкое распространение во многих странах и применяется в различных условиях обучения.

В настоящее время этот подход является тем направлением, в рамках которого сформулированы основные цели обучения, обозначены и описаны компоненты коммуникативной компетенции, определены роль и характер используемых материалов и приемов обучения и учения.

В настоящее время задача методистов заключается в том, чтобы конкретизировать намеченные пути обучения, что приведет к разработке новых методов на базе коммуникативного подхода.

Некоторые уже разработаны и внедрены в практику преподавания: коммуникативно-когнитивный метод Шатилова, метод коммуникативных заданий, который имеет различную трактовку у отечественных специалистов по методике преподавания английского языка, коммуникативный метод Е. И. Пассова [7].

Особенно активно и плодотворно исследуется проблема образования философами в конце XX века Г. П. Щедровицким, М. К. Мамардашвили, А. П. Буевой, К. А. Алебухановой и др. У Щедровицкого через системный подход рассматривается педагогика и образование, взаимодействие социальной и умственной сфер. В вопросах методологии в 1980 он печатает работу «Сладкая диктатура мысли» [9].

 

Список литературы:

1.Белканов Н. А.. Университет и современное филологическое образование. // Высшее образование в России. 2007. № 4.

2.Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2000.

3.Камашев С. В. Образование в условиях рынка / С.В. Камашев, В.И. Панарин // Философия образования. 2008. № 3(24). С. 196—201.

4.Кашина Е. Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка: учеб. пособие для студентов филологических факультетов университетов / Отв. ред. А.С. Гринштейн. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006.

5.Майер Б. О. Об онтологии качества образования в обществе знания / Б.О. Майер, Н.В. Наливайко // Философия образования. 2008. № 3. С. 4—18.

6.Миролюбов А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М., 2002. 164 с.

7.Пассов Е. Н. Сорок лет спустя или сто одна методическая идея. Липецк, 2005.

8.Соловьев Е. Н. Практикум  базовому курсу методики просвещения и обучения. М., 2004.

9.Щедровицкий Г. П. Сладкая диктатура мысли. М., 1980.

10.Щерба Л.В. Преподавание русского языка в школе. Общие вопросы методики. М., 1944.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.