Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 ноября 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогика высшей профессиональной школы
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕОТЕХНОЛОГИЙ (ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
Савина Дарья Александровна
магистрант ТГУ, г. Тольятти
E-mail: daria_savina@inbox.ru
Непрокина Ирина Васильевна
д-р пед. наук , профессор ТГУ, г. Тольятти
E-mail: ivneprokina@rambler.ru
Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалистов. Система образования в данный момент находится в стадии реформирования: переход на двухуровневую модель обучения и на новые учебные планы вызвал значительное сокращение часов аудиторных занятий студентов с преподавателем. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в ВУЗе, который должен строиться так, чтобы формировать у студента способности к саморазвитию и творческому применению полученных знаний. Однако кроме организации обучения студентов ВУЗ должен осуществлять и их воспитание. Это особенно актуально по причине того, что во многих российских ВУЗах воспитание отходит на второй план. Каким образом организовать самостоятельную работу студентов, чтобы она не только способствовала развитию учебных умений и творческих способностей, но и оказывала воспитательный эффект?
Говоря об организации самостоятельной работы, многие ученые сходятся во мнении, что, во-первых, самостоятельная деятельность должна осуществляться на основе современных технологий и активных методов обучения, а во-вторых, что в ее основе должен лежать познавательный интерес и творчество студентов. Сегодня ученые всего мира признают доминанту влияния на молодежную аудиторию так называемых «экранных текстов» в разных видах и формах (кино, телевидение, видео и т. д.). За последние годы было проведено немало исследований, затрагивающих проблему влияния кинематографа и телевидения на молодежную аудиторию. Их авторы в целом сходятся во мнении, что кинематограф наряду с рок-музыкой и спортом находится у школьников и студентов на одном из первых мест. По этим причинам мы ставим своей целью разработку механизм организации самостоятельной работы студентов с использованием видеотехнологий.
Согласно электронному словарю, «видеотехнология — это технология разработки и демонстрации движущихся изображений» [4]. Как очевидно, данное определение очень широкое. По этой причине необходимо уточнить, какие именно видеотехнологии мы предлагаем использовать при организации самостоятельной работы студентов. Прежде всего, это кино (игровое и документальное, анимационное) и телевидение (тележурналистика).
Кино и телевидение имеют довольно сильное эмоциональное воздействие на молодежь, влияет на формирование личностного отношения к увиденному, то есть оказывает не только обучающий, но и воспитательный эффект. Еще одним преимуществом кинофильма или телесюжета является непосредственность изображения реальной действительности, особая манера общения ведущего со зрителями (если это телепередача), ненавязчивое предъявление информации, наличие музыкального фона. При соприкосновении с происходящим на экране создаются условия, наиболее приближенные к естественным.
Однако невозможно эффективно организовать самостоятельную работу студентов, используя обыкновенный показ (или самостоятельный просмотр) видео. Необходимо применение такой технологии, которая бы способствовала эффективному освоению учебного материала, а также развитию творческих способностей студентов и формированию личного отношения к материалу.
На наш взгляд, целесообразно организовать самостоятельную работу студентов с использованием технологии «кейс-стади». Суть данной технологии в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Изначально технология «кейс-стади» применялась для обучения менеджеров. Проректор Государственного университета управления А.М Зобов приводит одно из наиболее известных определений технологии «кейс стадии»: «Это метод обучения, когда студенты и преподаватели участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям бизнеса. Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем бизнеса, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя» [2].
Комплект материалов для работы студентов с учебным кейсом включает в себя сам кейс (описание ситуации), вопросы для обсуждения, и при необходимости дополнительные материалы (документы, фотографии и т. п.).
Обычно учебные ситуации (кейсы) представляют в форме текста. Текст кейса должен быть написан интересно, простым и доходчивым языком, отличаться «драматизмом» и проблемностью, показывать как положительные примеры (например, путь к успеху фирмы), так и отрицательные (причины неудач, например, уменьшение сегмента рынка), выразительно определять суть проблемы, соответствовать потребностям выбранного контингента студентов, содержать необходимое и достаточное количество информации.
В нашей работы мы предлагаем представлять ситуацию (кейс) в форме видео различного характера: художественные и документальные фильмы, телевизионные сюжеты (или их фрагменты). На наш взгляд, видеокейсы будут отвечать приведенным выше требованиям в большей степени, чем кейс, представленный в форме текста (особенно это касается требования драматизма и проблемности). Это объясняется тем, что художественный фильм, даже если он не основан на реальных событиях, представляет собой некую реконструкцию реальности, в рамках которой герои действуют так же, как обычные люди. В связи с этим у зрителей не возникает ощущения неправдоподобности происходящего. Таким образом, фрагменты художественных фильмов могут быть использованы для разработки кейса. Говоря о документальных фильмах и телесюжетах, проблема достоверности и правдоподобности ситуаций уходит на второй план, но появляется проблема авторского восприятия и подачи материала. Хотя стоит отметить, что подобная проблема возникнет в любом случае, т.к. практически у каждой ситуации есть автор, который воспринимает ее по-своему.
Приведем пример оформления кейса в виде видео для дисциплины «Практическая педагогика». В рамках данной дисциплины предполагается изучения темы «Ценностно-смысловое самоопределение педагога». Для закрепления материала студентам предлагается самостоятельно просмотреть отрывок из фильма «Хористы» (Франция, 2004 г., режиссер Кристоф Барратье) и ответить на следующие вопросы:
1.Как вы можете охарактеризовать директора интерната, какова, на ваш взгляд, его система ценностей?
2.Как вы охарактеризуете нового педагога (Клемана Матье)? На ваш взгляд, его система ценностей может лечь в основу воспитания «трудных» детей из интерната «Дно пруда», или он только усугубит ситуацию?
3.Проанализируйте ситуацию, когда новый педагог, отменив наказание в карцере, отправляет провинившегося ухаживать за больным завхозом (папашей Максансом). Эта ситуация может иметь воспитательный эффект для провинившегося?
После этого студентам дается задание написать эссе на тему «Идеальная модель педагога», ответив в нем на следующие вопросы:
·Какими ценностями и качествами личности должен обладать педагог, работающий с «трудными» детьми и подростками в современном мире?
·Предложите свою идеальную «модель» педагога, работающего с такими детьми.
Фильм «Хористы», в котором показана жизнь так называемых «трудных» подростков, сам по себе несет мощное воспитательное воздействие. Просмотрев отрывок из этого фильма, студентам предлагается охарактеризовать личности двух главных персонажей — директора интерната «Дно пруда» и учителя музыки. В фильме, как и в реальной жизни, не даны однозначные оценки того, чья система преподавания (директора или учителя музыки) лучше подходит для детей интерната «дно пруда». Отвечая на вопросы к просмотренному видеофрагменту, студенты создают собственную модель идеального педагога, в которой проявляется их личная позиция, система ценностей. На наш взгляд, использование в процессе организации самостоятельной работы фрагментов художественных, анимационных, документальных фильмов и телесюжетов как ситуаций для технологии «кейс-стади» будут способствовать не только развитию мышления студентов, но и оказывать воспитательное воздействие.
Список литературы:
1.Дьяченко М. И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск. Харвест, 2006. 416 с
2.Зобов А. М. Кейс-стади [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.magistr.net.ua/article/16.htm
3.Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. 176 с.
4.Служба тематических толковых словарей [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.glossary.ru
5.Управление самостоятельной работой студентов: аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования / А. М. Алтайцев [и др.]. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://charko.narod.ru/index14.html
дипломов
Оставить комментарий