Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 ноября 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Якушева Светлана Дмитриевна
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики МГПИ, г. Москва
E-mail: jawa57@mail.ru
В связи с переходом на новые стандарты особое внимание уделяется профессионализму личности, достижение ею высокого статуса, развитию информационной и личностной культуры, инновационного творческого мышления.
Инновационное творческое мышление, на наш взгляд, это ориентированность педагога на саморазвитие и самообразование, объединение логического и образного, интеграция понятийного и наглядного, нахождение новых, оригинальных решений профессиональных задач, формирование интеллектуальной образности и чувственного моделирования.
Сегодня, когда образование воспринимается обществом как одна из высоких ценностей жизни, возрастает значимость профессиональной деятельности, а также имидж самого педагога.
Современные отечественные исследователи говорят о значимости личностного имиджа педагога. Они считают необходимым понимание педагогом того, что его положительный образ играет важную роль в педагогическом процессе (Л. М. Митина, М. Н. Котлярова, В. А. Кан-Калик, С. Я. Ромашина, Е. Русская и др.).
Введение в педагогический словарь понятия «имидж» не дань моде. Педагог, выстраивающий индивидуальную траекторию личностного роста, выходит на лидерские позиции, обеспечивая эффективность и качество своей профессиональной деятельности.
В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджа (Р. Ф. Ромашкина, Е. В. Гришунина, П. С. Гуревич, В. М. Шепель и др.). Имидж будущего педагога исследовали М. А. Апраксина, Н. А. Тарасенков, В. Н. Черепанова, Е. В. Емельянова и др.; государственного деятеля — И. В. Веретенникова, Н. А. Кузнецова, Е. А. Орлова, В.В. Шуваева и др.; факторы эффективности политического имиджа — Т. Г. Анистратенко, И. Э. Белоусовой, Л. В. Постниковой и др.; руководителя — Ю. Андреевой, С. А. Амантаевой, А. А. Бирюковой и др.; имидж персональный — Е. В. Емельяновой, O. A. Пикулевой, Э. Б. Теймуровой и др.; профессиональный имидж изучали Ю. В. Андреева, Л. Г. Попова, Н. В. Тарасенко, А. А. Бирюкова; имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия — Е. Б. Перелыгиной.
Имидж сегодня является важным аргументом для принятия множества социальных решений. При этом основная часть взаимодействий строится, по мнению Е.А. Петровой, не на сущностном познании другого, а на основе имиджа, акцентируя на публичном взаимодействии. Ибо владение имиджевым механизмом важно, прежде всего, для людей публичных профессий: политиков, журналистов, телеведущих, но главным образом педагогам поскольку занятие (лекция, урок) является источником информации, поставщиком культурных кодов, а также социализацией личности, как преподавателя, так и обучающегося.
В связи с этим целью развития имиджевой выразительности индивида, как считает В.Г. Горчакова, является окончательный синтез сознательного и бессознательного, личного и коллективного, внешнего и внутреннего, что обеспечивает консолидацию личности, переход от персоны (маски) к высшей самости, становлению творческой личности имени себя самого [6, с. 12].
Краткий словарь современных понятий и терминов (сост. и общ. ред. В. А. Макаренко) трактует имидж, как (образ, фасадная часть личности, ее внешний эффект) — целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п. [7].
Имидж - это рассказ о себе, символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент, вкус, ваши финансовые возможности [8].
Имидж — это динамическая система, поскольку она является результатом постоянной работы человека над собой. На него влияют природные качества, жизненный и профессиональный опыт, воспитание и образование личности.
Основу имиджа составляет личное обаяние. Это понятие, по утверждению В.М. Шепель, собирательное. Оно аккумулирует в себе лучшие человеческие качества, информационный потенциал личности [11].
Имидж личности, как считает Е.В. Андриенко, — это ее воспринимаемый и передаваемый образ. Имидж возникает тогда, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т. д.
Имидж имеет две стороны: субъективную, т. е. передаваемый образ того человека, которого воспринимают, чей образ создается, и объективную, т. е. воспринимаемую тем, кто наблюдает. Передаваемый и воспринимаемый образы могут не совпадать. Кроме того, передаваемый образ не всегда отражает сущность личности. Существует так называемый разрыв достоверности образа, когда есть вышеназванное несовпадение. Имидж может быть принимаемым или не принимаемым, вызывая к себе соответствующее положительное или отрицательное отношение [2, с. 222].
Обаяние человека, как утверждает Н. А. Морева, — это его коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречивость, а также внешняя привлекательность, легкая адаптация к новым условиям, умение сохранять уверенность в кругу незнакомых людей, терпимость к инакомыслию.
В идеале личное обаяние — это искусная подача всех личностно-деловых качеств и умений, т. е. самопрезентация. Умение подать себя с наилучшей стороны, вызвать у другого определение представление о себе — это своеобразное искусство, овладение которым требует постоянной работы над собой.
Имидж, с одной стороны, является результатом определенных психологических процессов проявления личности, а с другой — служит внешним источником формирования впечатления о данном человеке у партнеров по общению. Поэтому все стратегии самопрезентации имеют целью установить, уточнить или поддержать свой образ в глазах других.
Самоконструктирующая стратегия направлена на поддержание и укрепление «Я-идеального». В связи с этим весьма актуальными для создания имиджа личности являются следующие характеристики человека:
·социальные, отвечающие требованиям того общества, в котором живет человек. На восприятие имиджа влияют время, место, статус, модели его ролевого поведения и т. д.;
·символические, определяемые традиционной культурой;
·персональные, выражающие индивидуальность предъявителя имиджа [9, с. 93].
Восприятие всегда избирательно, благодаря этому, по утверждению В.А. Баранова происходит отбор, фильтрация, группировка информации о личности, чей имидж воспринимается. Процесс восприятия подразделяется на процессы понимания и суждения.
Процесс пониманияопределяется особенностями коммуникативной системы отношений в социальной группе, представленных в виде системы ценностей, представлений, установок, механизмов социального приписывания.
Процесс сужденияреализуется через факторы, характеризующие мотивационно-потребительскую сферу воспринимающих имидж лиц.
Все факторы восприятия разделяются на фоновые, которые зависят от культуры общества, социально-экономической обстановки в стране, национальных особенностей воспринимающих, и ситуативные, к которым относятся случайные явления, индивидуальные особенности восприятия имиджа тем или иным человеком.
Существуют три уровня воспринимаемого имиджа:
·биологический, когда существенную роль оказывает пол, возраст, состояние здоровья, темперамент, физические данные;
·психологический, когда на принятие имиджа влияют те качества или черты характера, которые приписываются или могут быть приписаны предъявителю имиджа: воля, память, мышление, характер, способности. Приписываемые качества могут быть объяснены или не объяснены. Важность этого уровня восприятия состоит в том, что благодаря ему учитываются цели, ценности, интересы социальной группы, а система отношений выстраивается в соответствии с провозглашенными требованиями;
·социальный, который представляет собой систему фактов, слухов, сплетен, легенд, формирующих в целом готовность воспринимающего к принятию или отвержению предлагаемого имиджа [3, c. 4].
Л.К. Аверченко выделяет три возможных подхода к имиджу, которые являются основанием для классификаций имиджа:
·функциональный, когда имиджи классифицируют по их функционированию;
·сопоставительный, когда проводят сравнение близких имиджей;
·контекстуальный, когда имиджи подразделяют в зависимости от контекста [1].
Итак, индивидуальный имидж педагога, представленный как совокупность внешних и внутренних, личностных и профессиональных качеств, является способностью к субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса.
В глазах студенческой аудитории имидж педагога зависит от восприятия специфических деталей его образа в определенных ситуациях.
Формирование индивидуального имиджа педагога довольно сложная процедура. Рассмотрим типологию имиджа.
Современная наука выделяет несколько возможных вариантов имиджа, которые присущи функциональному подходу: зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный и множественный.
1.Зеркальный. Это имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно этот вариант имиджа оказывается более привлекательным, ибо психологически мы всегда выдвигаем на первое место позитив по отношению к себе, а слабая сторона - минимальный учет мнения посторонних.
2.Текущий.Этот вариант имиджа отражает оценку человека со стороны тех людей, которые имеют о нем информацию, как непосредственную, полученную при общении, так и опосредованную, полученную через другие источники информации. Слабой стороной такого варианта имиджа является, то, что при недостаточной или искаженной информации о реальных поступках человека могут возникнуть непонимание или предубеждение по отношению к личности, которые будут влиять на формирование имиджа.
3.Желаемый.Этот тип имиджа отражает то, к какому образу, идеалу мы стремимся.
4.Корпоративный.Это имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов ее работы.
5.Множественный.Это имидж, который образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации. Активно укрепляется единый (а не множественный) имидж.
В.В. Бойко отмечает сложность структуры имиджа и предлагает рассматривать имидж как целостность, в которую входят следующие компоненты:
1.Аудио-визуальная культура личности: насколько грамотна и приятна речь, какова манера держаться, во что и как одет человек, какая у него прическа и т.д. Но напомним, что внешний облик должен соответствовать ожиданиям большинства или определенной группы людей.
2.Стиль поведения, т. е. разные аспекты поведения личности: профессиональный, интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, коммуникативный, этический, эстетический.
3.Внутренняя философия, система ценностей человека: что он думает о жизни, о выполняемомделе, о людях, с которыми имеет дело, каковы его нравственные принципы.
4.Атрибуты, подчеркивающие статус и притязания личности — мебель в офисе, машина, домашние животные и т. п.
5.Психогигиенический «Я-образ»: притягательный психогигиенический образ партнера, то есть человек внешне и внутренне спокоен, активен, в хорошем настроении, доброжелателен, оптимистичен, миролюбив (рис.1).
Рисунок 1. Структура имиджа (по В.В.Бойко)
Признаком эмоционального здоровья личности является то, что ее психогигиенический «Я-образ» меняется адекватно внешним и внутренним воздействиям и при этом сохраняется в коммуникабельных диапазонах [5].
В.Н. Черепанова заявляет, что имидж, как явление средовое можно представить в виде модели. Она состоит из двух взаимосвязанных компонентов: ядра, сравнительно статичной, но способной к изменениям составляющей, т. е. «Я-концепции», и переменной, представленной аудиальной, визуальной, ольфакторной, кинестетической системами, которые достаточно оперативно изменяются в зависимости от условий среды [10, с. 14].
В.А. Баранова утверждает, что работа над имиджем может включать четыре этапа:
1. Выявление того, каков образ данного человека на настоящий момент и насколько он соответствует представлениям о нем со стороны окружающих. Создающему имидж важно решить вопрос о привлекательности/непривлекательности образа в целом: внешний вид, действия, слова, манера говорить, двигаться, общаться.
Поскольку имидж необходим соответствовать ожиданиям окружающих, то его создателю нужно обратить внимание на то, что ядро имиджа образуют три базовых элемента: внешняя (поведенческая) направленность личности; внутренняя ориентация личности; иерархия временных «Я» личности.
Внешняя направленность личностибывает трех типов: на конкретные результаты в сфере предметной деятельности; на общение; на завоевывание авторитета.
Внутренняя ориентация личностиопирается на доминирующие способности, посредством которых конкретный человек достигает поставленных перед собой целей: одни люди достигают их благодаря преимущественно интеллектуальным способностям, Другие — эмоциональным, третьи — волевым.
Иерархия временных«Я» личности отражает взаимоотношение образов «Я-прошлое», «Я-реальное», «Я-будущее». В зависимости от доминирования того или иного образа «Я» в сознании личности ее поведение будет направлено из настоящего в будущее или из настоящего в прошлое.
2. Собственно создание образа. Здесь работа идет в направлении поиска «публики», т. е. той группы (социальной, учебной), которой будут предназначаться имидж, отработка способов привлечения внимания и факторов привлекательности, выбора приемов формирования имиджа. Весьма эффективными оказываются приемы:
·многократного повторения: хорошо запоминается то, что часто повторяется;
·непрерывного усиления воздействия, т. е. наращивание логических или эмоциональных аргументов; постепенное их наращивание воспринимается более благоприятно, чем взрывное, так как человеческий сенсорный аппарат противится всплескам информации.
3. Поиск девиза (лозунга), под которым будет проходить создание имиджа. Девиз дает возможность человеку утвердиться в целевых ориентирах и кратко, лаконично их сформулировать в плане «громкой речи».
4. Создание легенд. Суть ее выражается в том, что в предлагаемом образе человек, его несущий, выделяясь среди окружающих, тем не менее остается одним из них [3, c. 8].
Более подробно рассмотрим технологию создания имиджа П. Берда и Ф. Дейвиса, в основе которой лежит механизм презентации.
Начальным моментом в создании и осознании необходимости изменения имиджа является самоанализ.
Следующий момент — это определение, для кого предназначается измененный имидж. Здесь важны два момента: 1) определение того, как оценивают вас коллеги и соответственно на какую группу коллег следует произвести наилучшее впечатление; 2) в создании имиджа действует принцип «качелей имиджа»: его нельзя создать в каком-то одном направлении, он создается сразу во многих направлениях. Создаваемый имидж необходимо приспосабливать и к ситуации, и к участвующим в ней людям.
Еще одним шагом в создании имиджа станет работа по достижению его убедительности. Это осуществляется с помощью приемов-правил. К ним относится создание в общении с другими людьми положительных моментов; способность найти точки соприкосновения; выявлять в людях существующие различия; уважать ожидания людей.
Технологическим приемом разработки имиджа является определение финансовых затрат на создание имиджа. Определение возможных потребностей поможет изменить имидж.
Важным моментом, завершающим создание имиджа, является его презентация.
Все технологии презентации направлены на встречу с аудиторией, а также произвести на нее впечатление обаянием собственной личности, энтузиазмом и способностями. Такая встреча дает возможность создателю имиджа сформировать собственную позицию и выяснить насколько он заслуживает доверия коллег.
Центральным моментом презентации является создание первого впечатления. Между имиджем и обыденным сознанием существует своеобразная связь: имидж выступает как символ, набор сигналов (зрительных и слуховых), вызывая простейшие эмоции.
Создавая имидж, необходимо помнить и о таком феномене, как эмоциональная память.
Имидж состоит как бы из трех частей: собственного воображаемого имиджа; проецируемого, т.е. такого, который соответствует тому, как вас воспринимают окружающие; получаемого имиджа, который, выражая представления о том, как вас видят на самом деле другие, не должен расходиться с проецируемым.
В связи с этим для подачи имиджа и создания благоприятного первого впечатления от него особую значимость приобретают:
·концепция ясности при общении. Она реализуется через чистоту, ясность, понятность речи, хорошую речевую грамматику, искренность, юмор, энтузиазм. Манера публичного выступления очень важна, поскольку речь является средством межличностных отношений и показателем того, насколько предъявитель имиджа знает свой предмет;
·умение одеться соответственно случаю;
·язык тела. Бытует мнение, что наше тело является выразителем нашего ума. Величина экспрессии находится в прямой зависимости от потребности отождествления себя с другими людьми и отстаивания своей индивидуальности. Она также является показателем того, в какой степени вы хотите получить ответную реакцию других людей или дистанцироваться от них;
·голоскак второе лицо человека — весьма важное средство презентации, так как он может рассказать о самочувствии, образовании, о степени напряжения, т. е. нарисует своеобразную психологическую картину вашего «Я»;
·владение техникой активного слушания.
Создание имиджа — дело тонкое. Можно говорить, что имидж — это произведение искусства очаровывать. Поэтому одна из основных технологий создания имиджа основана на технике создания личного обаяния [4].
Логика внедрения технологии личного обаяния, как заявляет В.М. Шепель, — это отработка системообразующих блоков качеств, составляющих имидж: визуального эффекта, коммуникативной механики, флюидного излучения (рис.2).
Визуальный эффект. Этот блок качеств достигается за счет строительства внешности; расширения знаний и умений в области фейсбилдинга (умение строить лицо), физиогномики (умение читать лицо), кинесики (постановка манер и жестов).
Коммуникативная механика. Овладение коммуникативной механикой строится на развитии эмпатии, интуиции, а также на знании речевого этикета. Основу контактов с людьми составляет формула «не жечь мосты!», а девизом может стать абхазская поговорка «Кто владеет словом, тот владеет общиной!».
Флюидное излучение.Это своеобразная биоэнергетика коммуникативного воздействия. Выделяются такие приемы флюидного излучения, как: эффект нимба, т. е. биоточечное свечение людям, передача им своей эмоциональной и умственной энергии посредством Улыбки, манеры двигаться или говорить, позы, жестов, модуляции голосом; риторические приемы: логика изложения; сила аргументации; вызов ассоциаций; эффект пауз, акцента, интонаций; эмоциональность; литературная выразительность; техника флирта, понимаемая как развитие в себе и в других самоуважения путем установления теплых, доверительных и искренних взаимоотношений [11].
Итак, цель коммуникативной механики и флюидного излучения — помочь настроить воспринимающего на позитивное принятие имиджа и установить положительные отношения между людьми.
Рисунок 2. Технология личного обаяния (по В.М. Шепелю)
Все перечисленные выше имидж-технологии смыкаются, по утверждению Н.А. Моревой, на интеллигентности, которая является собирательной характеристикой педагога и выражается в его духовности и благородной мотивации поступков. В слагаемые интеллигентности входят всесторонняя образованность, человеколюбие, разумность поведения. База интеллигентности — гуманитарная культура личности [9].
Таким образом, на наш взгляд, имидж педагога —это интегративное качество личности, синтез интеллектуальной, габитарной, кинетической, речевой, средовой и артистической культуры(рис.3).
Рисунок 3. Слагаемые имиджа педагога (по С.Д. Якушевой)
Итак, слагаемыми имиджа педагога являются:
·интеллектуальная культура— это гибкость мышления, рефлексия и самосознание, связанная с развитием творческого начала и ростом профессионального мастерства личности педагога;
·габитарная(лат. habitus — внешность) культура — это культура личности, включающая в себя индивидуальность, которая определяет цветовую гамму, физические и психофизиологические особенности; стиль (романтический, спортивный, драматический), устанавливающий индивидуальную креативную характеристику в соответствии с требования профессии; моду, отражающую тенденции развития и помогающую педагогу быть современным и признанным в среде коллег и обучающихся.
·кинетическая (греч. kinesis — движение) культура, обусловленная мимикой и пантомимикой (жесты, выражение глаз, поза, телодвижение, походка и осанка);
·речевая культура — личностная культура, развивающаяся на основе принципа объективно существующих связей между языком и познавательными процессами, предполагающая чувство стиля, развитый вкус и эрудицию;
·средовая культура — материальная и социальная (окружение и аксессуары);
·артистическая культура — интегрированное качество личности, осуществляющая единство общей культуры и артистизма, аксиологического и эстетико-этического начала в разнообразных видах профессиональной деятельности и общения.
Значит, имидж, представляя собой многоуровневую многофункциональную систему, является важнейшим компонентом педагогического мастерства. Он обеспечивает процесс профессиональной социализации через образ как представление о себе — к образному представлению себя обществу; от понимания и самопознания себя — к сущностной самоидентификации, далее чрез процесс самосовершенствования и развития — к самопредъявлению себя обществу.
Итак, образ личности педагога многократно усиливает ее воздействие как на самого имидженосителя, повышая ватерпас педагога-мастера, так и на его потребителя (студента, коллегу, родителей), значительно повышая тем самым эффективность взаимодействия.
В заключение следует отметить, что формирование профессионального имиджа, в конечном счете, поможет преподавателю понять значимость педагогического мастерства.
Список литературы:
1.Аверченко Л. К. Имидж и личностный рост: учеб. пособие. — Новосибирск, 1999. — 146 с.
2.Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. —М.: Издательский центр «Академия», 2000. —264 с. —С. 222.
3.Баранова В. А. Имидж личности как социально – психологическое явление // Магистр. —1994. —№ 2. — С. 2‑9.
4.Берд П. Продай себя. Тактика совершенствования Вашего имиджа. — Мн.: Амалфея, 1997. — 208 с.; Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж. — М.: Внешсигма, 1997. — 320 с.
5.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. — 472 с.
6.Горчакова В. Г. Прикладная имиджелогая: учеб. пособие. — М.: Академический Проект, 2007. — 400 с.-С. 12.
7.Краткий словарь современных понятий и терминов / Н. Т. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др. / Сост. и общ. ред. В. А. Макаренко. — 3-е изд., дораб. и доп. — М.: Республика, 2000. — 670 с.
8.Криксунова И. Создай свой имидж. — СПб.: Лань, 1997. — 315 с.
9.Морева Н. А. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для вузов. — М: Просвещение, 2006. — 320 с. —С. 93.
10.Черепанова В. Н. Курс лекций по имиджелогии: Учеб. пособие. Ч. 1. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. — 186 с. —С. 6.
11.Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям. — М.: Народное образование, 2002. — 576 с.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий