Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 ноября 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Климова Н.И. ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ НЕНАСИЛИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ (X—XVII в.в.) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. № 10. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ НЕНАСИЛИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ (X—XVII в.в.)

Климова Наталья Игоревна

канд. пед. наук, доцент КГУ им. К.Э.Циолковского, г. Калуга

e-mail: nat92912@yandex.ru

 

На Руси воспитание необходимо рассматривать со времени формирования Древнерусской народности. Исторически и генетически оно связано с характером воспитания у древних славян, обитавших на периферии античного мира.

Особенности древнерусского образования на протяжении семи веков истории русской культуры отражают сложный и противоречивый, полный взлетов и падений процесс всей отечественной истории, события которой разворачивались не так, как в Западной Европе: почти на пятьсот лет позднее большинства народов Европы Русь приняла христианство, и это обусловило своеобразное развитие ее системы образования.

Этапы развития воспитания на Руси целесообразно обозначить двумя основными периодами: киевским (Х—XIII вв.) и московским (XIV—XVII вв.), разделенными нашествием монголо-татарского ига.

Древнерусская педагогика была достаточно мудрой, стремилась распространить ко всему в жизни нравственное отношение. Своими корнями она уходила в далекое прошлое, черпала многие идеи из традиций народной педагогики, начало которой было положено древними славянами (VI—IX вв. н.э.).

Идеи ненасилия тогда ярко проявлялись в воспитании детей в духе народных традиций: в обрядах, ритуалах и т. д., с помощью которых закладывались основы нравственного воспитания. Важные педагогические функции выполняли такие средства воспитания, как колыбельные песни, легенды, былины и сказки, пословицы и поговорки, в которых высшими ценностными качествами человека признавались любовь к Родине, уважение к старшим, почитание родителей, трудолюбие, добродетель и нравственность, бережное отношение к природе. В воспитательных методах славян отсутствовало наказание, принуждение, воспитание осуществлялось в соответствии с представлениями о добрых и злых силах, отыскивались средства, побуждающие детей к добру, предостерегающие от злых дел. Большое значение придавалось детской самодеятельности как движущей силе развития ребенка [3, c. 74].

Позже, в Киевской Руси (X—XIII вв.), когда произошло становление древнерусской народности, государственности и из множества религий была принята именно православная концепция христианства, как проповедующая ненасилие, идеи ненасильственной педагогики проявились в требовании христианской любви к воспитаннику. Надо сказать, что Русь образовалась в период, названный в Европе эпохой Средневековья, однако идеология средневекового русского общества сильно отличалась от европейского, что и сказалось на методах обучения и воспитания. Европейский католицизм насаждал духовные ценности и идеалы, нежели русское православие: оно проповедовало ненасильственные методы вероучения, соответствующие славянскому мироощущению, такому близкому русскому человеку [3, с. 153].

Гуманизм православного христианства очевиден: все люди братья, созданы одним Богом, и тот, кто уверовал в него, приоритет отдает добру, ненасилию. Несомненно, православное христианское учение вобрало в себя лучшие традиции античного воспитания, и, прежде всего, отказ от всякого насилия над ребенком, но в то же время педагогические идеи получили в нем свои специфические черты и особенности. Возвышенное учение о бескорыстной любви и равенстве всех перед Богом как нельзя более соответствовало обстоятельствам того времени и вечным потребностям человеческой природы. Одним из множественных средств достижения этой цели было воспитание подрастающих поколений, следуя примеру божественного учителя и его духовно-нравственным заветам, среди которых основным является — образование свободной личности, стоящей в сознательных и разумных отношениях с Богом, самим собой, людьми и природой. Ориентиром нравственного православного воспитания было Евангелие: «Не убий», «Не укради», «Возлюби ближнего своего» и др. [4, с. 34].

Таким образом, в православии мы находим истоки ненасилия, заключающие в себе идею Христовой любви и заботу о единстве Русской земли, что и отражалось на воспитании детей. Как показывает анализ памятников педагогической литературы Древней Руси, эти произведения глубоко нравственны. Заложенные в них многие правила воспитания не устарели до настоящего времени, и имеют непосредственное отношение к идеям педагогики ненасилия.

В «Поучении Владимира Мономаха детям» (1117) предлагалось любое дело делать ради души, любви к ближнему, осуждались зло и мстительность во всякой форме. «Пчела», памятник того же времени, требовал «учить нравом», т. е. примером, что само по себе исключало наказание. В Азбуковнике содержится обращение к плохо успевающим ученикам, где автор, не угрожая наказанием, просит их не печалиться, а обращаться к Богу с молитвой об оказании помощи в учении.

В качестве новых явлений, получивших свое отражение в педагогической мысли Руси X—XIII вв., можно отнести: 1) выдвижение в центр воспитания отдельной личности; 2) выработку таких методов и форм воспитания, которые соответствовали новым общественным отношениям. В области воспитания прослеживалась борьба двух тенденций: старые обычаи и идеалы уступали место новым. В этих условиях особое значение приобрела педагогика ненасилия, связанная с задачей «очеловечивания чувств», т.е. воспи­тание в каждом человеке с ранних лет таких нравственных качеств, как доброта, отзывчивость, чистосердечность. Совершенствование процесса воспитания происходило в сторону гуманизации в соответствии с изменившимися общественными отношениями. Православное воспитание с его ненасильственными идеями помогло превратить Киевскую Русь (в отличие от Европейских государств) в единый народ с общим великим духовным смыслом бытия, обеспечило мирное сосуществование народов, дало возможность нравственно и духовно совершенствоваться и жить в Божьей Правде ради всеобщего спасения людей [2].

Таким образом, начиная с XIвека, педагогическая мысль становится важным компонентом идеологии феодального общества Руси, является составной частью православного христианского учения (содержащего ненасильственные воспитательные идеи), нашедшего отражение в различных источниках того времени. С развитием Московского централизованного государства (XIV—XVII вв.), идеи ненасилия в педагогике ослабевают и почти исчезают, насаждаются принципы насилия. Это происходит в связи с тем, что в этот период на Руси почти исчезает само-образование, подорванное монголо-татарским игом, феодальной раздробленностью в стране и княжескими междоусобицами. Представители официальной отечественной педагогики (даже наиболее прогрессивные деятели) были заражены идеей эффективности применения насилия в образовании, как средства действенного управления и воспитания. Так, И. Т. Посошков (1653—1726), сторонник ветхозаветного воспитания, был убежден в том, что в обучении невозможно обойтись без страха и покорности, ибо может возникнуть «вредная мечтательность и слабость». Слова «учить» и «наказывать» постепенно становятся синонимами. Это нашло свое подтверждение в «Домострое» — чисто русском произведении, в котором можно увидеть много ветхозаветных элементов в обсуждении такого чисто семейного вопроса, как домашнее воспитание. «Казни сына своего от юности его, и покоить тя на старость твою». В нем автор отстаивал идеи насилия в педагогической деятельности, считая наиболее эффективными такие способы воспитания, как суровая дисциплина, систематические наказания, в том числе и физические («воспитати во всяком наказании»). (Хотя в »Домострое» есть фраза — «любити детей»!) [5].

Вместе с тем, прогрессивные русские просветители XIV—XVII вв. развивали мысль об изначальном равенстве всех людей, о правах человека на свободу, выступали против угнетения. Хотя в ряде сочинений педагогического характера приводятся ветхозаветные поучения «сокрушать ребра» (этот совет счел нужным дать в своей «Азбуке» Иван Федоров), и несомненно, что учителя прибегали к физическим наказаниям, однако большое значение они придавали и нравственному воздействию: «Насильственное учение не может быть твердым, но то, что происходит с радостью и веселием, закрепляется прочно», «…детей наказывай стыдом, а не грозьбой и бичом» [1, с. 258].

И все-таки, к концу XVIIвека в Российском государстве прослеживается ориентация на западноевропейскую образованность с ее гуманистическими идеями, которые не остались в стороне от российских мыслителей.

Заметный вклад в развитие идей ненасилия в образование внесли авторы учебных книг И. Федоров, В. Бурцев, К. Истомин и др. Они отстаивали идеи гуманизма, получившие свое отражение в сочинениях европейских ученых, вместе с тем учитывали и русские традиции народной православной педагогики. В их трудах были сформулированы требования, которым должен следовать учитель. Прежде всего, добиваться, чтобы ученики воспринимали изучаемые предметы «разумом и чутью», а не под угрозой наказаний. Однако требования заботливого и внимательного отношения к детям нередко соседствовали с рекомендациями не забывать об «использовании жезла в воспитательных целях». Так, в педагогических сочинениях XVIIв. одна из основных воспитательных идей звучала, как необходимость внушать духовную мудрость детям смолоду: «Подобно воску, сердца юношей всякий нрав удобопринимают. Кто что на том воске напечатает — незлобливого голубя, высокопарного орла, лютого льва, ленивого осла или трудолюбивого вола, — то навсегда до конца жизни своей и останется таковым» [1, с. 36].

Признавая в этом роль педагога, автор советует использовать «вещи, нужные для «благовоспитания»: «Первая вещь есть жезл…Жезл есть злобы искоренитель и насадитель добродетелей…». Достижению идеала способствовало церковно-религиозное образование.

Таким образом, проведенный краткий анализ педагогических воззрений отечественных мыслителей помогает представить особенности развития идей ненасилия в педагогике Древней Руси и Русского государства в X—XVII вв.

 

Список литературы:

1.        Каптерев П.Ф. История русской педагогии. СПб.: Алетейя, 2004. 560 с.

2.        Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVIIвека. М.: Педагогика, 1983. 480 с.

3.        Перевезенцев С. Россия великая судьба. М.: Белый город, 2005. 703 с.

4.        Соловьев В. Русская культура с древнейших времен до наших дней. М.: Белый город, 2004. 735 с.

5.        Струминский В.Я. О разработке истории педагогики Киевской Руси // Советская педагогика. 1938. № 5. С. 119‑129.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.