Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 26 сентября 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Информационные технологии в образовании

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Якушева С.Д., Кадук Л.В. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:


 


АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ  В  РАЗВИТИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  МАСТЕРСТВА  ВОСПИТАТЕЛЯ  ДОУ

Якушева  Светлана  Дмитриевна

к.  п.  н.,  доцент  кафедры  педагогики  МГПИ,  г.  Москва

E-mailjawa57@mail.ru

Кадук  Лариса  Владимировна 

воспитатель  ГОУ  ЦО  №1681  «Бутово-3»  ДОУ  «Надежда» 

ЮЗОУО  Департамента  образования  города  Москвы,

студентка  IV  курса  факультета  педагогики  и  методики  дошкольного  образования  МГПИ,  г.  Москва

E-mail


 


Племя,  не  способное  воспитать  в  потомстве  стремление  сохранить  и  защитить  сложившуюся  культуру,  традиции,  обречено  на  вымирание.


Дж.  Байрон


Совершенствование  современного  общества  обусловлено  существенными  переменами  в  сфере  отечественного  образования.  Оно  призвано  задавать  именно  ту  траекторию  развития  человеческого  потенциала,  которое  действительно  необходимо  обществу,  обеспечивая  его  восходящее  развитие.  Основным  фаĸтором  развития  общества  является  ĸультурное  его  обновление,  осознание  и  освоение  гуманитарных  и  ĸультурных  ценностей. 


Приобретая  особую  значимость,  образование  как  компонент  культуры  является  важнейшим  средством  развития  гуманистической  сущности  человека.  Именно  оно  является  важнейшим  значением  в  становлении  личности,  обеспечивая  не  только  познание  мира,  но  и  развитие  индивидуальности  человека,  его  самобытности  [24,  c.  3].


Отечественная  системы  образования  на  современном  этапе  своего  развития  определила  новые  целевые  ориентиры  образовательного  процесса:  «поворот»  к  личности  и  создание  условий  ее  развития.


В  своем  развитии  образование  ориентируется  на  образ  культуры  XXI  века  как  среды,  «растящей  и  питающей  личность»  (П.А.  Флоренский),  как  «целостного  явления,  которое  делает  людей,  населяющих  определенное  пространство,  из  простого  населения  –  народом,  нацией»  (Д.С.  Лихачев)  как  «диалога  и  взаиморождения  прошлых,  настоящих  и  будущих  культур»  (М.М.  Бахтин).


Человек  живет  в  многомерном  пространстве  культуры,  и  его  бытие  определяется  тем,  какими  языками  культуры  он  владеет.  Здесь  каждый  выбирает  свой  путь.  С  личности  начинается  и  личностью  завершается  процесс  культурного  воспроизводства.


Доминантой  Xxi  века  является  аксиологизация  образования.  Оно  обеспечивает  не  только  становление  человека  культуры,  но  прежде  всего,  раскрывает  сущность  процесса  становления  и  развития  аксиологического  потенциала  личности  на  основе  ценностей  культуры.


Именно  в  дошкольном  детство  закладываются  основы  нравственно-гражданских  качеств,  формируются  первые  представления  ребенка  об  окружающем  мире,  обществе  и  культуре. 


В  связи  с  этим  данная  работа  посвящена  вопросу,  связанного  с  аксиологическим  аспектом  развития  профессионального  мастерства  воспитателя  дошкольного  образовательного  учреждения  (ДОУ). 

Акцентированное  внимание  к  личности  воспитателя  предполагает,  на  наш  взгляд,  построение  индивидуальной  траектории  личностно-профессионального  развития  мастерства  воспитателя  ДОУ.


Личность,  по  мнению  А.Н.  Леонтьева,  не  только  "момент  деятельности,  но  и  ее  продукт",  "ею  не  родятся,  а  становятся"  [12].


Быть  личностью,  заявляет  Э.Ф.  Зеер,  означает  быть  субъектом  деятельности,  общения,  самосознания,  то  есть  выражение  "субъект  деятельности"  означает,  что  человек  есть,  прежде  всего,  субъект  основных  социальных  деятельностей  –  труда,  общения,  познания  [6].


Чтобы  стать  мастером,  преобразователем,  творцом,  по  утверждению  В.А.  Сластенина,  необходимо  овладеть  закономерностями  и  механизмами  педагогического  процесса.  Это  позволит  мыслить  и  действовать,  самостоятельно  анализировать  педагогические  явления,  расчленять  их  на  составные  элементы,  осмысливать  каждую  часть  в  связи  с  целым,  находить  в  теории  обучения  и  воспитания  идеи,  выводы,  принципы,  адекватные  логике  рассматриваемого  явления;  правильно  диагностировать  его  -  определять,  к  какой  категории  психолого-педагогических  понятий  оно  относится;  находить  основную  педагогическую  задачу  (проблему)  и  способы  ее  оптимального  решения  [18,  с.  33].


Профессиональное  мастерство  –  это  искусство  обучения  и  воспитания,  доступное  каждому  педагогу  (воспитателю),  но  требующее  постоянного  совершенствования. 


В  данной  работе  мы  будем  оперировать  двумя  понятиями  «педагогическое»  и  «профессиональное»  мастерство,  так  они  в  данном  случае  являются  тождественными.


Педагог-мастер  -  это  специалист  высокой  культуры,  мастер  своего  дела,  он  в  совершенстве  владеет  преподаваемой  дисциплиной,  методикой  обучения  и  воспитания,  обладает  психологическими  знаниями,  а  также  знаниями  в  различных  отраслях  науки  и  искусства.


Педагогическое  мастерство,  по  утверждению  С.Д.  Якушевой,  –  это  профессиональное  умение  оптимизировать  все  виды  учебно-воспитательной  деятельности,  целенаправить  их  на  всестороннее  развитие  и  совершенствование  личности,  формирование  ее  мировоззрения,  способностей.  Она  считает,  что  педагогическая  культура,  профессиональная  компетентность  педагога,  педагогические  умения  и  способности,  речевая  культура,  педагогическое  взаимодействие,  умение  управлять  собой,  педагогическое  общение  и  этика,  а  также  психолого-педагогические  знания,  являются  слагаемыми  педагогического  мастерства  [24,  с.  6].


Педагогическая  энциклопедия  рассматривает  педагогическое  мастерство  как  высокое  и  постоянно  совершенствующееся  искусство  воспитания  и  обучения,  доступное  каждому  педагогу  [16,  с.  73].


Б.Т.  Лихачев  полагает,  что  педагогическое  мастерство  является  частью  педагогического  искусства  и  выражается  в  современном  владении  педагогом  методами  и  приемами,  всем  арсеналом  педагогических  умений  и  навыков,  обеспечивающих  практическое  воплощение  педагогического  искусства  в  процессе  формирования  личности  [13,  с.  284].


Ю.П.  Азаров  заявляет,  что  основой  педагогического  мастерства  является  знание  закономерностей  воспитания  детей  [1,  с.  108]. 


Педагогическое  мастерство,  по  утверждению  Г.М.  Коджаспировой,  это  уровень  совершенного  владения  педагогической  деятельностью  [9,  с.  137].


Педагогическое  мастерство,  по  мнению  А.С.  Макаренко  –  это  знание  особенностей  педагогического  процесса,  умение  его  построить  и  привести  в  движение  [15,  c.  105]. 


Учитель-мастер  должен  обладать  этими  качествами  вдвойне:  как  глубокий  знаток  психологии  личности  и  того,  чему  ее  учить,  и  как  человек,  владеющий  способами  обучения  и  воспитания.


Сущность  педагогического  мастерства,  заявляет  С.Д.  Якушева,  заключается  в  качествах  личности  самого  педагога,  который  осуществляя  эту  работу,  обеспечивает  ее  успешность.  Она  утверждает,  что  педагогическое  мастерство  –  это  профессиональное  умение  оптимизировать  все  виды  учебно-воспитательной  деятельности,  направленной  на  всестороннее  развитие  и  совершенствование  личности,  формирование  ее  мировоззрения  и  способностей  [24,  с.  6].


Современная  система  образования  вносит  свой  вклад  в  становление  сущностных  сил  человека,  его  социально  ценных  мировоззренческих  и  нравственных  качеств.  Вне  человека  и  без  человека  понятие  ценности  существовать  не  может,  так  как  оно  представляет  собой  особый  человеческий  тип  значимости  предметов  и  явлений.  Ценности  не  первичны,  они  производны  от  соотношения  мира  и  человека,  подтверждая  значимость  того,  что  создал  человек  в  процессе  истории.


В.А.  Сластенин  утверждает,  что  аксиологические  характеристики  педагогической  деятельности  отражают  ее  гуманистический  смысл.  Педагогические  ценности  представляют  собой  нормы,  регламентирующие  педагогическую  деятельность  и  выступающие  как  познавательно-действующая  система,  которая  служит  опосредующим  и  связующим  звеном  между  сложившимся  общественным  мировоззрением  в  области  образования  и  деятельностью  педагога.  Овладение  педагогическими  ценностями  осуществляется  в  процессе  педагогической  деятельности.  Именно  овладение  педагогическими  ценностями  служит  показателем  личностно-профессионального  развития  педагога  [19,  c.  104]. 


Аксиологический  потенциал  личности,  по  словам  А.В.  Кирьяковой,  –  это  многоуровневое  интегративное  динамическое  новообразование,  характеризующее  наличием  у  нее  устойчивой  иерархии  ценностных  ориентаций,  определяющих  характер  жизнедеятельности  [8,  с.  6].


Аксиологическое  "Я"  как  система  ценностных  ориентаций  содержит  не  только  когнитивные,  но  и  эмоционально-волевые  компоненты.  Как  считает  В.А.  Сластенин,  эта  система  включает  в  себя:


·ценности,  связанные  с  утверждением  личностью  своей  роли  в  социальной  и  профессиональной  среде  (общественная  значимость  труда  педагога,  престижность  педагогической  деятельности,  признание  профессии  ближайшим  личным  окружением  и  др.);


·ценности,  удовлетворяющие  потребность  в  общении  и  расширяющие  его  круг  (общение  с  детьми,  коллегами,  референтными  людьми,  переживание  детской  любви  и  привязанности,  обмен  духовными  ценностями  и  др.);


·ценности,  ориентирующие  на  саморазвитие  творческой  индивидуальности  (возможности  развития  профессионально-творческих  способностей,  приобщение  к  мировой  культуре,  занятие  любимым  предметом,  постоянное  самосовершенствование  и  др.);


·ценности,  позволяющие  осуществлять  самореализацию  (творческий  характер  труда  педагога,  романтичность  и  увлекательность  педагогической  профессии  и  др.)  [19,  с.  105].


Ценность,  согласно  В.П.  Тугаринову,  -  это  не  только  предметы,  явления  и  их  свойства,  которые  нужны  людям  определенного  общества  и  отдельной  личности  в  качестве  средств  удовлетворения  их  потребностей,  но  также  идеи  и  побуждения  в  качестве  нормы  и  идеала  [4,  с.  24]. 


Понятие  «ценность»  является  центральным  в  аксиологии,  оно  положило  начало  в  специальной  области  философской  науки  [7,  с.  13]. 


В  философском  энциклопедическом  словаре  «ценность»  -  это  то,  что  чувства  людей  диктуют  признать  стоящим  над  всем  и  к  чему  можно  стремиться  с  уважением,  признанием,  почтением  (П.  Менцер)  [21,  с.  507].


Этимологический  словарь  русского  языка  А.Г.  Преображенского  понятие  «ценность»  трактует  в  значении  «высоко  ставить,  придавать  достоинство»  [17].


Словарь  русского  языка  С.И.  Ожегова  значение  понятия  «ценность»  объясняет  следующим  образом:  как  «ценность»  –  цена,  стоимость;  важность,  значение.  И  как  «ценный»  –  с  обозначенной  стоимостью,  ценой;  имеющий  большую  цену;  с  большими  достоинствами,  важный,  нужный  [14].


Педагог  становится  мастером  своего  дела,  профессионалом  по  мере  того,  как  он  осваивает  и  развивает  педагогическую  деятельность,  признавая  педагогические  ценности.  История  дошкольного  образования  и  педагогической  мысли  -  это  процесс  постоянной  оценки,  переосмысления,  установления  ценностей,  переноса  известных  идей  и  педагогических  технологий  в  новые  условия.  Умение  в  старом,  давно  известном,  увидеть  новое,  по  достоинству  его  оценить,  и  составляет  непреложный  компонент  педагогической  профессионализма  педагога.


В  связи  с  переходом  на  новые  стандарты  дошкольного  образования  особое  внимание  уделяется  развитию  творческого  потенциала  воспитателя,  обладающего  современным  мышлением,  знаниями  информационных  технологий  и  личностной  культурой.  Именно  такой  специалист  может  обеспечить  внедрение  инновационных  технологий  в  образовательном  процессе  ДОУ,  одним  из  которых  является  аксиологический.


Аксиологический  аспект  является  необходимым  компонентом:  осмысления  устойчивого  социального  развития  (В.И.  Бойко,  Г.П.  Выжлецов,  Ю.М.  Плюснин);  исследования  проблемы  взаимодействия  познания  и  ценностного  сознания  человека  (М.С.  Каган,  Н.С.  Розов);  теория  ценностей  (A.M.  Анисимов,  В.П.  Бездухов,  Е.В.  Бондаревская,  Г.П.  Выжлецов,  М.С.  Каган,  А.В.  Кирьякова,  Н.Д.  Никандров,  3.И.  Равкин,  Н.С.  Розов);  изучения  феноменологии  ценностных  установок  личности  (В.Г.  Алексеева,  М.И.  Бобнева,  Н.И.  Лапин,  B.C.  Собкин).


Итак,  аксиологизация  –  компонент  гуманизации  образования,  поскольку  в  теории  и  в  реальной  практике  она  определяет  состав  и  иерархию  гуманистических  ценностей  образования,  системообразующим  элементом  которых  выступает  человек  как  главная  ценность.


В.А.  Сухомлинский  заявлял,  что  без  веры  в  возможности  ребенка,  доверия  к  нему,  вся  педагогическая  премудрость,  методы  и  приемы  обучения  и  воспитания  несостоятельны.  Воспитание  во  имя  счастья  ребенка  -  таков  гуманистический  смысл  педагогической  деятельности.


Ибо  основой  успеха  педагога,  считал  В.А.  Сухомлинский,  является  духовное  богатство  и  щедрость  его  души,  воспитанность  чувств  и  высокий  уровень  общей  эмоциональной  культуры  [20,  с.  102].


Все,  что  существует  в  мире,  является  объектом  ценностного  отношения,  т.е.  оцениваться  человеком  как  добро  или  зло,  красота  или  безобразие,  допустимое  или  недопустимое,  истинное  или  неистинное.


Старая  поговорка  гласит:  «Все  новое  –  хорошо  забытое  старое».  Своя  культура  всегда  выделяется  человеком  как  особенная,  первая  с  которой  он,  как  правило,  свыкается,  сживается,  которую  впитывает,  как  принято  говорить  «с  молоком  матери».  Вероятно,  поэтому  рано  или  поздно  человек  все  равно  начинает  внимательно  присматриваться  к  культуре  прошлого. 


На  сегодняшний  день  можно  увидеть  возрождение  интереса  к  национальной  культуре,  обрядам  и  обычаям  наших  предков,  их  традициям.


Значение  культуры  собственного  народа,  умение  понять  ее,  желание  приобщиться  к  ее  дальнейшему  развитию  является  основой  активной  творческой  деятельности  человека.


Ориентируясь  на  гуманизацию  обучения,  развитие  личности  ребенка,  признание  ее  ценности  для  современного  общества,  необходимо  помнить,  что  она  формируется  личностью  самого  педагога.  От  его  образовательного  уровня,  квалификации,  личностных  качеств  и  профессионализма  зависит  решение  многих  задач.  Недооценка  данного  факта  тормозит  процесс  развития  и  обновления  дошкольного  образования  [2,  с.  5].


На  современном  этапе  развития  дошкольного  образования  необходимо  акцентировать  внимание  на  развитии  духовности  дошкольников,  знакомя  их  с  родной  культурой  с  самого  раннего  детства.  Ребенок  нуждается  в  умном  и  тактичном  помощнике,  который  поведет  его  в  удивительную  страну  прошлого,  расскажет  о  жизни  предков,  научит  понимать  и  ценить  национальную  культуру.

Культура  человека,  заявляет  В.П.  Крутоус,  –  это  степень  человеческого  совершенства,  достигнутого  путем  воспитания,  выращивания  в  себе  всего  лучшего,  что  выработало  человечество  за  свою  многовековую  историю,  всего  того,  чем  может  и  должен  обладать  человек.  Поэтому  выделяют  не  только  внутреннюю  культуру,  обращенную  преимущественно  к  душевным  качествам  человека,  но  и  культуру  внешнюю  как  форму  проявления  внутреннего,  духовного  мира  личности  [11].

В  настоящее  время  само  понятие  «культура»  имеет  множество  интерпретаций,  определяемых  концептуальными  направлениями  научно-исследовательского  поиска.  Так,  для  аксиологической  концепции  культура  —  это  явление,  отражающее  духовную  природу  человека  в  совокупности  ее  нравственных  норм  и  базовых  ценностей  [22].


А.Г.  Здравосмыслов  считает,  что  мир  ценностей  –  это,  прежде  всего  мир  культуры  в  широком  смысле  слова,  эта  сфера  духовной  деятельности  человека,  его  нравственного  сознания,  его  привязанностей  –  тех  оценок,  в  которых  выражается  мера  духовного  богатства  личности.  Он  относит  ценности  целиком  к  сфере  духовной  культуры.  «Совокупность  сложившихся,  устоявшихся  ценностных  ориентаций  образуют  своего  рода  ось  сознания,  обеспечивающую  устойчивость  личности,  приемлемость  определенного  типа  поведения  и  деятельности,  выраженную  в  направленности  потребности  и  интересов.  В  силу  этого  ценностные  ориентации  выступают  важным  фактором,  обуславливающим  мотивацию  действий  и  поступков  личности»  [5,  с.  23]. 


Итак,  становление  личности  немыслимо  без  осмысления  культурно-исторического,  а  также  развития  культурного  наследия  своего  народа.


Современная  педагогика,  заявляет  С.Д.  Якушева,  -  педагогика  сотрудничества.  Она  стремится  к  активизации  самого  обучающегося,  к  тому,  чтобы  сделать  его  соратником,  соучастником  педагогического  процесса.  Ибо  образование  в  любой  области  предполагает  не  только  усвоение  определенного  комплекса  знаний,  но  и  умение  самостоятельно,  творчески  мыслить,  чутко  реагировать  на  все  вокруг  происходящее.  Необходимо  ко  всему,  даже  к  самому  малому,  подходить  творчески  [24,  с.  254].


В  связи  с  этим,  утверждает  С.Д.  Якушева,  сотворчество  воспитателя  и  дошкольника,  рассматривающего  развитие  творческого  потенциала  личности  ребенка,  является  одной  из  актуальных  проблем  современного  дошкольного  образования.


По  утверждению  С.Д.  Якушевой,  важнейшими  качествами  личности  педагога  являются  его  ценностные  ориентации.  Это  основные  категории  профессионализма  педагога  –  человека  знающего,  требовательного,  творческого,  гуманистическая  направленность  определяет  смысл  деятельности,  активную  позицию  педагога-мастера  [24,  с.  9].


Творчество  –  это  универсальный  способ  самореализации,  самоутверждения  человека  в  мире.  И  безусловно  лучший  способ  доказать  всему  миру  –  близким,  дальним,  наконец,  самому  себе,  что  и  это  ты  действительно  есть,  что  ты  обладаешь  достоинством  бытия  в  мире,  и  это  бытие  –  не  прозябание,  а  активная  работа  твоего  интеллекта,  твоей  души. 


Сегодня  образовательный  процесс  –  это,  прежде  всего,  взаимодействие  и  сотрудничество  воспитателя  и  дошкольника  в  сфере  их  сотворческой  учебной  и  внеучебной  игровой  деятельности.


Насыщенность  образовательного  процесса  дошкольного  образовательного  учреждения  элементами  творчества  делает  его  увлекательным,  захватывающим,  а  это,  в  свою  очередь,  способствует  формированию  активно-творческого  отношения  к  процессу  познания  [23].


Современный  дошкольник  живет  во  время,  когда  русская  культура,  родной  язык  испытывают  влияние  иноязычных  культур.  Народная  мудрость  гласит  о  том,  что  нет  дерева  без  корней,  дома  -  без  фундамента.  Духовность,  на  наш  взгляд,  необходимо  воспитывать  с  раннего  детства.


В  связи  с  этим  выбор  темы  исследования  «Театрализованная  игра  через  народную  культуру»  для  нас  является  не  случайным.  Базой  исследования  был  ГОУ  ЦО  №1681  «Бутово-3»  ДОУ  «Надежда»  Юго-Западного  окружного  управления  образования  Департамента  образования  города  Москвы.  Главное  на  этом  этапе  работы  было  погружение  и  развитие  ребенка,  которое  осуществлялось  в  театрализованной  игровой  деятельности.


Развитие  творчества  воспитателя  детского  сада,  по  утверждению  Е.В.  Котовой  и  С.В.  Кузнецовой,  Т.А.  Романовой,  вызвано  возрастанием  социальных  требований  к  качеству  его  подготовки  в  условиях  реформирования  образования;  наличием  конкуренции  в  профессиональной  среде  и  осознанием  необходимости  дальнейшего  саморазвития  и  самосовершенствования;  творческим  характером  профессии  и  его  педагогической  деятельности,  успешность  которой  во  многом  зависит  от  уровня  сформированности  личностных  качеств  (самостоятельность,  инициативность,  заинтересованность)  в  решении  педагогических  задач  воспитания  и  образования  [10,  с.  10].


Исследования  Л.С.  Выготского,  А.В.  Запорожца,  А.Н.  Леонтьева  показывают,  что  в  старшем  дошкольном  возрасте  появляется  новый  тип  деятельности  -  творческий.  Н.Н.  Поддьяков  отмечал,  что  в  дошкольном  возрасте  творчество  следует  понимать  как  механизм  развития  разнообразной  деятельности  ребенка,  накопления  опыта  личностного  роста.


Театрализованные  игры  -  это  всплеск  положительных  эмоций.  Эмоциональный  фактор,  по  мнению  В.А.  Сухомлинского,  -  это  единственное  средство  развивать  не  только  ум  ребенка,  обучая  его,  но  и  сохранить  детство.  Театрализованные  игры  оказывают  огромное  воздействие  на  эмоциональный  мир  ребенка,  развивают  его  память,  внимание,  совершенствуют  речь  и  пластику  движений,  способствуют  раскрытию  творческих  способностей  [20].


 



Одной  из  возможностей  познакомить  детей  с  театральным  искусством  является  проведение  праздников,  в  основе  которых  -  игра-драматизация  по  мотивам  авторской  или  народной  сказки.  Большое  место  в  приобщении  детей  к  народной  культуре  занимают  народные  праздники  и  традиции.  Каждый  ребенок  на  таких  праздниках  -  и  артист  и  зритель.


Создание  творческой  атмосферы  придает  детям  некую  «взрослость»,  выражающаяся,  с  одной  стороны  доверием  воспитателя  и  сверстников,  а  с  другой  -  требовательностью  к  ним.  Участвуя  в  творческой  деятельности,  осмысляя  выполнение  работы,  ребенок  ставит  перед  собой  задачи,  тем  самым  не  только  развиваясь,  но  и,  по  утверждению  психологов  Л.Д.  Столяренко  и  А.Г.  Маклакова,  через  положительную  мотивацию  активизирует:  положительные  эмоции,  общий  устойчивый  положительный  настрой,  адекватную  самооценку,  уверенность  в  своих  возможностях,  активную  позицию.


Ибо,  по  утверждению  Г.С.  Батищева,  сотворчество  –  это  такое  педагогическое  взаимодействие,  которое  принято  считать  высшей  формой  сотрудничества.  В  нем  устанавливается  определенное  равновесие  деловых  и  межличностных  отношений  воспитателя  и  воспитанников,  а  главное  возникают  отношения  сопричастности  к  общим  жизненным  ценностям.  Сотворчество  является  не  результатом  педагогического  преобразования  сферы  совместной  деятельности,  а  процессом  «включения»  в  отношения  духовного  родства  и  взаимоответственности,  сопричастности  всех  каждому  и  каждого  всем.


Успех  образования  впрямую  зависит  от  личности  воспитателя,  его  профессиональной,  общекультурной  подготовки  и  творческого  потенциала.  От  воспитателя  требуются,  прежде  всего,  глубокие  профессиональные  знания;  знания  последних  достижений  науки  в  области  педагогики  и  психологии;  новых  образовательных  и  информационных  технологий,  от  его  профессиональной  пригодности,  педагогического  мастерства,  творчества.


Проведенное  исследование  не  исчерпывает  содержание  многоаспектной  проблемы  развития  профессионального  мастерства  педагога.  Перспективными  направлениями  изучения  могут  стать  разработки  театрализованных  игр  через  народную  культуру,  а  также  создание  методических  рекомендаций  для  дошкольников  разных  возрастных  групп.


 


Список  литературы:

  1. Азаров  Ю.П.  Мастерство  воспитателя.  М.:  Просвещение,  1971.  126  с. 
  2. Виноградова  Н.А.  Образовательные  проекты  в  детском  саду.  Пособие  для  воспитателей  /  Н.А.  Виноградова,  Е.П.  Панкова.  М.:  Айрис-пресс,  2008.  208  с.
  3. Концепция  содержания  непрерывного  образования  (дошкольное  и  начальное  звено).  М.:  Издательство:  ГНОМ  и  Д,  2004.  32  с.
  4. Ельмеев  В.Я.  Философское  новаторство  В.П.  Тугаринова  /  Тугариновские  чтения.  Материалы  научной  сессии.  Серия  «Мыслители»,  выпуск  1.  СПб.:  Санкт-Петербургское  философское  общество,  2000.  С.  23-25.
  5. Здравосмыслов  А.Г.  Потребности,  интересы,  ценности.  М.:  Политиздат,  1986.
  6. Зеер  Э.Ф.  Личностно  ориентированное  профессиональное  образование.  Екатеринбург:  Урал.  гос.  проф.-пед.  ун-т,  1998.  157  с. 
  7. Кирьякова  А.в.  Аксиологическая  концепция  ориентации  личности  в  мире  образования  /  Вестник  ОГУ.  1999.  №  1.  С.  13-19.
  8. Кирьякова  А.В.  Развитие  аксиологического  потенциала  личности  в  условиях  университетского  образования  /  Вестник  ОГУ.  Т.1  Гуманитарные  науки.  2006.  №  1  (январь).  С.  6-14.
  9. Коджаспирова  Г.М.  Педагогика:  учебник.  М.:  Гардарики,  2004.  528  с. 
  10. Котова  Е.В.,  Кузнецова  С.В.,  Романова  Т.А.  Развитие  творческих  способностей  дошкольников:  методическое  пособие  М.:  ТЦ  Сфера,  2010.  128  с.
  11. Крутоус,  В.П.  Путь  к  прекрасному:  (Об  эстетическом  идеале)  М.:  Просвещение,  1989.
  12. Леонтьев  А.Н.  Избранные  психологические  произведения:  В  2т.  Т.1.  М.:  Педагогика,  1983.
  13. Лихачев  Б.Т.  Педагогика.  Курс  лекций:  учеб.  пособие.  М.:  Юрайт,  2001.  523  с. 
  14. Ожегов  С.  И.  Словарь  русского  языка:  Ок.  57000  слов  /  Под  ред.  чл.-корр.  АН  СССР  Н.Ю.  Шведовой.  20-е  изд.,  стереотип.  М.:  Рус.  яз.,  1989.  750  с.
  15. Педагогика:  педагогические  теории,  системы,  технологии:  учеб.  пособие  /  С.А.  Смирнов,  И.Б.  Котова,  Е.Н.  Шиянов,  Т.И.  Бабаева  и  др.;  Под  ред.  С.А.  Смирнова.  2-е  изд.,  испр.  и  доп.  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  1999.  544  с.
  16. Педагогическая  энциклопедия:  в  4т.-Т.2.  М.:  Издательство  «Советская  энциклопедия»,  1965. 
  17. Преображенский  А.Г.  Этимологический  словарь  русского  языка.  Т.1-2.  М.:  УРСС  (Editorial  URSS),  2010.  1282  с.
  18. Сластенин  В.А.  Формирование  личности  учителя  советской  школы  в  процессе  профессиональной  подготовки.  М.,  1976.
  19. Сластенин  В.А.  и  др.  Педагогика:  учеб.  пособие  /  В.А.  Сластенин,  И.Ф.  Исаев,  Е.Н.  Шиянов;  Под  ред.  В.А.  Сластенина.  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2002.  576  с.
  20. Сухомлинский  В.А.  Избранные  произведения:  В  5  т.  Т.  5.  Киев:  Радяньска  школа,  1980.  385  с.
  21. Философский  энциклопедический  словарь.  М.:  ИНФРА-М,  1999.  576  с.
  22. Якушева,  С.Д.  Искусство  и  формирование  духовной  культуры  учащейся  молодежи  //  Духовность  и  государственность.  Сборник  научных  трудов.  Выпуск  2.  /  Под  ред.  И.А.  Беляева.  Оренбург:  Оренбургский  филиал  УрАГС,  2001.  С.  99-105.
  23. Якушева  С.Д.  Сотворчество  -  доминанта  взаимодействия  учителя  и  ученика  в  современном  школьном  образовании  //  Психолого-педагогические  проблемы  одаренности:  теория  и  практика:  Тезисы  международной  конференции  с  элементами  научной  школы  для  студентов,  аспирантов  и  молодых  ученых.  МГППУ,  6-10  октября  2009г.  Институт  Психологии  Российской  Академии  Наук.
  24. Якушева  С.Д.  Основы  педагогического  мастерства:  учебник.-3-е  изд.,  стер.  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2010.  256  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.