Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 26 сентября 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кудряшова С.К. К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ЭМИГРАЦИИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

К  ВОПРОСУ  ОБ  ИСТОЧНИКАХ  КОНЦЕПЦИИ  НАЦИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ  ЭМИГРАЦИИ

Кудряшова  Светлана  Константиновна

к.  п.  н.,  доцент  МордГПИ,  г.  Саранск

E-mailsvetakudrjschova@yandex.ru

 

Статья  публикуется  при  финансовой  поддержке  Российского  Гуманитарного  Научного  Фонда  (проект  №  110600344а  «Система  русского  образования  и  воспитания  детей  и  подростков  эмиграции  «первой  волны»  как  фактор  развития  национального  самосознания  молодежи»)

 

В  20-30-е  годы  ХХ  века  в  эмиграции  волею  судьбы  оказались  миллионы  наших  соотечественников,  среди  которых  немалое  число  было  детей  и  подростков.  Лишенные  не  только  Родины,  но  и  отечественной  школы  и  образования,  они  быстро  подвергались  денационализации.  Стихийно  возникшее  в  Российском  Зарубежье  общественно-педагогическое  движение  поставило  в  центр  своей  деятельности  разработку  целостной  концепции  национального  образования  и  воспитания  детей-беженцев.  Исследование  данной  проблемы  позволило  определить  основные  источники,  питавшие  концепцию  и  повлиявшие  на  ее  формирование.

В  первую  очередь,  это  история  образования  дореволюционной  России.  Н.О.  Лосский  утверждал  (имея  в  виду  предреволюционный  период),  что  современная  педагогика  так  и  не  создала  разумной  системы  национального  воспитания.  И  хотя  полностью  нельзя  согласиться  с  ним,  поскольку  и  К.Д.  Ушинский  и  В.Я.  Стоюнин,  К.П.  Победоносцев  и  М.Н.  Катков,  В.Н.  Сорока-Росинский  и  др.  педагоги  немало  писали  в  свое  время  о  проблемах  национального  образования  в  России,  тем  не  менее  он  прав  в  том,  что  новая  ситуация  как  в  самой  России,  так  и  в  зарубежье  обнажила  недостатки  традиционной  педагогики  и  потребовала  новых  подходов  к  обоснованию  системы  национального  воспитания.  Эмигрантская  школа  бережно  хранила  национальные  традиции  школьного  дела,  восходящие  к  именам  идеологов  русской  школы  П.Ф.  Каптерева,  Н.И.  Пирогова,  М.М.  Рубинштейна,  Л.Н.  Толстого,  П.Д.  Юркевича  и  др.  Все,  что  ими  было  разработано,  явилось  сокровищницей  национальной  педагогической  мысли  Российского  Зарубежья.

Среди  основоположников  русской  школы  особое  место  занимал  К.Д.  Ушинский,  который  разработал  и  во  многом  реализовал  в  России  идею  национального  образования.  В  своих  работах  педагог  не  раз  отмечал,  что  самое  резкое,  наиболее  бросающееся  в  глаза  отличие  западного  воспитания  от  русского  состояло  в  том,  что  человек  западный,  не  только  образованный,  даже  полуобразованный,  всегда  более  знаком  со  своим  Отечеством:  родным  языком,  литературой,  историей,  географией  страны  и  так  далее,  чем  русский.  К.Д.  Ушинский  считал,  что  в  основе  идеи  национального  образования  лежит  национальная  сущность  русского  народа,  его  государственное  сознание,  верность  этническим  и  культурным  традициям.  Он  призывал  развивать  у  учащихся  душевные  свойства,  не  имевшие  в  силу  неблагоприятной  исторической  обстановки  должного  развития  (уважение  к  личности,  к  закону),  а  не  пестовать  национальные  предрассудки,  заблуждения  и  не  пытаться  восстановить  прошлое.

Педагоги  дореволюционной  России  считали,  что  воспитание  национальных  чувств  и  идеалов  закладывается  в  семье,  где  первым  и  важным  фактором  духовного  объединения  является  религия.  Вторым  -  труд,  который  сплачивает  семью.  И,  наконец,  песня  и  сказка  -  третий  воспитательный  фактор  -  выводят  ребенка  за  узкие  предел  семьи  и  в  поэтической  форме  знакомят  с  Родиной.  Все  это  пробуждало  в  детях  национальное  чувство.  Однако  на  рубеже  Х1Х-ХХ  веков  семья  переживает  острый  кризис,  поэтому  задачи,  которые  ей  не  удавалось  решить,  взяла  на  себя  школа.  В  данной  связи  в  1915-  1916  годах  был  разработан  проект  реформ  под  руководством  графа  П.Н.  Игнатьева,  ведущим  началом  которого  было  требование  создания  подлинно  национальной  русской  школы.  Развивая  традиции  К.Д.  Ушинского,  в  проекте  первое  место  уделялось  изучению  родного  языка  и  литературы,  а  также  истории  и  географии  России.  В  этих  предметах  П.Н.  Игнатьев  видел  главный  инструмент  национального  воспитания  учащихся.  Тщательной  разработке  была  подвергнута  программа  по  истории,  в  которой  (в  соответствии  с  общей  установкой  реформы)  резко  разделялись  два  понятия:  "национальное"  и  "националистическое".  В  связи  с  чем,  главное  внимание  обращалось  на  необходимость  изучения  истории  других  народов,  населяющих  Российскую  империю  (Средней  Азии,  Кавказа  и  других  регионов).  Наряду  с  этим  в  учебный  план  был  введен  особый  курс  -  "родиноведение",  в  основу  которого  был  положен  принцип  "от  близкого  к  далекому",  от  ребенка  к  миру  и  наоборот,  что  позволяло  сосредотачивать  внимание  на  знакомых  детям  картинах  окружающей  среды  и  тем  самым  формировать  их  национальное  самосознание.  Данный  проект  был  взят  за  основу  русским  зарубежными  школами.  Воззрения  выдающихся  отечественных  педагогов  дореволюционного  периода  (П.П.  Блонского,  П.Ф.  Каптерева,  М.М.  Рубинштейна,  В.Н.  Сороки-Росинского  и  др.)  по  вопросу  соотношения  общечеловеческих  и  национальных  начал  в  образовании  позволили  в  условиях  эмиграции  воспитать  граждан,  уважающих  и  любящих  Россию.

Русская  зарубежная  школа  бережно  хранила  заветы  основоположников  русской  школы  и  в  тоже  время  учитывала  особенности  эпохи.  "Без  национальной  идеологии,  без  национального  самосознания  и  национального  воспитания  нет  нации,  нет  и  государства",  -  утверждал  М.Н.  Ершов  [1,  c.  81].

В  поле  зрения  общественно-педагогического  движения  Российского  Зарубежья  находился  и  опыт  мировой  педагогики,  его  история  и  современность.  Много  работ  педагогов-эмигрантов  (Н.А.  Ганца,  И.  Серышева,  Н.  Траутенберга  и  др.)  было  посвящено  анализу  содержания  национальных  систем  образования  стран  Европы  и  Америки.  В  частности,  М.Н.  Ершов  в  своей  книге  «Школа  и  национальная  проблема»,  проанализировав  национальные  системы  ряда  стран  Европы,  дал  интересную  программу  национального  воспитания  детей  и  подростков  Российского  Зарубежья.  Изучение  педагогических  инноваций,  трудовая  школа  Г.  Кершенштейнера  (С.И.  Гессен),  метод  О.  Декроли  (А.В  Жекулина),  внешкольное  религиозное  образование  в  Америке  (В.В.  Зеньковский,  С.С.  Куломзина  и  так  далее)  также  оказало  значительное  влияние  на  развитие  педагогики  Российского  Зарубежья  и,  в  частности,  на  развитие  национального  образования  и  воспитания.

На  педагогическую  деятельность  эмигрантов  огромное  влияние  оказал  "советский  фактор".  Образование,  школа  и  педагогика  Советской  России  стали  предметом  специального  научного  интереса  в  эмиграции.  Возникла  педагогическая  советология  Российского  Зарубежья,  которая,  по  словам  М.В.  Богуславского,  при  анализе  советской  школы  "проявляла  известную  объективность,  сочетаемую  иногда  с  саркастическим  злорадством,  но  все  же  доминировала  патриотическая  тревога  за  судьбу  русской  школы,  опасения  за  происходящее  разрушение  традиций  и  корней  отечественной  педагогики"  [2,  c.  7].  В  поле  зрения  были  политика  правящей  партии  и  нововведения  в  области  воспитания  и  образования,  которые  эмигранты  стремились  анализировать.  Неприятие  вызывали  прежде  всего  партийно-классовый  подход  к  образованию  и  атеизм.  Вместе  с  тем  были  даны  положительные  оценки  воспитательным  системам  А.С.  Макаренко,  М.М.  Рубинштейна,  С.Т.  Шацкого  и  отдельным  документам  демократической  направленности.  Анализ  развития  системы  народного  образования  в  Советской  России  занимал  значительное  место  на  страницах  печати  и  на  съездах  эмигрантов.  Интересным  в  этом  отношении  является  обращение  к  советским  программам  по  русскому  языку  и  их  публикация  в  журнале  "Русская  школа  за  рубежом"  с  комментариями  известного  лингвиста  С.И.  Карцевского. 

Значительный  вклад  внесла  философия.  В  20-50-е  годы  ХХ  века  центральное  место  в  творчестве  мыслителей  Российского  Зарубежья  Н.А.  Бердяева,  С.Н.  Булгакова,  С.И.  Гессена,  В.В.  Зеньковского,  И.А.  Ильина,  Н.О.  Лосского,  П.А.  Сорокина,  Ф.А.  Степуна,  П.Б.  Струве,  Г.П.  Федотова,  Г.В.  Флоровского  и  др.  занимала  проблема  национального  образования  и  воспитания.  И  хотя  специальных  трудов,  где  рассматривался  бы  данный  вопрос,  было  не  так  много  (В.В.  Зеньковский  "О  национальном  воспитании"  и  др.)  огромную  роль  играли  статьи  и  речи  философов  (В.В.  Зеньковского,  И.А.  Ильина,  Г.  Федотова),  непосредственно  обращенные  к  детям  и  подросткам,  в  которых  основное  внимание  уделялось  национальным  ценностям.

Русскими  мыслителями  в  условиях  эмиграции  была  разработана  оригинальная  концепция  образования,  базирующаяся  на  органичном  соединении  общечеловеческих  и  национальных  ценностей  (С.И.  Гессен),  определены  психолого-педагогические  основы  формирования  у  подростков  и  юношества  национального  самосознания  (В.В.  Зеньковский),  установлены  действенные  формы  и  средства  воспитания  патриотизма  в  результате  вдумчивого  использования  национальных  ценностей  образования  (И.А.  Ильин).

В  качестве  одного  из  источников  концепции  национального  воспитания  и  образования  следует  назвать  и  религию.  Многие  педагоги  Российского  Зарубежья,  поднимая  вопрос  о  национальном  воспитании  подрастающего  поколения,  отдавали  предпочтение  религиозно-нравственному  его  аспекту.  Мировоззренческие  позиции  этих  мыслителей  обусловила  православная  религия.  В  эмиграции  сложились  условия  для  развития  одного  из  направлений  педагогической  мысли  -  русской  религиозной  педагогики,  к  которому  принадлежали  Н.Н.  Афанасьев,  К.А.  Ельчанинов,  Л.А.  Зандер,  В.В.  Зеньковский,  С.С.  Куломзина,  И.А.  Лаговский,  А.С.  Четверикова,  О.С.  Четвериков  и  др.  В  своих  трудах,  осмысливая  роль  религии  и  церкви  в  истории  человечества,  они  показывали  значение  религиозных  истин  для  просветления  и  умиротворения  человеческой  души,  выделяли  высокий  идеал  Христа,  к  которому  личность  должна  стремиться,  а  также  наметили  пути,  способы  и  методику  такого  воспитания:  «Для  религиозного  воспитания  необходима  духовно  здоровая  семья,  необходима  школа,  проникнутая  религиозностью,  но  еще  больше  необходима  духовно  культурная  атмосфера»  [3,  с.  48]. 

Важным  источником  развития  педагогики  Российского  Зарубежья  была  реальная  школьная  практика.  Условия  эмиграции  требовали  создания  нового  типа  школы,  который,  с  одной  стороны,  воспитывал  бы  граждан  знающих  и  любящих  Россию,  а,  с  другой,  готовил  детей  к  реальной  жизни  на  чужбине.  За  основу  был  взят  проект,  разработанный  накануне  революции  графом  Н.П.  Игнатьевым  и  невостребованный  в  России.  В  результате  был  создан  смешанный  тип  гимназии,  учебный  план  которой  сочетал  как  государственный  (страны  проживания),  так  и  национальный  компоненты  содержания  образования.  По  объему  знаний  и  требований  он  обеспечивал  поступление  в  вузы  Европы.  Его  национальным  ядром  стала  «Россика»  (русский  язык,  литература,  история,  география  России,  Закон  Божий  и  пение).  При  разработке  учебного  плана  и  программ  возникали  трудности.  Во-первых,  многопредметность  и  перегрузка,  которые  после  многочисленных  дискуссий  удалось  устранить.  Во-вторых,  наличие  различных  точек  зрения  на  содержание  русского  блока  предметов.  Большинство  эмигрантов  придерживалось  умеренной  позиции,  выступая  за  сочетание  национальных  и  общечеловеческих  начал  в  образовании  и  за  аполитизацию  школы. 

Таким  образом,  все  вышеперечисленные  источники  (идеи  русской  классической  педагогики  и  философии;  духовно-нравственный  опыт  русской  литературы;  идеи  и  опыт  развития  национальных  систем  образования  стран  Европы  и  Америки;  практический  опыт  национального  воспитания  в  русской  зарубежной  школе  и  т.д.)  повлияли  на  формирование  концепции  национального  образования  и  воспитания  подрастающего  поколения  в  Российском  Зарубежье. 

 

Список  литературы:

1.Ершов  М.Н.  Школа  и  национальная  проблема.  Социально-педагогический  очерк.  Харбин,  1926.  83  с.

2.Богуславский  М.В.  Восприятие  советской  школы  20-х  годов  российским  педагогическим  зарубежьем.  Образование  и  педагогическая  мысль  Российского  Зарубежья.  Саранск,  1994.  С.  7-9.

3.Зеньковский  В.В.  Школа  и  церковь.  Церковная  школа.  Вопросы  религиозного  воспитания  и  образования.  Париж,  1927.  Вып.  1.  С.  28-50.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.