Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 30 марта 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ТИПОЛОГИИ СИСТЕМ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ
Павловская Марина Евгеньевна
ассистент кафедры иностранных языков, г.Тула
Е-mail: maripa26@rambler.ru
В настоящее время средствами массовой информации и педагогической общественностью поднимается вопрос о необходимости перестройки в работе высших образовательных учреждений, связанной с тем, что за годы реформирования социально-экономических отношений и образования в России личность студента, его ценностные ориентации не стали основным ориентиром в формировании как будущего гражданина, так и будущего специалиста.
Важным является и то обстоятельство, что формирование ценностных ориентации личности не является результатом проведенного в образовательном учреждении разового «мероприятия», а должно рассматриваться как долговременная задача учебных предметов (особенно гуманитарного блока), в содержании программ которых вопросы формирования ценностных ориентации не всегда представлены должным образом. С другой стороны, неготовность педагогов к долговременному, педагогически целенаправленному формированию ценностных ориентации личности в учебно-воспитательном процессе, приводит к дальнейшему развитию негативных процессов. Этим обусловливается все возрастающее значение проблемы формирования ценностных ориентации будущих специалистов в стенах университета.
Проблеме ценностных ориентации уделено большое внимание в работах отечественных и зарубежных ученых в области педагогики и психологии: Следует отметить, что сложная и неоднородная структура ценностных ориентации личности, двойственность источников их развития, разноплановость выполняемых ими функций предлагает множество классификационных моделей ценностных образований, различающихся критериями, положенными в их основание. Так, в различных философских концепциях разделяются абсолютные и относительные, объективные и субъективные, идеальные и реальные, индивидуальные и социальные, внутренние и внешние ценности.
Очевидно, что объектом направленности человека могут выступать различные ценности. Н. А. Бердяев, полагая, что установка иерархии ценностных ориентации является трансцендентной функцией сознания человека, в качестве таких объектов выделяет духовные, социальные и материальные ценности [2]. В. П. Тугаринов также делит ценности на три категории: духовные (образование, наука, искусство); общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость); материальные (техника и материальные блага, которые могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями) [8].
О.Г. Дробницкий, выделяя два полюса ценностного отношения к миру, противопоставляет предметные ценности, которые выступают как объекты направленных на них потребностей, и ценности сознания, или ценности-представления. Первые являются объектами наших оценок, а вторые - высшими критериями для таких оценок [4].
Ценность, имеющая для индивида наибольшую значимость, т.е. занимающая самое высокое положение в его системе ценностных ориентации, определяет ведущую направленность личности. По словам В.Г. Алексеевой, ценностные ориентации могут использоваться в качестве главного критерия построения типологии личности [1]. Первой типологией личности, построенной на основе различий ее ценностных ориентации, является классификационная модель Э. Шпрангера. Он выделяет шесть идеальных типов личности: теоретический человек (основная ценность - поиск истины); экономический человек (основной акцент делается на полезных и практических ценностях); эстетический человек (наивысшей ценностью считаются стиль и гармония); социальный человек (главная ценность-любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству); политический человек (основная ценностная направленность - личная власть, влияние, известность, не ограниченные сферой политики); религиозный человек (ценностная ориентация состоит в поиске смысла жизни, высшей духовной силы) [9].
Как отмечает Д.А. Леонтьев, индивидуальная иерархия ценностных ориентации, как правило, представляет собой последовательность достаточно хорошо разграничиваемых «блоков». Он приводит возможные группировки ценностей, объединенные в блоки по различным основаниям и представляющие собой своего рода полярные ценностные системы [5]. В частности, среди терминальных ценностей противопоставляются:
конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) - абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество);
ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) - ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь);
индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) - ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других);
активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) - пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).
Среди инструментальных ценностей Д. А. Леонтьев выделяет следующие:
этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) - ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) - ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность);
индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) - конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) - альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов);
ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) - ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов;.
интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) - ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).
Болгарский исследователь В. Момов противопоставляет ценности целевые (или мыслимые - желаемые, возможные) и ценности существующие (или наличные - актуальные). При дальнейшем анализе целевых ценностей он классифицирует их на собственно ценности-цели, ценности-идеалы, ценности-желания и ценности должного (нормативные ценности) [7].
В теории А. Маслоу группы ценностей образуют вертикальную иерархию. По его словам, потребности и ценности «представляют собой не дихотомию, а согласованную иерархию, то есть они зависят друг от друга» [6]. А. Маслоу выделяет две основные группы ценностей:
Б-ценности (ценности бытия) - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, полнота, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия и др.);
Д-ценности (дефициентные ценности) - низшие ценности, поскольку они ориентированы на удовлетворение какой-то потребности (мир, покой, сон, отдых, зависимость, безопасность и т.д.) [6]. «Д-ценности», или, как Маслоу их называет в другой своей работе, «регрессивные» ценности, выбираются людьми «ради выживания», достижения состояния гомеостаза. Их реализация является, по словам Маслоу, «абсолютной необходимостью» и выступает предпосылкой «ощущения и функционирования» высших «Б-ценностей», или «ценностей развития» [6].
В результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории, В. Франкл выделяет три группы вечных ценностей :
· ценности творчества, позволяющие человеку осознать, что он дает обществу;
· ценности переживания, позволяющие человеку осознать, что он берет от общества;
· ценности отношения, позволяющие человеку осознать позицию, которую он занимает в отношении факторов, ограничивающих его жизнь [10].
Среди немногих исследований, направленных на экспериментальное выделение типов ценностных систем личности на основе целостной иерархии ценностных ориентации, выделяют работу С. С. Бубновой [3]. Она предлагает трехуровневую иерархическую модель системы ценностных ориентации:
· ценности-идеалы, являющиеся наиболее общими, абстрактными (духовные -познавательные, эстетические, гуманистические и социальные -уважения, достижений, социальной активности);
· ценности-свойства, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности (общительность, любознательность, активность, доминантность и т.д.);
· ценности-способы поведения, наиболее характерные средства реализации и закрепления ценностей-свойств.
Таким образом, можно констатировать, что, субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, универсальный закон сохранения вида, этические нормы микросоциального окружения и общества в целом, внутренняя психологическая природа человека. В современной психологии направленность личности на те или иные ценности (ценностные ориентации) рассматривается как двойственное по своему происхождению образование, основанное одновременно на индивидуальном и социальном опыте.
Ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Система ценностных ориентации является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов.
Список литературы:
1.Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [Текст] / В.Г. Алексеева // Психол. журн. - 1984. - № 5. - С.63-70.
2.Бердяев Н. А. Судьба России [Текст] / Н.А. Бердяев. - М., 1990.
3.Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система [Текст] / С.С. Бубнова // Психол. журн. - 1999. - № 5. - С.38-44.
4.Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия [Текст] / О.Г.Дробницкий. - М., 1967. - С.44-45.
5.Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации [Текст] / А.Д. Леонтьев. - М., 1992, - 17 с.
6.Маслоу А. Психология бытия: Пер. С англ. [Текст] / А. Маслоу - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. - 304 с.
7.Момов В. Человек, мораль, воспитание (теоретико-методологические проблемы): пер. с болг. [Текст] / В. Момов. - М., 1975. - 163 с.
8.Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме [Текст] / В.П. Тугаринов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 124 с.
9.Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности [Текст] / Э. Шпрангер // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. -С.55-60.
10.Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. [Текст] / В Франкл.- М.: Прогресс, 1990. -368 с.
дипломов
Оставить комментарий