Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 30 марта 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Вечкасова Е.Н. АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК КАК ПЛАТФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АРХИТЕКТОРОВ И ДИЗАЙНЕРОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

АКАДЕМИЧЕСКИЙ  РИСУНОК  КАК  ПЛАТФОРМА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  АРХИТЕКТОРОВ  И  ДИЗАЙНЕРОВ

Вечкасова  Екатерина  Николаевна

доцент  кафедры  «Рисунок,  живопись  и  скульптура»

Пензенский  государственный  университет  архитектуры  и  строительства

E-mailKat5060@gmail.com

 

Глубокое  и  всестороннее  познание  действительности  возможно  лишь  при  участии  мышления,  которое  является  высшим  познавательным  процессом.

Рисунок  для  архитекторов  и  дизайнеров  является  одним  из  главных  предметов,  который  дает  то  зерно,  без  которого  невозможно  становление  в  этой  области.

Статус  профессии  архитектора  и  дизайнера  интерьера,  дизайнера  среды  и  дизайнера  костюма  должен  формироваться  не  стихийно,  а  целенаправленно  через  систему  профессиональной  подготовки,  где  одна  из  главнейших  задач  –  добиться  четкого  осознания  этой  профессиональности  и  в  самих  студентах.

Поскольку  деятельность  и  архитектора  и  дизайнера  связана  с  проектированием  предметного  мира,  они  должны  овладевать  средствами  графического  изображения  объемно-пространственных  объектов  и  систем,  отражая  закономерности  их  формообразования,  пластические  качества  и  свойства,  что  немыслимо  без  знаний  перспективы  и  профессионального  владения  изобразительными  средствами  графики.

Проектируя  окружающую  среду,  и  архитектор,  и  дизайнер  должны  чувствовать  и  уметь  моделировать  пространственно-масштабную  взаимосвязь  различных  объектов,  создавать  графически  интерпретированные  модели  предметно-пространственной  среды  и  ее  элементов.  Следовательно,  необходимость  воспитания  у  будущих  архитекторов  и  дизайнеров  развитого  объемно-пространственного  мышления  требует  постановки  и  решения  аналитических  объемно-пространственных  задач  в  курсе  академического  рисунка.

Содержанием  практической  деятельности  студентов  этих  специальностей  является  проектная  работа  (проектирование).  Они  создают  эстетически  выразительную,  рационально  и  целесообразно  построенную  форму.  Поэтому  студентов-архитектров,  дизайнеров  следует  учить  анализировать  средствами  графики  логику  и  закономерности  конструкции,  структуры,  формообразования  объема  в  пространстве,  выявлять  и  воспроизводить  средствами  графики  многообразные,  зачастую  сложные  пространственно-конструктивные  связи  пластической  формы.  Художественный  аспект  деятельности  архитектора  и  дизайнера  предполагает  знание  законов  художественного  творчества  и  профессиональное  владение  ими.  Познание  их  –  другая  важная  сторона  обучения  академическому  рисунку.  Студент  должен  овладеть  линией,  штрихом,  тоном  не  просто  как  изобразительными  средствами,  но  и  как  средствами  художественной,  эмоциональной,  образной  выразительности.

Исходя  из  конечной  цели,  обучение  рисунку  определяется  его  содержанием,  узловыми  моментами  которого  являются  выразительное  композиционное  мышление,  развитое  в  результате  постоянной  целеустремленности  в  работе  над  изучением  изображаемого,  и  умения  выражать  конкретное  пластическое  содержание  натуры  во  всем  ее  богатстве  и  целостности  составляющих  ее  элементов  (конструкция,  объем,  форма,  пространство,  среда,  условия  освещенности  и  т.д.).  [5,  с.  34]

Студент  должен  знать  законы  композиции  и  умело  их  использовать.  Соответствующие  задания  курса  направлены  на  развитие  творческого  мышления,  чувства  соразмерности  и  гармонии,  на  понимание  и  практическое  применение  таких  категорий,  как  динамика  и  статика,  ритм,  симметрия  и  асимметрия,  контраст  и  нюанс,  цельность  и  завершенность.  В  будущем  студентам  архитектурного  факультета  понадобятся  такие  качества,  как  точность  и  острота  визуального  восприятия,  развиваемые  специальными  натурными  заданиями  типа  набросков  и  зарисовок.

Архитектор  и  дизайнер  по  окончании  вуза  должны  обладать  чувством  формы,  умением  организовать  ее,  интерпретировать  и  варьировать  в  соответствии  с  решаемой  творческой  задачей.  Поэтому  воспитание  чувства  формы  –  важного  квалификационного  качества  специалиста  –  является  также  одной  из  основных  задач  обучения  академическому  рисунку.

Особенность  архитектуры,  как  и  дизайнерского  искусства,  заключается  в  комбинации  различных  объемов.  Форма  человеческой  фигуры  в  этом  отношении  является  прекрасным  образцом.  Поэтому  не  случайно  художники-архитекторы  Древней  Греции  и  эпохи  Возрождения  уделяли  такое  большое  внимание  рисунку  фигуры  человека.  Они  считали,  что  законы  пропорций  архитектурных  стилей  должны  логически  вытекать  из  законов  пропорций  фигуры  человека.  Это  убедительно  доказывают  рисунки  и  чертежи  художников  эпохи  Возрождения.

Программа  и  методика  по  академическому  рисунку  шлифовались  и  корректировались  с  появлением  новых  специальностей  в  вузе  (таких  как  «Искусство  интерьера»,  «Дизайн  среды»,  «Дизайн  костюма»).  К  сожалению,  реалии  таковы,  что  количество  часов  по  этому  предмету  сокращается  во  всех  вузах  на  всех  специальностях  подобного  профиля.

Компетентность  преподавателя,  его  глубокое  знание  каждой  темы  и,  немало  важно,  его  умение  грамотно  самому  уметь  изображать,  в  данной  ситуации  имеет  огромное  значение.

На  проблеме  компетентности  хотелось  бы  остановиться.  Знание  темы  и  постановка  задачи  перед  студентами  -  это  одно,  но  главное  –  это  умение  преподавателя  грамотно  и  точно  донести  тему,  как  можно  более  образно  и  понятно,  применяя  наглядные  образцы  и  демонстрируя  упрощенные  геометризованные  схемы  построения  на  доске.  Главное  -  указать  конечную  цель  рисующим.  На  мой  взгляд  –  это  основное  требование,  которое  должно  предъявлять  к  себе  педагог  в  современном  вузе.

Еще  один  из  важных  моментов  –  мотивация  студентов.  Безусловно,  преподаватель  должен  зажечь  студентов,  заставить  их  заболеть  темой,  но  не  зная  для  чего  они  это  делают,  каким  образом  это  может  пригодиться  в  дальнейшем,  трудно  добиться  от  них  высоких  результатов  в  рисунке.

В  настоящее  время  академический  рисунок  для  студентов-архитекторов  и  дизайнеров  представляет  собой  глубокую  и  комплексную  дисциплину,  связанную  с  формированием  качеств,  необходимых  будущему  специалисту.  Процесс  обучения  рисунку,  как  процесс  познания  закономерностей  природы  и  явлений  жизни,  включает  в  себя  воспитание  мироощущения  архитектора-профессионала,  дизайнера-профессионала,  обладающего  высокой  изобразительной  культурой  и  художественным  вкусом.  Достойный  уровень  мастерства  в  рисунке,  свободное  владение  различными  видами  техники  и  разнообразными  средствами  при  работе  с  натуры,  по  памяти  и  представлению  открывает  перед  архитектором  и  дизайнером  неограниченные  возможности  в  выполнении  его  творческих  замыслов.[5,  с.  34]

Безусловно,  в  наше  время  умение  работать  в  специальных  компьютерных  программах  для  этих  специалистов  имеет  очень  большое  значение.  Прогресс  ушел  довольно  далеко,  и  выпускникам  приходится  при  работе  с  заказчиком  и  работодателем  представлять  работу  в  электронном  виде  и  показывать  уже  готовый  продукт  с  высочайшей  визуализацией.  Но  хотелось  бы  заметить,  что  мыслить  и  излагать  свои  идеи  архитектор  и  дизайнер  первоначально  начинает  на  листе  бумаги.  И  умение  владеть  изобразительной  грамотой,  выразить  свой  замысел,  первоначально  начинается  с  эскизирования  на  листе  бумаги.  В  данном  случае  компьютерная  программа  всего  лишь  инструмент  в  руках  специалиста.

Основной  вид  работы  по  овладению  рисунком  –  рисование  с  натуры  (длительные  постановки,  краткосрочные  рисунки  и  наброски),  а  также  зарисовки,  выполненные  по  памяти  и  представлению.

Главным  объектом  изучения  является  человек  со  всем  его  сложным  пластическим  и  психологическим  миром.  Большое  внимание  уделяется  самостоятельной  работе:  даются  домашние  задания,  аналогичные,  как  правило,  заданиям,  выполняемым  в  аудиториях,  в  том  объеме,  который  предусмотрен  рабочей  программой.  Думается,  что  три  года  обучения  рисунку  у  архитекторов  и  четыре  у  дизайнеров  это  очень  мало,  если  учесть,  что  в  дальнейшей  практической  деятельности  и  у  архитектора  и  у  дизайнера  рисования  с  натуры  вообще  уже  может  и  не  быть.  Именно  поэтому  надо  настойчиво  приучать  студента  рисовать  (любить  рисовать)  с  натуры:  ведь  он  не  срисовывает,  а  познает  («строит»)  окружающий  мир  как  профессионал  через  зрительные  образы.

Академический  рисунок  –  это  едва  ли  не  сложнейшая  сфера  интеллектуальной  деятельности  человека,  поскольку  предполагает  глубокую  аналитико-синтезирующую  работу.  К  тому  же  ряд  критериев  этой  деятельности  расположен  на  грани  чуть  ли  не  трансцендентальной  –  эмоционально-духовной  и  эстетической.  Потенциальные  способности,  талант  студента  развиваются  и  шлифуются  в  дидактически  обоснованном,  непрерывно  усложняющемся  учебном  процессе.  Очень  важно,  чтобы  обучающийся  получал  знания,  адекватные  его  мышлению,  уровню  индивидуальной  подготовки  и  т.п.  Как  заведомо  упрощение,  облегчение  задачи,  так  и  «забегание»  вперед,  чрезмерное  усложнение  академических  заданий  чревато  разрывом  между  накопленным  опытом  и  практикой  [5,  с.  34].  Разрыв  этот,  между  прочим,  часто  приводит  к  драматической  дилемме:  стоит  ли  вообще  прилагать  усилия  к  совершенствованию  в  такой  далеко  не  простой  учебной  дисциплине,  если  в  главной  дисциплине  специальности  –  проектировании  –  не  приходится  напрямую  использовать  ее  плоды.  Действительно,  практика  подарила  немало  примеров  того,  как  студент,  регулярно  получающий  высокие  оценки  по  рисунку,  отнюдь  не  всегда  удовлетворяет  своими  успехами  выпускающую  кафедру  и,  наоборот,  студенты-лидеры  в  процессе  проектирования  не  всегда  производят  благоприятное  впечатление  на  преподавателей  кафедры  рисунка.  Хотелось  бы  заметить,  что  это  не  правило,  а  скорее,  исключение  из  правил.  Опыт  педагогической  работы  показывает,  что  трудолюбивый  и  успешный  студент  на  рисунке,  как  правило,  имеет  великолепный  вкус  и  показывает  блестящие  результаты  по  специальным  предметам.  Закрывать  на  это  глаза  было  бы  не  разумно.  Думается,  что  любая,  даже  самая  совершенная  система  образования  (а  есть  ли  такая?)  не  застрахована  от  парадоксов,  связанных  с  человеческим  фактором. 

Практический  вывод  –  необходим  индивидуальный  подход  к  студенту  и  содружество  в  этом  деле  профилирующих  и  академических  кафедр,  которые  должны  служить  в  достижении  главной  цели  –  подготовке  профессионала.

 

Список  литературы:

1.Алпатов  М.В.  Всеобщая  история  искусств,  в  3-х  томах  [Текст]  /  М.В.  Алпатов.  -  М.-Л.,  1949

2.Беда  Г.В.  Основы  изобразительной  грамоты  [Текст]  /  Г.В.  Беда.  -  М.,  1969

3.Волков  Н.Н.  Восприятие  предмета  и  рисунка  [Текст]  /  Н.Н.  Волкова.  -  М.,  1950

4.Молева  Н.,  Белютин  Э.  Школа  Антона  Ашбе  [Текст]  /  Н.  Молева,  Э.  Белютин  -  1969

5.Харьковская  школа  дизайна  /Опыт  подготовки  дизайнеров  [Текст]  –  М.,  ВНИИТЭ,  1992.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.