Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 30 марта 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Бедина А.Ф. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВИДЕНИЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ПРОБЛЕМЫ  РАЗВИТИЯ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ВИДЕНИЯ

Бедина  Анна  Федоровна

преподаватель  специальных  дисциплин, 

МОУ  ДОД  «Детская  художественная  школа»  №1,  г.Астрахань 

E-mailBedinaanna@mail.ru

 

Смотреть  и  видеть  два  процесса  в  повседневной  жизни  служащие  человеку  как  средство  ориентации.  Я  смотрю  на  деревья,  цветы,  траву.  Я  вижу  пейзаж,  который  меня  окружает.  Пользуясь  этими  словами,  мы  чаще  всего  имеем  в  виду  один  и  тот  же  процесс,  который  осуществляет  человеческий  глаз,  фиксируя  какие  –  либо  предметы,  находящиеся  в  каком  –  либо  месте.  Но  эти  слова  перестают  быть  синонимами,  когда  речь  заходит  об  изобразительном  искусстве.  Как  часто,  придя  в  картинную  галерею  или  в  выставочный  зал,  мы  поражаемся  сюжетам  увиденными  глазами  художников.  Казалось,  эту  простую  жизненную  сценку  во  дворе  или  на  соседней  улице  мы  наблюдали  сотни  раз,  но  не  видели  всей  красоты,  радости,  счастья,  показанной  нам  художником.  Смотреть  еще  не  значит  видеть,  а  ведь  для  художника  между  понятием  «смотреть»  и  «видеть»  огромная  разница.  Именно  поставленное  видение,  отличает  учащихся,  занимающихся  изобразительным  искусством  от  их  сверстников.  Одной  из  главных  целей  обучения  изобразительному  искусству  отводится  развитию  художественного  видения. 

Проанализировав  работы  учащихся  начальных  классов  художественной  школы,  прослеживается  ряд  недостатков,  одним  из  которых  является  константное  видение.  Константность  видения  –  это  тенденция  воспринимать  предмет,  его  размеры,  форму,  светлоту,  цвет  устойчивыми  и  неизменными,  независимо  от  происходящих  с  ними  изменений  [3].  Константное  видение  является  основным  препятствием  при  формировании  художественного  видения. 

По  ходу  статьи  попытаемся  объяснить,  что  акт  «смотреть»  –  это,  прежде  всего,  физиологический  процесс,  связанный  с  работой  глаза,  а  вот  процесс  «видеть»  связан  с  восприятием,  познанием  и  является  продуктом  интеллектуального  характера.  Рассмотрим  процесс  видения  и  разберем  вопрос  его  становления  и  развития.  Световые  лучи,  испускаемые  солнцем  или  каким  –  либо  другим  источником,  сталкиваясь  с  объектом,  частично  отражаются,  а  частично  поглощаются  им.  Отраженные  лучи  попадают  на  сетчатку  и  образуют  на  ней  изображения  предметов.  Сетчатка  имеет  сложное  строение.  В  ней  расположены  чувствительные  к  свету  клетки  –  зрительные  рецепторы.  Именно  в  них,  энергия  проникающих  в  глаз  световых  лучей,  превращается  в  процесс  нервного  возбуждения  и  по  волокнам  зрительного  нерва  нервные  импульсы  попадают  в  мозг,  неся  информацию  об  окружающих  предметах. 

Итак,  зрение  есть  восприятие  действительности,  где  акт  «смотреть»  носит  информативный  характер.  Но  зрительная  система  выполняет  более  важные  функции,  которые  не  ограничиваются  воспроизведением  действительности.

Восприятие  –  сложный  психический  процесс,  оно  включает  в  себя  прошлый  опыт  в  виде  знаний,  представлений.  Без  включения  в  восприятие  прошлого  опыта  был  бы  невозможен  процесс  познания,  так  как  без  соотнесения  человеком  воспринимаемых  предметов,  явлений  с  ранее  виденными  предметами,  явлениями,  без  использования  конкретных  знаний,  полученных  в  прошлом  опыте,  нельзя  определить,  осмыслить  сущность  воспринимаемого  [2].

Восприятие  тесно  связано  с  мышлением.  Это  выражается  в  том,  что  образы,  формирующиеся  в  процессе  восприятия,  осмысливаются  и  обобщаются  посредством  понятий,  мыслительных  операций,  суждений  и  умозаключений.

Особое  значение  на  восприятие  оказывают  теоретические  знания  в  области  анатомии,  перспективы,  цветовидения.  Многие  художники  в  развитии  «видения»  придавали  знаниям  большое  значение.  Художник  должен  знать,  чтобы  научиться  видеть.  Именно  познавательный  процесс  помогает  художнику  в  избирательности  восприятия,  что  отличает  его  от  всех  остальных.

В  процессе  изобразительной  деятельности  имеет  значение  апперцепция,  которая  обусловливается  влиянием  прошлого  опыта,  целей  и  интересов  художника  на  процесс  восприятия.  Эти  знания  являются  профессиональной  ориентацией  у  художника  и  имеют  устойчивый  характер.  Сами  художники  обычно  их  называют  умением  «видеть»  натуру.  Иногда  это  называется  также  «постановкой  зрения»  [4].

Умение  «видеть»  натуру  предполагает  видеть  в  ней  главное,  существенное,  которое  заключается  для  рисующего  в  особенностях  конструктивного  строения  предмета,  его  пространственного  положения,  пропорциях,  цвете,  распределении  светотени.  Передача  этих  свойств  важная  задача  изобразительного  искусства.

«Постановка  зрения»  или  «художественного  видения»  –  важная  цель  в  обучении  изобразительному  искусству  начинающих  художников.  Учащийся  должен  научиться  мыслить  собирательно-образно,  а  увиденный  им  сюжет  представляться  ему  будущей  композицией.  Поэтому  обучение  «видению»  должно  начинаться,  безусловно,  до  непосредственного  изображения  на  листе.  Важное  значение  в  системе  академического  художественного  образования  отводится  рисованию  с  натуры  на  уроках  рисунка  и  живописи.  На  этих  уроках  огромную  роль  играет  информационно-психологическая  установка,  идущая  от  педагога:  это  –  правильно  поставленная  задача  на  восприятие  и  передачу  натуры  в  изображении  учащимися.  Овладение  основами  изобразительного  ремесла,  кроме  задачи  постановки  глаза,  включает  в  себя  и  постановку  руки.  И  ту,  и  другую  можно  рассматривать  как  чисто  техническую  задачу,  решаемую  методами  практического  рисования  с  натуры,  изучением  многообразия  форм  окружающего  мира,  их  структуры,  пропорциональных  отношений  частей  и  целого  посредством  изобразительных  материалов  в  границах  определенной  изобразительной  плоскости.

Прежде  чем  приступить  к  работе,  следует  внимательно  рассмотреть  объект  изображения  с  нескольких  сторон.  Точка  зрения  –  это  не  только  откуда  смотрим,  но  и  как  смотрим,  как  видим  [1].  Эта  фраза  является  методическим  руководством  по  развитию  и  воспитанию  художественного  видения.

В  процессе  выбора  точки  зрения  у  учащихся  развивается  способность  анализировать,  сравнивать,  мыслить  композиционно-образно,  живописно-плоскостным,  объемно-конструктивным  восприятием,  что  является  основным  качеством  профессионального  художественного  видения.  Выбрав  точку  зрения,  наиболее  полно  раскрывающую  натуру,  можно  приступать  к  работе. 

В  процессе  обучения  в  художественной  школе  у  учащихся  развивается  два  типа  видения:  объемное  и  живописное.  Объемное  видение  –  пластическое,  осязательное,  передающее  объемно-конструктивную  форму,  живописное  –  зрительно-оптическое,  производимое  цветом  и  тоном  [5].  Объемное  видение  наиболее  применимо  к  дисциплине  рисунок,  а  живописное  –  к  живописи.  Каждый  из  этих  типов  видения  возник  в  изобразительном  искусстве  не  сам  по  себе.  Однако,  как  показала  современная  психология,  отражает  определенные  стороны  психофизиологического  процесса  зрительного  восприятия  и  человеческого  мышления.

Процесс  рисования  на  первый  взгляд  достаточно  прост  и  доступен  для  каждого  желающего  этим  заниматься  и  имеющего  к  этому  некоторые  способности.  Тем  не  менее,  рассматривая  этот  процесс  с  точки  зрения  физиологии  видения,  обратим  внимание  на  два  различных  процесса  видения,  неосознаваемые  самим  рисующим  во  время  рисования.  Эти  процессы  являются  важными,  так  как  в  дальнейшем  они  становятся  основными  элементами  понятия  художественного  видения. 

Когда  ученик  начинает,  к  примеру,  рисовать  натюрморт  из  нескольких  предметов,  он  воспринимает  в  объемно-цветовой  форме  в  пространстве  каждый  предмет  отдельно.  Переводя  взгляд  с  натуры  на  лежащий  перед  собой  лист,  его  взгляд  видит  плоскость  листа,  ограниченную  вертикальными  и  горизонтальными  срезами.  В  каждый  момент  перевода  взгляда  зрение  учащегося  перестраивается  на  противоположный  тип  видения  объектов,  в  данном  случае  с  объемного  на  плоскостной.  Впечатление  от  пустой  плоскости  и  от  пространственного  объема  различны  и  несоизмеримы.  Перед  рисующим  с  натуры  стоит  непростая  задача  перевода  пространственной  формы  на  язык  плоского  изображения.

По  мере  продвижения  рисунка  и  узнаваемости  предметов  в  изображении,  взгляд  рисующего  начинает  преодолевать  плоскость  листа  и  воспринимать  нарисованное  изображение  объемно-пространственно,  а  реальные  предметы,  методом  обобщения,  взгляд  начинает  уплощать.  Способ  плоскостного  восприятия  видимой  натуры  методом  обобщения  используется  рисовальщиками  уже  на  стадии  компоновки  изображения  в  формат.  Каждый  раз,  рассматривая  натуру,  учащимся  приходится  отсекать  лишнее  пространство  виртуальной  рамкой,  оставляя  и  компонуя  необходимое  внутри.  Со  временем  это  становится  профессиональной  привычкой,  составляющую  суть  композиционного  видения.  Художнику  по  традиции  своего  ремесла  практически  все  время  приходится  иметь  дело  с  листом  прямоугольного  формата,  различной  величины  и  расположения,  что  тоже  соответствующим  образом  формирует  его  видение.  Это  картинная  форма  представления,  в  которой  художник  различными  изобразительными  средствами  пытается  выразиться.  Для  педагога  знание  о  развитии  процесса  видения  окажет  незаменимую  помощь  в  работе  с  учащимися.  Теория,  осмысливающая  практику,  дает  ключ  к  ее  усовершенствованию. 

 

Список  литературы: 

1.Авсиян  О.  А.  Натура  и  рисование  по  представлению:  учеб.  пособие  [Текст]  /  О.А.  Авсиян.  –  М.:  Изобразительное  искусство,  1985.-152  с.

2.Арнхейм  Р.  Искусство  и  визуальное  восприятие:  учеб.  пособие  [Текст]  /  Р.  Арнхейм.  –  М.:  Прогресс,  1974.-392  с. 

3.Беда  Г.В.  Живопись:  учеб.  пособие  [Текст]  /  Г.В.  Беда.  –  М.:  Просвещение,  1986.-208  с. 

4.Кузин  В.С.  Психология:  учеб.  пособие  [Текст]  /  В.С.  Кузин  –  М.:  Высшая  школа,  1982.-226  с. 

5.Радлов  Н.Э.  Рисование  с  натуры:  учеб.  пособие  [Текст]  /  Н.Э.  Радлов.  –  Л.:  Художник,  1978.-130  с.  

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий