Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 30 марта 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Якушева С.Д., Нечушкина Е.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  АРТИСТИЗМ  КАК  КОМПОНЕНТ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СОЦИАЛЬНОГО  ПЕДАГОГА

Якушева  Светлана  Дмитриевна

к.  п.  н.,  ст.  преподаватель  кафедры  педагогики  МГПИ,  г.  Москва

E-mail: 

Нечушкина  Евгения  Владимировна

студентка  V  курса  факультета  социальной  педагогики  МГПИ,  г.  Москва

E-mail

 

Перед  отечественной  педагогикой  XXI  века  стоит  задача  развития  творческого  потенциала  человека,  способного  реализовать  себя  в  нестабильных  условиях  российской  действительности. 

Обеспечить  развитие  продуктивных  возможностей  подрастающих  поколений  в  образовательном  процессе  может  педагог,  чей  потенциал  определяется  высоким  уровнем  развития  профессиональной  культуры.  Профессионально  важным  становится  развитие  ценностного  сознания  и  самосознания,  духовной,  нравственной,  интеллектуальной  и  методологической  культуры,  способности  к  сотворчеству  и  диалогу,  богатство  личностных  проявлений,  образности  постановки  и  решения  проблем,  одухотворенности,  ощущения  внутренней  свободы,  педагогического  артистизма. 

А.П.  Чехов  утверждал,  что  педагог  должен  быть  артистом,  художником,  горячо  влюбленным  в  свое  дело.  Писатель  размышлял  о  школьном  учителе,  понятие  "артист"  подходит  ко  всем  педагогам  независимо  от  того,  какой  предмет  они  преподают.  Нужно,  чтобы  все  науки,  –  будь  то  математика  или  биология,  история  или  география  –  преподавались  как  искусство.

Но  что  такое  артистизм  применительно  к  учителю,  школе,  обучению  и  воспитанию?  Есть  учителя,  которые  принципиально  избегают  артистизма,  потому  что  считают,  что  школа  не  театр,  урок  не  спектакль,  учитель  не  артист.  Но  есть  и  другие  наставники  молодых  педагогов,  которые  на  вопрос:  "Нужен  ли  учителю  артистизм?",  отвечают:  "Артистизм  не  излишество,  нет.  Он  жизненно  необходим.  Нужно  лишь  отличать  артистизм  от  желания,  во  что  бы  то  ни  стало  произвести  на  ребят  впечатление,  выделиться  среди  окружающих,  поэффектнее  смотреться"  [5].

Артист  в  широком  смысле  слова  –  это  виртуоз,  мастер  своего  дела.  Артистизм  –  это  деятельность,  поднятая  до  уровня  искусства,  это  высший  уровень  совершенства  в  своей  работе.  Без  него  ребята  на  уроке  не  смогут  подняться  на  желаемую  духовную  высоту.

Ш.А.  Амонашвили  считает,  что  детям  надо  давать  возможность,  общаясь  с  учителем,  чувствовать  себя  его  равноправными  соратниками,  чувствовать,  что  они  нужны  педагогу,  что  без  них  педагогу  трудно.  Поэтому  задача  педагога  -  поверить  самому  и  "заставить"  детей  поверить  в  то,  что  все  происходящее  на  уроке  -  правда. 

"Если  я  хочу,  чтобы  дети,  сидящие  за  партами,  смотрящие  мне  в  глаза,  ожидающие  от  меня  чего-то  важного,  действительно  радовались  каждому  школьному  дню,  воспитывались  и  обучались,  не  думая  о  том,  что  воспитываются  и  обучаются,  я  должен  заботиться  о  том,  чтобы  нить  наших  деловых  отношений  была  непрерывной  и  прочной...  Я  должен  набраться  смелости  и  сыграть  неповторимую  роль  педагога-актера.  А  суть  этой  роли  заключается  в  том,  что  деловые  отношения  между  мною  и  детьми  не  должны  терять  для  них  своей  правдивости,  лишать  их  чувства  свободного  выбора,  чувства  исключительности  своего  участия  в  деятельности  на  уроке"  [1,  с.  154].

Личность  педагога,  ее  влияние  на  воспитанника  огромно,  ее  никогда  не  заменит  педагогическая  техника.  Л.Н.  Толстой  писал  о  том,  что  если  учитель  имеет  только  любовь  к  делу,  он  будет  хороший  учитель.  Если  учитель  имеет  только  любовь  к  ученику,  как  отец  и  мать,  он  будет  лучше  того  учителя,  который  прочел  все  книги,  но  не  имеет  любви  ни  к  делу,  ни  к  ученикам.  Если  учитель  соединяет  в  себе  любовь  к  делу  и  ученикам,  он  совершенный  учитель.  В  существующем  уставе  школы  определены  профессиональные  обязанности  учителя.  Его  труд  интеллектуальный,  требующий  психологических,  духовных,  умственных  и  физических  сил.  Педагог  должен  знать  свои  способности,  чем  он  может  достичь  успеха  и  знать  свои  недостатки.  Один  педагог  владеет  даром  красноречья,  другой  умеет  разжечь  энергию  ребят,  быть  любознательным  и  увлеченным.  Влияние  педагога  на  ребенка  зависит  от  его  личных  качеств.

В  современных  условиях  в  работе  различных  социальных  структур  определились  основные  направления  социальной  работы,  которой  занимается  социальный  педагог.  Это:  =>  оказание  материальной  помощи  (денежная,  патронат,  пособия  и  льготы,  помощь  в  быту);  =»  организация  социальной  заботы  (работа  с  людьми,  подбор  сотрудников,  проверка,  пропаганда  лучшего  опыта);  влияние  на  человека.

Процесс  влияния  на  человека  -  это  процесс  педагогического  и  психологического  воздействия.  Этим  занимается  социальный  работник,  социальный  педагог.

Социальному  педагогу  необходимо  осознать,  что  такое  социальное  воспитание,  педагогика  семьи,  личность  ребенка,  какие  существуют  методы  общения  и  воздействия  на  ребенка,  особенности  работы  с  рудными  подростками.

Учителю  чаще  всего  приходится  работать  с  классом  или  группой,  и  в  основном,  его  методы  направлены  на  работу  с  коллективом.  Социальный  педагог  работает  с  отдельной  личностью,  с  отдельным  ребенком,  подростком,  а  если  с  группой,  то  небольшой,  если  с  семьей,  то  и  здесь  с  каждым  в  отдельности.

В  чем  основное  назначение  социального  педагога?  Это  социальная  защита  ребенка,  подростка,  оказание  ему  социальной  или  медицинской  помощи,  умение  организовать  его  обучение,  его  реабилитацию  и  адаптацию.  Для  решения  этих  задач  социальный  педагог  изучает  ребенка,  его  состояние,  уровень  кризиса,  планирует  пути  его  преодоления.  В  этом  одна  из  главнейших  задач  социального  педагога.  Поддержать  ребенка  в  трудную  минуту  -  дело  не  легкое.  Как  же  помочь  ребенку  в  беде?  Как  должен  вести  себя  в  такой  ситуации  социальный  педагог?

Поддержать  духовно,  научить  свыкнуться  с  бедой,  искать  выход,  найти  путь  и  принять  решение,  вселить  веру  в  ребенка,  убедить  его,  что  все  в  его  жизни  можно  изменить  к  лучшему.  Педагог  связывается  со  специалистами,  со  службами  социальной  защиты,  которые  способны  помочь  ребенку.  Для  этого  необходимо,  чтобы  он  был  профессионально  подготовлен,  достаточно  образован  для  ведения  воспитательной  и  учебной  работы.  Сегодня  это  называется  педагогическим  мастерством.  Педагогическое  мастерство  в  большей  степени  зависит  от  личных  качеств  педагога,  а  также  от  его  знаний  и  умений.  Каждый  учитель  -  это  личность  [7,  с.  272].

Педагог  связывается  со  специалистами,  со  службами  социальной  защиты,  которые  способны  помочь  ребенку.  Для  этого  необходимо,  чтобы  он  был  профессионально  подготовлен,  достаточно  образован  для  ведения  воспитательной  работы.  Сегодня  это  называется  педагогическим  мастерством.

Педагогическое  мастерство  в  большей  степени  зависит  от  личных  качеств  педагога,  а  также  от  его  знаний  и  умений.  Оно  определяется  объективными  и  субъективными  факторами.

Объективные  факторы  –  это  система  знаний,  умений,  навыков.  Профессиональные  знания  социального  педагога:  педагогика  и  психология,  физиология  развития  ребенка,  методики  воспитательной  работы.  Эти  знания  необходимы  для  изучения  ребенка,  анализа  его  поступков  и  поведения,  особенностей  его  общения,  совместимости  его  в  группе  других  детей.

Социальный  педагог  должен  уметь:  организовать  деятельность  и  сотрудничество  детей;  владеть  некоторыми  приемами  артистизма,  речью,  дыханием,  ритмом  и  постановкой  голоса,  мимикой  и  жестами;  находить  в  беседе  тот  тон  и  язык,  который  даст  возможность  говорить  с  нищими  и  алкоголиками,  наркоманами  и  проститутками  или  с  попавшим  в  беду  ребенком.  Не  просто  говорить,  а  убедить  и  повлиять.

В  данной  статье,  я  хочу  обратить  ваше  внимание  именно  на  педагогический  артистизм  социального  педагога.  Показать  важность  педагогического  артистизма  в  работе  социального  педагога.  Но  для  того,  чтобы  это  доказать,  необходимо  рассмотреть  понятие  педагогический  артистизм.

Артистизм  -  это  не  только  внешние  факторы  (жесты,  мимика,  интонация),  хотя  и  они  очень  значимы  для  создания  атмосферы,  но  и  способность  почти  мгновенно  переключаться  на  новые  ситуации,  оказываться  в  новом  образе.  Словарь  современного  русского  литературного  языка  определяет  артистизм,  с  одной  стороны,  как  дар,  а  с  другой  -  как  результат  труда:  выдающиеся  способности,  художественная  одаренность,  свобода  перевоплощений,  с  помощью  которой  человек  легко,  непринужденно  "входит  в  образ".  Особое  умение  держать  себя,  изящество  манер,  грациозность  движений  и  т.  п.,  обычно  свойственные  артистам;  высокое  мастерство,  достигнутое  кем-либо  в  области  искусства.  Высокое  мастерство  в  каком-либо  деле,  в  выполнении  чего-либо"  [4,  с.  240].

Применительно  к  педагогике  артистизм  -  это:

1.         Черта  личности  учителя,  некое  ее  своеобразие:  способность  перевоплощаться,  обаяние  "артистической  стихийности",  живость,  острота,  экспрессия,  богатство  жестов  и  интонаций,  дар  рассказчика,  способность  нравиться;  одухотворенность,  ощущение  внутренней  свободы;  внутреннее  изящество,  образное  мышление,  стремление  к  нестандартным  решениям  через  образные  ассоциации;  особенности  психики,  тип  нервной  системы,  акцентуация  личность  (К.  Леонгард  выделяет  3  стимулирующих  момента  для  артистической  натуры:  а)  эмоциональную  возбудимость,  б)  демонстративные  черты  характера,  в)  интровертированность);  способность  к  импровизационному  и  органичному,  естественному  существованию  в  условиях  педагогического  процесса.

2.         Совокупность  учебных  приемов,  "техник",  заключающихся  в  том,  что  урок  "разыгрывается"  по  особым  законам,  еще  не  изученным  наукой  до  конца.  Искусство  отбора  наиболее  эстетически  яркой,  а  не  только  значимой,  смысловой  информации;  "техника"  задавания  вопросов,  втягивающих  всех  в  урок-игру  и  позволяющих  уроку  запомниться.  Использование  приемов  искусства,  в  частности  -  отстранения;  поиск  органичных  выходов  к  теме  урока  и  способов  "погружения"  в  нее;  выстраивание  учительского  поведения  (если  это  необходимо)  в  соответствии  с  определенными  педагогическими  задачами.

3.         Концепция  педагогического  творчества,  по  которой  педагогическая  деятельность  рассматривается  "незашоренным"  взглядом,  вся  окружающая  действительность  работает  на  нее,  а  содержание  урока  не  сводится  до  какого-то  узкого  аспекта  -  "по  делу".  События  во  время  взаимодействия  учителя  и  ученика  разворачиваются  по  законам  жизни,  в  которой  нет  чего-то  не  главного.  И  тогда  не  тема  проходится,  а  жизненные  явления  подводятся  под  какие-то  закономерности,  действительность  переплавляется  в  яркую,  самобытную  картину  жизни.  Внешние  движения  в  творческой  манере  педагога-артиста  сопрягаются  с  глубинным  оттенком  мысли,  переживаний,  со  всей  структурой  деятельности.  Гармоничные  отношения  между  педагогом  и  учеником  достигаются  естественностью  обеих  сторон,  а  естественность  создается  отсутствием  строгой  и  сжатой  внешней  запрограммированности  общения,  жесткой  схемы,  которые  нередко  мешают  ученику  и  учителю  импровизировать,  строить  догадки  и  неординарно  мыслить,  хотя  внутри  всего  процесса  общения  проходит  стержень,  вокруг  которого  идет  разговор.  В  импровизации,  которая  рождена  не  стихийностью,  а  продуманностью  первого  шага,  раскрывается  внутреннее  настроение  учителя,  что,  по  существу,  является  основой  артистизма.

Педагогический  артистизм  -  это  феномен,  функционирующий  с  той  или  иной  степенью  активности  на  всех  стадиях  процесса  педагогического  творчества.  Роль  и  место  артистизма  в  преподавании  могут  меняться  при  совершенствовании  профессиональной  деятельности  учителя:  он  может  проявляться  как  качество  личности,  а  по  мере  накопления  профессионального  опыта  интегрировать  все  составляющие  работы  педагога,  синтезировать  и  делать  целостной  всю  его  деятельность:  черта  личности  учителя,  некое  ее  своеобразие  (способность  перевоплощаться,  живость,  острота,  дар  рассказчика  и  др.);  совокупность  учебных  приемов,  «техник».  Искусство  отбора  наиболее  яркой,  а  не  только  значимой,  смысловой  информации;  «техника»  задавания  вопросов,  втягивающих  всех  в  урок-игру  и  позволяющих  уроку  запомниться;  концепция  педагогического  творчества  [5].

Роль  и  место  артистизма  в  преподавании  могут  меняться  при  совершенствовании  профессиональной  деятельности  учителя:  он  может  проявляться  как  качество  личности,  а  по  мере  накопления  профессионального  опыта  интегрировать  все  составляющие  работы  педагога,  синтезировать  и  делать  целостной  всю  его  деятельность.

И.Д.  Чечель  пишет,  что  театрализация  образования  непосредственно  связана  с  театральной  педагогикой,  элементы  которой  постепенно  входят  в  арсенал  школьной  и  вузовской  педагогики.  Педагоги  не  могут  пройти  мимо  проверенных  способов  развития  памяти,  внимания,  эмоций,  фантазии,  воли,  развития  творческого  мышления  и  др.,  разработанных  К.С.  Станиславским,  В.И.  Немировичем-Данченко,  В.Э.  Мейерхольдом,  Е.Б.  Вахтанговым,  М.О.  Кнебель,  Г.А.  Товстоноговым  и  др.

В.А.  Ильев,  опирался  на  теорию  и  практику  театральной  педагогики,  указывая  на  метод,  способствующий  раскрытию,  раскрепощению  творческих  возможностей  будущих  учителей  и  творческих  способностей  детей  (всех  без  исключения).  Но  здесь  невозможно  механическое  заимствование  потому,  что  необходима  психологическая  сопричастность  к  опыту,  если  речь  идет  о  внедрении  метода  театральной  педагогики  в  школьный  урок.  В.А.  Ильев  говорит  о  том,  что  необходимо  обратиться  к  игровой  природе  актерского  искусства  и  к  основам  режиссуры  для  проявления  закономерностей  самостоятельного  творческого  мышления  учеников  в  условиях  школьного  урока.  Он  разработал  методику  организации  открытого  режиссерского  действия,  суть  которой  в  превращении  школьного  урока  в  своеобразный  импровизированный  спектакль  со  сквозным  действием  процесса  коллективного  творчества,  и  методику  организации  взаимодействия  учителя  с  учащимися  в  опоре  на  основы  театральной  педагогики.

Изучению  феномена  импровизации  учителя  на  уроке  посвящены  работы  В.Н.  Харькина.  Определяя  импровизацию  (от  лат.  «неожиданное,  непредвиденное»)  как  «кроки»,  набросанные  под  первым  впечатлением,  как  сценическую  игру,  не  обусловленную  твердым  драматургическим  текстом  и  не  подготовленную  на  репетициях,  В.Н.  Харькин  рассматривает  ее  как  перспективное  направление,  как  один  из  ключевых  компонентов  в  любом  творчестве.  В.Н.  Харькин  выявил  условия  возникновения  импровизации:  она  всегда  публична;  как  правило  неожиданна;  ее  присутствие  является  показателем  творчества  в  любой  деятельности.  К.С.  Станиславский  рассматривал  в  драматическом  искусстве  импровизацию  как  метод  подготовки  спектакля  в  ходе  репетиции.  В.Н.  Харькин  считает  импровизацию  важнейшим  составляющим  творческого  процесса  педагога  и  показывает  особенности  педагогической  импровизации.

Педагогический  артистизм  является  сложным  сплавом  духовных  и  физических  качеств,  помогающих  найти  контакт  с  учениками,  получить  определенный  аванс  детского  доверия  и  затем  действовать,  учитывая  все  обстоятельства  данного  урока.  Артистичный  учитель  своей  личностью  одухотворяет  содержание  и  организацию  учебно-воспитательного  процесса.  Это  самобытный  педагог  со  своим  неповторимым  внутренним  миром,  который  становится  обаятельным  и  притягивающим  к  себе  в  состоянии  вдохновенной  передачи  знаний  и  своего  отношения  к  ним.  Нужно  отличать  артистизм  от  желания  произвести  впечатление,  выделиться  среди  других,  от  излишней  пафосности  и  эпатажности.  Можно  обладать  привлекательными  внешними  данными,  красивым  голосом  и  общей  нервной  возбудимостью,  которые  в  глазах  человека  неискушенного  могут  сойти  за  актерский  темперамент,  но  при  этом  не  быть  действительно  артистичным.

"Артист"  в  широком  смысле  слова  -  это  мастер  своего  дела,  виртуоз,  искусник.  А  артистизм  -  это  деятельность,  поднятая  до  уровня  искусства,  тот  высший  уровень  совершенства  в  работе  педагога,  когда  уроки  поднимаются  на  желанную  духовную  высоту.

В  структуре  педагогического  артистизма  выделяют  две  стороны:

1.Внутренний  артистизм  -  культура  педагога,  непосредственность  и  свобода,  обаяние,  эмоциональность,  игра  воображения,  изящество,  образный  путь  постановки  и  решения  проблем,  ассоциативное  видение,  неожиданные  яркие  ходы  в  "сценарии"  урока  (особенно  его  первых  минутах),  внутренняя  "настройка"  на  творчество,  самообладание  в  условиях  публичности  и  др.

2.Внешний,  разомкнутый  на  класс  артистизм  -  игровая  подача,  так  сказать,  "техника"  игры,  особые  формы  выражения  своего  отношения  к  материалу,  передача  своего  эмоционального  отношения  к  деятельности,  владение  умением  самопрезентации,  выведение  учеников  на  игровой  уровень,  умелая  режиссура  урока.

Одна  из  удивительнейших  черт  театрального  искусства  -  перевоплощение.  Б.Л.  Пастернак  писал,  что  сцена  не  читки  требует  с  актера,  а  полной  гибели  всерьез.  А  учитель?  Должен  ли  он  непременно  "гибнуть  всерьез"  или  можно  профессионально  самозащититься  высоким  качеством  игры,  комплексом  приемов,  позволяющих  волновать  других  при  собственном  спокойствии  души?  Здесь  опять  необходимо  развести  понятия  "артистизм"  и  "актерство".  Подлинный  артистизм  не  только  требует,  образно  говоря,  "гибели  всерьез",  но  просто  невозможен  без  такой  "жертвы",  так  как  не  будет  убедительным  в  той  передаче  живой  реальности,  которая  должна  быть  воплощена  в  искусстве.  Актерство  же  в  значительной  степени  способно  провести  грань  между  ролью  и  исполнителем.  Оно  напоминает  маску,  прикрывающую  истинное  внутреннее  состояние;  другими  словами,  не  "быть"  в  полной  мере,  а  лишь  "казаться".

Перевоплощение  требует  актерских  способностей,  умения  "сыграть  роль",  способности  стать  другим,  оставаясь  самим  собой.  Почему-то,  говоря  о  педагогическом  артистизме,  чаще  всего  обращают  внимание  на  первую  половину  этого  положения:  "стать  другим".  Действительно,  она  более  эффектна,  но  граничит  с  самым  крайним  и  нежелательным  средством  -  "наигрышем".  Наигрыш  -  вершина  неправды,  фальши,  неискренности,  внешнее  кривлянье.  Только  оставаясь  самим  собой,  учитель  может  временно  надеть  любую  маску.  При  этом  она  не  подавит  личность;  наоборот,  личность  педагога  будет  явственно  "просвечивать"  сквозь  нее.  Таким  образом,  артистизм  -  не  только  игра  в  кого-то.  Это  прежде  всего  состояние  души,  способной  на  время  не  просто  казаться  кем-то,  а  в  самом  деле  "быть".  При  этом  невозможна  "читка",  процессы  перевоплощения  становятся  глубинными,  органичными,  естественными.  Исчезают  условности,  все  искренне  переживается,  все  эмоции  настоящие,  все  мысли  и  слова  выстраданные.

Педагогический  артистизм  предполагает  открытость  и  непосредственность  педагога,  умение  говорить  и  действовать  напрямую,  делиться  тем,  что  есть  внутри.  При  этом  вопросов  "А  что  обо  мне  подумают,  как  я  буду  выглядеть?"  как  бы  не  существует.  Артистичный  педагог  обладает  также  способностью  заражения  своими  переживаниями,  сомнениями,  радостью  других  людей.  В.И.  Немирович-Данченко  считал,  что  именно  в  этой  способности  заключается  талант,  а  К.С.  Станиславский  определял  заразительность  актера  как  обаяние  или  силу  притяжения.

"Знаете  ли  вы  таких  актеров,  которым  стоит  только  появиться  на  сцене,  и  зрители  их  уже  любят?  За  что?  За  то  неуловимое  свойство,  которое  мы  называем  обаяние.  Это  необъяснимая  привлекательность  всего  существа  актера,  у  которого  даже  недостатки  превращаются  в  достоинства,  которые  копируются  его  поклонниками  и  подражателями"  [10.  с.  234].

За  вопросом  о  том,  что  такое  обаяние,  обычно  стоят  раздумья  о  тех,  кто  легче  привлекает  к  себе  симпатии  и  уважение  людей,  кто  удачливее  в  контактах.  Существует  термин  фасцинация,  переводимый  как  завораживание.  Среди  способов  фасцинации  выделяют,  прежде  всего,  особый  взгляд  (он  должен  быть  прямым,  лучистым,  если  и  твердым,  то  теплым),  особый  голос  (богатый  в  тембровом  отношении,  гибкий  по  модуляциям),  особый  ритм  речи  (подобный  хорошему  музыкальному  ритму  -  то  возбуждающий,  то  успокаивающий,  но  не  наскучивающий),  особый  ум  (с  одной  стороны,  высоко  импровизационный,  с  другой  -  богато  оснащенный  словесными  конструкциями  и  их  вариациями),  с  третьей  -  обостренно  ситуативный.  "Импровизировать"  здесь  -  значит  быть  способным  отказаться  от  заготовленных  заранее  пунктов  и  линий  изложения,  с  тем  чтобы  на  ходу  "вылепить"  новыми  средствами  как  нечто  свежее,  первозданное,  хорошо  усвоенную  главную  мысль,  тему.  "Оснащенность  словесными  конструкциями"  означает,  что  ум  не  просто  глубок,  обширен,  но  и  не  имеет  трудностей  вербализации  сколь  угодно  сложной  или  внезапной  идеи.  "Ситуативность"  ума  означает  наличие  в  каждый  миг  общения  точной  и  многоканальной  связи  с  аудиторией.  Как  показывают  наши  наблюдения,  обаяние  личности  театральные  педагоги  оценивают  очень  высоко.  Сила  обаятельного  педагога  в  том  же,  в  чем  и  сила  обаятельного  артиста:  ученик  попадает  к  учителю  под  добрую  власть;  он  не  подчиняется  ему,  а  становится  самим  собой  под  его  влиянием.  Обаяние  -  это  искренность,  отсутствие  фальши,  искусственной  наигранности  в  поведении,  манерничания  и  жеманства.

Эстетический  компонент  педагогического  общения  страхует  от  манипулятивного  подхода  к  детям;  гармония  внешних  и  внутренних  проявлений  учителя  стимулирует  у  учащихся  переживание  эмоционального  удовлетворения,  чувство  прекрасного,  предупреждая  возникновение  "эстетического  барьера"  [8].

И.И.  Рыданова  отмечает,  что  в  эстетический  блок  профессиональных  умений  учителя  входят  умение  быть  выразительным,  приобщать  учащихся  к  высокой  культуре,  активизировать  их  эмоциональный  тонус  и  оптимистическое  мироощущение,  переживание  радости  общения  [9,  с.  29].

В  педагогической  деятельности  важно,  чтобы  обаяние  вызывало  положительное  эстетическое  чувство,  наиболее  полно  соответствующее  совместимости  объекта  и  субъекта  воспитания.  В  этой  связи  особое  значение  имеет  владение  техникой  самопрезентации  (Э.  Гоффман),  которая  поможет  учителю  в  воздействии  на  социально-психологический  механизм  восприятия  своих  действий  и  себя  как  личности.  Самопрезентация  предполагает  умение  педагога  предстать  перед  детьми  не  как  должностное  лицо,  наделенное  определенными  властными  полномочиями,  ролевыми  преимуществами.  От  культуры  самопрезентации  зависит  аттракция  учителя,  представление  о  нем  как  о  привлекательном  человеке,  симпатия  детей,  дальнейшее  развитие  взаимоотношений.  Первоначальное  впечатление  сравнивают  с  осью,  вокруг  которой  организуется  сравнительное  поле  изучения  человека  (Л.Б.  Филонов).

Артистизм  предполагает  наличие  у  учителя  так  называемой  "визуальности",  внешней  привлекательности.  И  дело  тут  не  столько  в  правильности  и  красивости  черт  лица,  в  безупречной  фигуре.  Природные  данные  учителя  могут  быть  обычными,  внешне  "неброскими".  Гораздо  большую  роль  играют  умение  учителя  следить  за  собой,  культура  внешних  и  внутренних  проявлений,  обаяние  и  естественность.  Установление  коммуникационных  связей  упрощается,  если  у  учителя  приветливое  лицо,  а  движения,  жесты,  осанка  и  походка  красивы  и  выразительны.  А.С.  Макаренко  считал:  важно,  чтобы  в  коллективе  были  красивые  и  молодые  педагоги.  В  них  он  видел  какую-то  "мистерию":  они  сами  по  себе  заставляли  воспитанников  мечтать,  фантазировать,  подтягиваться.  Если  образ  учителя  приятен,  воспринимается  как  "манок"  (К.С.  Станиславский),  то  в  нем  заключена  первоначальная  сила  духовного  воздействия.  Учителя  хочется  слушать  и  следовать  за  ним.  Артистизм  придает  всем  манерам  учителя  одну  общую  черту  -  движение  к  людям,  повышенную  чуткость  к  окружающим  и  умение  найти  такую  форму  общения  с  другой  личностью,  которая  позволяла  бы  ему  сохранить  личное  достоинство.

Творческая  деятельность  учителя  характеризуется  необходимостью  быстро,  оперативно  ориентироваться  в  сиюминутных,  непрерывно  меняющихся  ситуациях  живого  общения,  импровизировать  на  основе  ранее  задуманного  в  зависимости  от  текущих  педагогических  задач  и  своего  творческого  самочувствия.

В.И.  Загвязинский  пишет  о  том,  что  неожиданные  изменения  ситуации  требуют  особой  остроты  реакции,  своего  рода  экспромтности  решений.  Многое  из  того,  что  казалось  гладким  на  бумаге,  на  практике  оказывается  ухабистым,  а  некоторые  пугающие  при  предварительных  прикидках  трудности  преодолеваются  сравнительно  легко  [6,  с.  33].

В.А.  Сухомлинский  говорил  о  том,  что  творчество  ни  в  коем  случае  не  означает,  что  педагогический  процесс  -  это  что-то  непостижимое,  подвластное  только  развитию  и  не  поддающееся  предвидению.  Наоборот:  именно  тонкое  предвидение,  изучение  зависимостей  многих  факторов  и  закономерностей  педагогического  процесса  позволяют  подлинному  мастеру  мгновенно  изменить  план.

Работник  социальной  сферы  безусловно  должен  владеть  педагогическим  артистизмом.  «Артистичный»  социальный  педагог  демонстрирует  высокую  коммуникативную  компетентность,  умеет  организовать  такие  формы  взаимодействия,  которые  бы  удовлетворяли  духовную  потребность  детей  в  соразмышлении,  собеседовании,  сопереживании  и  в  таких  высших  формах  совместности,  как  сопричастность,  сострадание,  сочувствие.  Для  этого  социальный  педагог  сам  должен  обладать  развитыми  эмпатией  и  идентификацией.  Эмпатия  -  способность  к  сопереживанию,  возможность  эмоционально,  а  не  только  рационально  воспринять  воспитанника,  проникнуть  в  его  внутренний  мир  и  ответно  выразить  свое  понимание  этих  чувств.  Для  подробного  рассмотрения  эмоциональной  идентификации  как  важнейшего  социально-психологического  компонента  деятельности  педагога-артиста  советуем  обратиться  к  книге  "Учителю  о  педагогической  технике".

В  деятельности  социального  педагога,  так  же,  как  и  в  актерской  работе,  важны  не  только  эмпатия  и  способность  к  идентификации,  но  и  рефлексия  -  способность  педагога  как  бы  со  стороны  увидеть,  как  он  воспринимается  и  оценивается  детьми,  осознание  своих  психических  состояний.  Это  необходимо  для  того,  чтобы  приводить  в  соответствие  планируемый  и  реальный  воспитательный  процесс.  Для  этого  педагог  должен  хорошо  владеть  навыками  профессионального  самосознания,  что  поможет  ему  ощущать  свое  Я  в  процессе  взаимодействия  с  классом.  Педагогический  артистизм  проявляется  в  многообразии  и  частоте  рефлексивных  действий.  Низкий  уровень  рефлексии  -  одна  из  частых  причин  непродуктивной  стандартизации  поведения  педагогов,  появления  так  называемых  "убийственных  реакций"  (термин  ввели  Кэнфилд  и  Уэллс  в  1976  году,  обозначая  высказывания,  жесты  и  т.п.,  отталкивающе,  уничтожающе  действующие  на  чувства,  мысли,  творческие  порывы  ученика).  Это  может  быть  едва  заметная  брезгливая  гримаса  или  демонстративное  игнорирование  активности  школьника  на  уроке  [3,  с.  291].  Такие  антипедагогические  взгляды,  как  косой,  подозрительный,  настороженный,  хмурый,  "кислый",  умиленный,  насмешливый,  безразличный  и  др.,  любая  недобрая  интонация,  злость  и  раздражительность  должны  быть  оценены  самим  педагогом  как  проступок  перед  детьми,  как  поведенческое  табу.  И  напротив,  взгляд  добрый,  веселый,  понимающий,  подбадривающий,  восхищенный  должен  быть  действенным,  незаменимым  средством  в  арсенале  социального  педагога.

Экспрессивность  и  выразительность  социального  педагога  помогают  яркому  выражению  различных  эмоциональных  состояний,  ведут  к  отчетливому  проявлению  личностных  качеств  учителя  и  его  эмоциональному  воздействию  на  учеников.  Сила  детской  эмоциональной  памяти  велика,  и  нужно  уметь  обогащать  ее  положительными  эмоциями,  интригующей  таинственностью.  Ш.А.  Амонашвили  пишет  по  этому  поводу:  "Впечатления  -  очень  серьезное  дело  в  воспитании  детей.  В  педагогическом  процессе  не  все  может  быть  впечатляющим,  но  если  этого  не  будет  вовсе,  то...  воспитание  не  состоится...  "Находиться  по  впечатлением"  в  действительности  означает,  что  человек  (и  не  только  ребенок)  действует,  мыслит,  воспринимает  мир  в  соответствии  с  эмоциональной  сутью  впечатления...  И  чем  сильнее  оказывается  впечатление,  тем  дольше  оно  может  управлять  им...  Впечатление  -  это  сила,  устанавливающая  погоду  в  духовном  мире  ребенка,  и  потому  нужно,  чтобы  оно  было  добрым  и  возвышающим.  Какие  у  ребенка  создаются  впечатления  в  организованном  нами  воспитательном  процессе  -  от  этого  будет  зависеть  направленность  его  личностных  ориентации,  мыслей  и поведения"  [2,  с.  113-114].

Внушить  ребенку  веру  в  себя,  открыть  ему  себя,  свою  душу,  свой  внутренний  мир  -  это  и  есть  сущность  эмоциональной  культуры  артистичного  социального  педагога.

 

Список  литературы:

1.Амонашвили  Ш.А.  Педагогическая  симфония:  В  3  ч.  [Текст]  /  Ш.А.  Амонашвили.  –  Екатеринбург:  Изд-во  Уральского  ун-та,  1993.

2.Амонашвили  Ш.А.  Педагогическая  симфония.  Т.3  [Текст]  /  Ш.А.  Амонашвили.  –  Екатеринбург:  Изд-во  Уральского  ун-та,  1993.  -  140с.

3.Берне  Р.  Развитие  Я-концепции  и  воспитание  [Текст]  /  Р.  Берне.  –  М.:  Прогресс,  1986.  -  422с.

4.Булатова  О.С.  Педагогический  артистизм:  Учеб.  пособие  [Текст]  /  О.С.  Булатова.  –  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2001.  –  240с.

5.Гончарова  Т.И.,  Гончарова  И.Ф.  Когда  учитель  властитель  дум.  [Текст]  /  Т.И.  Гончарова,  И.Ф.  Гончарова.  -  М.:  Просвещение,  1991.

6.Загвязинский  В.И.  Развитие  педагогического  творчества  учителя  [Текст]  /  В.И.  Загвязинский.  -  М.,  1986.

7.Нагавкина  Л.С.,  Крокинская  О.К.,  Косабуцкая  С.А.  Социальный  педагог:  введение  в  должность:  сб.  материалов  [Текст]  /  Л.С.  Нагавкина,  О.К.  Крокинская,  С.А.  Косабуцкая.  –  СПб.:  КАРО,  2000.  –  272с.

8.Рапопорт  С.Х.  Эстетика  общения:  Эстетическая  культура  и  эстетическо  воспитание  [Текст]  /  С.Х.  Рапопорт.  -  М.,  1983.  –  119с.

9.Рыданова  И.И.  Основы  педагогики  общения  [Текст]  /  И.И.  Рыданова.  –  Мн.:  Беларуская  навука,  1998.  –  319с.

10.Станиславский  К.С.  Работа  актера  над  собой  [Текст]  /  К.С.  Станиславский  //  Собр.  соч.:  В  8  т.  -  Т.3.  –  М.:  Гос.  изд-во  «Художественная  литература»,  1938.  

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.