Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 30 марта 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Лехтинен Т.А. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ 2-Й ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ. (НА ПРИМЕРЕ БЕСПЛАТНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ  В  СИСТЕМЕ  МУЗЫКАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИИ  2-Й  ПОЛОВИНЫ  XIX  –  НАЧАЛА  ХХ  ВВ.  (НА  ПРИМЕРЕ  БЕСПЛАТНОЙ  МУЗЫКАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ)

Лехтинен  Татьяна  Анатольевна

аспирантка  ФГН  и  СТ  УлГУ,  г.  Ульяновск,

преподаватель  Музыкального  училища  им.  Г.И.Шадриной  УлГУ 

E-maillekhtinen@rambler.ru

 

Современная  российская  система  музыкального  образования  сформировалась  к  концу  30-х  годов  ХХ  века.  Именно  к  этому  времени  произошло  окончательное  разделение  на  низшую,  среднюю  и  высшую  ступени:  музыкальная  школа  –  училище  –  ВУЗ.  Каждое  звено  выполняет  определенную  функцию:  музыкальная  школа  обеспечивает  общее  музыкальное  образование  и  воспитание,  училище  и  ВУЗ  предполагают  профессиональное  обучение.

Формирование  данной  системы  музыкального  образования  шло  постепенно,  на  протяжении  2-й  половины  XIX –  начала  ХХ  вв.  Немалую  роль  в  этом  процессе  сыграло  появление  ряда  музыкальных  учебных  заведений,  среди  которых  -  музыкальные  классы  при  Русском  музыкальном  обществе,  Бесплатная  музыкальная  школа,  консерватории.  В  этих  учебных  заведениях  работали  выдающиеся  музыканты  и  педагоги  того  времени,  которые  горячо  отстаивали  национальные  интересы  в  искусстве,  в  немалой  степени  способствуя  формированию  патриотических  настроений  в  обществе.

В  конце  50-х  -  начале  60-х  гг.  XIX  века  под  влиянием  общественного  движения  по  всей  России  начали  открываться  воскресные  школы  -  общеобразовательные  и  художественные.  Только  в  Петербурге  их  насчитывалось  шестьдесят,  а  по  всей  стране  –  около  трёхсот.  В  этих  школах  получили  возможность  учиться  представители  низших  слоёв  российского  общества  –  рабочие,  ремесленники,  бедные  городские  жители.  Преподавали  в  них  в  своё  свободное  время  представители  трудовой  интеллигенции  –  учителя  и  различные  служащие,  стремившиеся  помочь  преодолеть  невежество  и  безграмотность.  «В  эти  дни  всеобщего  радостного  светлого  возбуждения  М.А.  Балакирев,  первый  в  целой  России,  задумал  помочь  также  и  общей  безграмотности  музыкальной  и  создать  такую  же  школу  бесплатную  для  музыки,  какие  существовали  уже  под  именем  "школ  грамотности",  "школ  рисовальных"  и  т.д.,  для  общего  образования  и  искусства»  [3,  с.  79]. 

Таким  образом,  одновременно  с  Петербургской  консерваторией  начала  работать  Бесплатная  музыкальная  школа  под  руководством  М.А.  Балакирева  и  хорового  дирижёра  Г.Я.  Ломакина.  «…  Два  русских  музыканта,  один  уже  50-летний  опытный  педагог,  воспитавший  многие  поколения  русского  юношества,  другой  26-летний  юноша,  блестящий,  смелый  композитор,  полный  художественного  почина  и  полный  стремлений  к  тому,  чтобы  доставить  торжество  русской  национальной  школе,  -  вот  какие  два  совершенно  разнородных  человека  сошлись  вместе  и  положили  основание  Бесплатной  школе»,  -  писал  В.В.  Стасов  [3,  с.  79].  Устройство  народной  музыкальной  школы  было  процессом  столь  значительным,  что  оба  музыканта  надеялись  на  патриотизм  графа  Шереметева,  у  которого  Г.Я.  Ломакин  работал  капельмейстером  хора.  Уступив  его  просьбам,  граф  оказал  школе  на  первых  порах  весьма  серьёзную  помощь  и  поддержку. 

Школа  просуществовала  до  1917  года  и  сыграла  значительную  роль  в  пропаганде  лучших  образцов  русской  и  мировой  музыкальной  классики.  Основатели  школы  видели  её  задачу  в  музыкальном  просвещении  народных  масс,  всемерном  отстаивании  и  разъяснении  «глинкинской  правды  в  музыке»  и  решительном  противодействии  низкопоклонству  перед  западноевропейской  музыкальной  культурой.  Этим  Бесплатная  музыкальная  школа  принципиально  отличалась  от  других  музыкальных  школ,  существовавших  к  тому  времени  в  России.  Как  отмечал  В.В.  Стасов,  «те  школы  все  принадлежат  к  одному  и  тому  же  бесцветному  и  безличному  типу.  Они  являются  у  нас  лишь  сколком  с  немецких  музыкальных  школ.  У  них  нет  никаких  собственно  своих,  им  лично  принадлежащих  задач  и  стремлений….  Они  не  понимают,  да  и  понимать  не  желают,  что  …  одной  стране  свойственно,  что  там  законно  и  прекрасно,  то,  пожалуй,  может  и  не  годиться  другой  стране….  Совсем  другое  думала  всегда  и  представляла  собой  Бесплатная  музыкальная  школа.  У  неё  был  свой  особенный  тип  и  облик,  не  похожий  на  тип  и  облик  прочих  наших  школ.  Она  являлась  органом  новых  русских  музыкантов-композиторов,  прямых  наследников  и  продолжателей  Глинки  и  Даргомыжского.  А  эти  новые  музыканты  водружали  знамя  русской  национальности  в  музыке  и  никогда  ему  не  изменяли…»  [3,  с.  76].  И  действительно,  эта  Школа  стала  явлением,  которого  в  России  ещё  не  было.  Ведь  до  её  возникновения  «никто  не  думал  о  действительном  музыкальном  воспитании  нашего  народа,  никто  ещё  не  раскрывал  ему  настежь  двери,  никто  не  посвятил  ему  всего  своего  времени  и  таланта.  Но  вот  теперь  существует  Бесплатная  музыкальная  школа;  в  несколько  месяцев  она  уже  в  состоянии  давать  такие  концерты,  которые  признаны  всеми  за  превосходные,  -  это  факты,  которых  не  забудет  история  и  которых  она  никогда  не  смешает  со  множеством  других,  ничтожных  или  маловажных  музыкальных  явлений  современности»  [4,  с.27].

Преподавательской  деятельностью  в  Бесплатной  музыкальной  школе  в  разное  время  занимались  выдающиеся  отечественные  музыканты  Г.Я.Ломакин,  М.А.  Балакирев,  Н.А.  Римский-Корсаков,  С.М.  Ляпунов,  Г.О.  Дютш,  А.И.  Рубец  и  некоторые  другие.  В  первые  годы  существования  БМШ  курс  лекций  о  музыке  для  учащихся  Школы  читал  А.Н.  Серов.  Материал  этих  и  других  лекций  музыкант  изложил  в  ряде  статей  (см.,  например,  «Музыка,  музыкальная  наука,  музыкальная  педагогика»).

Бесплатная  музыкальная  школа  была  тем  более  нужна,  что  основанная  незадолго  до  неё  Петербургская  консерватория  на  первых  порах  несколько  не  соответствовала  потребностям  того  времени.  В.В.  Стасов  с  горечью  писал:  «Она  высокомерно  игнорировала  русскую  музыку  и  с  презрением  смотрела  на  русских  композиторов,  которых  повально  всех  называла  "дилетантами"….  Она  была  в  высшей  степени  консервативна,  всего  более  признавала  только  общепризнанных  "классиков"  и  не  хотела  знать  ничего  нового»  [3,  с.  79].  Конечно,  в  словах  Стасова  есть  большая  доля  правды.  Ведь  то,  о  чём  он  пишет,  отчасти,  было  в  первые  годы  существования  консерватории.  Далее  положение  постепенно  менялось.  «Рост  концертной  жизни  требовал  исполнителей,  композиторствующая  интеллигенция  должна  была  почувствовать  веяние  европейского  универсализма  ("окно  в  Европу");  наконец,  признание  со  стороны  общества  и  правительства…,  что  занятия  музыкой  и  специальность  –  музыка  –  есть  серьёзное  дело…,  -  весь  этот  поистине  государственный,  умный  охват  потребностей  русской  музыкальной  культуры  был  не  по  нраву  и  не  по  сознанию  Балакирева.  Здесь  таится  существеннейшая  причина  его  лично-жизненного  и  общественного  краха»  [1,  с.  251].  Балакирев  и  Стасов,  опасаясь  безнационального  академизма,  не  поняли  тогда  великой  важности  подготовки  в  широких  масштабах  русских  музыкантов-прфессионалов.

Объявление  об  открытии  школы  привлекло  множество  желающих.  Ломакин  рассказывал,  с  каким  удивлением  граф  Шереметев  наблюдал  нескончаемый  поток  людей,  жаждущих  записаться  в  школу.  Тут  были  мелкие  чиновники  и  студенты,  ремесленники  и  врачи,  учителя  и  лавочные  сидельцы  -  в  основном  всё  демократическая  публика.  Общее  собрание  учащихся  выбрало  для  руководства  школой  директоров  и  совет,  который  затем  систематически  отчитывался  в  своей  организационной  и  хозяйственной  деятельности  перед  собранием.

Занятия  начались  18  марта  1862  года  и  проходили  каждое  воскресенье.  «К  нам  пришло  в  1-й  раз  до  200  человек,  преимущественно  студенты  мед.  академий,  фельдшера  и  их  ученики,  а  также  уличные  мальчишки!  ˂…˃  Голосов  много  хороших  и  всё  идёт  успешно,  в  будущем,  кроме  хорошего,  ничего  нельзя  ожидать»,  -  писал  Балакирев  знакомому  [2,  с.  31]. 

Для  учащихся  Бесплатной  музыкальной  школы  была  разработана  специальная  программа,  предполагавшая  занятия  элементарной  теорией  музыки,  сольфеджио,  сольным  пением.  Те  же  учащиеся,  которые  по  окончании  школы  хотели  стать  учителями  хорового  пения  в  сельских  школах,  могли  брать  уроки  игры  на  скрипки. 

Основу  обучения  в  Бесплатной  музыкальной  школе  составляла  непосредственная  связь  с  живой  практической  деятельностью.  Поэтому  большую  роль  в  музыкальной  жизни  школы  играли  концертные  выступления  хора  под  управлением  Г.Я.  Ломакина  и  оркестра,  которым  руководил  М.А.  Балакирев.  Именно  под  влиянием  молодого  Милия  Алексеевича  «новая  струя  жизни  и  новизны  влетает  в  концерты  Бесплатной  школы»  [3,  с.  80].  Если  Г.Я.  Ломакин  ставил  целью  для  БМШ  развитие  русского  хорового  пения,  то  М.А.  Балакирев  предполагал  задачи  более  значимые  и  масштабные.  Своими  концертами  Школа  должна  была  воспитывать  и  развивать  вкус  публики,  а  также  активным  образом  способствовать  пропаганде  новой  музыки  -  европейской  и,  конечно  же,  русской.  Старинный  хоровой  репертуар  и  всё  общепринятое,  господствовавшее  первоначально,  уступает  место  произведениям  Р.  Шумана,  Г.  Берлиоза,  М.И.  Глинки,  А.С.  Даргомыжского,  Ц.А.  Кюи,  Н.А.  Римского-Корсакова,  М.П.  Мусоргского.  В  этом  цели  Бесплатной  музыкальной  школы  оказываются  созвучными  идеям  «Могучей  кучки». 

Настойчивое  исполнение  М.А.  Балакиревым  сочинений  русских  и  современных  европейских  композиторов  достигало  в  конечном  результате  своей  цели:  произведения,  которые  вначале  отпугивали  новизной  и  непривычностью,  постепенно  завоёвывали  признание  публики,  доставляя  Новой  русской  музыкальной  школе,  как  иначе  именовали  «Могучую  кучку»,  всё  больше  сторонников.  Особенно  ценной  стороной  концертов  школы  было  частое  исполнение  произведений  русской  музыки.  Это  помогало  создавать  традиции,  формирующие  национальный  исполнительский  стиль.  И,  конечно,  концерты  Бесплатной  школы  весьма  способствовали  образованию  и  самих  балакиревцев  и  русской  публики.

Программы  концертов  школы,  поначалу  состоявшие  лишь  из  хоровых  сочинений,  постепенно  обогащались  оркестровой  музыкой.  Уровень  концертов  был  достаточно  высок.  Это  подчёркивает  и  тот  факт,  что  в  них  соглашались  принять  участие  солисты  оперных  театров,  консерваторские  профессора-пианисты.  В  их  числе  следует  назвать,  например,  А.А.  Герке,  у  которого  когда-то  по  приезде  в  Петербург  брал  уроки  фортепианной  игры  юный  М.  Мусоргский.  Дважды  в  концертах  выступал  и  бывший  учитель  Н.А.Римского-Корсакова  пианист  Ф.А.  Канилле.  В  статье  «Три  русских  концерта»  Стасов,  радуясь  успеху  этих  выступлений  школы  у  публики  и  благородную,  бескорыстную  деятельность  её  организаторов,  горячо  поддерживает  новое  дело.  Он  особенно  подчёркивает,  что  «Бесплатная  ломакинская  школа  есть  первая  до  сих  пор  действительно  русская  музыкальная  школа»  [4,  с.  31  -  32]. 

Руководители  Бесплатной  музыкальной  школы  придерживались  национальных  традиций  и  в  обучении  пению  и  инструментальному  исполнительству.  Безусловно,  они  высоко  ценили  и  уважали  лучшие  европейские  традиции  в  этих  областях,  но  не  желали  приносить  в  жертву  собственные  индивидуальность  и  национальность.  Тем  более  что  «самые  сочинения  русской  музыкальной  школы  …  требовали  своего  особенного,  самостоятельного  исполнения,  своим  национальным  складом  призывали  к  самобытности.  И  мало-помалу  не  только  у  русских  певцов-солистов,  но  и  у  русского  хора  и  оркестра  сложился  свой  особенный  склад  и  физиономия»  [3,  с.  81].  Как  отмечал  В.В.  Стасов,  многие  отечественные  и  зарубежные  исполнители  вынуждены  были  прислушиваться,  как  педагогами  и  воспитанниками  Бесплатной  музыкальной  школы  трактуются  произведения  современных  русских  авторов.  Ведь  именно  в  этой  школе  подлинно  русские  национальные  традиции,  заложенные  великими  М.И.  Глинкой  и  А.С.  Даргомыжским,  сохранялись  и  преумножались,  именно  здесь  шло  истинное  патриотическое  воспитание  в  противовес  низкопоклонству  большей  части  населения  России  перед  Западом.

На  Бесплатную  музыкальную  школу  возлагали  большие  надежды  и  в  «Могучей  кучке».  По  мысли  Стасова  и  Балакирева,  в  её  задачу,  помимо  первоначального  музыкального  образования  и  просвещения  народа,  входило  также  всемерное  содействие  развитию  отечественной  музыкальной  культуры.  И  свою  дирижёрскую  деятельность  в  Бесплатной  школе  Балакирев  решительно  начинает  с  произведений  русской  музыки.  В  первых  же  симфонических  концертах  школы  звучат  увертюра  к  опере  «Иван  Сусанин»,  «Арагонская  хота»  Глинки,  музыка  Даргомыжского,  увертюра  к  опере  «Кавказский  пленник»  и  сочинения  Балакирева.  Постепенно  программы  расширяются  и  усложняются. 

Чтобы  слушателям  легче  было  разобраться  в  новом  или  малоизвестном  сочинении,  нередко  Стасов,  по  просьбе  Балакирева,  писал  небольшие  пояснения  к  программам.  Да  и  все  балакиревцы  помогали  Школе,  как  могли:  кто  разучивал  партии  с  певцами,  а  кто  делал  оркестровку,  хлопотал  о  переводах  текстов,  доставал  нужные  ноты  или  инструменты,  необходимые  к  концерту.  Кружок  жил  делами  школы  и  поддерживал  её  во  всем.

Деятельность  Бесплатной  музыкальной  школы  уже  в  первые  несколько  лет  существования  принесла  свои  плоды.  Начальное,  но  весьма  серьёзное,  музыкальное  образование  в  ней  получила  не  одна  тысяча  человек.  Помимо  этого  многие  учащиеся  школы  участвовали  в  различных  хорах:  при  греческой  церкви,  при  церкви  министра  внутренних  дел,  в  хоре  Придворной  певческой  капеллы,  в  хоре  русской  оперы,  в  хоре  Русского  музыкального  общества  и  многих  других.  Некоторые  воспитанники,  начав  свою  музыкальную  деятельность  в  Бесплатной  музыкальной  школе,  впоследствии  стали  известными  музыкантами  (в  частности,  певцы  И.А.  Мельников,  А.А.  Ляров  (Гиляров)). 

С  1874  г.  руководителем  школы  стал  ещё  один  выдающийся  русский  музыкант  –  Н.А.  Римский-Корсаков.  С  его  приходом  дело  патриотического  воспитания  и  пропаганды  национального  музыкального  искусства,  начатое  М.А.  Балакиревым,  было  продолжено  с  новой  энергией  и  великим  рвением.  Учащиеся  школы  по-прежнему  воспитывались  на  талантливейших  творениях  русских  композиторов;  программы  концертов  были  однородны  с  прежними  программами  концертов  Бесплатной  школы,  в  них  появлялись  новые  сочинения  представителей  отечественной  композиторской  школы. 

В  1881  году  на  пост  директора  Бесплатной  музыкальной  школы  возвратился  М.А.  Балакирев,  снова  ставший  во  главе  хора  и  оркестра.  От  многочисленных  почитателей  его  таланта  ему  был  преподнесён  адрес,  в  котором  были,  в  том  числе,  и  следующие  слова:  «Собственными  высокими  созданиями  и  благотворным  влиянием  на  современное  наше  музыкальное  поколение  вы,  во  главе  даровитых  товарищей,  упрочили  за  русскою  музыкальною  школою  также  самобытное  и  народное  значение,  которое  громко  признано  и  у  нас  на  родине  и  среди  высших  представителей  музыки  на  Западе»  [3,  с.  91].

Таким  образом,  роль  Бесплатной  музыкальной  школы  и  её  педагогов  в  деле  патриотического  воспитания,  распространения  национальных  музыкальных  традиций  была  очень  значительна.  Она  выполнила  великую  историческую  миссию  в  истории  отечественной  музыкальной  культуры.

 

Список  литературы:

1.Асафьев  Б.В.  Их  было  трое…  (Из  эпохи  общественного  подъёма  русской  музыки  50  -  60-х  годов  прошлого  столетия)  [Текст]  /  Б.В.  Асафьев  //  Избр.  Труды.  Т.  3.  -  М.:  Издательство  Академии  наук  СССР,  1954.  –  335  с.

2.Гордеева  Е.М.  Композиторы  «Могучей  кучки»  [Текст]  /  Е.М.  Гордеева.  –  М.:  Музыка,  1986.  –  288  с. 

3.Стасов  В.В.  Двадцатипятилетие  Бесплатной  музыкальной  школы  [Текст]  /  В.В.  Стасов  //  Избранные  сочинения  в  трёх  томах.  Т.  3.  -  М.:  Искусство,  1952.  –  888  с.

4.Стасов  В.В.  Три  русских  концерта  [Текст]  /  В.В.  Стасов//  Статьи  о  музыке  в  пяти  выпусках,  выпуск  второй.  –  М.:  Музыка,  1976.  –  439  с.  

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.