Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 30 марта 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ВОСПИТАНИЯ
Колодяжная Татьяна Павловна
к.п.н., доц. кафедры коррекционной педагогики ПИ ЮФУ г.Ростов-на-Дону
E-mail: Koloduaznauatatiana@mail.ru
Изменения, происходящие в социальной, экономической и культурной сферах в последние десятилетия, сделали очевидной мысль о ценности внутреннего мира человека, его духовной свободы. В настоящий момент востребована прежде всего самобытная личность, обладающая способностью к саморазвитию, независимым взглядом на мир, чувством ответственности за себя и окружающую жизнь.
Современная педагогика – это педагогика свободы. Ее предметом являются способы изучения человеком самого себя, а не только картины мира. Педагогика свободы ставит перед собой цель развития у детей способности к самопознанию и самоопределению. Самоопределение рассматривается как результат осознанного выбора личностью позиции, целей и средств самореализации в конкретных жизненных условиях, главный механизм обретения внутренней свободы.
Личностно-ориентированные концепции воспитания, в которых человек определяется как «уникальная, духовная «самость» опираются на лучшие традиции русской философии: «Каждый человек – микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи; он представляет собой какой-то отрывок вселенной, в котором заключен этот маленький кусочек, он являет собой некоторый великий мир, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но, по мере расширения и просветления его сознания, внутренне раскрывается» (Е.В. Бондаревская). В этих словах обозначена логика свободного воспитания, которое понимается как познание и совершенствование мира через познание и совершенствование себя.
Анализ исторического пути отечественной и зарубежной педагогики позволяет установить, что основной тенденцией в развитии наиболее известных педагогических систем свободного воспитания был постепенный переход от ориентации на создание условий для формирования преимущественно внешней свободы к поиску средств, затрагивающих преобразование глубинных личностных структур внутренней свободы, обеспечивающих автономность личности и ее адекватное взаимодействиес окружающим социумом.
Идеи свободного воспитания и развития личности, представлены в научном наследии ряда известнейших педагогов (Я.А.Коменский, И.Песталоцци, М.Монтессори, К.Н.Вентцель, С.И.Гессен). Но для современных личностно-ориентированных концепций воспитания, на наш взгляд, особую актуальность приобретают идеи Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого.
Оба мыслителя считали, что взрослым следует стремиться к сохранению святого состояния детской души, уважая ее свободное развитие. Ж.-Ж. Руссо занимает наиболее радикальную позицию.
Он выступает против всякой регламентации воспитания, резко противопоставляет насильственное и естественное воспитание.
Ж.-Ж. Руссо отказывает в праве на существование воспитательным теориям и воспитательным системам. Под естественным воспитанием он понимает природосообразное (с учетом возраста) формирование ребенка на лоне природы. Ж.-Ж. Руссо утверждает, что «добродетели можно достичь только в союзе с благодатной природой», окружающей человека и вскармливающей его в своем лоне.
Следуя детской природе, нужно избегать ограничений, установленных волей воспитателя. Естественное воспитание – это живительный процесс, внутренней мотивацией которого становится стремление ребенка к самосовершенствованию. Ребенок должен жить в радости, постоянно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания и самопознания.
«Единственной привычке нужно дать возможность развиться в ребенке, – пишет педагог, – это не усваивать никаких привычек...
Подготовляйте исподволь царство свободы и умение пользоваться своими силами» [1, с. 216]. Любые привычки и обычаи рассматриваются как «подчинение, стеснение, принуждение»: «Человек-гражданин роится и умирает в рабстве: при рождении его затягивают в свивальник, по смерти заколачивают в гроб; а пока он сохраняет человеческий образ, он скован нашими учреждениями» [1, с. 206].
Лучший способ воспитания – предоставить детям «пользование всеми теми силами, которыми природа наделила их, и которыми они не умеют злоупотреблять» [1, с. 221]. Воспитатель должен способствовать развитию того, что идет непосредственно от природы. Тогда не смогут зародиться прихоти и беспричинные желания: «Примем за неоспоримое правило, что первые природные движения всегда правдивы: в сердце человеческом нет природной испорченности; в нем не находится ни одного порока» [1, с. 232]. Природосообразное воспитание не разрушает природной гармонии и целостности, заложенных в ребенке, не искажает его натуры, поэтому суть всех правил воспитания состоит в том, «чтобы давать детям больше истинной свободы и меньше власти, предоставляя им больше действовать самим и меньше требовать от других», чтобы давать телу и членам детей полную свободу» [1, с. 231].
Свободное воспитание несовместимо с каким-либо воспитательными теориями, поскольку они допускают элемент насилия и власти в воздействии взрослых на детей. Это недопустимо, с точки зрения Ж.-Ж. Руссо, который утверждал, что «первое из всех благ не власть, а свобода. Истинно свободный человек хочет только то, что может, и делает, что ему угодно» [1, с. 232]. Такой человек следует своей природе, активизирует внутренний потенциал, открывает мир через открытие самого себя. Воспитатели, которые забывают об этом, способны только «волновать и портить душу, даже прежде чем сформируется тело» [1, с. 216]. «Испробованы все орудия, кроме одного-единственного, которое может вести к успеху, – кроме хорошо направленной свободы. Первоначальное воспитание «должно быть чисто отрицательным. Оно состоит не в том, чтобы учить добродетели и истине, а в том, чтобы предохранять сердце от порока, а ум – от заблуждения» [1, с. 232].
Фундаментом формирования личности Ж.-Ж.Руссо считал развитие чувств. «Из всех способностей человека разум, представляющий собой, так сказать, объединение всех других, развивается труднее всего и позже всего, а им-то и хотят воспользоваться для развития первых способностей! Верх искусства при хорошем воспитании – сделать человека разумным, а тут претендуют воспитывать ребенка при помощи разума! Это значит начинать с конца, из работы делать инструмент, нужный для этой работы. Если бы дети слушались голоса разума, они не нуждались бы в воспитании. Говоря с ними с самого малого возраста непонятным для них языком, мы приучаем их отделываться пустыми словами, проверять все, что им говорят, считать себя такими же умными, как и наставники, быть спорщиками и упрямцами; а чего думаем достигнуть от них разумными доводами, все это получается исключительно в силу алчности, страха, тщеславия, к которым мы вынуждены всегда прибегать вдобавок к доводам разума» [1, с. 229].
Таким образом, пробуждение разума – это следствие естественного и постепенного развития эмоциональной сферы ребенка, следствие его стремления к самопознанию и объяснению своих чувств.
Таким образом, свободное воспитание, в соответствии с представлениями Ж.-Ж. Руссо, является природосообразным и не нарушает гармонии человека с миром и самим собой. Законы воспитания продиктованы свободным развитием личности и обусловлены ее саморазвитием и самопреображением.
Принимая идею Ж.-Ж. Руссо о предоставлении воспитанникам такой степени свободы, какую дают законы природы, Л.Н. Толстой резко отрицательно относился к воспитанию как к «умышленному формированию людей по известным образцам». Однако, первоначальный категоризм Л.Н. Толстого в оценке любых воспитательных теорий, унаследованный от Ж.Ж. Руссо, постепенно смягчается. Л.Н. Толстой, помимо следования природе, находит дополнительное разумное основание воспитания, находит неоспоримый нравственный ориентир – религию, которая предполагает не воздействие человека на человека, а самостоятельное принятие человеком высших ценностей.
Идея совершенствования мира через совершенствование себя, через обретение внутренней гармонии, согласия с собой, через приобщение к незыблемым духовным ценностям и смыслам – центральная в этическом учении Толстого. Она находит выражение как в педагогическом, так и в литературном наследии. Способность к самопознанию, беспокойство духа, обращенность к вечным вопросам бытия – это источник развития, внутреннего роста и совершенствования личности. Не случайно любимые герои Толстого (Пьер Безухов, Андрей Болконский и др.) напряженно вглядываются в себя, склонны к рефлексии. В их сознании обретение смысла и понимания жизни неотделимо от самоопределения.
Вспомним мучительные вопросы Пьера Безухова: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?» [2, с. 81]. Субстанциальные вопросы здесь переплетаются с нравственными. Центральной остается проблема своего «я», поскольку проникновение в тайны бытия возможно только через обретение самого себя. Целостный образ мира возникает только тогда, когда человек создает свой собственный образ.
Внутреннее развитие – основание для разрешения внешних проблем, гармонизации отношений «я» с миром. Пьер Безухов вступает в масонскую ложу, переполненный идеей самосовершенствования, исправления мира через исправление себя. Он мечтает «исправить» свое сердце, очистить и просветить разум, для того чтобы впоследствии «исправлять и весь человеческий род», «противоборствовать злу, царящему в мире». Пьер твердо усваивает, что «источник блаженства не вне, а внутри нас», что высшая мудрость состоит в том, чтобы «очистить и обновить своего внутреннего человека». «Прежде, чем знать, нужно... совершенствоваться» [2, с. 91] – таков закон развития толстовских героев, такова логика воспитания, с точки зрения Л.Н. Толстого-педагога.
Воспитание, по Толстому, – это, прежде всего самовоспитание, обретение своего «я», самостоятельное осознание своего места в мире. На этом пути допустимы ошибки, заблуждения, но только он обеспечивает подлинную свободу и открывает желанную истину.
Именно поэтому воспитание не может быть основано на механическом, бездумном усвоении чужого опыта, на приобретении готовых, неоспоримых истин, истин в последней инстанции. Воспитание требует постоянной работы души. Есть некие вечные ценности, незыблемые нравственные ориентиры, поиск которых должен быть потребностью ума и сердца. Они должны быть выстраданы человеком, иначе развитие невозможно.
Итак, для Ж.-Ж. Руссо свобода – это, прежде всего следование законом природы, свобода – своего рода синоним природосообразности. Понятие руссоизма включает в себя культ природы и связанный с ним культ естественного человека, признание самоценности человеческой личности и неукротимую жажду свободы.
Для Л.Н. Толстого свобода – это самостоятельный поиск подлинных духовных ценностей и приобщение к ним через напряженную внутреннюю, нравственную работу.
Центральная категория свободного воспитания у Ж.-Ж. Руссо –природосообразность как соответствие природе ребенка и окружающей среде. Природа ребенка рассматривается как часть общей природной гармонии, при этом внешняя и внутренняя природа постоянно взаимодействуют. У Л.Н. Толстого понятие природосообразности наполняется иным содержанием. Ведущей становится мысль о развитии внутренней природы личности. Л.Н. Толстого интересует диалектика души. Смещение акцентов приводит к тому, что Л.Н. Толстой не рассматривает воспитательные возможности системы «человек-природа», не говорит о воспитательном потенциале природной, естественной жизни. Природа для него – это не средство воспитания, а средство оценивания степени нравственного развития, духовной наполненности личности. Так, своих героев Л.Н. Толстой довольно часто «проверяет» общением с природой. Тот, кто способен чувствовать ее, видеть, понимать, переживать ее красоту, обладает тонкой душевной организацией, способностью к саморазвитию, нравственной чуткостью. Через установление диалога с природой Л.Н. Толстой показывает нам тончайшие движения человеческой души (Наташа Ростова в Отрадном; две встречи Андрея Болконского со старым дубом).
Таким образом, для Руссо человек изначально питаем природой, внешняя гармония рождает гармонию внутреннюю. У Толстого природа – это воплощение высшего смысла, радости бытия, к которой человек идет через самогармонизацию, самосовершенствование. Отношение к природе – критерий нравственной воспитанности человека.
Список литературы:
1.Коменский Я.А., Локк Д., Руcco Ж.-Ж., Пестолоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М.: Издательский центр Академия, 1989. – 506с.
2.Толстой Л.Н. Война и мир. Том 1, 2. – М.: Государственное издательство художественная литература, 1981. – 626с.
3.Толстой Л.Н. Война и мир. Том 3, 4. – М.: Государственное издательство художественная литература, 1981. – 727с.
дипломов
Оставить комментарий