Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 14 декабря 2015 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Иванникова М.В. ЭТНОПЕДАГОГИКА КРЫМСКОТАТАРСКОЙ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(57). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ЭТНОПЕДАГОГИКА  КРЫМСКОТАТАРСКОЙ  СЕМЬИ  В  ФОРМИРОВАНИИ  ТРУДОВЫХ  НАВЫКОВ  ДЕТЕЙ

Иванникова  Марина  Викторовна

канд.  пед.  наук.,  преподаватель  кафедры  педагогики 
Крымского  инженерно-педагогического  университета,

РФ,  г.  Симферополь

E-mailmarivannikova21@rambler.ru

 

ETHNOPEDAGOGICS  OF  CRIMEAN  TATAR  FAMILY  IN  THE  FORMATION  OF  LABOR  SKILLS  OF  CHILDREN

Marina  Ivannikova

candidate  of  pedagogical  Science,  the  teacher  of  chair  of  pedagogics 
of  Crimean  engineering  and  pedagogical  University, 

Russia,  Simferopol

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  проанализирована  роль  семьи  в  практической  подготовке  детей  к  самостоятельной  жизни.  На  основе  наблюдений  и  бесед  со  старожилами  выявлены  традиции  формирования  трудовых  навыков  в  крымскотатарской  семейной  педагогике.  Выявлен  потенциал  этнопедагогических  традиций  крымскотатарской  семьи  для  расширения  возможностей  системы  образования  по  подготовке  подрастающих  поколений  к  трудовой  деятельности. 

ABSTRACT

The  article  analyzes  the  role  of  the  family  in  the  practical  preparation  of  children  for  independent  life.  Based  on  observations  and  conversations  with  old-timers  revealed  tradition  of  creating  workforce  skills  in  Crimean  Tatar  parenting.  Identified  potential  ethnopedagogical  traditions  of  the  Crimean  Tatar  families  to  empower  education  system  in  preparing  younger  generations  for  the  labour  market.

 

Ключевые  слова:  традиции;  трудовые  навыки;  крымские  татары;  семья.

Keywords:  tradition;  work  skills;  the  Crimean  Tatars;  the  family.

 

Стратегические  цели  образования  в  Крыму  сегодня  тесно  увязаны  с  проблемой  трудовой  подготовки  подрастающего  поколения  к  самостоятельной  жизни  и  деятельности.  На  основании  Федерального  Закона  «Об  образовании  в  Российской  Федерации»,  Концепции  федеральной  целевой  программы  «Социально-экономического  развития  Республики  Крым  и  г.  Севастополя  до  2020  года»  определены  перспективы  и  направления  развития  детей  путем  формирования  у  них  активной  жизненной  и  профессиональной  позиции,  трудовой  мотивации  и  трудовых  навыков.

Настоятельная  необходимость  координации  и  регулирования  процесса  трудового  воспитания  со  стороны  родителей  требует  активизации  социальной  роли  семьи,  усиление  ее  приоритетности.  Одним  из  многочисленных  народов  Крыма  являются  крымские  татары,  чей  опыт  семейного  воспитания  является  примером  подготовки  детей  к  труду  и  позволит  расширить  возможности  системы  образования  по  подготовке  подрастающих  поколений  к  жизни  и  трудовой  деятельности.  Поэтому  изучение  и  возрождение  народных  традиции  крымскотатарского  народа  становится  сегодня  предметом  особого  внимания.

Анализ  литературных  источников  показал,  что  традиции  народной  педагогики  в  трудовом  воспитании  исследовали  В.П.  Боровых,  Г.Н.  Волков,  В.В.  Климатова,  Е.В.  Юдина.  Комплексному  изучению  семьи  были  посвящены  работы  Т.П.  Долговой,  В.В.  Катасонова,  И.Ю.  Шилова.  Формирование  трудовых  навыков  в  семье  рассматривали  З.C.  Курбыко,  Н.Л.  Климон,  Л.В.  Куцакова,  Е.В.  Юдина.  Этнопедагогику  крымскотатарского  народа  изучали  З.Р.  Асанова,  Э.Р.  Зарединова,  О.В.  Михлина,  М.А.Хайруддинов.  Результаты  исследований  ученых  свидетельствуют,  что  цель  трудового  воспитания  состоит  в  формировании  ценностного  гуманистического  отношения  к  труду;  в  осознании  личностью  роли  труда  в  жизни  каждого  человека  и  общества  в  целом;  включении  детей  в  трудовую  деятельность  с  раннего  возраста;  вооружении  их  трудовыми  умениями  и  навыками.

Под  «трудовыми  навыками»  следует  понимать,  действия  человека  в  любом  виде  трудовой  деятельности,  доведенные  до  определенной  степени  совершенства,  вы­полняемые  легко,  быстро,  при  экономном  расходе  сил  и  времени,  в  сознании,  разгруженном  от  регулирования  относительно  элементарных  актов  [1].  Формирование  трудовых  навыков  детей  –  это  процесс  вовлечения  детей  в  педагогически  организованный  труд  с  целью  развития  трудовых  умений,  трудолюбия,  передачи  опыта  в  различных  видах  деятельности.  Способность  в  течение  определенного  времени  делать  одну  и  ту  же  работу,  доводить  ее  до  конца  и  добиваться  результата,  преодолевать  возникающие  трудности,  работать  сосредоточенно  и  не  отвлекаться  –  это  основное  условие  для  успешного  формирования  трудовых  навыков. 

Основным  средством  формирования  трудовых  навыков  теоретики  и  практики  считают  упражнение,  как  многократное  повторное  выполнение  действия  с  целью  его  усвоения.  По  мере  усвоения  учебного  задания,  оптимизации  способов  действия  снижается  степень  нагрузки,  экономятся  энергетические  и  интеллектуальные  усилия  [4]. 

Семья,  как  важнейший  институт  воспитания,  оказывает  основополагающее  влияние  на  получение  ребенком  первых  трудовых  навыков  и  сведений  о  рациональных  путях  различных  действий  и  приемов  работы.  Семейный  коллектив  берет  на  себя  обязанности  по  обеспечению  определенного  уровня  развития  трудовых  навыков,  достижение  которого  становится  успешным  при  условии  получения  ребенком  новых  впечатлений,  повышения  двигательной  активности,  развития  ценностных  потребностей  в  общении,  признания  его  достижений  и  любви  родителей.  По  мнению  В.В.  Катасонова  [4]  семейные  традиции  –  надежный  инструмент  в  привитии  привычки  к  ежедневному  труду  и  формировании  трудовых  навыков. 

Крымскотатарским  семьям,  как  известно,  присущи  четкие  нравственные  установки  и  преемственность  поколений.  Усилия  родителей,  старших  членов  семьи  традиционно  направляются  на  то,  чтобы  труд  детей  был  посильным,  систематическим,  увлекательным,  свободным  и  творческим;  трудовые  навыки  становились  основой  для  развития  смекалки,  инициативы,  творчества,  самоотверженного  труда  на  благо  семьи  и  общества.  В  ходе  бесед  со  старожилами  из  крымскотатарских  семьей  было  выявлено,  что  процесс  формирования  трудовых  навыков  традиционно  был  разбит  на  три  условных  этапа:  наблюдение  и  получение  элементарных  знаний  о  трудовых  действиях,  активная  помощь  родителям  и  закрепление  трудовых  навыков,  азы  профессиональной  подготовки  и  совершенствование  навыков. 

Исследования  показали,  что  специфика  формирования  трудовых  навыков  у  крымских  татар  состоит  в  том,  что  передача  опыта  от  старших  членов  семьи  к  младшим  осуществляется  естественно  и  ненавязчиво.  По  словам  Севили  Абибуллаевой  (59  лет,  г.  Белогорск),  в  крымскотатарских  семьях  всегда  было  принято  объединять  старших  и  младших  детей  для  выполнения  поручений  и  обязанностей.  Разновозрастной  состав  детей  позволял  родителям  лучше  организовать  их  труд,  сделать  его  более  разнообразным,  осуществить  контроль  выполненой  работы,  поручив  это  старшим  детям. 

Как  показали  исследования  М.А.  Хайруддинова  [5],  очень  важно,  когда  ребенок  выполняет  трудовые  действия  не  «понарошку»,  а  в  нем  находят  отражение  и  применение  знания,  умения  и  навыки,  которые  он  приобрел  ранее.  Поскольку  каждая  личность  только  через  труд  прокладывает  себе  путь  в  глубины  науки,  мир  прекрасного,  разветвленную  суть  человеческих  отношений  и  к  вершинам  физического  и  профессионального  совершенства.

Старожилы  свидетельствуют,  что  издавна  детей  с  9–11  лет  воспитывали  в  соответствии  с  исполнением  различных  социальных  ролей  в  будущем:  мальчика,  как  главу  семьи,  несущего  ответственность  за  содержание  и  обеспечения  семьи,  а  девочку,  как  помощницу  мужчины,  отвечающую  за  быт  и  воспитание  детей.  Анализ  показывает,  что  девочки  получают  больше  трудовых  нагрузок  и  обязанностей:  6–7  лет  они  уже  помогают  на  кухне,  в  уборке  дома,  присмотре  за  младшими  братьями  и  сестрами;  10–12  лет  их  привлекают  к  стирке,  кормлению  домашних  птиц  и  мелких  животных  [3]. 

В  крымскотатарских  семьях  значительную  роль  в  формировании  трудовых  навыков  играют  бабушки  и  дедушки.  Занимаясь  домашней  работой,  они  приобщают  к  ней  внуков,  показывают,  как  правильно  выполняется  та  или  иная  работа,  неоднократно  проделывают  ее  вместе  с  детьми. 

Анализ  литературных  источников,  фольклора  и  бесед  с  членами  семей  Ибрагимовых,  Низамовых,  Меметовых,  Мухамедовых  было  установлено,  что  у  крымских  татарских  семьях  существует  традиция  раннего  вовлечения  детей  в  работу.  Первым  видом  труда,  с  которым  знакомят  детей  в  крымскотатаских  семьях,  является  самообслуживание.  Приучение  к  ежедневному  выполнению  элементарных  трудовых  действий  –  самостоятельно  одеваться,  обуваться,  умываться,  есть,  ухаживать  за  собой  и  своей  одеждой,  формирует  у  детей  самостоятельность,  уверенность  в  своих  силах,  закрепляет  желание  меньше  зависеть  от  взрослых.  С  2-летнего  возраста  детей  привлекают  к  труду  на  благо  семьи,  давая  им  разовые  бытовые  поручения  –  подать  воды,  принести  пиалы,  а  к  7–8  годам  дети  имеют  свои  обязанности  по  дому  [2]. 

Из  воспоминаний  Джеваир  Ибрагимовой,  78  лет,  из  с.  Заветное,  в  кругу  их  семьи  каждому  малышу  поясняют,  что  труд  имеет  жизненную  необходимость,  и  у  всех  есть  свои  трудовые  обязанности,  связанные  с  повседневными  потребностями.  Для  формирования  необходимых  трудовых  приемов  и  навыков  взрослые  дают  ребенку  поручения,  проверяют  их  выполнение,  наблюдают  за  действиями  малыша  со  стороны.  Приучение  к  порядку  осуществляется  постепенно,  не  спеша,  путем  кропотливого  систематического  повторения  трудовых  действий  и  доведения  их  до  автоматизма.  На  первых  этапах  действия  родителей  или  других  членов  семьи  направлены  на  оказание  помощи  детям  в  преодоление  трудностей,  вооружение  их  определенными  навыками,  на  осознание  ребенком  того,  что  в  дальнейшем  этот  труд  становится  привычным  и  не  требует  особых  усилий  [2]. 

В  случае,  когда  ребенок  сразу  не  справлялся  со  своими  обязанностями,  ему  спешат  приклеивать  обидные  ярлыки  «арпаш»  (неряха)  или  «пусюр»  (грязнуля),  а  подсказывают  возможности  и  пути  исправления  ошибок.  Если  же  он  не  желает  исполнять  свои  обязанности  или  поручения  старших,  то  в  глазах  родителей  он  видит  только  упрек  или  слышит  словесное  осуждение  его  поступков.  Жестокость  и  физические  наказания  в  крымскотатарских  семьях  категорически  отрицаются.  А  похвала  в  крымскотатарских  семьях,  как  метод  воспитания,  чаще  исходит  от  матери,  чем  от  отца. 

Значительное  воздействие  на  сознание  детей  в  крымскотатарских  семьях  и  формирование  у  них  трудовых  навыков  оказывает  положительный  энтузиазм  родителей  в  личном  труде  и  основываются  на  принципе  педагогической  помощи  («помоги  мне  сделать»).  Из  воспоминаний  Мухамедовой  Айше  (75  лет,  г.  Евпатория),  в  обязанность  крымскотатарской  женщины  всегда  входило  подметать  двор,  вместе  с  ней  это  делали  и  дети  7–10  лет:  мусор  тщательно  выметали  и  закапывали  в  определенном  месте  или  сжигали.  Отец  Айше-ханум  с  детьми  выкладывал  во  дворе  дорожки  камнем,  скопление  воды  после  дождя  по  канавкам  отводили  в  надлежащие  места.  Данные  традиции  бережно  хранятся  и  по  сей  день  в  крымскотатарских  семьях  и  передаются  через  поколения  [3].

Большая  роль  в  формировании  трудовых  навыков  в  крымскотатарской  семье  традиционно  отводится  народным  промыслам.  Так,  распространенной  в  крымскотатарских  семьях  является  традиция  привлекать  детей  к  изготовлению  игрушек  из  глины,  соломы  и  других  природный  материалов.  Особенно  популярными  являются  свистульки  («сызгъыравукъ»),  дудки  («къавал»,  «дюдюк»),  выполненные  из  веток  ивы  («тал»),  бузины  («къавал  агъач»),  камыша  («къамыш  дюдюк»),  что  развивает  полезные  практические  навыки,  конструктивные  способности,  желание  выполнить  работу  как  можно  лучше  (прочнее,  устойчивее,  изящнее,  аккуратнее).

Проведенные  исследования  доказывают,  формирование  трудовых  навыков  играло  и  играет  решающую  роль  в  воспитательном  процессе  крымскотатарской  семьи.  Для  обеспечения  глубокого  и  всестороннего  воздействия  семья  исходит  из  многовековой  практики,  выраженной  в  семейных  традициях  народа.  К  особенностям  крымскотатарской  семьи  в  формировании  трудовых  навыков  относятся:  раннее  включение  детей  в  труд;  личный  пример  взрослых,  направленный  на  формирование  и  развитие  самостоятельности;  совместный  труд  родителей  и  детей,  старших  и  младших;  воспитание  хозяйственности  и  рациональности  в  труде,  половозрастная  дифференциация;  безвозмездный  труд  на  благо  семьи  и  народа;  обязательное  обучение  ремеслу.

Эту  систему  традиций  с  современной  точки  зрения  можно  охарактеризовать  как  элементарную  педагогическую  технологию,  где  прослеживаются  такие  общепедагогические  принципы,  как  наглядность,  доступность,  последовательность  и  систематичность,  прочность  знаний,  навыков,  постепенное  включение  воспитанников  в  систему  внутрисемейных  и  общественных  отношений.  Детальное  изучение  традиций  трудового  воспитания  крымских  татар  позволило  выявить  их  потенциал  и  сделать  вывод  о  целесообразности  внедрения  в  современную  систему  образования,  что  будет  способствовать  мобильной  социализации  подрастающих  поколений  в  новых  социально-экономических  условиях  крымского  региона,  подготовке  к  молодежи  сознательному  выбору  сферы  профессиональной  деятельности.

 

Список  литературы:

  1. Азимов  Э.ГНовый  словарь  методических  терминов  и  понятий  (теория  и  практика  обучения  языкам)  /  Э.ГАзимовА.НЩукин–  М.:  Издательство  ИКАР2009–  448  с.
  2. Асанова,  З.Р.  Основные  направления  воспитания  в  крымскотатарской  этнопедагогике  /  З.Р.  Асанова  //  Наукові  записки  Рівненського  держ.  гуманітарного  унів-ту.  –  2007.  –  Вип.  10.  –  С.  89–92. 
  3. Зарединова,  Э.Р.  Формирование  нравствено-ценностных  взаимоотношений  родителей  и  детей  младшего  школьного  возраста  в  современной  крымскотатарской  семье:  дис….  канд.  пед.  наук  :  13.00.07  /  Зарединова  Эльвира  Рифатовна.  –  К.,  2004.  –  253  с. 
  4. Катасонов  В.В.  Семейное  воспитание  в  России  и  за  рубежом:  традиции  и  современность  /  В.В.  Катасонов,  П.В.  Поветьев.  –  М.:  Нац.  институт  развития  современной  идеологии,  2009.  –  26  с.
  5. Хайруддинов,  М.А.  Этнопедагогика  крымскотатарского  народа:  монография  /  М.А.  Хайруддинов.  –  К.:  Наук.  світ,  2002.  –  335  с.  :  ил.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# В.Ю. Кравченко 24.12.2015 00:00
Спасибо.<br /><br />Вопрос: не находит ли автор, что между социально-ролевой строгостью (в какой-то мере, стереотипностью) описываемой модели и спецификой современного социума есть существенное внутреннее противоречие, способное затруднить социализацию и снизить уровень толерантности молодежи?

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.