Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 24 октября 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СОСТАВЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО ЖИВОПИСНЫХИ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА
Лухтина Анна Александровна
ассистент НИУ «БелГУ», г. Белгород
E-mail: luhtina@bsu.edu.ru
Стариченко Дмитрий Евгеньевич
к. п. н., старший преподаватель НИУ «БелГУ», г. Белгород
E-mail:
Стариченко Нина Леонидовна
к. п. н., доцент НИУ «БелГУ», г. Белгород
E-mail:
В системе обучения живописи в равной степени выступают две составляющие: решение учебных задач, поставленных педагогом и процесс творческого саморазвития студента. Зачастую эти процессы разобщены и могут протекать в конфликте у конкретной личности. Мы полагаем, что нахождение методов, сближающих учебную и творческую работу, может положительно повлиять на художественное развитие личности будущего учителя изобразительного искусства.
В ходе нашей научно-исследовательской работы по формированию живописного видения были выявлены и разработаны 4 этапа обучения живописи.
Первый этап — формирование живописного видения натуры в процессе дифференцированного освоения закономерностей живописного изображения. Здесь студенты выполняли живописные этюды с одной и той же натурной постановки. Основной особенностью этого этапа было освоение живописных закономерностей, которые постепенно прибавлялись к ранее изученным. Например, первый этюд решался с выполнением только одной живописной задачи — передачей предметного цвета, во втором этюде прибавлялась задача передачи градаций светотени на форме предметов. Следующие этюды выполнялись аналогично с добавлением задач передачи: цветовых рефлексов, контрастов по теплохолодности, воздушной перспективы, цвета освещения, контраста по дополнительному цвету.
Второй этап — формирование представлений о живописных средствах передачи контрастов и гармоний в процессе создания выразительного образа натуры. На этом этапе студенты выполняли работы, в которых ставились контрастные задачи. Например, в одном этюде необходимо было использовать все средства для передачи контрастов, а в другом этюде эти же средства должны были передавать живописные гармонии.
Третий этап — формирование представлений о колористических системах как процессе исторического отбора живописных средств изображения. Данный этап предполагает изучение закономерностей и средств живописи в системе их проявления в истории изобразительного искусства. Студенты писали натурные постановки в четырех колористических системах: локальной, светотеневой, оптической и декоративно-фактурной.
Четвертый этап — формирование представлений об эмоциональных и содержательных аспектах создания живописного художественного образа, нацелен на актуализацию собственного творческого потенциала будущего учителя изобразительного искусства. Здесь студент ищет и выбирает те средства живописной выразительности, которые наиболее адекватны особенностям его личности. Каждый живописный этюд — это поиск возможности отражения собственного видения окружающего мира.
Обучение живописи в системе данной экспериментальной работы потребовала от студента накопления учебно-творческих этюдов, живописных эскизов. Это создавало возможность многократно обращаться к уже пройденному материалу и по-новому воспринимать его. Сами обучающиеся обращали внимание на полезность данного метода. Они с удовольствием просматривали свои работы и портфолио своих сокурсников. Наблюдая этот положительный эффект, мы предположили, что сбор репродукций учебно-творческих работ и их систематизация может стать продуктивным инструментом в системе художественного саморазвития будущего учителя изобразительного искусства.
Цифровая техника позволяет выполнить достаточно качественные репродукции работ конкретного студента и собрать их в папку-портфолио, разложив их по времени выполнения. Каждая репродукция подписывается: автор, дата, название работы, учебные или творческие задачи, которые ставились перед началом работы, текстовой анализ выполненных задач с замечаниями о том, что удалось, а что оказалось невыполненным и по какой причине.
Создается возможность многократного просмотра своего портфолио или аналогичных материалов у своих сокурсников. Процесс осмысления, осознания достоинств и недостатков выполненных работ — это замечательный метод обучения и серьезная мотивация последующей работы. Далее мы провели самостоятельное исследование, в котором метод портфолио выступал как основной в стимулировании освоения графических средств изображения студентом. В процессе преподавания спецкурса «Научно-теоретические основы методики преподавания рисунка» мы предложили выполнить портфолио кратковременных зарисовок, в которых отражаются основные способы графического видения. Графическое видение натуры формировалось в ходе исторического развития изобразительного искусства, оно отражено во множестве произведений графики. С целью обобщения и систематизации учебного материала для спецкурса мы остановили внимание на пяти наиболее важных способах графического изображения и видения.
Условно-схематический способ изображения предполагает видение в натуре наиболее характерных особенностей формы. Этот способ формирует умения обобщать форму для изображения, передавать в рисунке точное сходство с оригиналом. При этом данный способ видения позволяет рисовать без наличия специальной обученности. Студенты выполняли серию зарисовок отдельных предметов, гипсовые слепки античных голов и фигур людей.
В контурно-схематическом способе изображения выполнялись рисунки на основе разных вариантов видения пропорциональных отношений форм натурной постановки. Здесь студенты развивали способность по-разному воспринимать форму предметов в зависимости от характера выполняемого построения. Например, построение на основе видения контура предмета с последующим наполнением тона акцентирует внимание студента на характере пластики контура. При построении изображения на картинной плоскости с помощью геометрических фигур, в которые вписывались затем контуры предметов, от рисующего требовалось обратить внимание на точную передачу пропорций методом координат. Необходимость создания иллюзии пространственности в данном способе изображения требовала несколько иного видения формы и пространства. Для этого построение велось с помощью расстановки следков предметов на изображении предметной плоскости и нахождения пространственных связей форм предметов. Этот вариант построения постепенно формирует пространственное видение натуры и обеспечивает переход к следующему способу изображения.
В конструктивно-пространственном способе изображения необходимо реализовать разные подходы к видению натуры. По методу А.П. Сапожникова этому способствует прорисовка воображаемых пространственных линий построения формы, которые как бы обхватывают форму в виде параллелей и меридианов [3]. Этот метод изображения требует от студента моделирования в воображении этих реально не существующих линий. Метод построения формы через ее восприятие как совокупности геометрических тел также требует представить ее в своем воображении обобщенной [2]. Это позволяет выявить пространственную конструкцию формы и передать ее в изображении. Метод скульптурного построения формы также требует видения формы воображаемой как глыбы камня, от которой постепенно отсекаются «ненужные» куски [2]. В целом в процессе выполнения серии рисунков конструктивно-пространственным способом изображения стимулировалось развитие художественного воображения и пространственного мышления студента.
Пространственно-пластический способ изображения позволяет развивать видение в натуре взаимосвязи и взаимопроникновения объемов предмета через прорисовку пластических линий, заходящих из контура внутрь формы [1]. Данный способ позволяет рисовать легко и изящно, передавать пластические особенности формы, ее конструктивные характеристики, при этом сохранять поле изображения чистым, наполненным воздухом. Этим способом студенты выполняли серии зарисовок фигуры человека.
Ассоциативно-тоновой способ изображения требует совершенно иного видения формы. Здесь форма воспринимается через свою светотеневую и тональную характеристику. Наиболее полно этот способ реализуется в работе мягким карандашом или сухой кистью. Рисунок наносится бесформенным тональным пятном с постепенным «угадыванием» в этом пятне определенных деталей, которые свойственны изображаемой натуре. Данная особенность изображения и видения формы включает ассоциативное мышление и воображение. Практическим заданием здесь являлось выполнение графического изображения портретов натурщиков.
Множество работ, выполненных пятью способами изображения, накапливались в портфолио в определенной системе, в которой мы выделили способы изображения, характер натуры, время выполнения и основные задачи к каждой серии рисунков. Работы репродуцировались цифровым методом и помещались в файловые папки. На каждом занятии полученные таким образом портфолио просматривались, дополнялись, обсуждались.
Постепенно сложилась определенная технология работы с портфолио графических рисунков. Она заключалась в следующем:
Накопление учебно-творческого материала. На первом учебном занятии студент фиксирует на листе бумаги основные теоретические положения, которые сообщает педагог, а также сумму тех заданий, которые придется выполнить в течение определенного отрезка времени. Далее подробно описывается текущее графическое задание, его цели и задачи, фиксируются основные термины и их толкования. Этот лист вкладывается в папку — портфолио. Выполненный рисунок снимается цифровым фотоаппаратом и распечатывается на принтере в размере А4, затем он помещается в портфолио. Каждый рисунок снабжается соответствующими комментариями, которые содержат суть задания, его цели и задачи, материал, размер рисунка, даты начала и завершения работы, количество времени, за которое он выполнен и анализ качества выполнения задания. Таким же образом обрабатываются все следующие графические задания.
Просмотры портфолио. Студент приносит свое портфолио на каждое занятие и имеет возможность всегда пролистать его и посмотреть предыдущие работы для того, чтобы правильно выбрать стратегию и тактику своей собственной учебно-творческой деятельности. Педагог на занятиях также имеет возможность обратиться к портфолио студента как к наглядному материалу, на основании которого можно сделать определенные выводы об успехах и причинах неудач своего ученика в выполнении графических заданий. По завершению определенного этапа работы все портфолио просматриваются коллективно под руководством преподавателя. Этот процесс имеет свой алгоритм. Вначале все студенты выставляют свои портфолио и вместе с педагогом организованно просматривают их друг у друга. После этого состоится обсуждение результатов работы. Выводы, сделанные по итогам просмотра, записываются и вкладываются в то же самое портфолио.
Повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности. При просмотре каждый участник учебного процесса видят целостную картину качественного нарастания знаний и умений в течение определенного времени. Часть студентов успешно справилась с заданиями, и это обстоятельство побуждает их к дальнейшей интенсивной учебной работе. Другая часть студентов убедилась в том, что за прошедший период учебная работа шла недостаточно активно и результаты желают быть лучше. Поэтому многие из студентов этой группы решаются на повторение упражнений. Эти упражнения они также погружают в портфолио. Соответственно, качество работ улучшается, а иногда настолько, что отстающий выдвигается в число лидеров студенческой группы. При этом основным стимулом здесь являются те лучшие образцы выполнения заданий, которые можно было наблюдать и оценивать в портфолио своих коллег. Таким образом, портфолио с его системой накопления и мобильностью регулярных просмотров позволяет активизировать учебную деятельность будущих художников-педагогов.
Активизация исследовательской деятельности студента. По сути, организация накопления материала и его обсуждения приобретает черты своеобразной исследовательской деятельности. Многие студенты на основе этого метода учебной деятельности начинают интересоваться научно-исследовательскими аспектами изобразительного искусства и его преподавания. Они начинают собирать и погружать в портфолио сопутствующие материалы, которые относятся к изучаемым темам. В свою очередь собранные материалы зачастую настолько интересны для окружающих коллег, что автор портфолио решается оформить их в виде научно-методических статей или докладов на научных конференциях.
Мотивация творческой деятельности студента. В ходе экспериментальной работы мы заметили, что студенты с наибольшим интересом смотрят и анализируют те работы своих сокурсников, в которых явно проглядывается творческое начало. Такое внимание побуждает потребность в творческом поиске и у автора работы, и у его коллег. Через некоторое время педагог наблюдает значительный подъем творческой активности студентов. В портфолио все чаще помимо запланированных работ помещаются работы творческие, прямо или косвенно связанные с решаемыми учебными проблемами.
Таким образом, портфолио становится замечательным инструментом повышения мотивации к саморазвитию будущего учителя изобразительного искусства. В процессе всех этапов собственно графической работы и обработки материалов в портфолио студент обучается научно-методическим аспектам организации учебно-творческой изобразительной деятельности. А это в свою очередь формирует основу познавательной активности. При условии, что такая работа выполняется в течение длительного времени, а лучше, непрерывно, у студента формируется привычка собирать, анализировать, сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать графические рисунки и познавательную информацию. Эта привычка трансформируется в педагогическое мастерство и стремление к саморазвитию.
Список литературы:
1.Радлов Н.Э. Рисование с натуры. 3-е изд. — Л.: Художник РСФСР, 1978. 121 с.
2.Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка, М.: Изобразительное искусство, 1983. 288 с.
3.Сапожников А.П. Полный курс рисования. М.: АЛЕВ-В, 2003. 160 с.
дипломов
Оставить комментарий