Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 24 октября 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ДИДАКТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ
Стельник Виктория Викторовна
преподаватель иностранных языков ВолгГТУ, г. Волгоград
E-mail:ViktoriaStelnik@rambler.ru
На каждом историческом этапе развития образования всегда выступают два процесса: познание окружающего мира и обучение. Каковы закономерности этих двух процессов и есть ли между ними связь? Влияет ли один процесс на другой и если да, то в чем и как это проявляется? Эти вопросы давно возникли перед дидактикой и по-разному решались представителями материалистической и идеалистической теорий обучения.
Дидактика есть часть педагогики, приобретающая в настоящее время черты самостоятельной научной дисциплины. Предметом дидактики являются процессы образования и обучения, которые тесно связаны с воспитанием и являются его органической частью.
Существенной чертой современной немецкой педагогической мысли является многовариантность способов объяснения одного и того же феномена. Возникшие в 1960-х гг. педагогические течения находились в пределах наиболее общих тенденций развития двух форм мировоззренческих ориентации и идеологий: технократизма и антропологизма. Суть первого в педагогике сводилась к требованиям «реалистического поворота» к жизни в соответствии с социальными проблемами, задачами научно-технической революции, внедрением новейших научных и технических средств и методов исследования. Дело в том, что в 1950-е гг. на передний план в педагогике вышли теоретические воззрения гуманизма и экзистенциализма. Эти направления выделяли личностные аспекты человеческих возможностей, необходимость их развития с целью уберечь личность от угрозы коллективизма, «массовости», от идеологии, государства, якобы убивающих в человеке все индивидуальное и гуманное.
Антропологизаторская тенденция в педагогике, имевшая давние традиции, трактовала социальную сущность человека и всех воздействовавших на него факторов в отрыве от материальных условий. Она усилилась в связи с размежеванием технократизма с гуманизмом, вызванным обострением в этот период идеологической борьбы, введением технологических инноваций. «Антропологический поворот» стимулировал стремления определенных ученых найти новое обоснование концепции мира, человека, его духовных ценностей. В русле технократической идеологии и как результат критики традиционной теории обучения, или нормативной дидактики, которую символизировал так называемый дидактический треугольник «учитель-ученик-предмет», возникли различные модели дидактики. Рассмотрим подробнее их основные положения.
1.Теория управления процессами школьного обучения (кибернетическая дидактика, информационно-теоретическая, коммуникативная дидактика — в разных классификациях свои названия) ставит в центре своего внимания задачу оптимизации учебного процесса с помощью технических средств, программированного обучения и управления поведением учащегося.
Эта теория в своем развитии пошла по двум направлениям: а) кибернетическое моделирование обучения на основе теории абстрактных автоматов и теории игр; б) ориентация на изучение психологии, психоструктуры обучаемого, прежде всего его памяти. Здесь же нашли свое место информационно-теоретическая дидактика, которая опирается на точку зрения управляемости процесса воспитания, а также так называемая коммуникативная теория. Разработчики последней, К. Молленхауэр, И. Бок, К. Шаллер, оперируют набором определенных средств и методов педагогического воздействия, или техникой взаимного убеждения, овладение которой является предпосылкой развития «уверенности в себе, самоконтроля, способности и готовности к принятию решений, а также тех моральных, социальных и политических установок и способов поведения, которые признаны в обществе» [2, s. 100]. Среди этих средств — поощрение, порицание, напоминание, предупреждение, угроза, просьба, разговор, беседа, выступление, высказывание, проповедь, обращение и т. д. Это, по идее авторов, — единственный рычаг воспитательного воздействия, в частности, на сознание и поведение учащегося. Овладение коммуникативной техникой представляется основой для процесса эмансипации личности как конечной цели воспитания.
2.Дидактика как теория учения и обучения (структурно-аналитическая дидактика в классификации Н.Д. Никандрова, обучающая в классификации Ф. Крона; учебно-теоретическая дидактика у В. Шульца) на передний план выдвигает сам процесс обучения и его эффективность, а целью — адаптацию учащихся в общественной системе. Перенос центра тяжести на обучение, т. е. на сам процесс и метод, а не на образование или его содержание интерпретируется как выражение несогласия или отказ от идеологии в педагогике. Теоретические разработки здесь опираются на изучение реальных фактов обучения и учения. Основным методом исследования является эмпирический, т. е. сбор и обработка информации с ориентацией на достижение результативности обучения, сведение основных факторов обучения и учения в структуру (систему), доведение ее до уровня модели. Однако дидакты-аналитики ограничились процедурой планирования учебного процесса и его анализа вне его связи с конкретным учебным материалом. Их модель обучения, требовавшая дальнейшей конкретизации, была лишь частично использована кибернетической дидактикой, которая формализовала одну из содержательных моделей П. Хайманна, представителя направления Берлинской школы [3, s. 410].
3.Образовательно-теоретическая дидактика (термин, используемый применительно к исследованиям В. Клафки) не обращается к эксперименту, а ограничивается лишь теоретическими, абстрактными рассуждениями по поводу проблем обучения. В. Клафки утверждает, что дидактика — это теория задач, содержания и категорий образования [1, s. 50].
Являясь представителем образовательно-теоретической, а также критическо-конструктивной дидактик, В. Клафки понимает содержание образования как соединение объективного, т. е. объективной реальности, представленной в содержании культуры (общие принципы, законы, правила, основные проблемы, основы отношений между субъектами и объектами), и субъективного. Именно второму — индивидуальному опыту, познанию, способностям, которые предопределяют ориентацию личности на будущее, придается особое значение и ценность в обучении [4, s. 59–61].
Образовательное значение каждого из учебных предметов ученый предлагает оценивать с позиций пяти дидактических смысловых принципов: этического, эстетического, теоретического, прагматического, религиозного (воспитывают ли они учащегося нравственно, способствуют ли пониманию красоты, учат ли методу познания, полезны ли практически, формируют ли религиозно).
Образовательно-теоретическая дидактика единственной своей задачей считала разработку теории содержания образования, исключив проблему методов и организационных форм обучения как объект исследования частных методик.
Общими методами в более ранних работах В. Клафки по теории дидактики были признаны такие познавательные категории, как созерцание, понимание, саморефлексия, а не эксперимент, на который опираются представители других теорий обучения и естественнонаучных областей знаний [5].
Основной заслугой образовательно-теоретического направления в дидактике является преимущественно научная постановка таких серьезных дидактических проблем, как содержание образования, соотношение теории и практики, различные уровни дидактического анализа, теоретическое определение роли и места методики в теории обучения.
Все выше представленные дидактические теории или концепции отличаются тем, что рассматривают предмет своего исследования изолированно от проблемы в целом, абсолютизируют один или несколько аспектов в отрыве от других факторов. Односторонность подхода отражена даже в самих их названиях. Большой разрыв между объективными условиями, реальными потребностями личности учащегося и сконцентрированностью внимания теоретиков, например, только на методике, или содержании, или коммуникативной технологии (лингвистических приемах обучения), свидетельствует о серьезном смещении в понимании соотношения теории и практики.
4. Дидактика как теория куррикулума (содержания образования), или куррикулярная дидактика (теория учебных программ). Она касается разработки основных научно-практических проблем обучения: содержания, форм, методов, соотношения теории и практики, взаимоотношений субъектов и объектов учебного процесса. При этом теоретические подходы опираются на экспериментальные разработки и практические рекомендации.
Возникновение теории куррикулума обязано мощному общественному движению за реформу образования, обновление немецкой школы, модернизацию содержания обучения. К концу 60-х гг. в ФРГ радикальной критике подверглись традиционные учебные программы средних общеобразовательных школ, отличавшиеся пресловутым консерватизмом: устаревшие по форме, перегруженные учебным материалом, оторванные от реальной действительности, от состояния научной мысли, заформализованные по целям и задачам, далекие от демократических принципов социального развития.
Куррикулум вошел в немецкую педагогику в трех основных своих значениях: 1) как поле исследовательской деятельности; 2) как система организации учебного процесса; 3) как дидактический официальный (директивный) документ, определяющий конкретное направление учебной деятельности. Он стал символом обновления школы изнутри.
Куррикулярная дидактика по постановке целей обучения и воспитания личности, по своим ценностным ориентациям тесно связана с социально-критической педагогикой и технократическим направлением, которые ратовали за пересмотр содержания образования в школе в направлении усиления удельного веса естественнонаучных дисциплин, укрепления связи обучения с практикой, за оптимальную рационализацию учебного процесса. Особый акцент ставился на эмансипации личности, на усилении мировоззренческого аспекта.
Исходным положением концепции куррикулума является отношение к обучению как к субъективному процессу, призванному развивать способности, умения учащихся и помогать им последовательно, на материале каждого отдельного предмета овладевать способами поведения.
В заключение отметим, что ни одна из рассмотренных выше дидактических моделей, как и теория куррикулума, не нашла своего места в чистом виде в массовых государственных средних школах. Специалисты-практики не могли довольствоваться плодами зачастую абстрактных теорий, хотя авторы дидактических моделей, продвигая научную мысль вперед, никогда не игнорировали в своих исследованиях в той или иной мере запросов жизни. Реально оценивающие потребности школы педагоги по достоинству охарактеризовали несовершенство многих дидактических теорий и их прикладные потенциальные возможности, порекомендовав разработчикам «устранить драматическую дистанцию между практикой и нацеленными на будущее теориями и преодолеть разрыв между саморегулирующей практикой и квазиразвивающейся теорией» [6].
Тем не менее, многое из научных арсеналов ученых-дидактов было использовано на практике, положено в теоретические обоснования тех или иных официальных документов по совершенствованию образования и учебного процесса, нашло дальнейшее развитие применительно к конкретным потребностям школы.
Немецкая школа конца XX столетия стала полигоном, где проходят апробацию на «зрелость» и практическую эффективность научные и экспериментальные наработки ученых-дидактов, специалистов в области образовательной политики, педагогов-практиков. Современная немецкая школьная система и все составляющие учебный процесс элементы — цели, задачи, содержание, средства, методы учебы и воспитательного воздействия, контроль и оценка знаний, конечная аттестация — это результат совместного творчества многих специалистов, основывающегося на неизменном уважении к национальным традициям в образовании.
Список литературы:
1.Klafki W. Zum Verhaltnis von Didaktik und Metodik // Zeitschrift fur Padagogik. Weinheim-Basel. 1976. N 1.
2.Klajki W. Die Bedeutung der klassischen Bildungstheorien fur ein zeitgemassen Konzept allgemeiner Bildung // Zeitschrift fur Padagogik. 1986. N 4.
3.Heimann P. Didaktik als Theorie der Lehre // Die deutsche Schule. 1962.
4.Keck R., Sandfuchs U. (Hrsg.) Worterbuch Schulpadagogik. Bad Heinbrunn, 1994.
5.Didaktische Analyse als Kern der Unterrichtsvorbereitung // Die deutsche Schule. 1958. N 10.
6.Deutscher Bildungsrat: Strukturplan fur das Bildungswesen. Bonn, 1970.
дипломов
Оставить комментарий