Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 24 октября 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
К ИСТОРИИ ВОПРОСА О ФОРМИРОВАНИИ ОПЕРАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ 5–6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Зуев Игорь Валерьевич
аспирант, Магнитогорский государственный университет, г. Магнитогорск
Теоретические основы трудового обучения уже рассматривались во второй половине XΙX века. Первый, кто открыто и всенародно высказал новое требование к школе, был Н. И. Пирогов. Его статья «Вопросы жизни» впервые поставила вопрос об основной задаче школы, о цели воспитания вообще. Заслуга Н. И. Пирогова в том, что он вопросы воспитания поднял до уровня социальных, общественных задач, а педагогику повернул на решение этих социальных проблем.
Обучение — совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание [2, c. 66].
Н.И. Пирогов был сторонником профессионального образования, прежде чем дать молодому человеку профессию, надо дать ему общее образование, сформировать его как личность, выявить его склонности и способности и на основе всего этого, подготовить его к профессиональной деятельности. Эти взгляды Н. И. Пирогова были шагом вперед и определили прогрессивное направление в последующей разработке теории профессионального образования, основанного на прочной общеобразовательной базе.
Трудовое и профессиональное обучение — учебный предмет в средней общеобразовательной школе Российской Федерации (до1985/86 учебный год — трудовое обучение); один из основных элементов системы подготовки школьников к труду, важное средство их профессионального самоопределения [3, c. 449].
Значительный шаг вперед в разработке проблемы трудового обучения и профессионального образования сделали такие представители революционно-демократического направления, как Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Они считали, что школа должна подготовить выпускника к труду, воспитать убеждение в необходимости трудиться, уважение к любому виду общественно полезного труда, дать трудовые умения и навыки и на этой основе сформировать потребность в труде. Новым шагом является взгляд Чернышевского и Добролюбова на сочетание физического и умственного труда; такое сочетание обогащает человека, делает его более развитым, творческим, деятельным. Особенно это проявляется при наличии разнообразной деятельности человека.
Д. И. Писарев внес свой вклад в разработку вопросов трудового обучения и воспитания. Он видел социальную роль труда: в труде формируются отношения между людьми, формируется и сам человек. Рационально организованный труд детей, в том числе и физический, способствует разностороннему воспитанию. «Труд, — писал Д. И. Писарев, — составляет самую крепкую и надежную связь между человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд. Глубокий психолог, Д. И. Писарев считал, что очень важно сформировать положительное отношение к труду в детском возрасте. Д. И. Писарев одним из первых выдвинул мысль о необходимости трудового обучения в специальных мастерских при школах. Причем педагогически ценны его мысли о том, чтобы в школьных мастерских дети не «играли в труд», а производили полезные вещи, чтобы их труд был экономически выгодным: окупал расходы на материалы, оборудование и т. д. Нельзя не напомнить важную мысль Д. И. Писарева: педагогически верно организованный труд в школьных мастерских — важное средство выявления и развития склонностей, способностей и интересов учащихся.
Выдающийся вклад в разработку проблем трудового воспитания внес великий русский педагог К. Д. Ушинский. Создатель научной педагогики в России и подлинно народной школы, К. Д. Ушинский в общей системе воспитания отводил большое место труду. Статья «Труд в его психическом и воспитательном значении» по своему глубокому философскому содержанию являлась методологической основой для разрешения многих важнейших вопросов трудового воспитания. Труд — отличительное качество человека, отмечал великий педагог. Материальные результаты труда чрезвычайно важны для человека, но не менее важное значение имеет внутренняя, духовная, животворная сила труда, которая служит источником человеческого достоинства и счастья. Животворную силу труда нельзя купить. Она принадлежит тому, кто трудится. Свободный, общественно значимый, творческий труд способствует развитию всей личности человека. Человек не трудящийся деградирует, теряет человеческий облик. Труд — необходимое условие гармоничного развития человека. Ушинский считал наиболее удачным вариантом соединение умственного и физического труда. Подготовка молодого человека к труду, по мысли К. Д. Ушинского, — центральная задача воспитания. Именно здесь во многом решаются задачи умственного, нравственного, патриотического, эстетического воспитания. Задача трудового воспитания — не только внушить уважение и любовь к труду, но и сформировать привычку трудиться. К. Д. Ушинский был сторонником введения труда как учебного предмета и считал, что в мужских гимназиях необходимо знакомить гимназистов с «техническими основами промысла», в женских — учить рукоделию, шитью и домоводству. Особое значение он придавал знакомству с сельскохозяйственным трудом, видя в нем особое воспитательное значение.
Дмитрий Константинович Советкин [17(29).4.1838, Москва, — 21.11(4.12).1912, Владимир] — деятель профессионального образования, изобретатель. Советкин — один из создателей школы русских техников. Учебной единицей была определена «операция», а сама система обучения строилась на последовательном усвоении усложняющихся трудовых операций. Предложенная Д. К. Советкиным технология производственного обучения составляла целостное единство задач обучения, содержания (программы, учебные коллекции — макеты, модели, чертежи), принципов обучения (постепенности, последовательности, наглядности, сознательности, системности), системы упражнений и средств обучения. Она использовалась в технических школах многих стран. Наряду с этим операционная система обучения подверглась критическому анализу за отвлеченность и изолированность упражнений, гипертрофию учебно-тренировочного подхода. Это обнаружил и сам Д. К. Советкин, введя, наряду с операциями, изготовление целостных предметов, самостоятельную работу на станках. Это придало операционно-предметную направленность системе. Деятельность Д. К. Советкина положила начало педагогическому анализу индустриального труда и профессионального обучения в России и за рубежом.
Д. К. Советкин впервые применил научные принципы при анализе механических искусств и на этой основе построил новую систему обучения. Работая директором Владимирского земского технического училища, Д. К. Советкин продолжал совершенствование и развитие операционной системы. Он счел целесообразным значительно увеличить число полезных учебно-производственных объектов («поделок» — по тогдашнему выражению) и тем самым изменил операционную систему в «предметном» направлении. Например, уже в третьем классе ученики под руководством Д. К. Советкина изготавливали в учебных мастерских училища: универсальные ключи, труборезы, настольные тиски, сверлильные машинки и другие полезные вещи. Это было не простое совершенствование прежней системы — была создана новая «операционно-предметная схема» производственного обучения, сохранявшая все достоинства операционной и приближенная к реальной жизни [4, c. 55].
Система Советкина с учётом местных условий была использована в трудовом образовании ряда стран Европы под названием «русской» и послужила стимулом для разработки других способов обучения. Недостаток системы — подход к процессу обучения как к простому соединению отдельных изолированных операций. В результате учащиеся забывали изученные приёмы при переходе к изготовлению цельного изделия и не видели результатов труда из-за значительных, перерывов между изучением элементов трудового процесса и дальнейшим их применением, поэтому медленно формировались прочные и устойчивые умения.
Признанием приоритета России и заслуг Д. К. Советкина было то, что его операционная система обучения в большинстве стран широко применялась и называлась «русской системой» или «русским методом» производственного обучения рабочих, техников, инженеров. Например, президент Массачусетского технологического института в Бостоне (США) профессор Джон Ранкл посвятил «русской системе» ряд книг и статей, в которых оценил ее как «мировое достижение технической мысли». Профессор ремесленных искусств Политехнического института в Брэдли (США) Чарльз Беннет свой фундаментальный труд по истории ремесленного и индустриального образования начал с анализа «русской системы обучения» и утверждал, что Д. К. Советкин впервые применил научные принципы при анализе механических искусств и на этой основе построил новую систему обучения.
Русская система производственного обучения охватывала обучение работам в мастерских: модельно — столярных, токарный по дереву; кузнечных, слесарных и токарных по металлу. Образцы заготовок, характеризующие пооперационное расчленение процесса изготовления деталей, демонстрировались в 70–80 годах XΙX века на ряде всемирных и международных выставок в Париже, Брюсселе, Вене, Филадельфиии и др. Система получила повсеместное признание и высокую оценку. В США ее применяли Вудворт и Ранкль. Во Франции идеи Русской системы производственного обучения были использованы Салисисом для разработки основ трудового обучения в общеобразовательной школе [1, c. 294].
Вудворд (Woodward) Калвин Милтон (25.8.1837, Фитчберг, шт. Массачусетс, — 12.1.1914, Сент-Луис), американский педагог, специалист в области трудового обучения и технологического образования. Современную ему систему народного образования США подвергал резкой критике за оторванность от насущных задач индустриального общества. Считал, что «книжное» образование готовит людей, не способных обеспечить себе и обществу достойный уровень существования. В качестве стержня всей системы школьной образования Вудворт рассматривал ручной труд, однако обучение трудовым навыкам и освоение элементарных инструментальных операций расценивал не только как этап профессиональной подготовки специалистов, но как существ, компонент общего образования. Согласно Вудвортом, учащийся, осваивая многообразие материалов и инструментов, учится ориентироваться в мире и его закономерностях, приобщается к эстетическим ценностям. В практике школы концепция Вудворта была воплощена в виде совмещения обучения традиционным дисциплинам в соответствии с широкой программой общего образования с ежедневными обязательными занятиями ручным трудом. Метод получил признание в США и ряде других стран, но впоследствии использовался уже без учёта общепедагогической концепции Вудворта, просто как форма профессиональной подготовки [5, c. 111].
Опыт трудового обучения школьников показал принципиальную применимость операционно-комплексной системы в условиях общеобразовательной школы. Она должна быть лишь незначительно видоизменена с учетом особенностей школьного оборудования, возраста учащихся и сравнительно небольшого времени, отводимого на занятия в школьных мастерских [1, c. 349].
Список литературы:
1.Педагогический словарь Т. 2. / Главный редактор И. А. Каиров. М.: Издательство «Академия Педагогических наук РСФСР», 1960.
2.Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах А — П / Главный редактор А. П. Горкин М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999.
3.Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах М — Я / Главный редактор В. В. Давыдов М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999.
4.Соколов Б. «Русская система» Советкина пользовалась мировым признанием // Молва. 1994. 15 декабря.
5.The manual training school, Boston, 1887; Manual training in education, L., 1890. Bennet Ch., History of manual and industrial education to 1870, Peoria, 1926; G ood H. G., A history of westem education, N.Y., I960. Л. Н. Гончаров.
дипломов
Оставить комментарий