Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Полякова М.А. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ТВОРЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  У  БУДУЩИХ  УЧИТЕЛЕЙ  ТЕХНОЛОГИИ  В  УСЛОВИЯХ  ВУЗА

Полякова  Мария  Александровна

канд.  пед.  наук,  ст.  преподаватель  ПИ  СГУ  им.  Н.Г.  Чернышевского,

г.  Саратов

E-mail: 

 

Творческий  человек,  как  правило,  более  успешен  во  всем  –  от  простого  общения  до  профессиональной  деятельности.  Творческие  способности  помогают  человеку  находить  оригинальные  решения  сложных  проблем.  Именно  поэтому  необходимо  стимулировать  мотивацию  студентов  к  творчеству,  создавать  условия  для  развития  их  творческих  способностей  и  формировать  в  процессе  обучения  творческую  деятельность.

Изучение  процесса  становления  творческой  личности  имеет  научную  и  практическую  актуальность  в  силу  того,  что  творческая  индивидуальность  каждого  человека,  реализуемая  им  в  личной,  профессиональной  и  общественной  сферах,  является  основным  ресурсом  развития  открытого  общества.

Для  преподавателей  очень  важным  является  процесс  подготовки  к  творчеству,  формы,  методы  формирования  и  развития  творческой  и  мыслительной  деятельности  студентов.  Для  того  чтобы  у  будущих  учителей  технологии  развивались  навыки  творческой  деятельности,  необходимо  формировать  у  них  уверенность  в  своих  силах,  веру  в  способность  решать  творческие  задачи. 

Таким  образом,  процесс  творческой  деятельности  можно  разбить  на  этап  нахождения  принципа  решения  и  этап  применения  решения.  Причем  считается,  что  наиболее  выраженным  предметом  психологического  исследования  являются  события  первого  этапа,  так  как  научное  творчество  нельзя  свести  к  логическим  операциям  «применение  решения»[2].

Более  подробно  можно  выделить  следующие  этапы  творческой  деятельности  [2]:

1.  Накопление  знаний  и  навыков,  необходимых  для  четкого  изложения  и  формирования  задачи,  возникновение  проблемы  (постановка  задач).

2.  Сосредоточение  усилия  и  поиски  дополнительной  информации,  подготовка  к  решению  задачи.

3.  Уход  от  проблемы,  переключение  на  другие  занятия.

4.  Озарение  или  «инсайт»  (гениальная  идея  и  простая  догадка  скромных  масштабов  -  то  есть  логический  разрыв,  скачок  в  мышлении,  получения  результата,  не  вытекающего  однозначно  из  посылок)

5.  Проверка  и  доработка  замысла,  его  воплощение.

В  студенческом  возрасте  происходит  дальнейшее  психическое  развитие  человека,  сложное  переструктурирование  психических  функций  внутри  интеллекта,  меняется  вся  структура  личности  в  связи  с  вхождением  в  новые,  более  широкие  и  разнообразные  социальные  общности.  К  основным  характеристикам  студенческого  возраста,  отличающим  его  от  других  групп  населения  относятся  -  высокий  образовательный  уровень,  высокая  познавательная  мотивация,  наивысшая  социальная  активность  и  достаточно  гармоничное  сочетание  интеллектуальной  и  социальной  зрелости. 

А.В.Толстых  подчеркивает,  что  студент,  как  человек  определенного  возраста  и  как  личность,  может  характеризоваться  с  трех  сторон:  с  психологической,  которая  представляет  собой  единство  психологических  процессов,  состояний  и  свойств  личности.  Главное  в  психологической  стороне  -  психические  свойства  (направленность,  темперамент,  характер,  способности),  от  которых  зависит  протекание  психических  процессов,  возникновение  психических  состояний,  проявление  психических  образований;  с  социальной,  в  которой  воплощаются  общественные  отношения,  качества,  порождаемые  принадлежностью  студента  к  определенной  социальной  группе,  национальности;  с  биологической,  которая  включает  тип  высшей  нервной  деятельности,  строение  анализаторов,  безусловные  рефлексы,  инстинкты,  физическую  силу,  телосложение.  Эта  сторона  в  основном  предопределена  наследственностью  и  врожденными  задатками,  но  в  известных  пределах  изменяется  под  влиянием  условий  жизни  [3].

Ввиду  вышесказанного,  отметим,  что  большое  значение  в  профессиональном  обучении  имеют  практические  методы.  Их  особенность  заключается  в  том,  что  в  деятельности  студентов  преобладает  применение  полученных  знаний  к  решению  практических  заданий.  Таким  образом,  целесообразным  практическим  методом  обучения  является  применение  эвристического  метода-метода  фокальных  объектов,  как  средства  повышения  креативности  будущих  учителей  технологии. 

Метод  фокальных  объектов  –  метод  поиска  новых  идей  путем  присоединения  к  исходному  объекту  свойств  или  признаков  случайных  объектов  [1].  В  методе  используются  ассоциативный  поиск  и  эвристические  свойства  случайности.  Метод  предъявляет  высокие  требования  к  воображению.  Эффективность  метода  объясняется  тем,  что  посредством  специальных  процедур  различные  знания  как  бы  фокусируются  на  объекте  проектирования  (этим  объясняется  название  метода).  Он  отличается  простотой  и  большими  (неограниченными)  возможностями  поиска  новых  точек  зрения  на  решаемую  проблему.  В  методе  используются  ассоциативный  поиск  и  эвристические  свойства  случайности.  Результативность  поиска  с  помощью  метода  фокальных  объектов  во  многом  определяется  «чувствительностью»  к  конструкциям  языка,  умением  строить  оригинальные  ассоциативные  цепочки.  Метод  предъявляет  высокие  требования  к  воображению.  Использование  случайности  позволяет  получать  решения,  которые  не  могут  быть  получены  другими  способами. 

Приведем  пример  последовательности  применения  метода  фокальных  объектов: 

1.  Выбор  фокального  объекта  -  настольная  лампа.

2.  Выбор  трех  и  более  случайных  объектов  наугад  из  словаря,  каталога,  книги.  Случайные  объекты:  кошка  и  портфель.

3.  Составление  списка  признаков  случайных  объектов:  кошка  -  меховая,  мяукает,  прыгает,  теплая,  полосатая;  портфель  –  переносной,  вместительный,  ранец,  кожаный,  закрывается.

4.  Генерирование  идеи  путем  присоединения  к  фокальному  объекту  признаков  случайных  объектов:  полученные  сочетания  -  меховая  настольная  лампа;  настольная  лампа  мяукает;  прыгающая  настольная  лампа;  теплая  настольная  лампа;  полосатая  настольная  лампа;  переносная  настольная  лампа;  вместительная  настольная  лампа;  настольная  лампа  ранец;  кожаная  настольная  лампа;  закрывающаяся  настольная  лампа.

5.  Развитие  случайных  сочетаний  путем  свободных  ассоциаций:

Кожаная  настольная  лампа  -  можно  продавать  ее  в  магазинах  дорогой  мебели,  как  аксессуар  для  кожаных  диванов  или  кресел  (на  журнальный  столик),  для  кабинетов  (под  старину)  из  дуба  или  ореха;

Меховая  настольная  лампа  -  Может  быть  декоративная  лампа,  обитая  мехом,  используемая  в  спальне  или  в  детской  комнате,  в  зависимости  от  дизайна.  Покупателями  будут  женщины;

Настольная  лампа  мяукает  -  Может  быть  лампа  издающая  звуки  например,  со  встроенным  будильником,  магнитофоном  или  радио.  Может  включать  или  выключать  свет  в  запрограммированное  время  или  записывать  разговоры;

Лампа-будильник  и  лампа-радио  рассчитаны  на  широкие  массы.  Лампа-магнитофон  может  поставляться  в  офисы  коммерческих  организаций;

Вместительная  настольная  лампа  -  может  быть  лампа,  в  которой  предусмотрены  места  для  хранения  авторучек,  карандашей,  фломастеров,  ластиков,  линеек  и  прочей  канцелярии.  Используется  на  рабочем  столе.  Покупатели  –  преподаватели  или  организации. 

6.  Оценка  полученных  идей  и  отбор  полезных  решений.  Оценку  целесообразно  поручить  эксперту  или  группе  экспертов,  а  затем  совместно  отобрать  полезные  решения.  На  вопрос  «Что  получилось?»,  Например,  в  сочетании  «теплая  настольная  лампа».  Можно  пройти  мимо  этого  сочетания,  т.к.  любая  лампа  накаливания  нагревается,  а  можно  усилить  это  сочетание  и  записать,  что  лампа  не  только  освещает,  но  и  обогревает  помещение  или  наоборот,  остужает. 

Готовые  решения  обновленных  продуктов  мы  можем  записать  как:

Продукт  №1.  Лампа  со  встроенными  электронными  часами,  будильником,  радиоприемником  и  таймером  включения/выключения  света/звука.

Продукт  №2.  Лампа-пенал,  с  предусмотренными  в  ней  местами  хранения/размещения  канцелярских  принадлежностей.

Меховую  лампу  как  продукт  можно  отбросить  из-за  сомнительности  идеи  (она  может  быть  пожароопасная)  и  узкой  целевой  аудитории. 

Лампа-магнитофон  не  подходит  из-за  того,  что  подслушивающие  устройства  и  так  уже  вставляют  в  любые  предметы,  а  магнитофоны  со  встроенными  фонарями  на  рынке  уже  продаются.

Итак,  решение  задачи  становления  творческой  личности  во  многом  зависит  от  учебного  заведения,  от  того,  насколько  организация  образовательного  процесса  способствует  творческому  развитию  учащихся.  Творческий  потенциал  «запускает»  механизм  саморазвития  творческой  личности.  Но  самореализация  в  образовательном  процессе  всегда  несет  в  себе  противоречия  между  необходимостью  передачи  молодому  поколению  все  возрастающего  запаса  социально-значимого  знания  и  соответствием  его  индивидуальному  потенциалу  каждого  учащегося;  между  массовостью  обучения  и  индивидуальным  стилем  учения;  между  усвоением  знаний  и  способов  действий  и  готовностью  к  творчеству.

 

Список  литературы:

1.Кулюткин  Ю.Н.  Эвристические  методы  в  структуре  решений  [Текст]  /  Ю.Н.  Кулюткин.  –  М.:  Альфа-книга.  –  2006.  –  325с.

2.Моляко  В.А.  Психология  творческой  деятельности  [Текст]  /  В.А.  Моляко.  –  М.:  Высшая  школа.  –  2007.  –  431с.

3.Толстых  А.В.  Психология  подростков  [Текст]  /  А.В.  Толстых.  –  М.  –  2000.  –  117с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий