Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
К ВОПРОСУ О ЗНАЧИМОСТИ КУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
Павловская Марина Евгеньевна
ассистент кафедры иностранных языков , г.Тула
Изменения, происходящие под влиянием экономических и социально-культурных процессов современного общества в России, являются фактором качественного преобразования системы высшего профессионального образования, перед которой ставятся более сложные задачи, требующие нового подхода к вопросам развития личности будущего специалиста. Высшее образование призвано формировать конкурентоспособных специалистов, способных найти свое место в условиях становления рыночных отношений.
Образование представляет собой в широком философском понимании важнейший и атрибутивный феномен культуры, определяемый ее основными ценностными, содержательными и мировоззренческими установками, а также спецификой социальных механизмов трансляции культурного опыта, сообразных конкретному этапу исторического развития общества.
Рассмотрение образования как социокультурного института, регулирующего, направляющего и совершенствующего процессы развития человека, свойственно современным исследователям образования. «При таком видении образования акцент смещается на «образовывание» индивида»; «образовывание» рассматривается как синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации» [6].
Образование - это не только совокупность формальных институций, обеспечивающих передачу знаний и навыков, не только процесс обучения – освоения этих знаний и навыков, но и процесс формирования личностных качеств и мировоззренческих установок. Осваивая культурный опыт, человек формируется в «человеческом качестве» [4].
Одной из приоритетных функций высшего профессионального образования является формирование ценностных ориентаций личности, развитие ее культуры, творческих способностей к коммуникации, сотрудничеству, когда необходимы индивидуальная инициатива, предпринимательские способности, ответственность, самостоятельность в принятии важных решений.
«Культура – высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Именно на уровне культуры может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность» [4].
Каждая цивилизация имеет особенности типа культуры в виде системы фундаментальных ценностей и мировоззренческих ориентиров, которые сохраняют ряд общих признаков в качестве глубинного инварианта. «Система ценностей и мировоззренческих ориентиров составляет своего рода «культурную матрицу», нечто вроде генома культуры, который обеспечивает воспроизводство и развитие социальной жизни на определенных основаниях. Эта матрица выражена пониманиями того, что есть человек, природа, пространство и время, космос, мысль, человеческая деятельность, власть и господство, совесть, честь, труд и т.п.»[7]
Культура - связующее звено между поколениями, реализующее преемственность между ними, сохраняющее и преумножающее многовековой духовный и нравственный опыт. Культура способна объединять народы мирового сообщества, позволяет им лучше понять друг друга, знакомит с образом жизни, обычаями, традициями других народов [1].
Наиболее эффективным проводником элементов культуры, а вместе с ней и присущей ей системы ценностей является язык, поэтому трудно переоценить в это смысле значение преподавания иностранного языка в вузе.
Человек живет в языке. Все понимание и объяснение субъектом себя и окружающего мира заключено в языковых конструкциях, которые формируют миропонимание человеком окружающего его мира. Когда мы говорим, что понимаем, как устроен окружающий нас мир, это означает, что мы используем определенные понятия и из них, в соответствии с общепринятыми представлениями в тот или иной момент истории развития человечества, выстраиваем некоторые логически непротиворечивые конструкции, которые, как нам кажется, позволяют объяснить наблюдаемые в окружающем мире явления.
Понимание окружающего нас как одушевленного, так и неодушевленного мира происходит в «пространстве» единого языка и теснейшим образом взаимосвязано. Процессы осмысления общественной жизни, культурных ценностей, также как и закономерностей природных, начинаются у истоков человеческой истории и «отображаются» в человеческих языках.
П.В. Сысоев, рассматривая проблему преподавания культуры изучаемого языка, приводит её расширенное определение: «В структурном плане под культурой народа страны изучаемого языка мы понимаем элементы социокоммуникации, особенности национальной ментальности и духовные, и материальные ценности, формирующие национальное достояние: страны» [8].
Несомненно, что на современном этапе развития общества широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, которая отражает концепцию целостности личности и её ценностных ориентации. Рассматривая вопрос педагогической культуры, В.В. Бондаревская отмечает: «основным методом проектирования, и развития образования становится культурологический подход, ориентирующий систему образования на диалог с культурой человека как её творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию» [2]. Е.В. Бондаревская, прослеживая изменение ценностных ориентации во многих сферах жизнедеятельности людей, делает вывод, что современный человек должен ориентироваться на сотрудничество, быть открытым к диалогу, владеть родным языком и языками народов мира. Именно такие качества позволят ему расширить свою культурно-информационную среду и выйти на новый уровень коммуникации. Е.В. Бондаревская отмечает, что культурологический поход -методологическая основа образования, ориентированного на человека. Образование обращается к культуре как к среде, где происходит рождение и становление самобытного образа человека. Автор приходит к тому, что культурологический подход - это видение образования сквозь призму понятия культуры, т.е. его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных, ценностей. В результате Е.В. Бондаревская подчеркивает, что культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Для этого образование должно заложить в него механизм культурной идентификации [3].
С.Г. Тер-Минасова, рассматривая взаимосвязь культуры и языка отмечает, что: «Каждый урок иностранного языка - это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире» [9]. С.Г. Тер-Минасова также подчеркивает тот факт, что каждый человек в некоторой степени становится «рабом» своего родного языка, который сужает рамки общения, уменьшает возможность соприкосновения с другими культурами и навязывает универсальное, безличное видение окружающего мира. В данном контексте уместно отметить, что на современном этапе развития общества стремительное появление новых видов общения, порожденных научно-техническим прогрессом: телешоу, телемосты, Интернет выводят на первый план роль иностранного языка и создают все необходимые условия для формирования единого народа, в котором растворены особенности национального характера. Однако С. Г. Тер-Минасова акцентирует внимание на том, что: «язык - это орудие культуры: он формирует человека, определяет его поведен не, образ жизни, мировоззрение, менталитет, национальный характер, идеологию» [10].
И.Ф. Исаев и Е.Н. Шиянов отмечают, что методология культурологического подхода дает основание рассматривать образование в качестве условия становления и развития личности как носителя и творца народной культуры [5].
В процессе изучения иностранного языка происходит самоопределение учащихся, осознание личности в качестве субъекта диалога культур. В результате чего студенты будут готовы:
● ставить себя на место других;
● проявлять инициативу на установление межкультурного контакта с достижением следующих целей:
а) постижение ценностей, духовного наследия изучаемой культуры;
б) выступление в качестве представителя собственной культуры;
● прогнозировать и распознавать социально-культурные проблемы, ведущие к недопониманию, созданию ложных стереотипов, неверной интерпретации фактов культуры;
● объяснять участникам коммуникации реалии родной культуры;
● проявлять дипломатичность с целью поддержания диалога культур в духе мира;
● выступать в качестве полноценных представителей родной культуры;
● самообучаться функционировать самостоятельно в поликультурном мире, используя социокультурные стратегии [11].
Таким образом, культурологический подход позволяет чётко проследить связь между языком, образованием и культурой, что даёт возможность усовершенствовать творческую и ценностную сферу образовательной деятельности. Данное триединство является оптимальным способом выявления динамики ценностных ориентации будущих специалистов на современном этапе развития общества.
Список литературы:
1.Анисимов Ф. Ценности реальные и мнимые (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры). - М.: Мысль, 1970. – 174 с.
2.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - №4. - С.29-36.
3.Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность // Педагогика. - 1999. - №3. – С.37-43.
4.Гершунский Б.С. Философия образования. - М., 1998.
5.Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Слестёнина // Известия РАО. - М., 2000. - №3. – С.45-58.
6.Степашко Л.А. Философия и история образования. – М.: Флинта, 2003. – С.11.
7.Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994. - С.5.
8.Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. - 2001. - №4. – С.12-18.
9.Тер-Минасова C.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2000. - 262 с.
10.Тер-Минасова Г. Язык, личность // Вестник МГУ. - Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. М.: Изд-во МГУ, 2000. - №4. - С.35-42.
11.Тихонова Л.П. Социокультурные ценности и адаптационные механизмы их использования в системе гуманитарной подготовки СПШ специалистов нового поколения. - Казань: ИСПО РАО, 1999. - Ч.1,2.
дипломов
Оставить комментарий