Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Дубовая Н.В. ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ВИЗУАЛЬНАЯ  КУЛЬТУРА  КАК  СРЕДСТВО  ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

Дубовая  Надежда  Владимировна

Аспирант  СурГПУ,  г.Сургут

E-mailnadezhda-52007@yandex.ru

 

С  наступлением  эпохи  модернизма  изобразительное  искусство  перестало  быть  сферой,  определяющей  визуальный  образ  культуры.  Массовое  производство  изображений  разного  качества  и  назначения,  зачастую  агрессивно  внедряемых  в  повседневное  окружение  человека,  заставило  ученых  изменить  угол  зрения  на  проблему  художественного  производства  и  артикулировать  новый  феномен  в  качестве  поля  культурологических  исследований,  определенного  как  визуальная  культура.

Последствием  технологической  революции  для  искусства  стала  радикальная  смена  эстетической  парадигмы:  не  наслаждение  аутентичным  мастерским  воплощением  отражения  реальности,  но  захват  сознания  в  плен  репрезентацией  субъективных  курьезов  как  событий  реальности.  В  то  время  как  для  визуальной  культуры  в  целом  таковым  последствием  явилось  изменение  функции  изображения:  превращение  его  из  источника  визуальной  информации  и  эстетического  наслаждения  по  преимуществу  в  функциональный  элемент  индустриального  производства  и  одновременно  объект  потребительского  рынка.  Зрительское  восприятие  соответственно  также  подверглось  радикальной  трансформации.  Зритель  превратился  в  единицу  массовой  аудитории.  Его  пассивное  рассредоточенное  внимание  стало  объектом  манипуляций,  где  эстетическое  переживание  определяется  способностью  быстро  связывать  в  сознании  последовательности,  фрагменты  и  пласты  поставляемой  визуальной  информации  [3,  с.  32].

В  жизни  ребенка  имеет  эстетически  воспитательное  значение  буквально  все:  убранство  помещения,  опрятность  костюма,  форма  личных  отношений  и  общения,  условия  труда  и  развлечений  -  все  это  либо  привлекает  детей,  либо  отталкивает.

Задача  не  в  том,  чтобы  взрослым  организовать  для  детей  красоту  окружающей  среды,  в  которой  они  живут,  учатся,  работают,  отдыхают,  а  в  том,  чтобы  вовлечь  всех  детей  в  активную  деятельность  по  созиданию  и  сохранению  красоты.

Помимо  воздействия  на  ребенка  средств  окружающей  действительности,  эстетическое  воспитание  осуществляется  целенаправленно  в  школе.  Важность  искусства  в  эстетическом  воспитании  не  вызывает  сомнения,  так  как  оно  является  собственно  его  сутью.  В  процессе  общения  ребенка  с  явлениями  искусства,  накапливается  масса  разнообразных,  в  том  числе  и  эстетических,  впечатлений.

Искусство  оказывает  широкое  и  многостороннее  воздействие  на  человека.  Встреча  с  явлением  искусства  не  делает  человека  сразу  духовно  богатым  или  эстетически  развитым,  но  опыт  эстетического  переживания  помнится  долго,  и  человеку  всегда  хочется  вновь  ощутить  знакомые  эмоции,  испытанные  от  встречи  с  прекрасным.

Эффективным  средством  эстетического  воспитания  младших  школьников  является  формирование  у  них  визуальной  культуры. 

«Визуальная  культура»  -  это  частная  область  понятия  «культура»,  развивающая  способности  восприятия  визуальных  образов,  умение  их  анализировать,  интерпретировать,  оценивать,  сопоставлять,  представлять,  создавать  на  этой  основе  индивидуальные  художественные  образы.  Визуальная  культура  сегодня  охватывает  такие  объекты  культуры,  как  кино,  телевидение,  фотография,  концептуальное  искусство,  «public  art»,  рисунок,  фотография,  живопись,  театр,  видео-арт,  реклама,  рекламные  ролики,  дизайн,  web-дизайн,  видеоигры,  мода,  граффити  и  т.д.  [2,  с.113].

Визуальная  культура  не  является  герметической  самодостаточной  сферой,  она  постоянно  вбирает  в  себя  дополнительную  информацию,  происхождение  которой  может  быть  новым,  связанным  с  развитием  технического  прогресса  и  постижением  новых  горизонтов  человеческого  познания,  так  и  старым,  введенным  из  невербализированного  (неописанного)  ряда  в  прошлом  человеческой  цивилизации.

Визуальная  культура  требует  особой  тщательности  в  изучении,  поскольку  она  наделена  функцией  формирования  нового  субъекта.  В  рамках  данной  темы,  визуальное  рассматривается  как  то,  посредством  чего  мы  можем  приблизиться  к  логике  социально-культурного  конструкта.  Эстетическое,  в  более  широком  смысле,  здесь  выступает  формой  социального.  Отношения  между  ними  –  это  отношения  трансформации,  искажения,  вытеснения.  Как  только  меняется  режим  социального,  тут  же  меняется  и  режим  визуального.

Теория  эстетического  восприятия,  которую  развивает  Арнхейм,  строится  на  том,  что  восприятие  в  основе  своей  представляет  познавательный  процесс,  определяемый  формами  и  типом  зрительного  восприятия.  Рассматривая  восприятие  искусства  как  познавательный  процесс,  необходимо  указать  на  специфические  особенности  этого  познания.  Прежде  всего,  акцент  ставится  на  том,  что  эстетическое  восприятие  не  пассивный,  созерцательный  акт,  а  творческий,  активный  процесс.  Оно  не  ограничивается  только  репродуцированием  объекта,  но  имеет  и  продуктивные  функции,  заключающиеся  в  создании  визуальных  моделей.  Каждый  акт  визуального  восприятия  представляет  собой  активное  изучение  объекта,  его  визуальную  оценку,  отбор  существенных  черт,  сопоставление  их  со  следами  памяти,  их  анализ  и  организацию  в  целостный  визуальный  образ.  Зрительное  восприятие  -  активный,  динамический  процесс  [1,  с.57].

Зрение  не  может  быть  измерено  в  статических,  количественных  единицах  -  сантиметрами,  длиной  волн  и  т.  д.,  поскольку  оно  включает  в  себя  как  важнейший,  существенный  элемент  напряжение,  динамическое  соотношение  сил.  Этот  активный  и  творческий  характер  визуального  восприятия  имеет  определенное  сходство  с  процессом  интеллектуального  познания.  Если  интеллектуальное  знание  имеет  дело  с  логическими  категориями,  то  художественное  восприятие,  не  будучи  интеллектуальным  процессом,  тем  не  менее  опирается  на  определенные  структурные  принципы,  которые  называются  «визуальными  понятиями».  Выделяют  два  типа  таких  понятий  «перцептивные»,  с  помощью  которых  происходит  восприятие,  и  «изобразительные»,  посредством  которых  художник  воплощает  свою  мысль  в  материал  искусства.  Таким  образом,  восприятие  заключается  в  образовании  «перцептивных  понятий»,  точно  так  же  как  и  художественное  творчество  представляет  собою  «образование  адекватных  изобразительных  понятий».

Для  эстетического  воспитания  школьников  средствами  формирования  визуальной  культуры  необходим  комплексный  и  системный  подход  к  развитию  зрительного  восприятия,  воображения,  визуального  мышления  и  других  познавательных  процессов  в  учебной  деятельности,  опирающейся  на  принципы  гуманистической  педагогики  ненасилия,  успеха  и  творчества,  которая  учитывает  индивидуальные  особенности  каждого  ребенка.

Методика  формирования  визуальной  культуры  как  средства  эстетического  воспитания  младших  школьников  должна  включать  в  себя  следующие  этапы:

1.Формирование  мотивационно-ориентировочных  основ  деятельности.

2.Формирование  основных  умений  репродуктивной  деятельности  в  процессе  овладения  ребенком  способами  отражения  внешних  качеств  предметов.

3.Развитие  навыков  продуктивной  деятельности  на  наглядно-образном  уровне  (на  уровне  представления).

4.Творческая  деятельность  на  уровне  воображения,  основывающаяся  на  высокой  эмоциональной  включенности  ребенка  в  процесс  эстетического  воспитания.

При  этом  необходимо  соблюдать  следующие  принципы:

·  Учет  закономерностей  эстетического  воспитания  младших  школьников;

·  Тесная  взаимосвязь  всех  видов  детской  деятельности  –  предметной,  игровой,  учебной,  трудовой  и  общения.

·  Эмоциональная  включенность  ребенка  в  процесс  воспитания  на  всех  этапах.

·  Воспитание  у  детей  эстетической  культуры.

·  Развитие  речи  как  составной  части  процесса  эстетического  воспитания  младших  школьников

Система  учебных  занятий  с  младшими  школьниками  должна  строиться  на  сочетании  наглядного  образа,  слова  и  практических  действий.

Важное  место  необходимо  отводить  развитию  у  детей  художественного  вкуса  и  способностей  к  эстетическому  восприятию  окружающего  мира,  созданию  целостной  картины  мира  через  восприятие  искусства,  отражающего  этот  постоянно  меняющийся  мир  и  человека  в  нем.

 

Список  литературы:

1.Арнхейм  Р.  Искусство  и  визуальное  восприятие  [Текст]  /  Р.  Арнхейм.  –  М.:  Прогресс,  1974.  –  384  с.

2.Даниэль  С.  М.  Искусство  видеть  [Текст]  /С.М.  Даниэль.  -  М.:  Амфора,  2006.  –  206  с.

3.Савицкая  Т.Е.  Визуализация  культуры:  проблемы  и  перспективы  [Текст]  /  Т.Е.  Савицкая  //  Обсерватория  культуры.  –  2008.  -  №  2.  –  С.  32-40.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий