Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическая психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФЕНОМЕНЫ САМОСТИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА
Якушева Светлана Дмитриевна
канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры педагогики МГПИ, г. Москва
Просолова Галина Витальевна
воспитатель, ГОУ детский сад комбинированного вида № 1944,
ЮЗОУО Департамент образования города Москвы
студентка V курса, колледж МГПИ, г. Москва
В образовательной политике России XXI века происходят инновационные процессы, коренным образом меняющие всю систему отечественного образования.
Только благодаря образованию человек становится способным к созидательной деятельности в определенной сфере труда и творчества, к общению с другими членами общества посредством многообразных форм деловых и личностных контактов, основанных на социальных и нравственных нормах.
Итак, образование обеспечивает развитие личности в ее неповторимом своеобразии. В связи с этим дошкольное образование имеет первостепенное значение в непрерывном образовательном процессе.
Не случайно Д.Б. Эльконин назвал детство самоценным «периодом взросления». Вместе с тем дошкольное детство нельзя рассматривать просто как переходный период, подготовку к взрослости. Это период накопления, создания личности. Поэтому поводу Л.Н. Толстой говорил, что от рождения до пяти лет – целая пропасть, а от пяти до восемнадцати – всего один шаг.
В современных условиях главной целью дошкольного образования является воспитание личности, способной к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В образовательных учреждениях необходимо создать определенные условия для раскрытия «самости» ребенка.
С.Д. Якушева утверждает, что в рамках личностно-ориентированного подхода иначе должны быть осознаны и содержание, и принципы обучения. Она отмечает, что от обучения знаниям, умениям и навыкам следует перейти к обучению самой возможности приобретать и использовать их в жизненном опыте [18].
Феномен самости рассматривается в работах философов, социологов, педагогов и психологов (А. Адлер, Б.Г. Ананьев, У. Джеймс, Д.Д. Леонтьев, А.Ф. Лосев, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, К. Юнг и др.).
А.Б. Демидова утверждает что феномены - это «вещи», которые не существуют «сами по себе», отдельно от человека – игра, смерть, любовь и т.д.
В греческом языке, откуда это слово заимствовано многими языками, phainomenon значит «являющееся». В первоначальном смысле слово «феномен» – то же, что явление [4, с. 8].
Философское употребление слова феномен имеет много тонкостей и оттенков, основное, – это нечто переживаемое человеком: иначе говоря, то, что составляет содержание человеческого переживания [4, с. 9].
Э. Гусслерл (Husserl) утверждает что, «феномен» – одно из центральных понятий феноменологии. Мартин Хайдеггер (Heidegger), последователь Э. Гусслерля, сформулировал лаконичное определение понятия феномена «себя-в-себе-самом-показывающее» (das Sich-an-sich-selbst-zeigende) Данная феноменологическая трактовка понятия «феномен» сегодня самая влиятельная. Феномен, согласно объяснениям Хайдеггера, отличается от явления и от видимости (кажимости). Феномен – не иллюзия, не видимость, не проявление чего-то иного – он сам есть то, что он есть. «Если мне кажется, что мне радостно, это переживание действительно присутствует во мне. Если у меня возник образ молнии (то ли я ее увидел, то ли померещилось, то ли я ее представил), то этот образ действительно имеется в этот миг. Если я чувствую боль, это переживание действительно имеет место (независимо от наличия или отсутствия объективных причин для боли)» [4, с. 10].
Слово «феномен» подразумевается и в феноменологическом значении, и в смысле «что-то необычайно важное для всех» [4, с. 10].
В работе мы акцентируем внимание на феномены, включенные в контекст человеческих отношений.
Феномен в словаре русских синонимов: исключение, диво дивное, чудо природы, восьмое чудо света, диковина, факт, игра природы, чудо, чудо чудное, диво, невидальщина, невидаль, явление [20].
Итак, три основных значения слова «феномен»: явление, в котором обнаруживается сущность чего-либо (в философии); редкое, необычное, исключительное явление; выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек.
«Самость» – уникальный феномен, и хотя количество антропоцентрически направленных работ, посвященных проблемам самости растет, острота проблемы человека не снижается [19].
Категория «самость» рассматривается в философии, социологии, педагогики и психологии в работах А. Адлера, Б.Г. Ананьева, У. Джеймса, Д.Д. Леонтьева, А.Ф. Лосева, А. Маслоу, К. Роджерса, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, К. Юнга и др.
Итак «самость» это: архетип в теории Юнга, который становится центром структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри личности в процессе индивидуации объединяются, включаются в состав одного целого [7, с. 781]; уникальное свойство-способность самоосуществления, самоизменения человека в воспроизводстве и расширении-росте своих человеческих возможностей-способностей-потребностей в созидаемом и преобразуемом им мире [6, c. 32]; центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Это цель жизни, цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают [16, c. 88]; отражение внутреннего плана развития личности, прежде всего психофизического, характеризует глубину личности. Она обуславливает развитие личности от элементарных моментов ее жизнедеятельности до сложных психических состояний, которые осуществляются с помощью самопознания, саморегуляции и самоорганизации [13, c. 228]; набор представлений, которыми человек пользуется для определения самого себя. Различают: индивидуальное «Я» (биологическое, физическое, физиологическое, психологическое), и - социальное «Я».
Ученые, занимающиеся проблемами образования, обращают внимание на многосторонность феномена «самости» как системы и результата. В связи с этим самость, на наш взгляд, представляет собой интегральное качество личности.
Итак, к феноменам «самости», обуславливающим развитие личности современного дошкольника относятся: самопознание, закрепляет интерес к своему «Я», обучая способам познания своих личностных качеств и способностей; самоопределение, создает в различной деятельности ситуации выбора, принятия собственного решения; самореализация, помогает проявить свой творческий потенциал в игре, учебной и внеучебной деятельности; саморегуляция, обучает управлению собственными желаниями, порывами, стимулированию и корректированию собственных действий [3, c. 89.]; самосовершенствование, предполагает воздействие на самого себя, опору человека на лучшее в себе, расширение этого лучшего и продвижение к собственной вершине (самосовершенству), достижение акме (греч. асме – расцвет, вершина) [12, c. 94].
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, но при этом человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития [13, c. 226].
В психологии существуют различные подходы к изучению личности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абдульханова, А.Н. Леонтьев, В.В. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, Д.И. Фельдштейн).
Д.И. Фельштейн утверждает, что личность развивается, проходя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором ее формирования является общественно значимая деятельность [8, c. 152].
Личность, по мнению А.Н. Леонтьева, не только «момент деятельности, но и ее продукт», «ею не родятся, а становятся» [9, c. 392].
Итак, быть личностью, по утверждению В.А. Петровского, И.С. Кона, Н.С. Неймарка, А.И. Липкиной, означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания, труда, обладать степенью репрезентативности человека в жизни других людей, способностью самостоятельно производить самооценку, выделяя себя среди окружающих, т.е. открывать собственное «Я».
По мнению Р. Бернса, в образовательном процессе открытие собственного "Я", происходит в самовыражении (самопознание, саморазвитие, самовоспитание) каждой конкретной личности, раскрытии ее творческого потенциала («Развитие Я-концепции и воспитание открытие собственного «Я»).
Проблема развития — одна из наиболее сложных и постоянно актуальных в философии и педагогике. В психологии проблема развития объективно выступает как кардинальная. Практически все работы, связанные с изучением ребенка, направлены на выявление конкретных закономерностей, определенных изменений на разных возрастных этапах, на раскрытие общих принципов развития [18].
В.И. Смирнов трактует понятие «развитие» как процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная сфера, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное, стихийное влияние среды) факторов [15, c. 91].
В своей работе мы берем за основу высказывание В.И. Смирнова, его трактовку понятия «развитие», и солидарны с высказыванием В.И. Слободчикова о «феноменах самости», обуславливающих формирование личности современного дошкольника. Таким образом, личность есть высшая инстанция самости - это «персонализированная, самоопределившаяся самость среди других, для других и тем самым для себя» [14].
Как показывают исследования психологов А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Оллпорта, Г. Мэрфи и др. и педагогов В.А. Сухомлинского, В.И. Андреева, Е.Н. Шиянова, В.И. Смирнова и др., потребность в самовыражении является одной из основных для человека.
Уникальная целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), является стратегическим направлением гуманистической педагогики. Ибо, как утверждал А.Г. Маслоу, уже в самом понятии «самоактуализация» заключается утверждение, что есть некая «самость», подлежащая актуализации [19, c. 97].
В воспитательном процессе, который организует современный педагог, взаимодействуют, обогащая друг друга, два начала: момент самореализации, самоосуществления личности и момент ее социализации, обеспечения таких отношений с социумом, которые способствовали бы максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала.
Так, для ребенка важно не только то, что удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям интересам и способностям (не только в учебной деятельности). Важно его психологическое здоровье.
Однако принципиальная ориентация ребенка на развитие самости, самодеятельности, а не на следование внешним рекомендациям сама собою не возникает, а требует специальной работы взрослых в этом направлении. Духовность сама собой не рождается. Формирование самости включает в себя внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.
Итак, главной целью дошкольного образования является формирование феноменов самости детей на всех этапах онтогенеза.
Ядром педагогической парадигмы, по утверждению С.Д. Якушевой, является «человеческий» подход к ребенку, подготовка его к жизни и адаптации в обществе. В центре парадигмы — развитие самости дошкольника, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. Развитие и саморазвитие, самореализация ребенка, его творчество, жизнетворчество, субъектность — основа парадигмы. Субъект педагог — субъект ученик, такими являются педагогические отношения. Развитие самости — продвижение ребенка на более высокую ступень в активности и в решении поставленных задач [17].
В связи с этим сотворчество педагога и ребенка, рассматривающего возможности самости в решении творческих задач, является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования.
Проблеме сотрудничества педагога и учащегося посвящены работы отечественных и зарубежных психологов и педагогов А.В. Петровского, Т.А. Матиса, Л.И. Айдаровой, В.П. Панюшкина, Г. Магина, В.Я. Ляудиса, Г.А. Цукермана, В.В. Рубцова, А.А. Тюкова, А.И. Донцова, Д.И. Фельдштейна, Й. Ломпшера, А.К. Марковой, А.И. Савенкова и др.
В воспитательном процессе, который организует современный педагог, взаимодействуют, обогащая друг друга, два начала: момент самореализации, самоосуществления личности и момент ее социализации, обеспечения таких отношений с социумом, которые способствовали бы максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала [21].
Творчество детей дошкольного возраста, хотя и выступает еще в неразвитой форме, однако, содержит в себе важные качества, которые создают возможность самостоятельно выходить детям за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый продукт - оригинальный рисунок, новую сказку и т.п.
Творческий процесс - это качественный переход от уже известного к новому и неизвестному. У детей дошкольного возраста это поиск другого сочетания красок и форм в изобразительной деятельности, новых способов в процессе конструирования, сюжетных линий при сочинении рассказа и сказки, мелодий в музыкальной деятельности. Высокая динамичность, гибкость поисковой деятельности детей способствуют получению ими оригинальных результатов при выполнении различных видов деятельности. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития самоуверенности и свободы детского восприятия и мышления [21].
Являясь стержнем личности, творческое воображение, произвольная самостоятельность ребенка, образуют совершенно особую систему. Они самоценны и в то же время не могут существовать друг без друга; несводимы к прямым результатам педагогических воздействий и в то же время обусловлены ими; они выражают своеобразие, неповторимость растущего человека и в то же время основаны на его общности с другими людьми [21].
Феномены самости большую роль играют в ознакомлении ребенка с искусством. Ничто не может сравниваться с ним по силе воздействия на растущего человека. Искусство является уникальным средством формирования эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, появляется потребность в художественной деятельности. В связи с этим необходимо насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, театра, танца. Важно обогащать формы ознакомления детей с искусством, включать его в повседневную жизнь, создавать условия для детского эстетического творчества.
Н.Я. Михайленко считает, что основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключена в условном характере действий [11].
Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно самореализоваться "здесь и теперь", достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных [10, c. 96].
По утверждению М.А. Дорониной, игра имеет большое значение и для развития ребенка. В ней развиваются способности к самовыражению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Чтобы игра стала подлинным средством творческой самореализации ребенка и в полной мере выполняла бы свои развивающие функции, она должна быть свободной от навязанной взрослыми "сверху" тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным "языком" игры - общими способами ее осуществления (условным действием, ролевым взаимодействием, творческим построением сюжета), увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов [5].
Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра, считает А.К. Бондаренко, т.к. в правилах игры заложены педагогические задачи, в дидактическом материале заключены игровые способы действий, которые ребенок усваивает. Так, подчиняясь необходимости выполнять правило, ребенок осваивает саморегуляцию, овладевает коммуникативными способностями, учится согласовывать свои действия с действиями партнеров. В процессе оперирования с игровым материалом у ребенка развиваются познавательные способности: умение пользоваться схемами и моделями, познавательная саморегуляция - внимание, память, воображение - за счет действий по соотнесению предметов и знаков, действий с предметами – заместителями [2].
Таким образом, возможности самости ребенка в сочетании с необходимыми объяснениями взрослого имеют безграничные возможности в решении творческих задач в различных областях дошкольного образования.
И поэтому воспитатель должен видеть в каждом ребенке черты, присущие именно ему, а не те, которые у него есть (или отсутствуют) как у обобщенного "пятилетки", "шестилетки".
Дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования, обеспечивая преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, семьи и школы. Эта ступень образования призвана обеспечить воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление ребенка дошкольного возраста на основе поддержки его индивидуальности, уважения интересов и потребностей ребенка, развития его творческих способностей.
Формирование самости, начинается очень рано. Маленький человек, сталкиваясь с внешним миром и начиная взаимодействовать с ним, очень быстро превращаться в «Я», это значит, что миссия дошкольного воспитания является особой и ни с чем несравнимой.
Задача воспитателя определяется в умении помочь ребенку понять свою самость, услышать внутренние «голоса-импульсы», потенциальные возможности дошкольников, наиглавнейшими из которых являются феномены самости. Открытие собственного "Я", происходит в самовыражении (самопознание, саморазвитие, самовоспитание) каждой конкретной личности.
Умение воспитателя создать атмосферу сотрудничества и сотворчества в учебной и внеурочной деятельности обеспечит развитие творческой деятельности воспитанников. Вследствие такой деятельности будут сформированы навыки, необходимые ребенку для дальнейшего самообразования и саморазвития (самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самоконтроль и самокоррекция) [18].
Ибо, по утверждению Г.С. Батищева сотворчество – это педагогическое взаимодействие, которое принято считать высшей формой сотрудничества. В нем устанавливается определенное равновесие деловых и межличностных отношений воспитателя и воспитанников, а главное возникают отношения сопричастности к общим жизненным ценностям. Сотворчество является не результатом педагогического преобразования сферы совместной деятельности, а процессом «включения» в отношения духовного родства и взаимоответственности, сопричастности всех каждому и каждого всем [1, c. 58].
По словам С.Д. Якушевой, образование – это то, что обучающийся делает сам. Общим знаменателем, интегральным измерением "Я" выступает самопринятие, и самоуважение личности. Успешное становление личности возможно лишь в случае принятия его самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места в жизни.
Исходя из вышеперечисленного - формирование самости современного дошкольника является непреходящей и актуальной задачей.
Самость - это цель жизни, цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают [19].
Сочетание признания самоценности дошкольного детства и понимания его как первого этапа становления личности требует пересмотра учебно – воспитательного процесса.
В рамках личностно ориентированного подхода иначе должны быть осмыслены содержание и принципы обучения. От обучения знаниям, умениям и навыкам следует перейти к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизненном опыте.
Как нам представляется, рассмотрение человека как самости позволяет в центр его понимания ставить проблему его целостности, то есть того, что придает ему внутреннее единство. От человека ожидаются реализации себя как самодостаточной, ответственной, устойчивой, так и гибкой, меняющейся, открытой к изменениям самости.
Формирование самости – одна из насущных задач современной образовательной политики, которая должна эффективно решаться в сфере дошкольного образования. Самость дошкольника является интегральным личностным качеством, позволяющим понимать и созидать красоту в сфере межличностных отношений,
Наиболее эффективно формирование самости дошкольника реализуется в целостной системе образовательно-воспитательных мер, осуществляемых в рамках дошкольного образования.
В качестве оптимальной системы формирования самости дошкольника должна быть выработана структурно - функциональная модель, отражающая цель, принципы, задачи, этапы, условия, компоненты, функции и средства исследуемого педагогического процесса.
Проведенное исследование не исчерпывает содержания многоаспектной педагогической проблемы развития самости дошкольника. Перспективными направлениями изучения могут стать разработка инновационных проектов по формированию самости современного дошкольника; создание методик по формированию и моделированию скрытых возможностей самости.
Ш.А. Амонашвили утверждает, что в профессионально-педагогической деятельности педагогу необходимо руководствоваться следующими заповедями: верить в безграничность ребенка и свою искру Божью, а также, следуя наследию классической (гуманной) педагогике, помнить о том, что без духовной общности воспитание не состоится. Ибо классическая педагогика - это язык сердца, язык будущего.
Список литературы:
1.Батищев Г.С. Педагогическое понимание как сотворчество (к философской проблематике нового педагогического мышления) [Текст] / Г.С. Батищев, Н.Н. Лебедева // Вестник высшей школы. – 1989. – № 8. – С.58-63.
2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд дораб [Текст] / А.К. Бондаренко. — М.: Просвещение, 1991 — 160с.
3.Голованова Н.Ф. Общая педагогика: учебное пособие [Текст] / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2005. – 317с.
4.Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия: Учеб. пособие. Аннотация. [Текст] / А.Б. Демидов. – Мн.: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999. – 180с.
5.Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста [Текст] / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика.-2007.-№ 4.-С.10-14.
6.Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность [Текст] / И.Д. Егорычева // Мир психологии. – 2005.-№ 3 (43).-С.11-32.
7.Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь [Текст] / И.М. Кондаков. - М.: Издательство «Прайм Еврознак», 2007. – 783с.
8.Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии [Текст] / В.Г. Крысько. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-368с.
9.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т.Т.1. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983.- 392с.
10.Маслоу А.Г. Психология бытия [Текст] / А.Г. Маслоу. – М.: Рефл-бук, 1997. – 304с.
11.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Издательство «Гном и Д», 2000. – 96с.
12.Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учеб. пособие [Текст] / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224с.
13.Педагогика: учеб. пособие [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512с.
14.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. – 384с.
15.Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях [Текст] / В.И. Смирнов. – М.: Педагогическое общество России, 2000.– 416с.
16.Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности / пер. с англ. И.Б. Гриншпун [Текст] / К.С. Холл, Г. Линдсей. - М.: ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999. - 592с.
17.Якушева С.Д. Сотворчество - доминанта взаимодействия учителя и ученика в современном школьном образовании // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Тезисы международной конференции с элементами научной школы для студентов, аспирантов и молодых ученых. МГППУ (6-10 октября 2009г.). – Институт Психологии Российской Академии Наук – [электронный ресурс]. – Режим доступа. - URL: http://www.intellectus.su/conf/%F1-2009/yakusheva.htm
18.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: Учебник. 3-е изд., стер. [Текст] / С.Д. Якушева. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256с.
19.Якушева С.Д. Феномены самости в развитии профессионального мастерства педагога [Текст] / С.Д. Якушева // Инновации и традиции науки и образования: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Часть 2. / под общей редакцией С.В. Лесникова. - Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет, 2010.-116с.-С.95-103.
20. Словарь русских синонимов (онлайн версия) - [электронный ресурс]. - Режим доступа. – URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-synonyms-term-90821.htm
21. Концепция дошкольного воспитания [электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.ref.by/refs/62/13270/1.html
дипломов
Оставить комментарий