Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическая психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА
Якушева Светлана Дмитриевна
канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры педагогики МГПИ, г. Москва
Мельникова Валентина Николаевна
воспитатель, ГОУ детский сад № 2172,
ЗОУО Департамент образования города Москвы
студентка V курса, колледж МГПИ, г. Москва
XXI век характеризуется значительными социально-экономическими, политическими и культурными изменениями, требующими нового осмысления.
Развитие современного отечественного образования осуществляется с учетом инновационных процессов, которые обусловлены вхождением России в Болонский процесс. Происходит реформирование российской системы образования: формируются новые подходы, разрабатываются государственные образовательные стандарты, предъявляются современные требования к качеству образования.
Существенные изменения претерпевает и система дошкольного образования и воспитания. До 2020 года осуществляется внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) новейших научно-педагогических достижений в области управления и образовательных технологий.
В связи с переходом на новые стандарты особое внимание уделяется развитию творческого потенциала воспитателя, обладающего современным мышлением, информационной и личностной культурой.
Ш.А. Амонашвили отмечает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей всецело зависит от личности педагога. Он обращает внимание на личностные качества педагога - любовь к детям, умение понимать их, быть оптимистом, верить в преобразующую силу воспитания. Педагогу присуще все лучшее, что людям нравится в нем и улыбка, строгость, сдержанность, скромность, чуткость, искренность, и интеллигентность, общительность и любовь к жизни [3, с. 5].
По утверждению С.Д. Якушевой, важнейшими качествами личности педагога являются его ценностные ориентации. Это основные категории профессионализма педагога – человека знающего, требовательного, творческого, гуманистическая направленность определяет смысл деятельности, активную позицию педагога-мастера [20, с. 9].
Дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного отечественного образования, обеспечивая преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, семьи и школы. Появилась возможность для выбора собственной стратегии развития каждому образовательному учреждению. При этом главными целями любого ДОУ являются обеспечение доступности, повышение качества и эффективности дошкольного образования, отечественный рынок труда определяет высокие требования к профессиональным знаниям современного специалиста.
На наш взгляд, доминантой в деятельности любого образовательного учреждения является воспитатель, ибо с него начинается социализация ребенка в общество и от его компетентности зависит дальнейшее развитие его личности.
В настоящее время востребован не просто педагог, а педагог-творец, исследователь. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творческого подхода к проблеме организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Профессиональная подготовка современного специалиста включает в себя фундаментальные общеобразовательные, психолого-педагогические и специальные знания, изучение современных педагогических технологий, формирование установки на инновацию и творчество.
Проблема педагогического творчества как основы профессионального мастерства нашла свое отражение в трудах педагогов и психологов В.Н. Дружинина, В.И. Загвязинского, И.П. Иванова, А.М. Коршунова, А.М. Матюшкина, В.С. Юркевич, В.А. Сластенина, К.М. Коджаспировой, Л.И. Шестова, Н.А. Бердяева, Э. Канта, С.Д. Якушевой.
В связи с этим, важнейшей стороной профессионального становления педагога, является постижение педагогического мастерства. Путь к его вершине сложный. Но удивительно интересный! Развитие способности к творческому и внутреннему преображению по канонам истины, добра и красоты – это путь воспитания духовности, путь возрождения российской интеллигентности [20].
По словам А.С. Макаренко, мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известный мастер – токарь, прекрасный мастер – врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог [13, с. 243].
Педагогическое мастерство, по утверждению Г.М. Коджаспировой, - это уровень совершенного владения педагогической деятельностью. Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность. Педагогическое мастерство - высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу, работающему по призванию [10, с. 137].
Б.Т. Лихачев полагает, что педагогическое мастерство является частью педагогического искусства и выражается в современном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности [12, с. 284].
Ю.П. Азаров заявляет, что основой педагогического мастерства является знание закономерностей воспитания детей [2, с. 108].
И.П. Андриади считает, что педагогическое мастерство можно рассматривать как свойство личности, отражающее ее духовно- нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению социокультурных ценностей общества. А также теоретическую и практическую готовность к творческому применению знаний, умений, навыков и профессиональной деятельности [5, с. 4].
Педагогическое мастерство, по утверждению С.Д. Якушевой, - это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправленно на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения, способностей. Она считает, что педагогическая культура, профессиональная компетентность педагога, педагогические умения и способности, речевая культура, педагогическое взаимодействие, умение управлять собой, педагогическое общение и этика, психолого-педагогического знания, - это слагаемые педагогического мастерства, одним из которых является творческая индивидуальность педагога. Ибо сущность педагогического мастерства, отмечает она, заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность [20, с. 5-6].
Развитие творческого потенциала педагога освещается в работах В.И. Андреева, Т.Г. Браже, Ю.Н. Кулюткина, М.Г. Мерзляковой, И.О. Мартынюк, В.Г. Рындак. Авторы связывают совершенствование профессиональной подготовки педагога с изучением творчества как механизма развития личности, а также с выделением сущностных черт педагогического творчества.
В рамках изучения творчества и его влияния на личность большое внимание в исследованиях В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандровой, Н.В. Кузьминой отводится педагогическому творчеству.
Ю.Н. Кулюткин отмечает, что творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогика творчества, подчеркивает В.С. Шубинский, выделяет закономерности формирования творческой личности. И.Я. Лернер рассматривает творчество как активную форму деятельности педагога, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение.
С.А. Козлова и Т.А. Куликова заявляют о том, что педагогическое творчество это непременное условие современного педагогического процесса, центральной фигурой, которой является ребенок. Он, представляя собой неповторимую личность, требует особых, индивидуализированных способов воздействия и форм общения. Отсюда следует, что современный педагог поставлен перед необходимостью творчески взаимодействовать со своими воспитанниками, творчески преобразовывать их [9, с. 17].
Н.В. Мартишина утверждает, что педагогу, деятельность которого по определению является творческой, необходимо осознать ценностную природу самого творчества. Она заключается в первую очередь в возможности описания с позиций творчества (разного по природе, личностно-общественной окраске, масштабности, последствиям, оценке) всех трех проекций картины мира (прошлое, настоящее, будущее), их сопоставления, соединения, перехода из одного состояния в другое, многомерности и неоднозначности явных и скрытых причинно-следственных связей. Через призму творчества мы яснее видим всю сложность смыслового насыщения временного пространства. Здесь речь идет о качественных параметрах (творчество, культура, социальные отношения и пр.) [14, с. 75].
С.Д. Якушева отмечает, что феномен творчества, развитие творческой личности, формирование условий, при которых протекают творческие процессы,- это значимые явления в современной психолого-педагогической практике [20, с. 46].
Развитие профессионального творчества педагогов детского сада, по утверждению Е.В. Котовой и С.В. Кузнецовой, Т.А. Романовой, вызвано следующими факторами: возрастанием социальных требований к качеству подготовки специалистов в условиях реформирования образования; наличием конкуренции в профессиональной среде и осознанием необходимости дальнейшего саморазвития и самосовершенствования; творческим характером профессии воспитателя и его педагогической деятельности, успешность которой во многом зависит от уровня сформированности его личностных качеств, таких как: самостоятельность, инициативность, глубокая личная заинтересованность в решении педагогических задач воспитания и образования [11, с. 10].
Состав профессионально значимых характеристик личности педагога довольно обширен. Анализ исследований отечественных ученых Ф.Н. Гоноболина, В.Н. Крутецкиго, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской и др. позволяет выделить основные профессиональные качества личности педагога, такие как: умственные; дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный детям; применять и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь и т.д.); перцептивные качества (умение и способность проникать в душевный мир детей, развитая психологическая наблюдательность); организаторские качества; волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.); коммуникативные; тактичность; педагогическое воображение, способность к распределению внимания; динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению; эмоциональную устойчивость (способность владеть собой); оптимистическое прогнозирование; креативность [18, с. 12].
Итак, первой ступенью к овладению педагогическим мастерством является творчество.
В.И. Андреев определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс: наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи; социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности; наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; новизна и оригинальность процесса или результата [4, с. 107].
Н.А. Бердяев говорил, что творчество – это тайна. Тайна творчества есть тайна свободы. Тайна свободы бездонна, она – бездна. Так же бездонна и неизъяснима тайна творчества. Проблема творчества - один из аспектов человеческого бытия, ибо личность, по утверждению Н.А. Бердяева, всегда выступает как "творящая", вне творчества нет личности, творчество пронизывает практически все виды человеческой деятельности [6].
Личность, по определению Л.С. Выготского, - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, для их обслуживания. Поэтому, формирование личности - это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека [7, с. 8].
И.А. Урклин утверждает, что именно педагог формирует личность человека подобно скульптору, который высекая, создает свое произведение [17, с. 86].
С.Д. Якушева отмечает, что сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность [20, с. 5].
Итак, творчество воспитателя неразрывно связано с формированием личностных качеств педагога. Это способствует решению множества задач: эффективности педагогического взаимодействия; созданию творческой атмосферы сотрудничества в педагогическом процессе; максимальному раскрытию творческого потенциала воспитателя и воспитанников. Педагог должен управлять своим поведением, эмоциями, настроением, социально-перцептивными способностями, техникой речи; воздействовать на личность и коллектив, раскрывая технологическую сторону процесса воспитания и обучения. Внешний вид педагога должен быть эстетически выразителен; прическа, костюм, украшения в одежде — подчинены решению педагогической задачи, т.е. эффективному воздействию на формирование личности воспитанника [20, с. 44].
Российский педагог 20-х годов прошлого века С.Т. Шацкий утверждал, что без педагога, способного творить и понимать творимое, путей к новой школе быть не может – эти слова как никогда актуальны сегодня. Последние годы в педагогике укоренилось утверждение, что у творчески работающего педагога - творчески развитые воспитанники. Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности [15, с. 143].
Таким образом, педагогическое творчество требует от педагога наличия таких личностных качеств, как: инициатива, индивидуальная свобода, самостоятельность и ответственность, готовность к риску, независимость суждений. Становится очевидным, что педагогическое мастерство является сферой творческого приложения и реализации педагогической способности личности. В педагогических ценностях личность «опредмечивает» свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.
Современная педагогика, заявляет С.Д. Якушева, — педагогика сотрудничества. Она стремится к активизации самого обучающегося, к тому, чтобы сделать его соратником, соучастником педагогического процесса. Ибо образование в любой области предполагает не только усвоение определенного комплекса знаний, но и умение самостоятельно, творчески мыслить, чутко реагировать на все вокруг происходящее. Необходимо ко всему, даже к самому малому, подходить творчески [19, с. 254].
В.А. Сухомлинский говорил, что искусство и мастерство воспитания заключатся в том, чтобы, раскрыв силы и возможности каждого ребенка, дать ему радость успеха в творческом и умственном труде [16, с. 23].
Важнейшей задачей отечественного дошкольного образования является переход к гибкой, многофункциональной системе воспитания, которая осуществляется благодаря личностно-ориентированной модели вариативного образования. Оно рассматривается нами как процесс, направленный на формирование такой картины мира, которая смогла бы обеспечить ориентировку личности в разнообразных ситуациях постоянно развивающейся и меняющейся реальности.
Дошкольный возраст – самый «игровой» период детства, который является возрастом самого интенсивного психологического развития ребенка, периодом первоначального формирования качеств личности [1, с. 3].
Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева показывают, что в старшем дошкольном возрасте появляется новый тип деятельности - творческий. Н.Н. Поддьяков отмечал, что в дошкольном возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразной деятельности ребенка, накопления опыта личностного роста.
В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. В исполнительских видах деятельности (пение, рисование, игра-драматизация, танец) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому, попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем к творческой инициативе [11, с. 7].
В.А. Ильев, опираясь на теорию и практику театральной педагогики, указывает на метод, способствующий раскрытию, раскрепощению творческих возможностей педагогов и творческих способностей детей (всех без исключения). Но здесь невозможно механическое заимствование, необходима психологическая сопричастность к опыту, если речь идет о внедрении метода театральной педагогики.
Он призывает обратиться к игровой природе актерского искусства и к основам режиссуры для проявления закономерностей самостоятельного творческого мышления детей. Он разработал методику организации открытого режиссерского действия, суть которой в превращении занятия в своеобразный импровизированный спектакль со сквозным действием процесса коллективного творчества, и методику организации взаимодействия педагога с воспитанником в опоре на основы театральной педагогики [8, с. 98].
Доминантой в деятельности любого образовательного учреждения является воспитатель, так как с него начинается социализация ребенка в общество, взаимодействие воспитателя и ребенка, от его компетентности зависит дальнейшее развитие личности ребенка. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности ребенка и формируются его творческие способности. Педагоги практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с потоком проблем, начинается в детские годы [11, с. 3].
Педагогу необходимо создать условия, при которых дошкольники будут чувствовать себя созидателями, открывателями чего-то нового в окружающем мире. Процесс познания позволит ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения новых задач произвольно, а к концу дошкольного детства осознанно относиться к собственной деятельности [11, с. 4].
Организация игрового пространства (музыкальный и театральный уголок; зона сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих игр) и предметной среды; создание зон для творческих игр, способствующих психическому, физическому и душевному здоровью ребенка, условий для самореализации личности в творчестве и игре [11, с. 25].
Конструкция игрового пространства позволяет дошкольнику: реализовать себя в творческой деятельности; удовлетворять основные потребности, связанные с творческой самореализацией; выстраивать динамично и гибко взаимодействие со сверстниками и педагогом, а также вариативность сюжетов творческих игр. Такое построение предметно-пространственной среды и ее развивающий потенциал оптимизирует процесс развития личности и создает условия для расширения «зоны ближайшего развития» дошкольников, затрагивая важнейшие личностные возможности (сенсорные, интеллектуальные, творческие, этические, эстетические, креативные и др.) [11, с. 26].
И так, мы считаем, что развивать творческие способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его творческого потенциала. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Необходима работа, направленная на систематическое развитие творческого потенциала личности ребенка, совместное взаимодействие педагога и воспитанника, доминантой, которой является сотрудничество и сотворчество.
Ибо современная педагогика, заявляет С.Д. Якушева, - педагогика сотрудничества. Она стремится к активизации самого обучающегося, к тому, чтобы сделать его соратником, соучастником педагогического процесса. Образование в любой области предполагает не только усвоение определенного комплекса знаний, но и умение самостоятельно, творчески мыслить, чутко реагировать на все вокруг происходящее. Необходимо ко всему, даже к самому малому, подходить творчески [20, с. 254].
Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности педагога. Особое место в нем занимает развитая потребность - творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении.
Таким образом, в сфере развития личности, педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования. Успех образования впрямую зависит от личности воспитателя, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала. От воспитателя требуются, прежде всего, глубокие профессиональные знания; знания последних достижений науки в области педагогики и психологии; новых образовательных и информационных технологий, от его профессиональной пригодности, педагогического мастерства, его творчества. В связи с этим особую значимость сегодня приобретает именно развитие педагогического творчества как основы профессионального мастерства воспитателя детского сада.
Доминантой педагогического мастерства является, по словам Ю.П. Азарова, то, что следует «вселить в каждого абсолютную уверенность в своем даровании, снять страхи и неуверенность в себе. Разбудить мощную потребность творить» [2].
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому преподавателю только при целенаправленном индивидуально-психологическом самообразовании и саморазвитии на основе интеграции опыта. Теоретических знаний и практических умений. Именно осознанная профессиональная деятельность является источником педагогического мастерства – единства общекультурных, деловых свойств личности и профессиональной компетентности педагога.
Список литературы:
1.Абдулова Т.Н. Психология игры: современный подход: учеб. пособие [Текст] / Т.Н. Абдулаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.-208с.
2.Азаров Ю.П. Мастерство воспитателя [Текст] / Ю.П. Азаров. – М.: Просвещение, 1971.-126с.
3.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – Мн.: Университетское, 2000. - 154 с.
4.Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. [Текст] / В.И. Андреев. – Казань, 2000. – 600с.
5.Андриади И.П.Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / И.П. Андриади. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 160с.
6.Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.: АСТ-Фолио, 2003. - 226с.
7.Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1985.-218с.
8.Ильев В.А. Театральная технология и педагогическое искусство: Учеб. пособие. - 3-е изд. [Текст] / В.А. Ильев. - М.: АО «Аспект – Пресс», 1993.-125с.
9.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия»,1998. - 432с.
10.Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник [Текст] / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2004.-528с.
11.Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие [Текст] / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. 128с.
12.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие [Текст] / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 2001. - 523с.
13.Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч.: в 7т. - Т.5. [Текст] / А.С. Макаренко - М.: АПН РСФСР, 1958. – 558с.
14.Мартишина Н.В. К вопросу о моделировании процесса становления творческого потенциала личности педагога [Текст] // Педагогическое образование и наука. - 2006. - №3. - С.69-72.
15.Педагогика: учеб. пособие [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. Под. ред. В.А. Сластенина. - М.: Школа-Пресс, 2007 - 512с.
16.Сухомлинский В.А. Сто советов учителю [Текст] / В.А. Сухомлинский. - Киев.: Рад. школа, 1984.-254с.
17.Урклин И.А. Основы вузовской педагогики: учеб. пособие [Текст] / И.А. Урклин; Под ред. Н.В Кузьминой. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. - 311с.
18.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие [Текст] / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – Издательский центр «Академия», 202.-256с.
19.Якушева С.Д. Университетский образовательный округ интеграция науки, образования и практики: Монография [Текст] / С.Д. Якушева. – М.: АПКиППРО, 2009. - 200с.
20.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: Учебник. 3-е изд., стер. [Текст] / С.Д. Якушева. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256с.
дипломов
Оставить комментарий