Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Полякова О.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОПОНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ФОРМИРОВАНИЕ  НАУЧНОГО  МИРОПОНИМАНИЯ  У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Полякова  Ольга  Юрьевна

аспирант  УлГПУ  им.  И.Н.  Ульянова,  г.  Ульяновск

E-mailjlo124@mail.ru

 

Стремительное  развитие  общества,  появление  новых  технологий,  требуют  от  человека  умения  быстро  адаптироваться  к  меняющимся  условиям.  Эти  изменения,  происходящие  в  жизни,  оказывают  огромное  влияние  на  воспитание  и  образование  молодого  поколения  нашей  страны.  Меняются  идеи,  ценности,  многие  личностные  качества,  на  которые  ориентировались  бы  взрослые  и  дети.

Первой  и  важной  ступенью  в  системе  образования,  закладывающей  основу,  «фундамент»  будущей  личности  является  система  дошкольного  образования. 

Детство  –  особая  субкультура,  которая  функционирует  по  самобытным  законам,  имеет  свою  систему  ценностей,  утверждает  собственный  стиль  жизни,  порой  недоступный  взору  и  разуму  взрослого  человека,  демонстрирует  специфичные  особенности  познания  окружающего  мира

В  современной  философской  и  психолого-педагогической  литературе  (И.С.Кон,  Н.Н.Поддъяков,  Д.Б.Эльконин  и  др.)  детство  рассматривается  как  сложный  многомерный  феномен,  опосредованный  биологическими  и  социокультурными  факторами,  как  жизненная  сфера,  полная  загадок  и  непознанных  явлений.

Отличительной  особенностью  детства  во  все  времена  было  стремление  к  миропониманию:  сложное  и  непонятное  свести  к  простому  и  ясному,  загадочному  дать  объяснение  и  разгадку.  Мир  детей  всегда  является  частицей  «большого»  мира,  где  распорядителями,  несомненно,  выступают  взрослые.  Реальность  окружающего  мира  дети  и  взрослые  видят  и  понимают  по-разному,  что  обусловлено  возрастом  и  личностным  опытом.  Познание  ребенка,  в  первую  очередь,  направлено  «вовне»  –  на  реальности  природы,  предметного  мира,  образно-знаковых  систем  и  социального  пространства.  Предметом  познания  для  него  выступает  «иное»,  которое  манит  своей  неизвестностью  и  тайной.  Соприкасаясь  с  «иным»,  ребенок  исследует  его,  выявляет  смысл,  и  через  его  понимание  приближается  к  постижению  истины.  Иначе  говоря,  познание  обеспечивает  ребенку  определенные  сведения  о  реальностях  окружающего  мира,  а  понимание  определяет  связь  этих  сведений  с  реальностями,  их  место  в  жизнедеятельности. 

Если  миропонимание  имеет  огромное  значение  в  жизни  человека  (формирует  его  как  личность),  то  возникает  вопрос:  каким  же  образом  оно  формируется.

Процесс  формирования  миропонимания  начинается  с  первых  лет  жизни  ребенка.  Именно  в  дошкольном  возрасте  закладываются  наиболее  фундаментальные  качества  личности  ребенка,  в  том  числе  его  отношение  к  миру.  Согласно  представлениям  Д.Б.  Эльконина,  в  дошкольном  возрасте  начинают  закладываться  предпосылки  миропонимания.  Это  возраст  сюжетно-ролевой  игры,  которая,  является  стадией,  для  развития  содержательной  и  динамической  стороны  детского  миропонимания. 

М.И.  Лисина  считает,  что  развитие  миропонимания  ребенка  происходит  путем  постепенной  дифференциации  и  усложнения  той  первоначальной  целостности  (общий  способ  действия  ребенка  по  отношению  к  миру),  которая  спустя  годы  станет  миропониманием.[4]. 

Примечателен  подход  к  детскому  миропониманию  Н.А.  Менчинской  которая,  ограничивается  изучением  сугубо  научно-материалистического  миропонимания  и  выделяет  две  линии  его  развития:  интеллектуальную  и  эмоционально-волевую.  Интеллектуальная  линия  проявляется  как  развитие  от  представлений  к  обобщенным  категориальным  знаниям  о  действительности.  Эмоционально  -  волевая  –  от  ситуативного  использования  знаний  к  целенаправленному  их  применению.[5].

Н.И.  Непомнящая,  не  применяет  непосредственно  термин  «миропонимание»,  однако  считает,  что  в  отношении  ребенка  к  миру  проявляется  связь  между  направленностью  личности  и  знаниями  о  предмете  этой  направленности.  В  её  работах  можно  найти  указания  на  то,  что  активность  отношения  к  миру  является  составляющей  для  развития  предпосылок  миропонимания.  [7].

  Миропонимание  ребенка-дошкольника  И.Э.Куликовская  представляет  в  виде  трёх  взаимообусловленных  уровней.  Каждый  из  них  самостоятелен,  имеет  своё  ценностное  значение  и  является  базовым  для  становления  следующего  уровня.  Первый  уровень  –  мифологическое  миропонимание  –  появляется  примерно  в  младшем  дошкольном  возрасте,  второй  уровень  –  философское  миропонимание  формируется  в  среднем  дошкольном  возрасте,  а  к  старшему  дошкольному  возрасту  начинает  складываться  третий  уровень  –  научное  миропонимание.  Детское  миропонимание  исключительно  динамично  и  зависит:  а)  от  возраста  ребенка;  б)  от  его  личностных  параметров  (доминирующих  потребностей,  пассивно-отражательной  или  активно-конструирующей  жизненной  позиции;  в)  от  сложившейся  системы  ценностей,  жизненных  смыслов);  г)  от  социокультурной  ситуации  развития  (культуры,  образовательной  парадигмы,  социально-экономических  факторов). 

Мифологическое  миропонимание  выступает  чувственным,  нерациональным  способом  познания  окружающего  мира,  однако  оно  имеет  свою  самостоятельную  ценность,  обусловливая  предварительные  знания  философского  и  научного  миропонимания:  интерпретирует  элементы  общечеловеческой  культуры;  даёт  целостное  представление  о  мире  и  месте  человека  в  нём;  формирует  опыт  моделирования  социальных  ситуаций;  осуществляет  познание  ребенком  причинно-следственных,  пространственно-временных  и  иных  зависимостей  мира;  позволяет  ребенку  усваивать  фундаментальные  общечеловеческие  способы  жизнедеятельности  в  социальном  и  природном  мире.  Без  богатого  чувственного  опыта,  без  стремления  приписывать  всему  мирозданию  человеческий  облик  невозможен  переход  к  следующему  виду  миропонимания  ребенка  –  философскому.[3]. 

Философское  миропонимание  по  своему  содержанию  отлично  от  мифологического.  Философское  миропонимание  обусловливает  гармоничное  познание  мира  и  места  человека  в  нём.  Причем,  приоритет  отводится  разуму,  с  помощью  которого  можно  всё  познать  и  обосновать.  В  данном  контексте  примечательны  слова  В.В.  Миронова:  «Подобно  тому,  как  музыкант  улавливает  в  этом  мире  гармонию  звуков,  художник  –  гармонию  цвета,  скульптор  –  гармонию  форм,  поэт  –  ритмику  мира,  философ  улавливает  разумность  бытия,  раскрывающегося  для  нас  через  системы  понятий  и  категорий,  как  разумная  логика  бытия  [6].  В  контексте  философского  миропонимания  выделяются  натурфилософская  его  составляющие. 

Следующей  разновидностью  философского  миропонимания  ребенка  является  натурфилософия  –  философия  умозрительного  истолкования  природы  с  целью  познания  её  связей  и  закономерностей.

Натурфилософское  осмысление  мира  осуществляется  в  логике  и  мифологического,  и  философского,  и  научного  миропонимания.

Высшим  уровнем  в  познании  окружающего  мира  является  целостность  представлений  о  нем,  включающая  различные  грани  мира  и  механизмы  его  познания  (анализ,  синтез,  сравнение,  классификация).  Познавательное  развитие  ребенка  предполагает  развитие  основных  познавательных  процессов  –  восприятия,  внимания,  мышления  и  воображения.  В  результате  у  ребенка  складывается  целостная  многоуровневая  система  представлений  о  мире,  других  людях,  о  своей  деятельности  и.т.д.[2].  Уже  на  раннем  этапе  дошкольного  детства  ребенок  открывает  для  себя  мир  через  произведения  поэтов  и  писателей,  в  народном  фольклоре  и  др.  В  процессе  мыслительной  деятельности  ребенок  объясняет  сущность  того  или  иного  явления,  посредством  системы  значений  мысленно  моделирует  мир,  включающий  Мир  вещей  и  предметов,  Мир  людей,  Мир  самого  себя.  Ребенок  постигает  основополагающие  законы  мироздания,  опытно-экспериментальным  путём  устанавливает  закономерности  в  каком-либо  аспекте  реальности,  усваивает  начальные  формы  понятия  о  живом  и  неживом,  изменении  и  развитии.  Теоретические  положения  Н.Н.  Поддъякова  о  мыслительной  деятельности  дошкольников  позволили  определить  логику  научного  миропонимания  ребёнком:  от  понимания  сущности  отдельных  предметов  к  пониманию  системы  связей  между  предметами  и  далее  –  к  пониманию  отдельных  свойств  и  качеств  предметов  в  системе  межпредметных  функциональных  связей  [1].  Такой  подход  к  проблеме  формирования  научного  миропонимания  ребенка  систематизирует,  упорядочивает,  углубляет  его  знания  и  представления  о  реальностях  мира,  способствует  развитию  исследовательских  навыков,  самостоятельного  творческого  мышления. 

В  возрастной  психологии  детское  миропонимание  рассматривается  как  одно  из  новообразований  ребёнка  дошкольного  возраста.  Для  всего  же  нового  характерна  хрупкость,  незащищённость.  Именно  поэтому  экология  детского  миропонимания  становится  в  наше  время  насущной  проблемой.  Погружение  ребенка  в  дискретную  научную  картину  мира,  организация  предметно-центрированной  системы  образования,  доминирование  рациональных  подходов  в  обучении  лишают  детское  миропонимание  непосредственности,  яркости  и  самобытности.  Взрослые  обрекают  ребенка  на  жизнь  в  прокрустовом  ложе,  окруженном  абсолютными  законами  и  всеобъемлющими  концепциями.  Традиционная  дидактика  системы  дошкольного  образования  пытается  «убрать  все  лишнее»  из  предметной  области  «окружающий  мир»:  смыслы  заменяются  функциональным  значением  познаваемых  объектов,  понимание  подменяется  запоминанием,  постижение  истины  –  усвоением  готовых  знаний.  И  как  следствие,  –  познаваемый  ребенком  мир  приобретает  черты  дискретности,  непонятности,  холодности  и  враждебности.  Происходит  отчуждение  ребёнка  от  мира,  тем  самым  нарушается  гармоничная  целостность  мироздания,  ибо  за  его  пределами  остаётся  важнейшая  социальная  единица  –  ребенок.  На  удивление  нам,  взрослым,  в  сложившейся  ситуации  ребенок  всё  же  находит  силы,  он  продолжает  творить,  наполнять  личностными  смыслами  свой  мир,  в  котором  от  «нашего»,  слишком  сложного  и  запутанного,  взято  совсем  немного. 

 

Список  литературы:

1.Буре  Р.С.  Обучение  и  воспитание  дошкольников  в  деятельности:  пособие  для  воспитателя  детского  сада  [Текст]  /Р.С.  Буре.  –  М.:1994.–  92с.

2.Куликовская  И.Э.  Мировидение.  Программа  интеллектуально-познавательного  развития  детей:  программа  для  методистов  и  воспитателей  ДОУ  [Текст]  /  И.Э  Куликовская.  –  Ростов  н/Д:  Изд-во  «Учитель»,  2003.–  128с.

3.Куликовская  И.Э.  Теория  и  практика  развития  мировидения  у  детей  в  дошкольном  учреждении:  монография  [Текст]  /И.Э.Куликовская.  –  Ростов  н/Д:  Изд-во  Рост.  пед.  ун-та,  2002.  –  302с. 

4.Лисина  М.И.  Общение,  личность  и  психика  ребенка:  учеб.  пособие  [Тест]  /М.И.  Лисина.  –  М.:  Воронеж,  НПО  «Модэк»,  1997.–  384с.

5.Менчинская  Н.А.  Проблемы  обучения,  воспитания  и  психического  развития  ребенка:  учеб.  пособие  [Текст]  /Н.А.  Менчинская.  -  М.:  Изд-во  «Институт  практической  психологии»,  1998.-  448с.

6.Миронов  В.В.  Наука  и  философия  в  системе  мировоззренческих  ориентаций  современной  культуры:  Дис.  …д-ра  филос.  наук.  М.,1998.–365с.

7.Непомнящая  Н.  И.  Становление  личности  ребенка  6-7  лет:  монография  [Текст]  /Н.И.  Непомнящая.  -  М.:  Педагогика,  1992.-  160  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий