Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СОДЕРЖАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Савина Галина Васильевна
соискатель аспирантуры МГГУ им. М.А. Шолохова,
учитель биологии МОУ «СОШ№1», г.Ступино, Московская область
E-mail: bearnas2@yandex.ru
Принципиальное отличие концепции современной парадигмы образования от так называемой «знаниевой» состоит, прежде всего, в том, что образование рассматривается как деятельность, цель которой – развитие личности посредством воспитания и обучения. Процессы гуманизации и гуманитаризации относятся к глобальным проблемам современности, особенно актуальны и важны они для нынешнего российского образования. Обозначенные непростые процессы определяют истинный смысл, сущность и цель современной парадигмы образования. Практика показывает, что сознание большинства педагогов ориентировано только на внешние признаки этих процессов: обновление учебных планов, программ и т.д., что, несомненно, важно. Однако эти частные проявления не захватывают глубинных основ гуманизации и гуманитаризации, касающихся изменения межличностных отношений, изменения самого человека – участника образовательного процесса. Таким образом, переход на субъектный тип отношений, признание прав личности школьника на уникальность, активность, внутреннюю свободу и духовность, а также изменение содержания образования, заключающееся в выявлении в любом учебном предмете общечеловеческих ценностей и личностных смыслов, происходит в современной школе пока чрезвычайно медленно.
К.Д. Ушинский писал: «Во всякой науке более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник» [8, с. 609].
В связи с обозначенными направлениями изменения школьного образовательного процесса, в свою очередь неминуемо изменяется роль и место эстетического компонента образования. Это связано не только с обновлением, происходящим в образовании, но и с тем, что сегодня общество испытывает потребность не столько в умелом исполнителе, сколько в инициативном созидателе, генераторе концепций и идей, способном творить «по законам красоты» - именно такого человека дает обществу эстетическое воспитание.
Содержание обучения можно считать основным источником эстетического интереса подростков, так как именно оно передает и формирует ценностное отношение к явлениям природы, объектам и знаниям о них [9].
Чтобы управлять этим отношением, необходимо проанализировать характер и структуру эстетически организованного содержания учебного материала.
В историческом контексте происходило становление двух тенденций образования – прагматической и культурологической. Осмысление культурно-гуманистических функций образования позволяет сделать вывод об общей направленности современного образования на гармоничное развитие личности. В свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования, нашедший отражение в работах И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.С. Леднева, Б.М. Бим-Бада и А.В. Петровского и др.
В связи с названными реальностями обозначились две проблемы:
1. Необходимость пересмотра содержания образования.
По мнению специалистов, оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях [6].
2. Разработка и внедрение новых технологий обучения и воспитания, сущностной спецификой которых станет развитие творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности в совместном личностном росте педагога и учащихся.
С учетом обозначенных проблем нами сделана попытка их осмысления и частичного решения применительно к биологическому школьному образованию.
Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находит концентрированное выражение интересов общества и интересов личности.
Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые, нужны ей и обществу для включения в социально ценностную деятельность [6].
Также современные тенденции развития содержания образования определяются его стандартизацией.
Основные нормативные документы – Государственный образовательный стандарт и Закон «Об образовании», нормативными документами, регламентирующими содержание образования, являются учебный план и учебная программа, раскрывающая содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение [6].
Гуманизация содержания образования предполагает также отказ от единообразия, шаблона, уравниловки. Огромные возможности заключены в дифференциации учебного плана (углубленное изучение, курсы по выбору, факультативы, профильные предметы и др.)
Содержание биологического образования становится средством развития эстетической воспитанности подростков при условии гуманизации, личностной ориентации, образовательного процесса, «вычерпывания» элементов эстетики из содержания учебного предмета «биология», предусмотренного государственным образовательным стандартом для рассматриваемой группы учащихся, насыщении занятий творческой деятельностью, порождающей личностные мотивы учения подростков.
Сохраняя принцип научности содержания биологического образования и основываясь на том, что эстетическое воспитание – это воспитание красотой, разработанная и применяемая нами в учебно-воспитательном процессе структурно-функциональная модель развития эстетической воспитанности учащихся основной школы в биологическом образовании соединяет в едином познавательном процессе научное и художественное отображение органической природы с позиций эстетико-философской категории ее красоты, раскрываемой во всех компонентах модели. Эстетические свойства науки биологии, ее фундаментальных законов и теорий являются объективным отражением диалектического единства природы, ее красоты и гармонии. Перед учителем биологии стоит сложная задача освоить не только особенности эстетических и художественных объектов, но так же содержание и признаки основных эстетических понятий, найти оптимальные приемы их раскрытия для подростков, научить осознанному восприятию этих понятий.
Проведенная экспериментальная работа доказала, что наиболее целесообразна систематическая расстановка эстетических акцентов в ходе изучения учебной темы на уроках, в процессе ознакомления с природным объектом (явлением) на экскурсиях, на занятиях факультатива, театрального кружка, а также в общих беседах, направленных на оценку эстетических особенностей окружающей живой природы. В процессе исследования и экспериментальной работы мы пришли к выводу: педагогически целесообразное акцентирование эстетических свойств, красоты и выразительности природы содействует духовному ценностному общению с ней и одновременно служит общему развитию личности школьника, в том числе познавательному интересу.
В анализе содержания, ориентированного на пробуждение эстетического интереса учащихся, возникает необходимость найти признаки эстетически ценного сообщения, установить меру насыщенности изучаемого материала эстетическими сигналами и, следовательно, предполагаемую действенность учебного сообщения в эстетическом развитии учащихся. Этот поиск, прежде всего, связан с анализом самой природы эстетического [9].
Как считают ученые, для понимания и умения находить эстетическое в биологической науке, необходимо научиться наблюдать красоту изначальных природных форм [4].
Красота – сильный раздражитель, имеющий сферу влияния на все стороны жизни, велика ее роль и в обучении. Она не всегда бросается в глаза, ее надо уметь разглядеть, тем более что сегодня наблюдается дефицит красоты. Учить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом» призван учитель биологии [3].
Сколько прекрасного можно обнаружить, наблюдая за ростом растения, жизнью животного. Воспитывая умение видеть красоту, выразительность, неповторимость явлений природы мы учим детей дорожить миром естественной гармонии [5].
Педагогические возможности раскрытия красоты и ценности природы обусловлены общими научными характеристиками природы и ее эстетических свойств в таких науках как философия, эстетика, экология, педагогика и др.
Несмотря на ряд исследований, рассматривающих различные аспекты воспитания личностных качеств школьников при контактах с объектами природы (И.Д. Зверев, В.И. Старостин, Т.В. Калугина и др.), до сих пор в учебно-воспитательном процессе нет последовательного отражения эстетического содержания мира живой природы в школьном курсе биологии.
Как показал проведенный нами опрос, учителя биологии не всегда ориентируются в определении основных признаков эстетического в органическом мире.
В основу эстетической оценки природных явлений и по отношению к свойствам объектов живой природы в системе знаний о ней положен критерий совершенства (красоты). Применительно к живой природе, этот критерий приобретает особые оттенки: оценка совершенства и расцвета жизни в каждой форме и явлении, признание духовной и материальной ценности природы как величайшего достояния и сокровища человечества.
Рассмотрим вопрос о том, что же с научной точки зрения в природе соответствует понятию красоты, поскольку знание этих критериев позволит учителю творчески работать с содержанием биологического образования, находя новые неповторимые грани этого понятия при проведении занятий.
Для биологических и природных явлений ученые предлагают оценку трех форм проявления красоты в природе [2,5].
Красота конструктивная связана со своеобразием строения природного организма, его размерами, пропорциями. Представляет собой следствие целесообразности, целостности.
Красота динамическая выступает в движении, изменениях, присущих данному природному явлению или живому организму. Она характеризуется понятиями ритмичности, динамического равновесия, упорядоченности. Относится к сезонным явлениям, колебаниям численности популяций и т.д.
Для изучения этой красоты в настоящее время имеется прекрасное средство – ускоренная и замедленная видеосъемка. Такой ресурс позволяет учителю прокомментировать динамическую красоту, например, в теме Прорастание семян, при рассмотрении темы Способы передвижения животных и т.п. Динамическая красота, сокрытая от невооруженного глаза позволяет пробудить чувства учащихся, замедленная съемка движения животных, например, танцев птиц, позволяет зафиксировать каждое движение, совершаемое с непревзойденной грациозностью.
Красота декоративная проявляется во внешних формах, окраске природных объектов и существ. Она характеризуется внешне чувственными признаками и присуща, главным образом, воспринимаемым нашими органами чувств оптическим, электрическим, звуковым явлениям.
Выявление этих особенностей и их оценка несут важную эстетическую воспитательную направленность. Здесь сочетаются и нравственные, и эстетические, и естественнонаучные аспекты. Содержание биологического образования дает возможность обратиться к простейшим, основным закономерным соотношениям и формам, существующим в природе в макро и микромире, в земных условиях жизни. Оно позволяет выявить наиболее гармоничные и устойчивые сочетания, оцениваемые человеком как совершенные, прекрасные, величественные, т.е. участвует в раскрытии отдельных сторон и свойств эстетической картины мира.
Многие естественнонаучные понятия имеют непосредственное эстетическое содержание. К таким понятиям следует отнести гармонию, пропорцию, меру, симметрию, периодичность, рост и др. [1 ,5].
Красота физической природы имеет свои особенности. Важным моментом прекрасных форм является их организованность, противостоящая дезорганизации, их конструктивность, противоположная бесструктурности [5].
Самоорганизованность воплощается во внешнем облике живого, воспринимаемом нами непосредственно, и образует систему взаимосвязанных уровней организации, идущих от тончайших клеточных структур до биосферы в целом. Можно утверждать, что на каждом их этих уровней действуют эстетические закономерности. При знакомстве с уровнями организации живой природы в процессе обучения биологии в содержание следует включить этот, позволяющий рассматривать с точки зрения красоты, аспект.
Другим важнейшим фактором упорядоченности и красоты является единство, выражающееся в разнообразии. Формами проявления этого качества выступают повторяемость и регулярность. Причем они являются важнейшими признаками любой эстетически содержательной композиции – будь это целый тип животных или произведение архитектуры, построение музыкальной симфонии или структура различных клеток. В симфонии эта повторяемость может выражаться через лейтмотив, а в типе животных – через единство плана строения [6].
О единстве плана строения, как о великом факторе природной гармонии, писали естествоиспытатель Ж. Сент-Илер, поэт И.В. Гете.
Высшую форму единства современная наука определяет через понятие изоморфизма. В ветвлении дерева и системе кровообращения есть структурное подобие, что и называется изоморфизмом, выражающим красоту упорядоченности и организованности.
Гармония представляет собой особый вид единства, вскрывая природу которого ученые установили, что это единство противоположностей. Правое и левое – пара диалектических противоположностей. Образуя единство, они определяют структуру билатеральной симметрии. Большинство прекрасных форм имеют двустороннюю или билатеральную симметрию.
Не менее важной и интересной с точки зрения созданных природой прекрасных форм является пара симметрия и асимметрия. Единство этой пары порождает красоту. Интересными и информативными для отбора содержания биологического образования в этой области являются книги Л.В. Тарасова и М. Гарднера [1, 7].
Гармония есть результат эволюционного становления природы. Она является универсальной эстетической категорией. Сущность гармонических связей изучает наука экология. В каждом учебном разделе имеется раздел экологии. Изучение раздела экологии на основе выявления гармонии формы и содержания в живой природе, гармонии частей и целого, гармонической целесообразности, гармонии красок, форм, звуков привнесет в учебно-воспитательный процесс иное звучание и позволит эффективно формировать ценностное отношение к этой красоте и гармонии.
Еще одним показателем красоты является целесообразность в природе.
Возникновение целесообразности связано с процессами эволюции. Естественный отбор поддерживал наиболее целесообразные формы, отметая менее удачные варианты.
Мера в природе также служит критерием красоты. Говоря о красоте живых форм, всегда прослеживается видовое своеобразие каждой из них. А любой вид – это своя мера, своя гармония [6].
Целостность может служить также важным доказательством красоты и гармонии. Если рассматривать своеобразных «гибридов» - кентавров, сфинксов, крылатых ассирийских львов (обо всех них ведется речь на занятиях факультатива), то следует отметить, что эстетическая ценность их заключается не в красоте, а скорее в фантастической причудливости. Целостность организма, взаимосвязанное единство частей в плане сего строения является одним из первых признаков красоты.
Впервые на научную основу проблему целостности поставил великий зоолог Ж. Кювье.
К источникам гармонии природы относят и информационные связи (информацию), которые пронизывают всю природу. Теория информации вскрывает сущность внутривидовых и межвидовых связей в природе, объясняя все многообразие происхождения оригинальных образований в живой природе с точки зрения информационной функции, присущей этим образованиям [5].
Форму также следует считать важной характеристикой красоты. Появление в процессе эволюции прочных наружных покровов, форма которых устойчива и постоянна, позволяют наслаждаться этими внешними оболочками живых организмов, будь то раковины моллюсков, оперение птиц, чешуя рыбы и т.п. Именно этот тончайший внешний слой как бы концентрирует в себе всю конкретно-чувственную красоту жизни.
При формировании содержания учебного материала в курсе зоологии учитывается тот факт, что красота животных заключена не в одних формах внешности, сколько бы ни были они удивительны и многокрасочны, а в той жизненности, которую они обнаруживают. Прекрасное в данном царстве природы есть « предметно-чувственная форма, вобравшая в себя сущность окружающего мира, а также способ жизнедеятельности конкретного существа»[7, с. 121]. Единственно этой мерой необходимо оценивать красоту любого животного. Всякое перенесение на данный предмет других мер (человеческих или природных) разрушает истинное эстетическое суждение, поскольку последнее в специфике своей всегда бескорыстно и связано с отношением к предмету (существу) только «ради него самого». От того, что люди нередко смотрели на природу лишь с высоты божественного или человеческого совершенства, они чрезвычайно искажали и ограничивали свое эстетическое понимание мира.
Помимо обозначенных критериев красоты природы, процесс развития самой науки, ее история таят в себе огромные возможности показать подросткам величие и благородство людского стремления проникнуть в тайны природы, помочь человечеству создать совершенные формы существования на земле и в космосе. История науки, биографии ученых биологов также имеют непреходящую воспитательную ценность, поскольку раскрывают мучительный, тернистый путь познания. Увлечение наукой пробуждает в человеке благородные мысли и чувства, формирует характер и мировоззрение, мужество и целеустремленность, способность к подвигу и самопожертвованию, что неотъемлемо от романтического отношения к жизни и в самой науке есть поэтичность, есть эстетическое [5].
Чтобы учебный материал, обладающий потенциальной эстетической ценностью, стал такой ценностью и для ученика, его необходимо, по мнению ученых [9], соответствующим образом построить. Для решения этой проблемы в диссертационном исследовании нами была разработана технология эстетического воспитания учащихся основной школы в биологическом образовании.
Задачи современного преподавания биологии заключаются в формировании у детей умения ценить красоту живой природы, видения в ней мира удивительного «творчества», многообразных поисков, стремления познать ее тайны[5].
Список литературы:
1.Гарднер М. Этот правый, левый мир: пер с анг. / М. Гарднер. – Изд. 3-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 264с.
2.Забаро-Просолова Е. Л. Красота науки физики и ее значение в эстетическом воспитании учащихся / Е. Л. Заборо-Просолова. – М., Просвещение,1972. – 152 с.
3.Боярская Т.Э. К милосердию через поэзию и искусство//Биология в школе. - 1998. - №3.
4.Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя/ Н.А.Кушаев. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с.
5.В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М. : Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
6.Смольянинов, И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания: кн. для учителя / И. Ф. Смольянинов. – М. : Просвещение, 1984. – 207 с.
7.Тарасов Л. В. Симметрия в окружающем мире / Л. В. Тарасов. – М.,ООО Издательство «Мир и Образование», 2005. – 256 с.
8.Ушинский К. Д. Собр. пед. соч. Т. III / К.Д. Ушинский. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1948.
9.Щукина Г.И., Липник В.Н. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении : учеб. пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоват. школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Г.И. Щукина, В.Н. Липник – М.: Просвещение, 1984. – 176с.
дипломов
Оставить комментарий