Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Полякова И.В. ИСТОРИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО-НРАСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ (ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ИСТОРИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ  ПАРАЛЛЕЛЬ  ПО  ФОРМИРОВАНИЮ  ОСНОВ  ДУХОВНО-НРАСТВЕННОГО  СТАНОВЛЕНИЯ  ЛИЧНОСТИ  (ВОСКРЕСНЫЕ  ШКОЛЫ,  РЕГИОНАЛЬНЫЙ  АСПЕКТ)

Полякова  Инна  Валерьевна

Канд.  пед.  наук,  доцент  СмолГУ,  г.  Смоленск

E-mail: 

 

Глубокие  социально-политические  и  экономические  изменения,  происходящие  на  рубеже  XX  -  XXI  веков  в  России,  радикально  повлияли  на  развитие  общества  в  экономическом,  культурном,  правовом  и  прочих  аспектах.  В  этой  связи  чрезвычайно  актуальной  проблемой  современности  является  проблема  возрождения  духовно-нравственной  культуры  личности.  Кризис,  в  котором  пребывает  современное  общество,  обуславливает  появление  новых  нравственных  стандартов.  В  моду  входят  преднамеренный  обман,  финансовая  выгода,  опошление  святынь.

Выход  российского  общества  из  затянувшегося  кризиса  многие  ученые  видят  в  возрождении  духовности.  Исключительное  внимание  в  возрождении  духовности  и  формировании  нравственных  идеалов  принадлежит,  безусловно,  истории  педагогики.  Именно  во  второй  половине  XIX  –  начале  ХХ  века  трудами  и  идеями  выдающихся  мыслителей  «выкристализовался»  идеал  высоко  духовной  и  широко  образованной  личности,  к  которому  следовало  стремиться  опираясь  на  систему  общечеловеческих  приоритетов. 

Новая  эпоха  в  истории  России  -  это  эпоха  духовно-нравственной  политики  государства,  эпоха  формирования  нового  человека,  для  которой  проблема  формирования  духовности  личности  и  ее  нравственных  идеалов  –  это  сложный,  многогранный  процесс,  сочетающий  в  себе  такие  понятия  как  «духовное  богатство»,  «моральная  чистота»  и  «православная  вера».  Понятие  духовности  распространяется  на  внутренний  моральный  мир  человека,  «определяясь  его  внутренней  глубиной  и  соподчиненностью  с  принятием  данным  индивудуумом  общечеловеческих  ценностных  ориентаций»  [1,  с.  32]. 

Образование,  безусловно,  должно  являться  основой  формирования  высоко  нравственной  личности.  Обратимся  к  истокам  проблемы  духовно-нраственного  становления  личности  на  региональной  основе.  Исторически  известно,  что  в  Смоленской  губернии  открытие  воскресных  школ  являлось  «несомненно  колыбелью  формирования  духовности  и  нравственности»  [2,  с.  46].  Так,  Ф.Ф.  Шперк  писал  об  «удобноприложимости  занятий  в  воскресных  школах  к  людям  всех  возрастов  и  состояний  и  духовно-нравственная  польза,  которой  эти  занятия  могут  сопровождаться  для  лиц,  посещающих  их»  [7,  с.  83]. 

При  проезде  через  город  Вязьму  губернатор  Смоленский  и  Орловский  князь  Николай  Васильевич  Репнин,  производил  экзамен  представленных  ему  учеников  местной  городской  сиротской  школы  по  предмету  Закон  Божий,  и  когда  успехи  учеников  оказались  вполне  удовлетворительными,  князь  предложил  тамошнему  городскому  главе  купцу  Лаврентию  Гайдукову,  позаботиться  об  увеличении  числа  учеников  этой  школы.  Но  так  как  люди  были  не  предрасположены  к  школьным  занятиям,  после  всех  стараний  Гайдукова,  желающих  поступить  в  школу  не  оказалось,  тогда  он  (25  июня  1780  года)  решил  обратиться  к  тогдашнему  Париерию  Преосвященному  Смоленскому  и  Дорогобужскому  –  оказать  ему  содействие  –  дозволить  учителю  Вяземской  сиротской  школы,  дъякону  Николаевской  церкви  Филиппу  Руженцеву,  приводить  по  воскресным  дням  своих  учеников  в  приходские  церкви,  с  одной  стороны,  для  того,  чтобы  они  там,  по  окончании  Божественной  литургии  «для  общественной  пользы  и  назидания»,  как  говориться  в  прошении,  читали  «с  благоговением  перед  народом  правила  Веры  и  толкование  десяти  заповедей  Божих»  [4,  с.  16],  выученными  ими  в  течение  предшедствующей  недели,  с  другой  стороны,  чтобы  через  успехи  учеников  в  науках  «заохотить  граждан  города  Вязьмы  посещать  оную  школу  для  укрепления  их  в  правилах  христианского  нравоучения»  [4,  с.  18]. 

Это  прошение  нашло  самое  теплое  сочувствие  у  Преосвященного  Архипастыря.  Через  двенадцать  дней  Вяземскому  духовному  правлению  был  послан  из  консистории  указ,  которым  предписывалось  избрать  для  данной  цели  церковь  и  определить  первый  воскресный  день  для  открытия  в  ней  занятий.  Для  таких  воскресных  занятий  была  избрана  церковь  Св.  Николая  Чудотворца,  и  14  июля  1780  года  «при  стечении  народа  и  в  присутствии  градского  головы»  [4,  с.  19]  в  ней  были  открыты  уже  занятия,  по  окончании  которых  протоирей  этой  церкви  Макарий  Петрович  отслужил  молебен. 

Дальнейшая  судьба  этой  школы  неизвестна  из-за  отсутствия  данных.  Но  для  нас  встретить  мысль  о  подобных  учебных  заведениях  почти  спустя  два  столетия  –  явление  отрадное. 

Более  поздние  сведения  о  воскресных  школах  в  Смоленской  губернии  встречаются  лишь  в  60-х  годах  Х1Х  века.  В  кратком  историческом  очерке  народного  образования  в  Смоленской  губернии  [7]  отмечается,  что  первая  воскресная  была  открыта  в  Смоленске  16  февраля  1861  года,  но  в  следующем  же  году  была  закрыта  вследствие  вышедшего  указа  о  закрытии  воскресных  школ.  Позднее  в  «Смоленских  епархиальных  ведомостях»  [5,  с.  46]  опубликована  заметка  о  том,  что  в  Смоленской  губернии  Вяземского  уезда,  Бакасовской  волости,  при  церкви  Владимирской  Божей  Матери  19  июля  1865  года  была  открыта  воскресная  школа  для  молодых  крестьян  (во  имя  святых  Кирилла  и  Мефодия).  Крестьян  обучали  чтению,  закону  Божьему,  чистописанию  и  счету.  Школа  была  поставлена  под  надзор  местного  священника  и  учительствовал  там  причетник,  окончивший  курс  Богословия  в  Смоленской  семинарии.  Школа  находилась  в  ведомстве  и  под  руководством  председателя  уездного  училищного  совета,  членом  от  земства  Н.  А.  Лопатиным. 

Спустя  два  года  в  «Смоленских  епархиальных  ведомостях»  [6,  с.  485]  встречается  заметка  об  открытии  воскресной  школы  при  Смоленской  семинарии.  Епископ  Смоленский  Иоанн  предписал  семинарскому  правлению  сделать  данную  воскресную  школу  «полезною  для  образования  простого  народа,  и  вменить  в  обязанности  священников  объяснить  своим  прихожанам  как  цель  воскресной  школы,  так  и  беспрепятственный  доступ  к  ней  всякого  желающего  обучаться»  [6,  с.  487].  Школа  была  открыта  15  октября  1867  года. 

В  первый  год  обучения  школу  посещало  только  6  человек,  однако  в  1868  году  число  учащихся  возросло  до  40.  Затем  ученики  объявили,  что  одного  дня  в  неделю  очень  мало  для  занятий.  Поэтому  правление  семинарии  тогда  же  прибавило  еще  один  день  для  занятий  –  пятницу.  Соразмерно  возраставшему  количеству  учащихся,  назначалось  и  число  преподавателей;  учащиеся  были  разделены  на  группы,  и  каждая  из  них  была  вверена  одному  учителю.  Применительно  к  потребностям  учащихся,  предметами  занятий  были:  для  одних  –  обучение  чтению  и  письму,  для  других  –  изучение  родного  языка  –  по  книгам  для  детского  чтения  –  и  счет,  для  всех  обязательным  являлось  изучение  закона  Божьего,  начиная  с  молитв  и  заканчивая  святой  историей.  К  сожалению  преподаватели  не  имели  должного  навыка  и  подготовки  для  работы  в  воскресной  школе,  кроме  того  отсутствовали  необходимые  учебные  пособия,  которые  школа  не  могла  приобрести  из-за  отсутствия  «недорогих  дельных  изданий  в  продаже»  [6,  с.  489].

В  1885  году  была  открыта  смоленская  мужская  воскресная  школа.  Время  закрытия  ее  неизвестно.

В  январе  1890  года  кружком  лиц,  во  главе  которого  стоял  В.  П.  Вахтеров,  была  открыта  женская  воскресная  школа.  Первоначально  это  была  частная  школа  Е.  А.  Кирьяковой;  по  циркуляру  1899  года  эта  школа  стала  считаться  состоящей  при  первом  городском  шестиклассном  училище,  на  верхнем  этаже  которого  она  и  размещалась.  Средства  школы  составляли  добровольные  пожертвования.  Педагогический  коллектив  школы  состоял  из  одного  законоучителя,  трех  учителей  и  двадцати  пяти  учительниц.  Число  учащихся  доходило  до  268  человек.  В  среднем  каждая  ученица  сделала  15,  5  посещений.  Все  учащиеся  были  разбиты  на  16  групп,  в  числе  которых  3  группы  неграмотных.  Из  учащихся  4/5  были  детского  возраста.  При  школе  существовала  и  своя  библиотека,  в  которой  насчитывалось  около  803  названий  разного  рода  произведений  [2,  с.  83].

Воскресные  школы  продолжали  существовать  на  территории  Смоленской  губернии  при  духовных  семинариях  и  женских  духовных  училищах  вплоть  до  революционных  событий  1917  года.  Учительствовали  там  воспитанники  этих  учебных  заведений.  Так,  им  давалась  возможность  применять  на  практике  приобретаемые  ими  теоретические  познания  в  педагогике.  В  некоторых  воскресных  школах  давались  важнейшие  события  из  отечественной  истории,  начальные  сведения  из  географии,  а  также  пение.  Постоянные  денежные  пособия,  которые  выделяло  Министерство  народного  просвещения  для  воскресных  школ  при  духовных  семинариях,  позволяло  приобретать  учебные  пособия  и  учебники,  соответствующие  требованиям.  Преподаватели  смоленских  воскресных  школ  активно  использовали  опыт  педагогической  работы  других  деятелей  народного  просвещения  (Х.Д.  Алчевской,  М.П.  Салтыковой  и  др.). 

Отрадно  осознавать,  что  данный  исторический  опыт  не  прошел  незамеченным  для  современной  политики  в  области  духовно-нравственного  становления  личности,  о  чем  свидетельствуют  опубликованные  Министерством  образования  и  науки  РФ  положения  по  Смоленской  области  «О  создании  единого  нормативно-правового  обеспечения  развития  региональной  системы  духовно-нравственного  воспитания  учащейся  молодежи  и  социального  оздоровления  общества».  В  настоящем  документе  сведены  воедино  основные  постановления  и  нормативные  акты,  а  также  систематизированы  ключевые  аспекты  по  духовно-нравственному  воспитанию  подрастающего  поколения  [3].  Рассмотрена  также  воспитательно-практическая  деятельности  учебных  заведений,  направленная  на  формирование  основных  духовно-нравственных  ориентиров  для  молодежи.

Особый  интерес  в  данной  области,  на  наш  взгляд,  представляют  собой  предлагаемые  и  активно  внедряемые  предметы,  курсы  и  факультативы,  тематика  которых  непосредственно  связана  с  духовно-нравственным  воспитанием  подрастающего  поколения. 

Так,  в  соответствии  с  Договором  о  сотрудничестве  в  сфере  образовательной,  социальной  и  культурно-просветительской  деятельности  между  Администрацией  Смоленской  области,  Смоленской  и  Калининградской  епархией  Русской  Православной  Церкви  в  качестве  регионального  компонента  в  государственных  и  муниципальных  общеобразовательных  школах,  образовательных  специализированных  (коррекционных)  школах-интернатах  введены  предметы  «История  православной  культуры  земли  Смоленской»,  «Азбука  Смоленского  края»,  работают  факультативные  курсы  «Основы  православной  культуры  и  этики»,  «История  религий»,  «Православная  этика»,  «История  религий  мира»,  «Основы  христианской  этики»,  «Творчество  и  духовность»,  «Подвижники  благочестия»,  «Святые  земли  Русской»,  «История  русского  православия»,  «Основы  православной  культуры  и  нравственности»,  «Основы  нравственной  культуры  и  религии»,  «История  православной  этики»,  «Христианская  этика»,  «Быт  и  нравы  славян»,  «Живая  Русь»,  «Вокруг  тебя  мир»,  «Мир  вокруг  нас»,  «В  мире  русской  народной  культуры»,  «Духовно-нравственное  воспитание»,  «Мой  родной  край»,  «Власть  и  Церковь»,  «Азбука  нравственности»,  «Духовно-нравственное  наследие»,  «Путь  праведных»,  «Народоведение»,  «Приближение  к  душе»,  «Библейские  сюжеты»,  «Духовная  культура»,  «Человек  и  природа  в  народной  культуре»,  «Человек  и  семья  в  народной  культуре»,  «Православие  и  этика»,  «Духовно-нравственные  подвиги  в  истории  России»,  «Человек  в  мире  отношений»,  «Нравственная  грамматика»,  «О  Родине  большой  и  малой.  О  себе»,  «Духовная  жизнь  народа»,  «Традиции  нашего  края»,  «Уроки  нравственности  и  православия»,  «Уроки  благочестия»,  «Устное  народное  творчество»,  «Святые  места  России»,  «Традиции  русского  костюма»,  «Основы  духовно-нравственного  развития»,  «Я  в  мире,  мир  во  мне»,  «Православная  Смоленщина»,  «Культура  православия»,  «Православие  в  современной  жизни»,  «Мир  культуры  Смоленщины»,  «Пути  праведных  подобно  свету  светятся»,  «Введение  в  народоведение»,  «Православная  Россия»,  «Из  истории  христианства»,  «Святые  земли  Русской»,  «Школа  духовности».

Кроме  того,  для  реализации  качественного  преподавания  духовно-нравственных  предметов  в  Смоленской  области  изданы  учебники  регионального  компонента:  «Азбука  Смоленского  края.  Мир  культуры»,  «Азбука  Смоленского  края.  Мир  истории»,  «Азбука  Смоленского  края.  Мир  природы»,  (3-4  класс),  «История  православной  культуры  земли  Смоленской»  (8  класс);  разработаны  программы,  утвержденные  Координационным  советом  по  духовно-нравственному  образованию  при  Администрации  Смоленской  области.

Ежегодно,  в  рамках  реализации  Договора  о  сотрудничестве,  районными  органами  управления  образованием  Смоленской  области  совместно  с  приходами  Смоленской  и  Калининградской  епархии  Русской  Православной  Церкви  проводятся:  рождественские  чтения,  Сретенские  чтения,  Авраамиевские  чтения,  «круглые  столы»  и  семинары  по  проблемам  возрождения  православных  традиций,  выставки  детского  творчества  по  православной  тематике,  христианские  праздники  –  Рождество,  Пасха,  Масленица.  При  районных  органах  управления  образованием  действуют  методические  объединения  учителей,  преподающих  предмет  «История  православной  культуры  земли  Смоленской»,  факультатив  «Основы  православной  культуры».  Ежегодно  проводятся  научно-практические  студенческие  конференции  «Шаг  в  науку»  по  теме  «Духовная  традиция  земли  русской:  культурно-исторический  и  религиозно-философский  аспекты».  В  детских  музыкальных  школах,  детских  художественных  школах,  школах  искусств,  в  учреждениях  дополнительного  образования  ведутся  курсы  по  основам  православной  культуры,  истории  духовной  музыки  Руси,  иконописной  и  архитектурной  традиций  православной  Руси. 

Следует  также  подчеркнуть  активную  работу  в  научно-исследовательском  направлении  по  духовно-нравственному  воспитанию  учащихся,  и  это,  прежде  всего,  создание  методических  рекомендаций  и  учебно-методических  комплектов.  Данный  аспект  подробно  разрабатывается  Смоленским  областным  институтом  усовершенствования  учителей.

 

Список  литературы:

1.Бердяев  Н.А.  О  человеке,  его  свободе  и  духовности  [Текст]  /  Н.А.  Бердяев.  –  М.,  1999.  –  339  с.

2.Вахтеров  В.П.  Внешкольное  образование  народа.  Сельские  библиотеки.  Книжные  склады.  Воскресные  школы  и  повторительные  классы  [Текст]  /  В.П.  Вахтеров.  –  М.,  1896.  –  56  с.

3.Воднев  В.П.  О  создании  единого  нормативно-правового  обеспечения  развития  региональной  системы  духовно-нравственного  воспитания  учащейся  молодежи  и  социального  оздоровления  общества  [Текст]  /  В.П.  Воднев.  -  Смоленск,  2009.  –  10  с.

4.Дело  Смоленской  консистории  [Текст]  /  Ф.  Руженцев.  -  ГАСО,  1780.  -  №  8  .  –  32  с.

5.О  воскресных  школах.  Смоленские  епархиальные  ведомости  [Текст]  /  М.  Бакасов.  -  ГАСО,  1866.  -  №  12  (отдел  неофициальный).  –  230  с. 

6.О  воскресных  школах.  Смоленские  епархиальные  ведомости  [Текст]  /  И.  Братеев.  -  ГАСО,  1868.  -  №  14  (отдел  неофициальный).  –  567  с.

7.Шперк  Фр.  Ф.  Краткий  исторический  очерк  народного  образования  в  Смоленской  губернии  [Текст]  /  Фр.Ф.  Шперк.  -  Смол.  типография  П.  А.  Силина,  1899.  –  128  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.