Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Петров Г.Н. К ВОПРОСУ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

К  ВОПРОСУ  ГУМАНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАНИЯ  ПОСРЕДСТВОМ  ФОРМИРОВАНИЯ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  ШКОЛЬНИКОВ

Петров  Геннадий  Николаевич

Аспирант  кафедры  педагогики  и  яковлевоведения

РГОУ  ВПО  «Чувашский  государственный

педагогический  университет  им.  И.  Я.  Яковлева»

E-mail: 

 

Сегодня  вряд  ли  кто  усомнится,  что  техника  является  неотъемлемой  частью  нашей  жизни  и  определяющей  ценностью  современной  цивилизации.  Эту  цивилизацию  часто  именуют  технологической,  подчеркивая  особую  роль  технического  прогресса  в  ее  развитии,  в  изменении  природной  среды,  которая  является  непосредственной  сферой  человеческой  жизнедеятельности,  в  преобразовании  способов  и  форм  человеческой  коммуникации,  социальных  связей  и  отношений  людей. 

Следует  признать,  что  в  культуре  технологического  общества  предпочтение  отдается  культу  массового  потребления,  многообразных  развлечений,  обогащения,  происходит  дегуманизация  духовной  культуры,  утрачиваются  исходные  смыслы,  связанные  с  высшими  ценностями,  искажаются  понятия  принципов  духовной  жизни  и  т.д. 

Подобная  ситуация  ведет  к  тому,  что  особую  актуальность  приобретают  вопросы:  каким  станет  человек,  какими  будут  его  ценностные  идеалы,  каков  дальнейший  путь  его  взаимодействия  с  окружающей  средой?  С  поиском  ответов  на  них  связана  система  образования,  в  которой  нарастают  такие  негативные  тенденции,  как  отчуждение  субъектов  от  учебно-воспитательного  процесса,  формальное  отношение  к  образовательной  деятельности,  ужесточение  нравов  школьной  жизни  и  др.  [7,  с.  7].

В  современном  мире  именно  система  образования  в  широком  смысле  этого  слова  способна  и  должна  заложить  основы  успеха  во  всех  сферах  жизни,  способствовать  решению  глобальных  проблем  современности.  В  современном  образовательном  процессе  необходимо  остро  следить  за  тем,  чтобы  цели  образовательного  процесса  соотносились  с  процессами  духовного  воспитания  личности.  Под  духовным  воспитанием  мы  понимаем  процесс  и  результат  формирования  ценностного  отношения  обучающегося  к  жизни  на  основе  раскрытия  в  нем  глубинных  творческих  начал,  созидательного  потенциала  во  всех  видах  деятельности,  целью  которого,  в  конечном  итоге,  становиться  утверждение  высших  идеалов  (добра,  истины,  справедливости,  любви,  красоты,  гуманизма).  Подобная  деятельность  воплощает  высшие  образцы  духовности  человека,  его  устремленности  к  всеобщему  благу,  к  совершенству  своей  жизни  на  путях  нравственности,  служения  людям  т.п. 

Последние  десятилетия  20  века  стали  определяющей  доминантой  научно-технического  и  социального  прогресса.  Технология  (от  греч.  techne  –  искусство,  мастерство,  умение  и…  логия)  –  это  совокупность  методов  обработки  изготовления,  изменения  состоянии,  свойств,  формы  сырья,  материалов  или  полуфабрикатов,  осуществляемых  в  процессе  производства  продукции  [5,  с.  18].

Человек  –  существо  здравомыслящее,  он  понимает  и  осознает,  что  применяемые  им  технологии  не  должны  приносить  вреда  ему  самому  и  природной  среде.  Мысля  идеально,  в  сложившейся  неблагоприятной  экологической  ситуации  каждый  человек  должен  быть  подготовлен  к  гармоническому  существованию,  функционированию  в  информационно  и  технологически  насыщенном  мире.  Это  обстоятельство,  по  мнению  А.С.  Тихонова  и  В.Д.  Симоненко,  обуславливает  необходимость  осуществления  технологического  образования  молодых  людей,  предусматривающего  формирования  у  них  технологической  картины,  ознакомление  в  теории  и  на  практике  с  эффективными  способами  преобразовательной  деятельности,  основанными  на  практическом  применении  естественнонаучных  законов,  теорий  [10,  с.  54].

Обоснование  необходимости  технологического  образования  молодежи  можно  найти  во  многих  работах  известного  ученого-педагога  П.Р.  Атутова.  Исследователь  отмечает,  что  целью  технологического  образования  должна  являться  формирование  у  молодежи  качественно  нового  мировосприятия,  понимания  того,  как  развивается  современный  мир  высоких  технологий,  по  каким  законам  и  как  ориентироваться  в  современном  технико-технологическом  пространстве,  как  подготовиться  к  преобразовательной  деятельности  в  созданном  человеком  мире  техники  [3,  с.  25].  Технологическое  образование,  как  основа  нового  курса  «Технология»,  являет  собой  как  способность  индивида  ориентироваться  в  окружающей  среде,  так  и  овладеть  технологической  (преобразовательной)  культурой,  развиваясь,  обретая  гармоничные  отношения  со  своим  обществом  и  соответственно  с  конкретным  социальным  окружением.  Такая  среда  должна  быть  организована  прежде  всего  в  школе  о  чем  справедливо  писал  Георг  Кершентайнер  в  своей  работе  «Основные  вопросы  организации  школ».  Пребывание  подростков  в  школе  отмечал  он,  -  должно  означать  их  погружение  в  среду»,  отражающую  настоятельные  требования  и  реальности  жизни.  С  этой  целью  он  пересмотрел  задачи,  связанные  с  внутренней  организацией  школ  и  реформами  методики  и  дидактики,  необходимые  для  правильного  их  осуществления  [10,  с.  54].

Безусловно,  гармонизация  отношений  человека  и  социальной  среды  невозможна  без  интеллектуального  развития  индивида,  овладения  им  предшествующими  формами  культуры  (культуры  труда,  культуры  потребления,  общечеловеческой  культуры,  культуры  усвоения  духовных  и  материальных  ценностей  и  т.  д.),  что  поможет  ему  творчески  подходить  к  организации  своей  жизнедеятельности,  определить  влияние  новых  технологий  на  развитие  общества,  усвоить  принцип  и  задачи,  стоящие  перед  ним,  ощутить  новые  возможности,  создать  предпосылки  к  существованию  преобразовательной  деятельности,  приобщиться  ко  всем  благам  человеческой  цивилизации»  [3,  с.  26].

Если  известно,  что  человек  является  частью  природы  и  живет  по  ее  законам,  а  социум  –  рукотворная  среда  обитания  человека  –  является  «производной  от  его  природы,  от  его  врожденных  способностей  усваивать  человеческую  роль,  мыслить,  трудиться,  слышать  голос  своих  инстинктов,  -  самосохранения,  продолжения  рода,  свободы,  защищенности,  -  от  врожденной  потребности  в  реализации  всех  своих  врожденных  способностей»  [6,  с.  190],  то  созданный  человеком  социум  должен  был  воплотить  законы  бытия  природы.  Человеком  двигала  нужда  в  искусственной  среде,  во  «второй  природе»,  содержащей  недостающее  человеку  в  «первой  природе»,  заполняющей  вырванную  людьми  у  природы  и  обживаемую  ими  экологическую  нишу»  [2,  с.  143].  Но  рукотворная  среда  не  устраняла  значение  первозданной  среды  (природы)  для  человека,  не  ликвидировало  его  отношения  к  ней,  а  сама  выступала  как  специфическая  для  человека  форма  его  связи  с  природой,  его  единства  с  ней  [4,  с.  33].

С  точки  зрения  социально-исторической  природы  народного  воспитания  О.Г.  Жариновой  была  выделена  существенная  ее  особенность:  «удержание  последующими  поколениями  того  лучшего,  что  было  создано  поколениями  предыдущими»  [9,  с.  19].  Г.  Волковым,  Л.  Коганом,  О.  Жариновой,  Е.  Христовой  установлено,  что  устойчивость  преемственных  связей  в  народе  достигается  традицией,  а  традиция,  по  их  мнению,  -  не  просто  отличительная  черта  народной  культуры,  а  более  всего,  регламентирующая  форма  организации  общественной  жизни,  саморегуляции  социальных  воздействий.  Уничтожьте  традицию,  и  вы  лишите  социальный  организм  его  защитного  покрова  и  обречете  не  медленный,  но  неизбежный  процесс  умирания»  [4,  с.  35].

Таким  образом,  традиция  в  народной  среде  –  ведущее  условие  межпоколенных  коммуникаций,  взаимодействий  и  отношений  с  природой,  общественного  развития  и  главная  мера  педагогического  воздействия,  как  на  индивида  в  социуме,  так  и  на  социальный  организм  в  целом;  традиционный  компонент  народного  воспитания  –  важнейшая  его  отличительная  черта  и  специфическая  особенность.  По  мнению  Г.  Н.  Волкова,  народная  педагогика  является  олицетворением  специфического  естественного  микроклимата,  удерживающего  и  закрепляющего  особенности  психики  данного  народа,  стереотипы  поведения  и  черты  характера  [2,  с.  168].

Поскольку  В.Д.  Симоненко  отмечает,  что  под  технологической  культурой  следует  понимать  уровень  развития  преобразовательной  деятельности  человека  и  общества,  выраженный  в  совокупности  достигнутых  технологий  материального  и  духовного  производства,  а  также  уровень  овладения  человеком  способами  познания  себя  и  окружающего  мира,  позволяющий  ему  участвовать  в  современных  технологических  процессах  и  обеспечивающий  гармоничное  взаимодействие  человека,  природы  и  технологической  среды,  то  есть  их  гуманное  партнерство  [10,  с.  14],  то,  следовательно,  принципы  народного  педагогики  должны  быть  определяющими  в  решении  вопроса  о  гуманизации  образования  в  культуре  техногенного  общества. 

В  процессе  формирования  технологической  культуры  учащуюся  молодежь  следует  рассматривать  как  частицу  природы,  подчиненную  законам  ее  развития.  Эстетическое  восприятие  естественных  природных  явлений,  которые  наблюдал  человек,  отразилось  в  системе  традиционной  культуры  воспитания  в  виде  принципов  природосообразного  воспитания.  Осуществление  природосообразного  поведения  в  ходе  формирования  технологической  культуры  возможно  через  красоту  природных  явлений,  которую  народные  педагоги  использовали  в  качестве  методов  развития  эстетических  чувств,  привития  трудовых  навыков  и  развития  личностных  качеств  детей.  Г.А.  Никитин  выделяет  триединство  этноэстетики:  природы,  труда  и  искусства  становиться  важнейшим  дидактическим  фактором,  где  их  педагогические  функции  становятся  источником  формирования  у  молодежи  природосообразного  поведения  в  разных  видах  человеческой  деятельности  [8,  с.  57].

К  элементам  технологического  образования  помимо  высокого  профессионализма,  предприимчивости,  профессиональной  мобильности,  творческой  активности,  следует  также  отнести  высокую  ответственность  и  дисциплинированность,  потребность  в  постоянном  совершенствовании  своего  духовного  «Я».  К  перечисленным  качествам  В.Д.  Симоненко  добавляет  трудолюбие,  гибкость  мышления,  разнообразие  интересов  и  склонностей,  развитой  эстетический  вкус  [10,  с.  86].  Успешное  решение  задач  технологического  образования  требует  гуманизации,  ориентированную  на  признание  ценности  ученика,  обеспечение  его  права  выбора,  последовательную  смену  видов  и  этапов  трудовой  деятельности,  разную  интеллектуальную  насыщенность,  его  творческое  самовыражение  и  самореализацию.  Каждый  ребенок  рождается  с  творческими  способностями.  Но  творческими  людьми  вырастают  только  те  дети,  условия  воспитания  которых  позволили  развить  эти  способности.  Именно  учитель  технологии  начинает  воспитание  цельной,  гармонично  развитой  личности,  создает  для  этого  условия,  не  разрушающие  природную  цельность  личности  школьника.  Выстраивая  цельный  педагогический  процесс,  он  должен  быть  готов  к  организации  образовательного  процесса  в  преемственности  лучших  традиций  прошлого,  уметь  находить  органические  связи  между  целями,  задачами,  содержанием  образования  и  феноменом  человека,  а  значит,  устанавливать  исходную  точку,  определяющую  выработанные  человеком  духовные  ценности  национальной  культуры.  Поэтому  готовность  учителя  технологии  к  применению  национального  компонента  народного  искусства  в  технологическом  образовании  особо  значима.

С  основными  положениями  ученых  о  роли  народного  искусства  в  образовательном  процессе  перекликается  и  закон  Чувашской  Республики  «Об  образовании»,  в  котором  указывается,  что  «защита  и  развитие  системой  образования  национальных  культур,  региональных  культурных  традиций  и  особенностей  в  условиях  многонациональной  республики»  (ст.  2)  является  приоритетным  направлением  деятельности  учителей.  Успешная  реализация  этих  задач  зависит  от  учителя,  являющегося  носителем  национальной  культуры. 

Анализ  эстетической,  искусствоведческой,  психолого-педагогической  литературы  и  материалов  диссертационных  исследований  последних  лет  показывает,  что  в  них  не  уделяется  достаточно  внимания  народной  художественной  культуре  и  ремеслам.  В  то  время,  когда  в  современных  условиях  задача  учителя  состоит  в  том,  чтобы  подготовить  подрастающее  поколение  к  созданию  духовных  и  материальных  ценностей  на  основе  усвоения  всего  того,  что  создано  в  этом  плане  предыдущими  поколениями.  Школа  нуждается  во  внедрении  целевых  систем  художественно-эстетического  воспитания  на  принципах  нравственности  и  гуманизма,  национальной  духовности  и  общечеловеческой  культуры.  В  этом  содержится  огромный  социально-педагогический  потенциал,  который  еще  не  в  полной  мере  реализуется  в  образовательном  процессе. 

Сегодня,  как  никогда,  необходимо: 

-  ознакомление  с  истоками  возникновения  и  развития  декоративно-прикладного  искусства  и  народными  ремеслами,  художественно-эстетическим  влиянием  народного  искусства  на  подрастающее  поколение;

-  развитие  художественно-творческого  мышления;

-  формирование  знаний  о  культурно-исторической  памяти  народа;

-  формирование  комплекса  знаний,  умений  и  навыков  школьников  на  традициях  народной  художественной  культуры. 

Воспитание  на  богатых  национальных  традициях  народов  России  –  одна  из  важнейших  педагогических  задач.  Безусловно,  это  сложная,  но  увлекательная  работа,  которая  направлена  на  решение  главной  задачи  –  обеспечить  единство  обучения  и  творчества.  Исследуя  опыт  работы  учителей  технологии  сельских  школ,  а  также  опыт  работы  народных  мастеров,  мы  с  уверенностью  можем  сказать,  что  чем  больше  содержание  уроков  отвечает  интересам  учащихся,  чем  шире  предоставляется  ребенку  возможность  проявить  свою  индивидуальность,  тем  полнее  сливаются  усилии  педагога  по  обучению  и  воспитанию  с  ответными  усилиями  учащихся  по  освоению  материала,  саморазвитию,  самовоспитанию. 

Методологическая  компетентность  выпускника  школы  является  тем  уровнем  образованности,  который  позволяет  учащимся  самостоятельно,  творчески  решать  задачи  теоретического  и  прикладного  характера  в  разных  сферах  жизнедеятельности.  Она  включает:

-  знания  о  реальном  мире,  о  существующих  в  нем  наиболее  значимых  связях  и  зависимостях,  проблемах;

-  о  природе  знаний,  способах  их  получения;

-  методологию  исследовательской  деятельности;

-  этапы  творческой  деятельности;

-  умение  использовать  методы  исследования;

-  готовность  к  исследовательскому  взаимодействию  с  действительностью. 

Таким  образом,  цель  технологического  образования  предусматривает  не  только  передачу  знаний,  но  и  развитие  ребенка,  его  социализацию  в  обществе,  достижение  определенного  уровня  образованности. 

Высокий  уровень  образованности  может  быть  достигнут  только  при  высоком  уровне  мотивации  учащихся.  Основным  средством  развития  мотивов  в  существующих  условиях  является  гуманитаризация  образования  [9,  с.  69].

В  современных  условиях  задача  учителя  состоит  в  том,  чтобы  подготовить  подрастающее  поколение  к  созданию  духовных  и  материальных  ценностей  на  основе  усвоения  всего  того,  что  создано  в  этом  плане  предыдущими  поколениями.  Школа  нуждается  во  внедрении  целевых  систем  художественно-эстетического  воспитания  на  принципах  нравственности  и  гуманизма,  национальной  духовности  и  общечеловеческой  культуры. 

Человек  должен  рассматривать  свою  технологическую  культуру  как  «трансплантацию  протеза»  в  живой  организм.  Строя  какое-то  предприятие,  запуская  новую  технологию,  он  должен  понимать,  что  действует  подобно  тому,  как  если  бы  захотел  улуч­шить  некоторый  живой  организм,  внедряя  в  него  некое  инород­ное  тело.  Подобным  же  образом  и  биосфера  в  целом  откликается  на  наши  технические  инновации  и  внедрение  новых  производственных  структур. 

М.Н.  Берулав,  ректор  Московского  университета  РАО,  подчеркивает,  что  эффективное  развитие  общественного  образования  невозможно  без  повышения  внимания  к  его  гуманитарной  составляющей,  поскольку  интерес  только  к  физическому  миру  в  ущерб  миру  духовному  как  раз  и  приводит  к  моральной  деградации  общества  и  отдельно  взятого  человека  [1,  с.  14].

Исходя  из  вышесказанного,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  гуманизация  образования  предполагает  усиление  внимания  к  проблеме  духовного  становления  личности,  которое  связано  с  общим  уровнем  достигнутой  культуры  и  ее  духовного  компонента,  с  совокупностью  жизненно  значимых  обретений,  отражающих  и  выражающих  лучшие  человеческие  качества.  Особую  актуальность  она  приобретает  сегодня,  когда  важным  этапом  развития  цивилизации  являются  технологии. 

 

Список  литературы: 

1.Берулав  М.Н.  «Я  свои  жизненные  принципы  никогда  не  менял…»  [Текст]  /  М.Н.  Берулав  //  Вестник  Университета  Российской  академии  образования.-2008.-№  1/39.-160с. 

2.Волков  Г.Н.  Этнопедагогика  [Текст]  /  Г.Н.  Волков.  –  Чебоксары:  Чувашское  кн.  изд-во,  1974.-168с. 

3.Дидактика  технологического  образования:  Книга  для  учителя.  Часть  1.  [Текст]  /  Под  ред.  П.Р.  Атутова.  –  М.:  ИОСО  РАО,  1997.-230с.

4.Ионин  Л.Г.  Социология  культуры:  Учебное  пособие  [Текст]  /  Л.Г.  Ионин.  –  М.:  Логос,  1996.-280с. 

5.Кияшко  И.С.  Формирование  технологической  культуры  у  будущих  учителей  технологии  в  контексте  регионального  подхода  [Текст]:  Дисс…  канд.  пед.  наук.  –  Благовещенск,  2005.-184с.

6.Кумарин  В.  Среда  влияет,  природа  определяет  [Текст]  /  В.  Кумарин  //  Народное  образование.  –  1998.-№  7.-с.287

7.Ленк  Х.  Размышления  о  современной  технике  [Текст]  /  Х.  Ленк;  пер.  с  нем.  под  ред.  В.С.  Степина;  Ин-т"Окрытое  о-во".  –  М.:  АспектПресс,  1996.-183с.

8.Никитин  Г.А.  Концепция  формирования  технологической  культуры  учащейся  молодежи  в  контексте  педагогической  составляющей  этноэстетики  [Текст]  /  Г.А.  Никитин.  –  Чебоксары:  Чуваш.  гос.  пед.  ун-т,  2008.-92с. 

9.Полевщикова  Т.А.  Педагогические  условия  развития  творческих  способностей  школьников  на  основе  марийских  народных  ремесел  [Текст]:  Дисс…  канд.  пед.  наук.  –  Йошкор-Ола,  2005.-178с.

10.Симоненко  В.Д.  Основы  технологической  культуры  [Текст]  /  В.Д.  Симоненко.  –  Брянск:  Изд-во  Брянского  государственного  педагогического  университета,  1998.-281с.  

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий