Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
«ШКОЛЬНЫЕ ВОЙНЫ» КАК ПРЕДПОСЫЛКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕГРАМОТНОСТИ ВЗРОСЛЫХ В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛЬГИИ
Мукан Наталия Васильевна
канд.пед.наук, доцент Национального университета «Львовская политехника», г.Львов, Украина
E-mail: nmukan@polynet.lviv.ua
Фучила Елена Николаевна
преподаватель Национального университета «Львовская политехника», г.Львов, Украина
E-mail: hfuchila@gmail.com
В развитых странах современной Европы существует явление, с которым, казалось, уже давно покончено в цивилизованном мире, а именно, неграмотность взрослых. Причины этого явления в каждой стране иные и, вероятно, связаны с историческими особенностями ее развития. Однако, в связи с процессами евроинтеграции грамотность и ее отсутствие становятся предметом изучения в странах постсоветсткого пространства, ранее не сталкивавшихся с проблемами западных систем образования. Правительства этих стран зачастую перенимают опыт построения систем образования у стран Европейского Союза. При этом копирование таких систем не всегда подразумевает изучение последствий их деятельности и истории их возникновения, хотя очевидно, что изучив ошибки других, можно успешно избежать собственных.
Изучение истории возникновения грамотности и существования неграмотности в двуязычной и мультинациональной Бельгии особенно важно для стран, в которых грамотность населения и система образования также развивались на фоне сосуществования различных религий и языковых регионов. Формирование системы образования Бельгии, особенно в период так называемых “школьных войн”, имело огромное влияние на наличие или отсутствие стремления к образованию у населения этой страны.
До 1830 г., который ознаменовался провозглашением независимости Бельгии, на территории современной Валлонии и Фландрии власть менялась каждые 15 – 20 лет, а с ней и язык обязательного школьного образования. Представители династии Габсбургов вводили в школьное образование немецкий, вожди Французской революции – французский. После падения империи Наполеона Бонапарта эти территории отошли к Объединенным Нидерландам, что привело к замене французского языка и системы образования фламандским языком, а католической религии – протестантсткой. Католическое сообщество бурно протестовало против преуменьшения роли религиозного (католического) образования, и конфликты с протестантами – фламандцами привели к Бельгийской революции. В результате принятия Конституции Бельгии в 1831 г. страна стала католической конституционной монархией под властью франкоязычной буржуазии.
Грамотность населения, как правило, повышается благодаря официальному образованию, и именно через обучение в начальной школе. Но конфликты, пронизывающие публичное образование Бельгии ХІХ –ХХ в.в., оказывали скорее противоположное влияние на этот процесс.
В XIX в. в сфере образования победили католики. Первый бельгийский законопроект касательно образования и религии (Loi Nothomb, 1842 г.) содержал параграф о “радикальных правах” (“sweeping rights”) католической церкви в начальном (primary) и публичном (public) образовании [1, с.56]. Римско-католическая идеология устанавливала жесткую социальную иерархию, согласно которой каждый гражданин был обязан исполнять свой долг и смиренно принимать условия существования. Образование предусматривало лишь изучение письма, чтения и арифметики в весьма скромном объеме. Основное внимание уделялось дисциплине и моральному воспитанию.
Однако в середине XIX в. возникает новая идеология образования, основанная на принципе передачи знаний и развития культуры общества. Ее задачу определяют как компенсацию дефицита образования, вызванного социальными условиями. Такое образование должно быть обязательным и бесплатным и находиться под государственным (а не церковным) контролем. Это движение стало официальной государственной политикой в Бельгии с 1878 г. после победы на выборах Либеральной партии. В 1884 г. был принят закон Ван Гумбека (Van Humbeek) в защиту светских школ (écoles laiques). Этот закон определял образцы официальных дипломов об окончании школы и государственный контроль учебных программ, а также отменял религиозную основу образования.
Религиозное образование было вынесено за рамки основных учебных программ и государством не финансировалось. Отпор католической церкви был немедленным: священники отказывали в причастии членам семей, отдавших детей в государственные школы, и отлучали их от церковной общины. Такой метод давления оказался весьма действенным: церковь имела огромное влияние в сферах культуры и жизнедеятельности общества [2, с.3].
Противостояние между церковью и государством в сфере образования назвали “Школьными войнами” (“Guerres de Scolarités”, “Schoolstrijd”). Они длились с 1879 по 1886 г., внося смуту в умы граждан и тормозя процесс формирования грамотности, и закончились после победы на выборах Католической партии. С другой стороны политические и школьные “войны” в Бельгии усилили анти-клерикальные настроения среди нерелигиозного населения страны.
Другим существенным элементом, повлиявшим на дестабилизацию процесса образования, стало расширение сферы применения фламандского языка. Долгое время употребление фламандского языка в правительственных учреждениях, судах и школах было запрещено [3, с.30]. Но постепенно, благодаря усилиям фламаноязычных политических сил, законность требований фламандцев касательно равенства культур и языков в государстве стали признавать. Так, в 1908 г. открылся фламандский суд в Брюсселе, с 1914 г. было разрешено вводить фламандский язык в школах Фландрии. Изучение фламандского языка параллельно с французским становилось необходимостью.
Дальнейшие проблемы роста грамотности населения Бельгии возникали из-за обострения языкового конфликта. В 1920 г. 58,7% населения считали себя франкоязычными или двуязычными. Это количество возросло до 70,6% в 1947 г. (после II мировой войны). В то же время развитие фламандской культуры активно пропагандировала фламаноязычная элита. Однако, движению за развитие фламандского языка и культуры препятствовала вражда, возникшая между франкоязычными Брюсселем и Валлонией и фламаноязычной Фландрией после І мировой войны. Среди ряда причин можно выделить то, что в этой войне фламандцы поддерживали Германию в надежде получить независимость, а в франкоязычной части Бельгии зародилось движение сопротивления. И хотя после окончания войны обе провинции объединились под бельгийским флагом, чувство неприязни не исчезло из-за того, что валлонцы называли изменой, а фламандцы – отстаиванием национальных интересов, а именно, сотрудничество с Германией. Ситуация не изменилась и после II мировой войны.
В 50-х годах ХХ в. Бельгию вновь разделили споры по поводу статуса школ. Поскольку Католическая партия находилась у власти с 1884 г. по 1950 г., в Бельгии было крайне мало общеобразовательных школ (public schools). В то же время в связи с демографическим взрывом после окончания войны необходимо было обеспечить население возможностью получить образование и, соответственно, открыть государственные светские школы.
Этот аргумент был использован в споре с католическим правительством. Закон 1952 г. предоставлял родителям полную свободу выбора между частным (католическим) и государственным (светским) образованием. В 1954 г. Католическая партия Бельгии потеряла большинство в парламенте в пользу Социалистической и Либеральной партий, которые приняли закон, устанавливавший зависимость финансирования школ от контроля за учебными планами и квалификации учителей. Этот шаг вызвал противостояние населения действиям правительства, известное под названием “Школьные войны ІІ”. Закон сочли направленным против католических священников, поскольку лишь у 6% из них были квалификации, достаточные для обучения детей, и закон фактически лишал их права на преподавание. Реакция общественности вылилась в две демонстрации 1955 г. и 1958 г., в каждой из которых приняли участие около 200 000 человек. Компромисс в “Школьных войнах”, длившихся 10 лет, был достигнут лишь в 1958 г. принятием договора под названием “Школьный пакт” (“Pacte Scolaire”). В нем признавалась правомерность сосуществования различных форм образования и их субсидирования на равных правах. При этом нужно признать, что католики снова стали победителями в “Школьных войнах”. В 1972 г. количество учеников католических школ во Фландрии составляло 66,7%, а в Валлонии – 42,4% [2, с.15].
Калейдоскоп политических событий, смена власти и вместе с ней системы образования Бельгии не способствовали распространению грамотности среди населения. Представители языковых и религиозных общин стремились не к массовому образованию, а к доминированию присущих им культурных ценностей. Негативное отношение к школе укоренилось в сознании нескольких поколений бельгийцев и проявилось на переломе ХХ и ХХІ столетий в виде явления, на борьбу с которым направлено внимание и действия Европейского Союза – неграмотности взрослых.
Список литературы:
1.Amoretti U. M., Federalism and territorial cleavages / U.M. Amoretti, N.G. Bermeo. – JHU Press, 2004. – 498 p.
2.Juchtmans G. Working Paper. Country Report: Belgium / G. Juchtmans, I. Nicaise. – HIVA, Catholic University of Leuven, 2008. – 37 p.
3.Fitzmaurice J. The Politics of Belgium: A Unique Federalism / J. Fitzmaurice. – Westview Press, Boulder, CO, 1996. – 284 p.
дипломов
Оставить комментарий