Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Лукановская А.В. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ИХ ТРАДИЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ТВОРЧЕСКИХ  УМЕНИЙ  ПОДРОСТКОВ  В  ИХ  ТРАДИЦИОННЫХ  ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Лукановская  Алина  Викентьевна

ст.  преподаватель  НУ  им.  И.  Огиенко,

г.  Каменец-Подольский

E-mail: 

 

Развитие  народной  культуры  на  протяжении  веков,  большие  творческие  достижения  украинского  народа  происходят  благодаря  мудрой  традиционно  народной  системе  воспитания,  ориентированной  на  формирование  личности  творца.  В  этой  системе  воспитания  выявление  и  формирование  творческих  умений  и  способностей  младших  и  старших  подростков  органично  вливались  в  разные  области  общественной  жизни  –  трудовую,  семейно-бытовую,  культурную,  образовательную,  общественно-патриотическую.

Подростки  уже  пользовались  относительной  самостоятельностью,  но  еще  согласно  традициям  от  общественной  жизни  взрослых  были  изолированы.  Однако  они  создавали  свои  девичьи  и  мальчишеские  группы,  в  которых  проводили  досуг.  Лишь  старшие  подростки  –  «кашееды»  изредка  принимались  в  юношеские  общества,  что  сопровождалось  ритуалом  «коронования»  [1].  В  юношеских  обществах  осуществлялось  утверждение  молодежи  в  своих  сугубо  мужских  правах,  в  общественной  деятельности  и  в  создании  культурных  и  духовных  ценностей.

Девочки  в  группах  учатся  плести  венки,  разбираться  в  символично  магическом  значении  каждого  цветка,  цвета.  Девочка-подросток  знала,  что  в  девичьем  венке  должно  быть  12  цветков,  каждый  из  которых  считается  оберегом:  цвет  вишни,  «ружи»,  калины,  бессмертника,  тысячелистника,  незабудки,  бархатцев,  любистка,  васильков,  ромашек,  барвинка,  хмеля.  Посредине  венка  привязывали  светло-коричневую  ленту  –  символ  земли-кормилицы.  Плетение  венка  для  девушки  –  это  и  наука  создания  красоты,  одна  из  ступеней  в  ее  физическом  и  духовном  становлении,  приближение  к  совершеннолетию  и  замужеству.  В  приближении  к  созданию  прекрасного  у  девушек  была  своя  система.  Первый  венок  трехлетней  дочке  плетет  мать.  Семилетняя  девочка  уже  сама  плетет  венок  и  вплетает  в  него  семь  цветков  к  счастью,  и  наконец,  девичий  венок  выплетает  девушка-подросток.

К  совершеннолетию  девушка  должна  пройти  все  ступени  культурного  развития,  овладеть  всем  комплексом  умений  и  навыков  воссоздания  художественно-эстетических  ценностей  народа.  В  традиционно  народной  системе  воспитания  ее  посильное  участие  в  традиционных  видах  труда  и  в  художественно-эстетической  деятельности  является  показателем  ее  зрелости.  В  Карпатах,  как  отмечают  исследователи,  «девушка,  которая  не  умела  бы  ткать,  никогда  бы  не  вышла  замуж»  [2,  с.  23].

В  девичьих  и  юношеских  обществах  осуществлялась  уже  своеобразная  профессионализация  в  разных  направлениях  творчества.  Осуществлялся  отбор  наилучшего,  а  то,  которое  не  выдерживало  конкуренции,  отпадало.  Так  создавалась  народная  культура.  Юношеские  общества  значительное  внимание  уделяли  организации  праздников,  гуляний,  посиделок,  вертепов,  сами  принимали  в  них  активное  участие.  Шутки,  остроты,  коломыйки,  которыми  они  обменивались  с  девушками,  вливали  новые  и  новые  струи  в  русло  традиционно  народного  юмора.

Все  эти  формы  художественно-эстетического  развития  дополняли  или  и  компенсировали  недостатки  школьной  учебы.  Судя  по  учебным  планам  народных  школ  сельского  типа,  которые  действовали  в  Австро-Венгрии,  в  частности  в  Галичине  в  начале  ХХ  ст.,  художественно-эстетическому  развитию  у  них  не  уделялось  достаточного  внимания.  Уроки  рисунка  и  ручного  труда  начинались  только  с  третьего  класса  (рисунок  в  III–IV  классах  –  по  1  часу  в  неделю,  ручного  труда  –  2  часа)  [6].

В  программе  V–VI-летней  школы  выделено  было  большее  количество  часов  для  предметов,  связанных  с  художественно-эстетической  подготовкой  школьников.  Таким  образом,  в  учебном  плане  для  рисунка  отводилось  в  II–IV  классах  два  часа  в  неделю,  в  V  –  для  ребят  –  3  часа,  для  девушек  –  5  часов;  в  VI-м,  ребята  имели  5  часов,  а  девочки  –  3  часа;  ручные  работы  с  II  по  IV  классы  занимали  2  часа,  в  V–VI  классах  –  по  4  часа  в  неделю  [6].  Конечно,  для  того,  чтобы  развивать  свою  культуру  в  условиях  иноэтнической  экспансии  такой  художественно-эстетической  подготовки  было  недостаточно.  Поэтому  настоящей  «школой»  в  этом  деле  для  подростков  было  творчество  в  пределах  семьи  и  в  традиционных  группах.  Значительное  внимание  в  начале  ХХ  века  уделялось  художественно-эстетическому  развитию  в  украинских  гимназиях  Галичины.  Согласно  программам  в  художественно-эстетический  цикл  входили  такие  предметы:  основы  эстетики,  рисунок,  пластика,  ручные  работы.  На  рисунок  выделялось  в  I  классе  6  часов,  во  II  классе  –  4  часа,  в  III  классе  –  4  часа,  на  ручные  работы  3–4  часа  во  всех  классах  [7].

Отметим,  что  в  украинских  школах  Галичины  в  начале  ХХ  века  на  уроках  рисования  широко  использовались  народные  мотивы  и  орнаменты.  Также  на  уроках  ручного  труда  значительное  внимание  уделялось  ознакомлению  с  народными  ремеслами.  Однако,  это,  конечно,  не  удовлетворяло  потребности  народа  в  культурно-сообразном  формировании  личности.

Согласно  народным  традициям  творчество,  мастерство  рассматривалось  как  дело  «богоугодное»,  духовное.  Каждое  ремесло  имело  своего  покровителя.  Так,  великомученица  Варвара,  которую  чествуют  17  декабря,  по  народным  легендам  «была  мудра  на  вышивание».  «Это  же  она  нас  вышивать  научила»,  –  говорили  в  народе.  В  этот  день  девушки  не  могли  ничего  делать,  могли  «лишь  вышивать  и  нити  прясть».  Девушки  собирались  вместе  к  вышиванию  и,  начиная  его,  крестились  и  шептали:  «Святая  Варвара  золотыми  нитями  Иисусу  ризы  шила  и  нас  научила»  [1,  с.  34].

Одной  из  форм  приобщения  к  народной  духовности,  воспитания  эстетических  чувств  подростков  и  приобщения  к  творчеству  были  традиционные  праздники,  обряды,  ритуалы.  Согласно  народному  календарю  подростки  принимали  участие  в  подготовке  и  праздновании  Рождества.  Они  готовили  елочные  украшения,  используя  разнообразный  материал,  красили,  вырезали,  клеили,  ребята  делали  «звізди»  для  колядок.  Подростки  шли  петь  колядки.  «Собираемся  по  углам...  Приходили  одногодки...  Мы  же,  старшие,  нам  уже  лет  по  двенадцать  было,  все  село  обошли  с  колядой».  В  одной  лишь  колядке  хозяину,  приведенной  О.  Воропаем,  24  строфы.  А  еще  пели  колядки  хозяйке,  его  дочкам  и  сыновьям,  а  еще  не  обходили  вдовий  дом,  потому  что  «грех  обойти  бедного»  [1  с.  76–79].

Колядки  преисполненные  традиционно  народными  образами,  оборотами,  интонациями,  которые  формировали  у  детей  ощущение  ритмомелодики  песенного  богатства  своего  края,  вкус  к  родному  слову,  учили  ответственного  отношения  к  нему.  Среди  колядок  есть  со  сказочно  фантастическими  мотивами,  которые  имеют  некоторую  схожесть  с  былинами.  В  этой  группе  колядок  рядом  с  христианскими  апокрифическими  элементами  заметный  отзвук  и  дохристианских  верований  и  мифических  образов,  например,  солнце,  месяц  и  дождь  восхваляются  перед  хозяином  своей  силой.  На  всю  жизнь  входят  в  лексикон  подростков  высказывания:  «ясное  солнце»,  «ясный  месяц»,  «мелкий  дождик»,  «рожь-пшеница».  Поэтическое  восприятие  действительности,  окружающей  природы,  –  та  благодатная  почва,  в  которой  произрастает  способность  к  созданию  прекрасного,  к  творчеству  в  целом  во  всех  аспектах  жизнедеятельности.  Для  совершенствования  своих  художественных  способностей  большие  возможности  дает  участие  подростков  в  вертепах.

В  Слободской  Украине  долго  сохранялся  обычай  на  Рождество  Христово,  кроме  колядок  и  вертепов,  читать  стихотворения.  Читать  рождественские  стихотворения  ходили  ребята-школьники,  собираясь  небольшими  группами  по  2–3  подростка.  Тексты  этих  стихотворений  были  чрезвычайно  большими  (несколько  сотен  строф),  и  ребятам  нужно  было  хорошо  тренировать  свою  память,  чтобы  на  Рождество  произнести  такое  стихотворение.

Рождественские,  новогодние  обряды  поощряли,  стимулировали  умственное  развитие  детей.  После  того,  как  «посевальщик»  поздравил  родственника  с  Новым  годом,  тот  говорил  ему:  «На  вот  тебе  немного  денег  на  книжку  –  и  учись,  чтобы  дураком  не  был!».  Народ  нашел  свое  творчество  в  том,  что,  будучи  на  протяжении  веков  лишенным  права  на  систематическое  школьное  образование,  создал  свои,  народные  формы  организации  учебы:  «школы»  путешествующих  дьяков,  учебы  «выростками  школьными»  (то  есть  подростками,  которые  получили  начальное  школьное  образование,  учили  своих  ровесников  или  младших  детей),  [5,  с.  807–814],  домашние  школы  и  тому  подобное.  Кроме  того,  народ  создал  целую  систему  интеллектуального  развития  детей  с  помощью  словесного  творчества  и  традиционно  народных  знаний,  где  всегда,  кроме  рационального  элемента,  встречается  духовно  эстетичный  элемент.

На  второй  Сочельник  на  Гуцульщине  подростки  щедруют,  одаряя  хозяев  ветвью  лещины,  которая  должна  была  оберегать  скот  от  «всего  злого».  Поэтическое  отношение  к  природе,  ее  красоте,  а  также  собственного  природосоответственного  самоусовершенствования,  формировал  обычай  на  Крещение  умываться  девушкам  освященной  водой  из  полыньи:  наливали  воду  в  большую  миску,  на  дно  клали  гроздь  калины  или  ожерелье  и  умывались  –  «чтобы  лица  красные  были».  Облагораживанию  чувств,  развитию  грациозности  у  девушек  способствовали  хороводы,  танцы,  которые  сопровождали  календарные  обряды  весенне-летнего  цикла  –  маевки,  гагилки,  купальские,  обжиночные  ритуалы  и  др.  Особенное  место  в  массовом  приобщении  детей  к  искусству  было  расписывание  писанок  перед  Пасхой.  Профессор  М.Ф.  Сумцов  [4]  классифицировал  орнаменты  росписей  –  геометрические,  растительные,  зоологические,  антропологические  и  бытовые.  Это,  собственно,  общая  классификация  украинской  орнаментики,  которая  усваивалась  детьми  еще  в  подростковом  возрасте.  Способ  изготовления  писанок  хотя  и  простой,  однако  требует  незаурядного  умения,  потому  что  рисовать  на  выпуклой  поверхности  яйца  значительно  тяжелее,  чем  на  ровной  поверхности  полотна  или  бумаги.  Это  тонкая,  почти  ювелирная  работа  с  применением  воска,  краски,  «кисточки»,  которая  предусматривает  несколько  этапов.  Кроме  краски,  для  окраски  используют  шелуху  лука,  дубовую  кору,  цветную  бумагу.

Хотя  традиционно  в  проведении  досуга  дети  и  молодежь  находились  в  пределах  своих  объединений  по  возрасту,  однако  при  подготовке  к  праздникам  календарного  цикла  и  в  их  праздновании  все  эти  группировки  часто  объединялись.  К  ним  приобщались  и  взрослые.  Это  усиливало  развивающий  эффект  народной  праздничности.  Младшие  обогащались  опытом  старших,  тянулись  к  их  уровню  изобретательности,  мастерства,  в  подготовке  атрибутики,  в  использовании  песенно-музыкального,  игрового  элементов.  Взрослые  заботились  об  идейной  и  духовно-моральной  наполненности  компонентов  обрядов,  культивировали  художественные  традиции  края  и  национальные  воспитательные  идеалы.

В  20–30-ые  гг.  ХХ  века  в  Западной  Украине  к  делу  подготовки  и  проведения  народных  праздников  приобщались  священники  украинской  церкви.  Сочетание  традиционно  народных  элементов  с  религиозными  обеспечивало  чрезвычайно  большой  воспитательный  эффект  этих  мероприятий.  В  традиционно  народную  обрядность  и  праздничность  того  периода  вводятся  знаковые  исторические  персонажи,  например,  древнерусские  князья,  украинские  гетманы,  национальные  герои,  что  отображают  исторические  события.  Значительная  роль  отводится  образу  запорожского  казака  –  общепринятого  идеала  украинского  рыцаря.  Этот  идеал  стимулирует  у  подростков  стремление  к  самоусовершенствованию,  изобретательности.  Подростки  и  молодежь  в  20-х-30-х  гг.  ХХ  века  воспитывались  на  идеале  казака  и  сечевого  стрелка,  что  требовало  собранности,  физической  ловкости,  выносливости.  Духовно-эстетическая  атмосфера  народных  праздников  объединяла  людей  разных  поколений,  давала  уверенность  в  себе,  добавляла  сил  слабым.  Коллективное  народное  творчество  приносило  каждому  участнику  взаимное  удовлетворение,  это  было  взаимное  развитие  и  умножение  сил  друг  друга  и  приобщение  к  творчеству  детей  и  молодежи.

Появляются  новые  праздники,  традиции,  которые  мобилизуют  молодежь  на  творчество,  стимулируют  развитие  ее  общественной  активности,  гражданского  самовыражения,  готовности  работать  и  действовать  ради  блага  Украины.  Все  это  шло  изнутри  народа,  было  проявлением  его  способности  раскрыть  свой  творческий  потенциал  во  имя  будущего  грядущих  поколений.

Творчество  –  это  проявление  национального  самосознания  украинцев,  и  старшие  поколения  привлекают  к  ней  молодежь.  Сельские  девушки  и  девочки-подростки  считали  своей  обязанностью  убирать,  украшать  цветами  церковь,  вышивать  для  церкви  полотенца.  Юноши  и  ребята-подростки  принимали  участие  в  подготовке  к  чествованию  памяти  сечевых  стрелков,  воинов  Украинской  армии,  которые  погибли  в  20-х  годах.  Внучки  с  дедами  плели  терновые  венки  и  клали  их  на  могилы.

Народные  традиции  перешли  и  к  частной  украинской  школе,  где  устраивали  –  Святого  Николая,  День  Матери,  Шевченковские  дни,  начало  нового  учебного  года.  Ученики  декламировали  поэзии,  пел  школьный  хор.  Подростки  и  молодежь  активно  участвовали  в  благотворительной  деятельности,  выступали  с  концертами,  собирая  средства  на  церковь,  на  «Просветительство»,  Народный  дом,  на  бедных  студентов,  на  построение  школы,  бурсы,  на  обеды  бедным  детям,  на  читальню.  Это  творчество  во  имя  добра.

Появился  инициируемый  обществом  «Родная  школа»  праздник  День  образования.  Наилучшие  ученики  в  национальной  одежде  проходили  колоннами  вместе  с  учителями  и  наставниками,  студентами  и  основателями  общества  «Родная  школа».  Проявление  такой  чести  стимулировало  подростков  к  прилежности  в  учебе.  Во  время  праздника  ученики  выполняли  физкультурные  упражнения,  синхронные  движения  под  музыкальное  сопровождение.  Эти  массовые  упражнения  создавали  увлекательное  зрелище,  потому  что  «поле  неоднократно  меняло  форму  –  рисунок  и  цвет»  [3,  с.  59].

Новые  традиции  формирования  социально  активного,  гармонично  развитой  личности  связаны  с  возникновением  физкультурно-спортивных  обществ  «Сокол»  и  «Сеч»,  активное  развитие  которых  приходится  на  1900–1914  гг.  В  30-ые  годы  активизировалась  деятельность  пожарного  общества  «Луг».  Систему  физического  развития  молодежи  создало  общество  «Сокол».  Духовно-физическое  и  морально-патриотическое  воспитание  было  целью  общества  «Пласт»,  в  котором  подростки  активно  участвовали.

Ежегодно  по  окончании  учебы  в  июне  общество  «Родная  школа»  организовывало  в  селах  и  городах  большой  театрализованный  национально-спортивный  праздник.  На  нем  демонстрировали  свои  достижения  физкультурно-спортивные  общества  из  всей  Галичины.  Молодежь  с  энтузиазмом  готовилась  к  этому  празднику,  где  могла,  демонстрировала  свою  силу,  ловкость,  готовность  к  жизненным  испытаниям  и  веру  в  себя,  в  свои  возможности.

Несмотря  на  появление  новых  народных  праздников  и  традиций,  предопределенных  общественно-историческими  событиями  и  обстоятельствами,  в  Украине  в  отмеченный  период  продолжают  функционировать  и  комплексно  влиять  на  воспитание  старые  праздники  и  традиции.  Учитывая  развивающую  функцию  этих  праздников,  у  них  сохраняется  возрастная  дифференциация.  Так,  на  Прикарпатье  и  в  Карпатах  еще  во  второй  половине  ХХ  в.  массово  отмечался  мальчиками-подростками  пастуший  праздник,  который  имел  название  «петрикування»  (на  праздник  Св.  Петра  и  Павла).  Пастухи  украшали  скот:  утром  выплетали  венки  из  разнообразного  зелья  и  цветов,  цепляли  их  на  шеи  и  рога  скоту,  бережно  перед  тем  почистив  и  помыв  его  в  потоке.  Родители  и  хозяева,  чей  скот  пасли  подростки,  соответственно  вознаграждали  пастухов,  и  после  обеда  пастухи  устраивали  угощения,  которые  сопровождалась  играми  и  забавами.  Элемент  красоты  непременно  сопровождал  все  эти  празднования,  постоянно  поддерживая  у  молодежи  дух  творчества.  На  Полесье  девочки-подростки  даже  в  пост,  перед  Пасхой,  пели  специальные  грустные  песни,  водили  хороводы.  Эти  песни  имели  название  «рогульки»  или  «рогулейки».  Рядом  с  мотивом  мученичества  Иисуса  Христа,  вливался  мотив  сиротства,  тяжелой  судьбы  детей  в  семье  мачехи  или  жены  дяди  и  тому  подобное.  В  процессе  пения,  хоровода  развивались  слух,  голосовые  данные,  ощущение  ритма,  плавность  движений.  Все  это  в  комплексе  формировало  гармоничную  личность.

Таким  образом,  в  становлении  творческой  активности  подростков  большую  роль  играли  группы,  в  которых  они  проводили  досуг.  Оптимизировали  творческий  поиск  объединения  разных  поколений  (дети,  подростки,  молодежь,  взрослые).  Одним  из  требований  к  формированию  и  развитию  творческих  умений  и  способностей  подростка  есть  общение  в  группе  сверстников.

Взаимный  обзор  творческих  достижений,  оценка,  состязательность,  стремление  к  оригинальности  –  условия  творческого  становления  подростков.  Детей  приучали  к  экономности,  хозяйственности,  умению  рационально  использовать  время.  Сочетание  традиционно  народных  элементов  с  религиозными  способствовало  духовному  подъему  подростков  и  побуждало  их  к  творчеству.  В  девичьих  и  юношеских  обществах  осуществлялась  уже  своеобразная  профессионализация  в  разных  направлениях  творчества.

Возникновение  вначале  ХХ  ст.  обществ  «Сокол»,  «Сечь»,  «Пласт»  формировали  у  подростков  гражданскую  позицию,  стремление  к  творческой  деятельности  во  имя  высоких  народных  идеалов.

 

Список  литературы:

1.Воропай  О.  Звичаї  нашого  народу  :  етнографічний  нарис  [Текст]  /  О.  Воропай.  –  Кн.  І.  –  Мюнхен  :  Укр.  вид-во,  1966.  –  447  с.

2.Гнатюк  В.  Ткацтво  у  Східній  Галичині  [Текст]  /  В.  Гнатюк  //  Матеріали  до  українсько-руської  етнології.  –  Львів,  1890.  –  С.  23.

3.Рідна  школа:  збірка  спогадів  колишніх  учнів-«рідношкільників».  –  Львів  :  Основа,  1999.  –  136  с.

4.Сумцов  Н.Ф.  Современная  малорусская  этнография  [Текст]  /  Н.Ф.  Сумцов.  –  К.,  1893.  –  Ч.  1.

5.Сявавко  Є.  Українське  шкільництво.  Українська  культура  першої  половини  ХІХ  ст.  [Текст]  /  Є.  Сявавко  //  Історія  української  культури  :  –  [наук.  вид.]  :  у  5-и  т.  [гол.  ред.  Б.Є.  Патон,  Л.Ф.  Артюх,  В.Г.  Балушок  та  ін.].  –  К.:  Наук.  думка  НАН  України,  2008.  –  Т.  4.  кн.  1.  –  С.  789–854.

6.Plan  naukowy  dla  szkol  ludowych  pospolitych  jedno-dwu-trej-I  cztery  klasowych.  –  Lwow,  c.k.  Rada  Szkolna  Krajowa,  1911.

7.Plan  szkol  gimnazijnych.  Lwow,  c.n.,  RSK,  1909.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.