Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
АНТИЧНЫЙ ИДЕАЛ ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВА
Кириллов Денис Владимирович
Учитель МОУ СОШ № 10, г. Сургут
E-mail: 10.12.82@mail.ru
На основе изучения научной литературы мы определяем идеал физического совершенства как мощный стимул и мотив улучшения здоровья, основанный на гармоничном сочетании физических, эстетических, здоровьеформирующих параметров, отражающих исторически сложившиеся представления о красивом, совершенном теле, личности, индивидуальности и духовности человека.
Представления об идеале физического совершенства на Западе начинают формироваться в античном мире, где существовали традиции ведения здорового образа жизни. Наличие хорошего здоровья являлось основным критерием для обеспечения интеллектуального развития подрастающего поколения. Так, юноши, физически плохо развитые, не имели право на высшее образование. В Древней Греции культ тела возводился в рамки государственных законов, имелась строгая система физического воспитания. Особенность античности в том, что на первом плане находится физический компонент здорового образа жизни, оттесняя духовный на второй план.
В этот период появляются первые концепции здорового образа жизни: «познай самого себя», «заботься о самом себе». Согласно последней концепции, у каждого человека должен быть определённый образ действий, осуществляемый по отношению к самому себе и включающий заботу о самом себе, изменение, преображение себя [3, С. 78].
В Древней Греции человека считали мерой всех вещей и прославляли человеческое тело. Физически красивым называли человека здорового и сильного, пропорционально и гармонично сложенного, владеющего своим телом, с правильными чертами лица. Вместе с тем, идеал физического совершенства не сводился только к атлетическому телосложению и правильным чертам лица. Красота многообразна и очень индивидуальна.
Физическое развитие рассматривалось в единстве с нравственным и умственным. Отпечаток нравственной и умственной красоты проявляется во внешнем облике человека. Жизнь ума и сердца отражается в выражении лица, глаз, осанке, жестах, манере себя держать. Внутренняя красота может быть скрыта, но людям с развитым эстетическим вкусом, художникам, писателям удаётся открыть её в неповторимых индивидуальных чертах характера.
Платон, задумываясь над человеческой красотой, подчёркивал её связь со здоровьем. Он считал, что первое благо человека – здоровье, второе – красота. Красота в чистом виде не существует, она связана с высокой нравственностью. Мужественность, благородство, отзывчивость – всё это отражается во внешнем облике и поведении человека. Поэтому от физического развития, умения владеть своим телом, мимикой лица, жестами во многом зависит то, как человек будет понят и оценен окружающими людьми [7, С. 3].
Идеал физического совершенства в понимании Платона соотносится с понятием «калокагатия» – характеристикой благородного, прекрасного и совершенного человека (калокагата). Для философа калокагатия – идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души. Калокагат должен был всецело стремиться к осуществлению коллективных чаяний полиса [2, С. 31; 4, С. 58; 5, С. 17-19; 6, С. 196; 8, С. 135].
Образование античности было ориентировано на воспитание достойных граждан, участвующих в общественной жизни, государственных деятелей, полководцев, войнов. В обучении стремились воспитать гражданина, совершенного физически и нравственно в соответствии с идеалом гармонического развития. Физическое совершенство оттачивалось в спортивных состязаниях, являвшихся высшим проявлением состязательности, стремления к первенству, победе над соперниками [5, С. 18-19].
Атлеты отражали с одной стороны силу и мощь родного города, а с другой – общеэллинский идеал всестороннего развития и физического совершенства личности. В работах античных мастеров запечатлён эталон человека – победитель Олимпийских игр, обладающий неимоверной физической силой. Эти произведения искусства остаются идеалом красоты и сегодня, претерпев некоторые изменения [1, С. 7 – 9; 4, С. 55; 6, С. 32].
За долгую и напряжённую подготовку, испытания в состязаниях, победителю в Олимпии вручали венок из оливковой ветви. Это был символ спортивной борьбы. Почести и слава приходили к победителю как знак благодарности и любви соотечественников, то есть являлись результатом общественного признания. Почтенное отношение к олимпионикам подтверждается, во-первых, тем, что имена соотечественников, ставших победителями Олимпийских и других состязаний, увековечивались в гимназиях и храмах, вёлся учёт достижений, на их примере воспитывалась молодежь, а некоторых почитали наравне с богами. Во-вторых, Олимпийские игры влияли на развитие греческой культуры, где сложился культ прекрасного обнажённого тела. Атлеты тренировались и состязались обнажёнными. Стыд наготы считался признаком варварства. Греки почитали загорелое, тренированное обнажённое тело, оно было выражением высокого уровня культуры. Кроме того, во время Игр съезжались выдающиеся философы, которые формировали национальное самосознание греков. Это было сознание высокой общественной цивилизации, духовной и физической культуры, сознание превосходства над рабами и варварскими народами. Поэтому Олимпийские игры выполняли религиозную, культурную, воспитательную, экономическую, политическую и зрелищную функции [1, С. 12, 196; 4, С. 60-70].
Интересны взгляды Аристотеля, Демокрита и Гиппократа. Аристотель утверждал, что человеческая душа самая сложная. Она обладает всеми функциями растительной и животной души и, кроме того, специфически человеческими функциями: умом, мышлением, рассуждением. По его представлениям, часто душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например, при гневе, отваге, желании, других ощущениях, состояние души имеет свою основу в материи. Демокрит был долгожителем и прожил более ста лет. Согласно его учению «Об евтимии», хорошим состоянием духа считается спокойное, ровное настроение, которое устанавливается вследствие равномерного движения атомов человеческой души. Целью жизни он считал счастье, которое не сводится только к телесным наслаждениям. Демокрит признавал человека природным существом с естественным стремлением к удовольствию и естественным инстинктом, который велит ему избегать неудовольстий и огорчений. Человек имеет право на счастье. Однако чувства удовольствия и неудовольствия – граница между тем, что родственно нашему духу и неродственно. Счастье таится в нормальном состоянии души и тела: это не только евтимия, но и внутренняя устойчивость, гармония, размеренность и безмятежность, которая не означает бездеятельность и неустрашимость. Именно разум и знания помогают человеку соблюсти меру, как важнейшее условие счастья. Демокрит требовал воздержанности и умеренности во всех сферах личной жизни, ибо мужественен тот, кто сильнее своих страстей. Он утверждал, что стремления тела естественны, тело не требует лишнего, а вот душа часто стремится к недостижимому и не полезному в природе: она и разжигает страсти тела, изнуряет и терзает его, увлекая без необходимости на неподобающие действия. Гиппократ в трактате «О здоровом образе жизни» рассматривает здоровье, как некую гармонию, к которой следует стремиться путём соблюдения ряда профилактических мероприятий, акцентируя внимание на физическом здоровье человека [3, С. 77-78].
Специфика античного искусства заключается в том, что оно отразило целесообразность пропорций человеческого тела. Это позволяет характеризовать идеал физического развития в Древней Греции как непротиворечивый: эстетический и физиологический аспекты сближаются до полного совпадения. Наследие античности составляет базу формирования современных представлений о красоте человеческого тела.
Изложенное позволяет сказать, что идеал физического совершенства античности – олимпионик, обладающий исключительными физическими данными и чертами полисного человека.
Список литературы:
1.Базунов Б.А. Кумиры стадионов Эллады [Текст] / Б.А. Базунов. – М.: Советский спорт, 2004. – 448с.
2.Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – М.: Академия, 2001. – 352с.
3.Васильева О.С. Историко-культурный анализ понятия «здоровый образ жизни» и современные представления о нём студенческой молодёжи [Текст] / О.С. Васильева, Д.З. Хозина // Психология в вузе.-2005.-№ 1.-С. 76-84.
4.Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта [Текст]: пер. с венгерского / Л. Кун; ред. В.В. Столбов. – М.: Радуга, 1982.-400с.
5.Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад, М.М. Безруких, В.А. Болотов и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528с.
6.Философский энциклопедический словарь [Текст]. – М.: ИНФРА – М., 1997. – 576с.
7.Шенделева С.В. Здоровье и здоровый образ жизни как культурологическая ценность в истории педагогики [Текст] / С.В. Шенделева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-2007.-№ 5.-С. 2-4.
8.Эстетика: словарь [Текст] / А.А. Беляев. – М.: Политиздат, 1989. – 447с.
дипломов
Оставить комментарий