Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 октября 2010 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Якушева С.Д., Сапожникова В.В. ЮМОР В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. № 3. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ЮМОР  В  ВОСПИТАНИИ  И  ОБУЧЕНИИ  СОВРЕМЕННОГО  ПОДРОСТКА

Якушева  Светлана  Дмитриевна

канд.  пед.  наук,  ст.  преподаватель  кафедры  педагогики  МГПИ,  г.  Москва

E-mailjawa57@mail.ru

Сапожникова  Вера  Владиславовна

студентка  III  курса  филологического  факультета  МГПИ,  г.  Москва

 

Современное  образование  -  это  одно  из  средств  решения  важнейших  проблем  не  только  общества,  но  и  отдельных  индивидов.  В  любом  государстве  характер  системы  образования  определяется  социально-экономическим  и  политическим  строем,  а  также  культурно-историческими  и  национальными  особенностями  страны.

Одним  из  важнейших  принципов  государственной  политики  в  области  образования  является  повышение  эффективности  педагогического  процесса.  Современному  российскому  обществу  требуется  всесторонне  развитая  личность,  способная  критически  мыслить,  самостоятельно  принимать  решения  и  творчески  подходить  к  любому  делу.

Несомненную  педагогическую  ценность,  как  одна  из  новых  технологий,  несет  в  себе  юмор  и  его  естественное  выражение  -  смех.  Использование  данного  средства  может  стать  опорной  точкой  повышения  эффективности  процесса  воспитания,  обучения  и  развития  личности.

В  истории  педагогики  ученые  постоянно  акцентировали  внимание  на  значении  юмора  в  образовании  и  воспитании.  Разработкой  данной  проблемы  занимались  зарубежные  и  отечественные  философы,  социологи,  психологи  и  педагоги  (М.Ф.  Квинтилиан,  Ю.Б.  Борев.,  О.А.  Кривцун,  А  Бергсон,  В.Я.  Пропп,  С.Л.  Рубинштейн,  Л.С.  Выготский,  В.А.  Сухомлинский,  А.Н.  Лук,  Б.З.  Вульфов,  В.Д.  Иванов,  В.С.  Кукушин,  Н.Н.  Никитина,  С.Д.  Якушева  и  др.).

Однако  проблема  значения  юмора  как  учебно-воспитательного  средства  еще  недостаточно  разработана  в  педагогике  и  психологии.  Существует  ряд  противоречий,  преодоление  которых  будет  способствовать  повышению  эффективности  воспитания  и  обучения  подростков  средствами  юмора.  Это  противоречия  между:

·потребностью  общества  в  новом  типе  специалистов  психолого-  педагогического  направления,  обладающих  умением  использовать  юмор  в  педагогической  деятельности  и  недостаточной  разработанностью  этой  проблемы  в  педагогической  науке;

·необходимостью  применения  юмора  в  педагогической  практике,  в  системе  профессионального  образования  и  отсутствием  должной  подготовки  педагогов  к  решению  этой  задачи;

·возможностью  юмора  в  развитии  ассоциативного  мышления  и  кругозора  подростка  в  образовательном  процессе  и  недостаточной  актуализацией  юмористической  составляющей  содержания  образовательного  процесса.

Возникшие  противоречия  определили  тему  нашей  работы,  цель  которой  -юмор  в  воспитании  и  обучении  современного  подростка.

Значимость  юмора  в  человеческом  общении  трудно  переоценить.  Понимание  людьми  друг  друга,  их  сотрудничество,  совместный  процесс  созидания  и  организации  общения  на  различных  уровнях  во  многом  зависит  от  того,  как  применяется  юмор  участниками  общения.

Роль  юмора  для  человека  огромна.  Для  него  это  одно  из  важнейших  профессиональных  качеств  и  средство  актерского  мастерства.  Владение  юмором  –  это  прежде  всего  умение  импровизировать,  поддерживать  дружескую  обстановку  в  классе  и  интерес  к  предмету.

Педагог,  который  умело  применяет  различные  средства  юмора  (каламбуры,  пословицы,  поговорки,  исторические  анекдоты,  травести,  бурлески,  метафоры,  гиперболы  и  т.д.),  тем  самым  снижает  напряжение  на  уроке,  освежает  внимание,  развивает  ассоциативное  мышление  слушателей,  расширяет  их  кругозор,  оказывает  эмоциональное  воздействие  на  аудиторию.

Что  же  такое  юмор?  Одно  из  самых  простых  и  точных  определений  принадлежит  В.И.  Далю:  «Юмор  –  веселая,  острая,  шутливая  складка  ума,  умеющая  подмечать  и  резко  выставлять  странность  обычаев,  порядков  и  нравов».  И  хотя  юмор  шире  любого  определения,  он  указал  на  существенную  его  особенность:  это  свойство  психики  человека,  состоящее  в  умении

«подметить  странности»  [5,  с.  730].

Многие  события  окружающего  мира  воспринимаются  как  естественные,  логичные,  правильные.  Способность  же  обнаруживать  странности  в  своем  окружении  помогает  ориентироваться  в  мире,  повышает  приспособляемость  к  жизни  в  обществе.  Поскольку  человеку  присуща  способность  самоотражения,  то  ему  приятно  сознавать,  что  он  в  состоянии  обнаруживать  ошибки  и  несуразности.  Так  создается  одна  из  предпосылок  формирования  чувства  юмора  –  вкус,  желание,  нацеленность  (установка)  на  отыскание  нелепого  и  смешного  в  повседневном  окружении  [13,  с.  55].

А.  Квинтилиан  говорил,  что  обучение  должно  быть  радостным.  Сторонником  создания  школы  радости  был  один  из  выдающихся  отечественных  педагогов  В.А.  Сухомлинский,  которому  принадлежит  приоритет  в  постановке  проблемы  юмора  в  воспитании.  Важную  роль  в  обучении  он  отводил  слову  учителя,  художественному  стилю  изложения,  сочинению  вместе  с  детьми  маленьких  рассказов  и  сказок,  проникнутых  жизнерадостным  юмором.  В.А.  Сухомлинский  считал  юмор  сильным

средством  воздействия.  Он  утверждал,  что  способность  увидеть  в  нарушении  дисциплины  смешное  и  пристыдить  смешным  –  в  этом  заключается  умение  проникнуть  умом  и  сердцем  в  духовный  мир  ребенка:  «Ребенок  жить  без  смеха  не  может.  Когда  дети  смеются,  нельзя  сердиться,  ненужный  и  не  к  месту  смех  нужно  пристыдить  юмором,  т.е.  смехом  же»  [11,  с.  355].

Способность  смеяться  –  подлинно  человеческая  черта;  чувствительность  к  смешному,  внутренняя  «готовность»  смеяться  требуют  большого  развития,  бурной  деятельности,  игры  умственных  сил.  Смех  –  это  оборотная  сторона  мышления.  Развивать  в  ребенке  способность  смеяться,  утверждать  чувство  юмора  –  значит  укреплять  его  умственные  силы  и  способности,  учить  тонко  думать  и  мудро  видеть  мир  [11,  с.  348].

Педагог  не  должен  терять  чувство  юмора,  когда  имеет  дело  с  детскими  шалостями.  Стало  быть,  нужно  пытаться  рефлексивно  увидеть  себя  юного  в  контексте  сегодняшней  ситуации  шалости,  может  быть,  и  более  серьезных  проявлений  недисциплинированности  или  разгильдяйства.  Чувство  юмора  –  качество  для  педагога  весьма  необходимое  [3,  с.  511].

Судить  о  наличии  или  отсутствии  чувства  юмора  можно  по  тому,  как  человек  понимает  шутки,  анекдоты,  шаржи,  карикатуры,  улавливает  ли  комизм  ситуации,  способен  ли  смеяться  не  только  над  другими,  но  и  тогда,  когда  сам  становится  объектом  шутки.  Отсутствие  или  недостаточная  выраженность  чувства  юмора  могут  свидетельствовать  как  о  сниженном  эмоциональном  уровне,  так  и  о  недостаточном  интеллектуальном  развитии  [10,  с.  875].

Нередко  на  конференциях  и  съездах  участники  начинают  серьезный  доклад  веселой  притчей.  Это  неизменно  помогает  завоевать  доброжелательное  внимание  аудитории  не  только  силой  аргументов,  но  и  искрящим  юмором,  с  помощью  которого  можно  обесценить  все  хитроумные  доводы  противников,  не  затрачивая  на  них  ни  времени,  ни  сил.  Поэтому  здесь  важна  способность  перешагнуть  через  привычные  рамки,  сковывающие  мысль;  эта  способность  не  ограничивается  одной  лишь  наукой.  Это  скорее  свойство  личности,  а  не  только  особенность  мышления  [7,  с.  137].

Шутка,  умение  с  ней  встречать  неприятности  и  поражения,  улыбчивость,  добросердечие  притягательны  для  окружающих,  привлекают  к  нам  людей.  Как  заметил  немецкий  писатель  Л.  Берне:  «Юмор  –  не  дар  ума,  это  –  дар  сердца,  сама  добродетель,  исходящая  из  богато  одаренного  сердца,  если  ему  не  позволено  следовать  своим  побуждениям»  [12,  с.  475].  Одним  -  это  дано  в  большей  степени,  другим  –  в  меньшей,  а  кому-то  совсем  не  дано.

В.Я.  Пропп  высказал  мысль  о  существовании  профессий,  которые  лишают  людей  способности  смеяться.  По  его  мнению,  это  относится  к  тем  профессиям,  которые  связаны  с  определенными  властными  функциями,  в  частности  педагогическим  [9,  с.  163].  Действительно,  дидактичность  педагогических  профессий,  нередко  становится  назойливой,  а  в  сочетании  с  присущей  им  долей  власти  может  сильно  приглушать  и  подавлять  у  носителей  этих  профессий  чувство  юмора.  Дефицит  юмора  в  педагогике  связан  с  ее  спецификой,  которая  включает  в  себя  обязанность  поучать,  указывать,  вразумлять,  а  также  решать,  что  правильно,  а  что  неверно.

Прекрасно  эта  профессиональная  особенность  передана,  например,  в  фильме  «Дневник  директора  школы»,  где  актриса  Ия  Савина  играет  завуча.  После  нескольких  ее  реплик  среди  незнакомых  людей  –  гостей  на  свадьбе  ее  бывшей  ученицы  –  один  из  персонажей  довольно-таки  уверенно  говорит  ей:

«Вы,  наверное,  в  школе  работаете?»  К  сожалению,  многие  считают  школу  и  юмор  несовместимыми.  Иногда  туго  воспринимают  шутку  озабоченные  своим  авторитетом  преподаватели  второстепенных,  непрофилирующих  дисциплин  в

высших  и  средних  учебных  заведениях;  они  подозрительно  относятся  к  юмору,  опасаясь  насмешек  [7,  с.  144].

Юмор  способствует  разрядке  напряженной  психологической  атмосферы,  разрежению  конфликтной  ситуация.  Говоря  о  юморе  в  общении,  нельзя  не  отметить  того,  что  шутка  часто  служит  защитной  психической  реакцией,  оберегающей  психику  человека  от  сильных  эмоциональных  воздействий.  С  помощью  юмора  осуществляется  экономия  психической  энергии  и  обеспечивается  душевный  комфорт.  Понимание  человеческих  слабостей,  снисхождение  к  ним,  умение  прощать  их  также  во  многих  случаях  связано  с  применением  юмора  [13,  с.  56-57].  Таким  образом,  в  основе  юмора  лежит  любовь  к  людям,  глубокое  понимание  души  и  человеческой  природе  вообще.

И.  Кант  считал,  что  юмор  обозначает  именно  талант  произвольно  приходить  в  хорошее  расположение  духа.

Роль  юмора  огромна.  Без  него  невозможно  провести  никакое  совещание,  выстроить  отношения,  сгладить  житейские  шероховатости  и  обходить  острые  углы,  создавать  благоприятную  дружественную  атмосферу,  комфортность  в  обучении  и  воспитании.  Воспитательный  процесс  включает  в  себя  разнообразные  формы  общения,  и  роль  юмора  здесь  очень  действенна  [7,  с.  135].

Ю.Б.  Борев  заявлял,  что  чувство  юмора  –  разновидность  эстетического  чувства,  которое  обладает  рядом  особенностей:

· опирается  на  эстетические  идеалы,  противопоставляя  их  воспринимаемому  комическому  явлению  (в  противном  случае  юмор  превращается  в  скепсис,  цинизм,  сальность,  пошлость,  скабрезность);

· присуще  эстетически  развитому  уму,  способного  быстро,  эмоционально-  критически  оценивать  явления;

· предполагает  способность  хотя  бы  эмоционально  в  эстетической  форме  схватывать  противоречия  действительности;

· предполагает  склонность  к  богатым  и  неожиданным  сопоставлениям  и  ассоциациям;

· рассматривает  явление  критически  с  точки  зрения  его  общечеловеческой  значимости.

Активная,  творческая  форма  чувства  юмора  –  остроумие.  Чувство  юмора  –  это  способность  к  восприятию  комизма;  остроумие  –  к  его  творению,  созиданию.  Остроумие  –  это  талант  так  концентрировать,  заострять  и  эстетически  оценивать  реальные  противоречия  действительности,  чтобы  нагляден  и  ощутим,  стал  их  комизм  [2,  с.  107].

С.Л.  Рубинштейн  заметил  однажды,  что  с  юмором  относятся  к  смешным  маленьким  слабостям  или  не  очень  существенным  и  во  всяком  случае  безобидным  недостаткам,  когда  чувствуется,  что  за  ними  скрыты  реальные  достоинства  [8,  с.  577].  Он  говорил,  что  улыбка  и  смех,  будучи  первоначально  выражением  –  сначала  рефлекторным  –  элементарного  удовольствия,  органического  благополучия,  вбирают  в  себя  в  конце  концов  все  высоты  и  глубины,  доступные  философии  человеческого  духа;  оставаясь  внешне  почти  тем  же,  чем  они  были,  улыбка  и  смех  в  ходе  исторического  развития  человека  приобретают  все  более  глубокое  и  тонкое  психологическое  содержание  [8,  с.  578].

В.А.  Сухомлинский  говорил,  что  неумение  видеть  мир  с  улыбкой,  проникнутой  сочувствием  к  человеку,  –  это  одна  из  важнейших  причин  эгоизма,  бессердечности,  равнодушия.  Чем  тоньше  развита  в  душе  каждого  члена  коллектива  доброта,  тем  меньше  ребенок  боится  быть  высмеянным.  Именно  боязнь  быть  объектом  насмешек,  постоянного  высмеивания  сковывает  многих  детей,  парализует  их  мысль  и  речь.  Это  особенно  опасно  в  младшем  возрасте,  когда  детская  психика  такая  гибкая  и  легко  поддается  воспитательным  влияниям.  Ребенок  приходит  в  школу  с  беззащитной  душой.  Если  детская  беззащитность  встречается  с  равнодушием,  с  несочувственным  и  недоброжелательным  отношением,  выраженным  к  тому  же  смехом,  у  маленького  человека  постепенно  вообще  утрачивается  чувствительность  к  воспитательным  влияниям,  он  становится  невосприимчивым,  невоспитанным  [11,  с.  350].

Нередко  педагог  высмеивает  кого-либо  из  учеников  за  неумелость,  непонимание  предмета,  это  смех  злой,  и  он  не  уместен  в  школе.  Такой  смех  необходимо  исключить  из  образовательной  деятельности.

При  анализе  высказываний  учащихся  и  студентов  о  юморе  бросается  в  глаза  четкое  разделение  юмора  на  добрый  и  злой.  Добрый,  по  мнению  учащихся,  организует  учитель,  чтобы  можно  было  немного  отдохнуть,  отвлечься,  чтобы  урок  не  казался  таким  нудным  и  долгим.  Если  юмор  связан  с  темой  урока,  он  помогает  лучше  усвоить  материал,  т.к.  вспоминая,  чем  был  вызван  смех,  учащийся  волей-неволей  вспоминает  материал,  с  которым  он  был  связан.  Добрый  юмор  объединяет  людей  в  понимании  сложностей  и  ответственности,  не  ищет  виноватых,  смеется  над  собой,  а  не  над  другими,  помогает  найти  решение,  укрепляет  уверенность  в  своих  силах  и  радует  всех  вокруг,  способствует  снятию  напряжения,  стресса  и  укреплению  здоровья  [3,  с.  517].  Недаром  существует  известная  поговорка,  что  несколько  минут  хорошего  смеха  продлевают  жизнь  на  несколько  лет.  Еще  мудрый  царь  Соломон  говорил,  что  веселое  сердце  благотворно,  как  врачевство,  а  унылый  дух  сушит  кости.

А.  Бергсон  считал,  что  юмор  развенчивает  не  только  стандартное  понимание  фразы,  но  вообще  всякую  косность  и  стандартность.  Он  высоко  оценивал  воспитательный  потенциал  смеха,  считая  его  чем-то  вроде  меры  общественной  выучки,  лекарством  от  тщеславия.  Подчеркивая  общественный  характер  смеха,  А.  Бергсон  говорил,  что  смешное  не  может  оценить  тот,  кто  чувствует  себя  одиноким,  ибо  смех  остро  нуждается  в  отклике  [1].

Ю.Б.  Борев  заявлял,  что  смех  заразителен  и  тяготеет  к  коллективности,  на  людях  он  более  интенсивен  [2,  с.  518].

Б.З.  Вульфов  и  В.Д.  Иванов  проводили  опрос  обучающихся  и  преподавателей.  На  основе  полученных  данных  они  сделали  вывод  о  том,  что  ребята  ценят  юмор  в  школе  больше,  чем  их  педагоги,  примерно  в  семь  раз.  В  числе  предпочтительных  качеств  педагога  юмор  назвали  35%  опрошенных  старшеклассников  и  только  5%  –  преподавателей.

Они  приводят  примеры  высказываний  студентов  педагогического  вуза  и  учащихся  колледжа  о  смехе  и  юморе  в  школьной  жизни:

·Человек,  лишенный  чувства  юмора,  кажется  ограниченным,  у  него  не  хватает  широты  восприятия  мира.  Такой  человек  чаще  ставит  свое  собственное  мнение,  переживание  выше  всего  происходящего.

·Две  минуты  хорошего  смеха  снимают  напряжение  на  уроке.  Нет  ничего  плохого  в  том,  что  ученики  подшучивают  друг  над  другом  и  над  учителем,  и  учитель,  в  свою  очередь,  над  ребятами,  но  не  злоупотребляя  своим  положением.  Очень  здорово,  когда  учитель  совмещает  урок  и  развлечение.

·Если  бы  не  было  смеха,  жизнь  в  школе  или  других  учебных  заведениях  становилась  бы  ужасно  скучной.  Юмор  помогает  ученикам  справляться  со  сложностями,  возникающими  в  процессе  обучения,  помогает  высидеть  большое  количество  часов  за  партой.  Ученики  смеются  над  учителями,  и  именно  это  зачастую  помогает  им  найти  общий  язык,  особенно  если  учителя  смеются  вместе  с  ребятами.

·Смех  и  юмор  стоят  не  на  последнем  месте  в  школьной  жизни.  Только  с  каждым  годом  смех  становится  все  злее  и  ожесточеннее.  Дети  на  переменах  и  на  уроках  стараются  побольнее  уколоть  своего  соученика.  В  большинстве  случаев  это  защитная  реакция  –  если  ты  не  обидишь,  тебя  обидят.  Иногда  и  учителя  могут  оскорбить  ученика,  зло  над  ним  посмеяться,  хотя  это,  конечно,  исключение,  а  не  правило.

Из  приведенных  фрагментов  можно  увидеть,  что  проявления  смешного  весьма  разнообразны.  Многое  в  его  восприятии  зависит  от  ситуации:  кто  смеется,  над  кем  или  над  чем,  каковы  взаимоотношения  между  объектом  и  субъектом  смеха  [3,  с.  341].

Итак,  можно  выделить  следующие  средства  юмора:  разрядка  напряженной  психологической  атмосферы,  разрежение  конфликтной  ситуации,  создание  эмоционального  фона.

В  процессе  взаимодействия  в  различных  социальных  сферах  подросток  не  только  обогащается  социальным  опытом,  но  и  раскрывает  себя  в  обществе  как  личность.

Личность  как  результат  социальных  отношений  прежде  всего  характеризуется  индивидуальностью,  определённой  степенью  независимости  от  общества  и  способной  гармоничному  сотворчеству  с  обществом.  Личная  обособленность  сопряжена  с  самодостаточностью,  а  это,  в  свою  очередь,  предполагает  наличие  у  личности  самосознания,  то  есть  не  просто  сознания,  мышления,  а  способности  к  самоанализу,  адекватной  самооценке  и  уверенностью  в  себе  [7,  с.  143].  Другими  словами,  социальная  индивидуальность  предполагает  «реализацию  совокупности  установок  на  себя,  устойчивость  в  поведении  и  отношениях,  которые  соответствуют  представлению  личности  о  себе,  её  самооценке»  (Р.  Бёрнс).  Если  рассматривать  психологию  самосознания,  то  мы  увидим,  что  И.  Кон  опирается  на  модель,  предложенную  М.  Розенбергом  и  включающую  в  себя  целый  ряд  аспектов.  По  его  словам,  измерения,  характеризующие  отдельные  компоненты,  подразумевают:  устойчивость;  уверенность  в  себе;  самоуважение;  кристаллизацию.

Исходя  из  этого,  можно  определить  следующие  критерии  социальной  индивидуальности  подростков:  когнитивный  -  осознание  подростком  себя  в  системе  межличностных  отношений  и  в  системе  его  личностного  развития;  мотивационный  -  понимание  подростком  причин,  определяющих  выбор  направленности  его  поведения;  поведенческий  -  адекватность  поступков  собственным  нравственным  установкам  подростка.

При  каких  педагогических  условиях  юмор  выступает  как  средство  формирования  социальности  подростков?  Нам  кажется,  что  это  возможно  в  том  случае,  если  педагогическое  общение  будет  направлено  на  решение  данной  задачи  и  обусловлено:

•адекватной  реакцией  педагогов  на  юмор  учащихся,  где  юмор  выступает  как  средство  взаимоотношений  педагога  и  ученика;

•педагогическим  влиянием  на  ученика  с  учётом  индивидуальных  особенностей  последнего  в  период  его  коммуникативного  контакта,  основанного  на  использовании  юмора;

•специальной  подготовки  педагогов  и  учащихся  к  использованию  юмора  в  системе  своих  отношений  с  людьми.

В  результате  проведённого  нами  опроса  было  установлено,  что  можно  выделить  3  уровня  социальной  индивидуальности  подростков:  высокий,  средний,  низкий.  Важно  отметить,  что  степень  сформированности  социальной  индивидуальности  учащихся  находится  в  прямой  зависимости  от  возраста

школьника.  Так,  например,  в  8-м  классе  уровень  социальной  индивидуальности  выше,  чем  в  7-м.  Как  показали  результаты  анкет,  юмор  способствует  развитию  личности  подростка.  В  решении  конфликтных  ситуаций  60%  опрошенных  стараются  свести  все  к  шутке.

Таким  образом,  юмор  может  выступать  в  качестве  средства  развития  социальной  индивидуальности  подростка  при  определённых  педагогических  условиях.  Вместе  с  тем  он  способствует  созданию  благоприятного  психологического  климата  в  коллективе,  реализует  внутренний  потенциал  учащихся,  повышая  уверенность  в  себе.  Тем  самым  смех  помогает  подростку  ощутить  себя  личностью  в  социальной  среде.

В  нашей  работе  мы  попытались  рассмотреть  значение  юмора  в  воспитании  и  обучении  молодежи,  выборочно  опросив  учащихся  старших  классов  общеобразовательных  школ  и  студентов  II  курса  различных  специальностей  высших  учебных  заведений.

Насколько  важен  юмор  в  образовательном  процессе  можно  судить  по  ответам  студентов  и  учащихся.  На  вопрос:  «Необходимо  ли  применять  юмор  на  занятиях?»,  из  60  опрашиваемых  студентов  положительно  ответили  70%,  отрицательно  –  10%,  «не  знаю»  –  20%.  Из  такого  же  числа  учащихся  положительно  ответили  34%,  отрицательно  –  25%,  «не  знаю»  –  41%.  Эти  данные  отражены  в  диаграмме  1.

 

Диаграмма  1

 

Если  провести  соотношение  между  значениями,  полученными  при  опросе  учащихся  и  студентов  то  хорошо  видно,  что  юмор  студенты  ценят  гораздо  больше,  нежели  учащиеся.  Это  связано  с  тем,  что  студенты  воспринимают  происходящие  явления  более  осознано  и  способны  дать  оценку  юмору.  Школьники  же  воспринимают  все  на  более  эмоциональном  уровне,  зачастую  не  задумываясь  о  значении  тех  или  иных  явлений.

Таким  образом,  мы  можем  сделать  вывод,  что  юмор  –  это  стержневой  компонент         развития    личности    подростка, способствующий последнему            в  снятии  психологического  напряжения,  создании  творческого  самочувствия  и,  в  конечном  итоге,  повышению  эффективности  педагогической  деятельности,  однако  он  недостаточно  проявляется  в  педагогической  практике.  То,  что  уже  применяется  педагогами  в  процессе  обучение  мало  результативно:  учащиеся  средней  школы  все  равно  остаются  замкнутыми  в  себе  и  не  проявляют  эмоциональную  реакцию  на  попытки  педагога  вводить  юмор  как  педагогическое  средство.  Мы  понимаем,  что  юмор  и  его  прямое  выражение  –  смех,  должны  носить  практически  и  даже  физически  выраженный  характер.  Но  вместе  с  тем  эти  явления  имеют  и  внутреннюю,  нематериальную  выраженность:  оптимистичность,  веселость  духа.  Все  эти  проявления  эмоций  и  чувств  необычно  емки  и  многоаспектны.  Как  подчеркивал  выдающийся  педагог  античности  Квинтилиан,  обучение  должно  быть  радостным.  Именно  этот  девиз  был  взят  нами  за  основу  в  работе  с  подростками  и  разработке  внеклассного  школьного  мероприятия,  в  качестве  активного  компонента  введения  юмора  в  образовательный  процесс.

Это  мероприятие  мы  назвали  «Юмор  в  жизни  литературных  героев».  Оно  представляет  собой  соревнование  двух  команд,  набранных  из  представителей  классов  средней  школы.  Игра  проводится  в  три  действия,  первое  из  которых  –  музыкально-поэтическая  разминка,  на  которой  две  команды  представляют  себя  в  музыкально-поэтическом  аспекте.  Результаты  оценивает  жюри.

Во  втором  действии,  которое  происходит  в  зрительном  зале,  команды  (8  –  10  человек)  проверяют  друг  друга  на  литературную  образованность,  задавая  поочередно  вопросы  по  истории  литературы  XVIII  –  XIX  веков,  по  определению  различных  стилей,  угадывают  литературных  героев  и  т.д.  Предполагается  также  демонстрация  миниатюры,  связанной  с  тематикой  конкурса.  На  всех  этапах  необходимым  условием  игры  является

юмористическая  направленность  выполняемых  заданий.  Задачи,  поставленные  участникам  соревнования,  создают  очень  сильную  заинтересованность  у  членов  команд  и  болельщиков,  а  это  приводит  к  тому,  что  знания,  сообщаемые  друг  другу  командами,  усваиваются  на  фоне  очень  высокой  эмоциональной  реакции.  Благодаря  этому  они  лучше  запоминаются.  Опрос  подростков  после  проведения  подобных  мероприятий  показывает,  что  такие  форумы  оцениваются  в  целом  гораздо  выше,  чем  обычные  уроки  литературы  или  походы  в  музеи.  Команда,  в  которой  собираются  знатоки  литературы,  с  психологической  точки  зрения  может  рассматриваться  как  своеобразная  референтная  группа,  с  которой  присутствующие  на  соревновании  болельщики  сравнивают  и  оценивают  свои  собственные  знания  и  интересы.  Капитаны  команд,  таким  образом,  становятся  лидерами  общественного  мнения.

Способность  видеть  с  улыбкой  удивления  и  восхищения  окружающий  мир–  это  цель,  к  которой  надо  стремиться  в  интеллектуальном  развитии  обучающихся,  формировать  качества,  необходимые  для  поддержания  дружественных  отношений  и  творческого  развития  личности.  А.Н.  Лук  указывал  на  то,  что  одной  из  способностей  одаренного  человека  является  наличие  чувства  юмора.  Такой  человек  ценит  юмор  и  восприимчив  к  смешному.  Чувство  юмора  сочетается  с  такими  существенно  важными  свойствами  личности  как  раскованность  мышления,  легкость  ассоциаций,  безбоязненная  "игра  идеями"  [6,  с.  93].

Педагогическая  действительность  порой  наполнена  совершенно  неординарными  и  непредсказуемыми  ситуациями.  Нередко  ситуации  оказываются  сложными:  в  отношения  между  участниками  возникают  напряженность,  причиной  которыми  могут  стать  непонимание  друг  друга,  неприятие  позиций  партнера,  групповой  эгоизм,  неблагоприятные  условия  или

фон  общения,  проявление  бестактности,  невнимания.  Обращение  же  к  юмору  в  подобных  ситуациях  помогает  остроумно  разрешить  многие  сложные  проблемы,  смягчить  межличностные  коллизии  между  педагогом  и  учащимися,  не  ущемляя  при  этом  достоинства  обоих.  Поэтому  юмор  так  необходим  в  педагогической  профессии  [3,  с.  517].

Итак,  воспитание  и  образование  подростка  является  одной  из  наиболее  актуальных  проблем  современного  общества.  При  этом  образование  рассматривается,  прежде  всего,  как  процесс  развития  и  саморазвития  его  личности,  связанный  с  овладением  социально-значимым  опытом  человечества,  воплощенным  в  знаниях,  изменениях,  творческой  деятельности  и  эмоционально-ценностном  отношении  к  миру,  составляющему  сферу  чувств  и  эмоций.  Это  то,  что  наполняет  жизнь  подростка  особым  трепетом,  обогащает  духовный  мир,  позволяет  воспринимать  окружающее  через  призму  своих  переживаний,  наслаждаться  и  радоваться,  огорчаться  и  страдать,  т.е.  жить  полноценной  жизнью.

Ибо  юмор  и  смех  –  это  оборотная  сторона  мышления.  Развивать  в  ребенке  способность  смеяться,  утверждать  чувство  юмора  –  значит  укреплять  его  умственные  силы  и  способность,  учить  тонко  думать  и  мудро  видеть  мир.

 

Список  литературы:

1.Бергсон  А.  Смех  [Текст]  /  А.  Берегсон.  -  М.:  Искусство,  1992.  -  127с.

2.Борев  Ю.Б.  Эстетика:  учебник  [Текст]  /  Ю.Б.  Борев.  –  М.:  Высшая  школа,  2002.  –  511с.

3.Вульфов  Б.З.,  Иванов  В.Д.  Основы  педагогики:  учеб.  пособие.  -  изд.  2-е,  перераб.  и  доп.  [Текст]  /  Б.З.  Вульфов,  В.Д.  Иванов.  –  М.:  Изд-во  УРАО;  1999.–616с.

4.Выготский  Л.С.  Педагогическая  психология  [Текст]  /  Под  ред.  В.В.  Давыдова.  –  М.:  Педагогика-Пресс,  1999.–536с.

5.Даль  В.И.  Толковый  словарь  русского  языка.  Современная  версия  [Текст]  /  В.И.  Даль.  –  М.:  Эксмо,  2000.–736с.

6.Лук  А.Н.  Психология  творчества  [Текст]  /  А.Н.  Лук.  –  М.:  Наука,  1978.–128с.

7.Лук  А.Н.  Эмоции  и  личность  [Текст]  /  А.Н.  Лук.  –  М.:  Знание,  1982.–  176с.

8.Основы  общей  психологии  [Текст]  /  Сост.  С.Л.  Рубинштейн.  –  СПб.:  Питер,  2003.–713с.:  ил.

9.Пропп  В.Я.  Проблемы  комизма  и  смеха  [Текст]  /  В.Я.  Пропп.  –  М.:  Искусство,  1976.  –  182с.

10.Современный  словарь  по  педагогике  [Текст]  /  Сост.  Е.С.  Рапацевич  –Мн.:  «Современное  слово»,  2001.–928с.

11.Сухомлинский  В.А.  Избранные  педагогические  сочинения:  В  3-х  т.  Т.3.  [Текст]  /  Сост.  О.С.  Богданова,  В.З.  Смаль,  А.И.  Сухомлинская.  –  М.:  Педагогика,  1981.–640с.,  ил.

12.Энциклопедия  мысли:  Сборник  мыслей,  изречений,  афоризмов.  –  М.:  ТЕРРА;  «Книжная  лавка  –  РТР»,  1996.–496с.

13.Якушева  С.Д.  Основы  педагогического  мастерства:  учебник.  3-е  изд.  [Текст]  /  С.Д.  Якушева.  –  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2010.–  256с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий