Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 октября 2010 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
Чопова Наталья Валерьевна
Сахалинский институт Железнодорожного транспорта – филиал Дальневосточного Государственного Университета Путей Сообщения в г. Южно-Сахалинске, преподаватель, аспирант
E-mail: aglich@mail.ru
Под формирование личности понимается процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий (социальной среды, социально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности [3, с. 61].
Поскольку специалист с высшим образованием должен решать не полностью предписанные или вообще не предписанные профессиональные задачи, становление у него в процессе обучения в вузе творческих качеств является одной из сторон общепрофессиональной подготовки специалиста. В процессе творчества им генерируется новая информация, не вытекающая напрямую из воспринятой.
При обработке воспринятой информации новая информация возникает, с одной стороны, в результате рассудочного, логического мышления, позволяющего извлечь из воспринятых фактов новую информацию, получаемую при сопоставлении этих фактов друг с другом или с ранее известным, а с другой стороны, в результате актов творчества, сочетающих логические рассуждения с интуицией, с неформальным принятием решений.
Результатом педагогического процесса является уровень развития личности. Решающую роль в развитии человека играет его собственная активность и прежде всего творческая. В высшем образовании важно обеспечивать ответственное отношение выпускника как к разработке творческих (научных или конструкторских) проблем, так и к решению повседневных организационных и технических вопросов. Без понимания этих особенностей инженерного труда выпускник, который в вузе был нацелен только на развитие науки как наиболее престижной деятельности, будет чувствовать себя несчастным, работая после окончания вуза на производстве или в эксплуатации технических средств, где есть свои направления творчества.
Целью вузовского обучения является не столько наполнение студента определенным объемом информации, сколько формирование у него творческой активности, а также познавательных стратегий самообучения и самообразования как основы и неотъемлемой части будущей профессиональной деятельности. Творческая деятельность студентов позволяет развивать такие качества, как самостоятельность уверенность в себе, творческий подход к выполняемой работе, готовность к постоянному самообразованию и принятие нетрадиционных решений, профессиональная грамотность. Эти профессиональные качества предъявляются в настоящее время к выпускникам технических вузов.
Слово «творчество» имеет много значений. Оно раскрывается в работах В.И. Андреева, М.И. Махмутова, В.П. Ушачева, А.Т. Шумилина, Е.С. Громова, В.М. Бехтерева, Дж.С. Шоу, Г.А. Саймона, А. Ньюэлла и др.
Понятию «творчество» можно дать следующее определение: «Творчество» - неформализованный процесс создания или выявления субъектом новых сведений или объектов духовной либо материальной культуры, основанный на мышлении, выходящем за пределы известного, на реализации собственного видения объекта, задачи или проблемы и сознательном отказе от сложившихся представлений или известных способов.
Творческая задача - задача, способ решения которой объективно неизвестен.
Творческая проблема - творческая задача, для решения которой отсутствует разработанная теория [5, с. 198].
В интересах психологического анализа разделение мыслительной деятельности на творческую и репродуктивную вполне оправданно, и проводится оно на основе как объективных, так и субъективных (психологических) критериев:
- творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта;
- поскольку новый продукт может быть получен случайно или путем сплошного неэвристического перебора вариантов, то к критерию новизны продукта обычно добавляют критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен (новый метод, прием, способ действия);
- процесс или результат мыслительного акта называют творческим только в том случае, если он не мог быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. В случае подлинно творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции;
- творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему. Математики утверждают, что математический талант проявляется не в умении решать математические задачи (в этом можно «натаскать» почти любого), но, прежде всего, в способности сформулировать на математическом языке проблему, которая взята из реальной жизни или другой области знания, т. е. поставить ее как математическую задачу;
- важным психологическим критерием творческого мышления является наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения;
- творческий мыслительный акт обычно требует устойчивой и длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации [4, с. 133].
Мотив — это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности [1, с. 175].
Творческое усилие студента при выполнении задания по инженерной графике мы связываем с такими особенностями:
- ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Стремление найти свое собственное, отличное от других решение;
- способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике;
- способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;
- способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Развивая эти способности, студент может творчески выполнять любое графическое задание.
Организуя творческую деятельность студентов на занятиях инженерной графики, выполняем следующие требования:
- не подавляем инициативу студента, а поощряем за любую попытку использовать интуицию и направляем на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи;
- формируем у студентов уверенность в своих силах, веру в способность решить любую задачу, но не допускаем переоценки возможностей учащихся;
- предоставляем благоприятные условия, чтобы не подавлять творческого мышления студентов;
- при разработке и подборе заданий обязательно указываем цель выполнения задания, четко определяем содержание индивидуальных заданий, согласуем трудоемкость работ с бюджетом времени учащихся, учитываем уровень предварительной подготовки учащихся и степень овладения ими навыками самостоятельной работы, эти действия вызывают мотивацию студента на решение творческой задачи;
- составляя индивидуальные задания для учащихся, придаем им такой вид и характер, которые потребовали бы при выполнении творческих усилий учащихся;
- приучаем студентов работать самостоятельно, самостоятельная работа активизирует творческое мышление учащегося;
- развиваем пространственное воображение, фантазию студента, умение мысленно создавать, конструировать пространственные образы, предметы;
- используем проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания, усиливает веру учащегося в свою способность к таким открытиям.
Наблюдая за поведением студентов, можно заметить, что, находя самостоятельное решение графической задачи, учащиеся испытывают радостное чувство собственного творчества, что привлекает их к предмету, возбуждает интерес, создает удовлетворенность практическими занятиями.
Очень мало творческих усилий требуется от учащихся, если преподаватель на занятии разбирает пути решения задачи и эту же задачу выдает всем студентам в качестве задания на очередной чертеж (фронтальное задание). Это является основным недостатком преподавания инженерной графики.
При составлении заданий широко пользуемся аксонометрическими чертежами, применяя их не только в заданиях на построение проекций деталей, но и в других темах: при изучении швов сварных соединений, при изучении схематических чертежей, при выполнении рабочих чертежей деталей и т.д. Такие задания при переходе к комплексному чертежу требуют от учащихся знания изучаемого вопроса и творческого подхода к выполнению работы. Не включаем в задания элементарные построения, вполне ясные учащимся из ранних объяснений преподавателя. Такие построения могут быть занесены учащимися в рабочую тетрадь, и, выполняя чертеж, учащийся не получает ничего нового, а теряет время. Оценка в этом случае ставится исключительно за технику выполнения чертежа, подчас очень простого, что является, например, для раздела проекционного черчения мало показательным.
Творческий элемент в заданиях на построение разрезов или сечений возрастает, если не указывать на чертеже направление секущих плоскостей. В этом случае, учащийся самостоятельно выбирает направление секущих плоскостей, их количество, анализируя форму детали, ее элементы.
Важно научить студентов при самостоятельной работе ставить вопросы, анализировать. Эти действия направят учащегося на творческое решение задачи. Например, выполняя чертеж технической детали, они должны интересоваться: откуда эта деталь, из какого материала она может быть сделана, для чего она предназначена, на каких станках изготовлена и т.д. Если у студента не возникают эти вопросы, значит, он выполняет работу механически, без применения творческих усилий.
Полная замена заданий на перечерчивание готовых чертежей индивидуальными заданиями с тематической целевой установкой, требующими от студентов самостоятельной творческой работы, непрерывно развивает учащихся. Все это позволяет с каждой новой темой усложнять задания, делать из все более интересными и содержательными [2, с. 56].
Надо стремиться к тому, чтобы учащиеся за пределами аудитории, в жизни, видели те объекты, над которыми они работают на практических занятиях инженерной графики. С этой целью даем учащимся задание найти примеры применения на производстве или в быту деталей определенной формы (цилиндрической, шаровой и др.), примеры линий среза, линий пересечения поверхностей и т.д. Такие поиски развивают наблюдательность, вызывают глубокий интерес к изучаемому предмету.
Итак, меньше чертежной технической работы, при которой мысль учащегося отдыхает, больше содержательных задач, требующих упорной творческой работы.
Развитию процессов творческого инженерно-геометрического образно-графического мышления студентов способствуют такие методы, которые активизируют профессиональное становление будущих специалистов благодаря стимулированию их интереса к инженерной графике, чему существенно способствует участие в студенческих олимпиадах, конкурсах по графическим информационным технологиям, научно-практических конференциях, научно-исследовательской работе, проводимых на кафедре «начертательной геометрии и инженерной графики». Кроме этого, активное использование компьютерных технологий в качестве средства для повышения интенсивности самостоятельной работы студентов на занятиях инженерной графики дает возможность развивать творческую деятельность студентов.
Сегодня только творчески относящийся к своей работе человек может справиться со всем комплексом практических и теоретических задач, которые ставит перед ним быстро развивающиеся экономические преобразования и научно-технический процесс. Постоянный творческий настрой, жажда знаний, обстановка напряженного поиска способствуют воспитанию у студентов высокой культуры мышления. Они пробуждают у них подлинную сознательность и активность, стремление к проникновению в сущность вещей, а именно эти качества столь необходимы современному специалисту. Совместное творчество преподавателей и студентов в процессе обучения, - самый эффективный, проверенный практикой путь развития потенциальных способностей, становления характера профессиональной личности; воспитания инициативы, ответственности, трудолюбия, потребности и навыков постоянного самообразования в будущем.
Список литературы:
1.Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан – СПб.: Изд. – во «Питер», 2000. – 304 с.
2.Ройтман И.А. Методика преподавания черчения: учеб. пособие [Текст] / И.А. Ройтман – М.: Изд. – во Владос, 2002. – 240 с.
3.Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие [Текст] / В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых – Брянск: Изд. – во Брянского Гос. Ун.-та, 2003. – Кн. 1 – 174 с.
4.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие [Текст] / С.Д. Смирнов – М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с.
5.Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие [Текст] / Ю.Г. Фокин. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 224 с.
дипломов
Оставить комментарий