Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 октября 2010 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шилина О.А. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. № 3. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

 

ВОСПИТАНИЕ  ПАТРИОТИЗМА  В  ПРОЦЕССЕ  ИЗУЧЕНИЯ  КРАЕВЕДЧЕСКОГО  МАТЕРИАЛА  НА  УРОКАХ  ГЕОГРАФИИ

Шилина  Ольга  Александровна

преподаватель  РГУ  им.  Есенина,  г.  Рязань

Е-mail: 

 

В  последнее  время  происходит  активизация  процессов  глобализации,  в  результате  которых  стираются  границы,  смешиваются  языки,  народы  и  расы.  Но  при  этом  всеобщем  объединении  людям  особенно  остро  требуется  ощущать  себя  нацией,  подчеркивать  свою  принадлежность  к  родной  земле.  Поэтому  в  современном  мире  актуальным  является  воспитания  чувства  патриотизма.  Возрождение  страны  и  её  развитие  возможны  при  условии,  что  каждый  живущий  в  ней  будет  искренне  любить  свою  Родину,  испытывать  гордость  за  свою  страну.  Ценностное  содержание  школьного  курса  география  способствует  развитию  и  воспитанию  ценности  «родной  край»,  через  которую  формируется  патриотическое  отношение  к  Родине.  В.В.Николина  и  А.И.  Алексеев  в  своих  работах  выделяют  специфические  особенности  родного  края,  которые  заключаются  в  следующем:  пространственные  неоднородности  образуют  окружающую  человека  среду  в  родном  крае,  благодаря  которой  он  осознается  у  школьников  в  качестве  дома  –  одной  из  важнейших  ценностей  человека  [5].  Образ  среды  обитания  как  своего  дома  определяет  и  стратегию  безопасного  поведения,  направленную  на  сохранение  этого  дома  (среды  обитания,  Земли)  и  себя  самого  в  этом  доме.  Понимание  своей  этнической  и  национальной  принадлежности,  ценностей  своей  культуры,  любовь  к  Родине  –  все  это  начинается  с  ближайшего  окружения  и  лишь  затем  расширяется  до  общечеловеческого.  Эту  идею  раскрывает  И.А.  Ильин,  считающий,  что  каждый  народ  по-своему  вступает  в  брак,  рождается,  болеет  и  умирает,  по-своему  строит  дома  и  храмы:  по-своему  молится  и  геройствует.  Чувство  любви  к  Родине  уходит  корнями  в  глубину  человеческой  бессознательности,  в  жилище  инстинкта  и  страстей  [2]. 

Следующей  специфической  особенностью  родного  края  является  единство  объективно  данного  (природное,  социальное  окружение)  и  субъективно  освоенного  (способ,  каким  ученик  осваивает  окружающую  среду  как  свой  дом).  Родной  край  –  это  пространство,  границы  которого  являются  границами  жизнедеятельности  учащихся.  Школьники  субъективно  «вычисляют»  родной  край  из  целого  своей  страны,  противопоставляют  ей  его,  обозначая  тем  самым  ограниченность  края  [1].  Изучение  своей  малой  Родины  служит  воспитанию  гражданственности  и  патриотизма.  Конкретизация  духовно-нравственных  ценностей  на  краеведческом  материале  осуществляется  по  следующим  направлениям:  сохранение  природы  родного  края  и  здоровья  его  населения,  культуры  предков,  национальных  традиций,  семейного  уклада  жизни,  готовности  к  трудовой  деятельности. 

Изучая  родной  край,  учащиеся  выявляют  самое  характерное  в  природном  облике,  населении  и  его  хозяйстве,  постепенно  создавая  образ  той  части  географического  пространства,  на  котором  расположена  малая  родина.  К.Д.  Ушинский  считал,  что  обучение  должно  опираться  на  личный,  познавательный  и  практический  опыт  учащихся,  на  знания  своего  ближайшего  окружения,  его  особенностей  и  отличий,  путей  развития,  учитывать  потребности  и  интересы  обучаемых,  которые  в  значительной  мере  связаны  со  своим  краем  [6].  Все  чаще  в  научной,  а  вслед  за  ней  и  учебной  литературе  используется  понятие  «уникальная  территория»  Её  уникальность  чаще  всего  выражается  в  культуре  населения,  но  не  только.  Компонентов  уникальности  много,  ведь  каждое  место  уникально  по-своему.  Речь  идет  о  собрании  памятников  культуры  и  истории,  своеобразии  природы,  единстве  природы  и  жизни  населения.  Любой  край,  область,  даже  небольшая  деревня  неповторимы.  В  каждом  месте  своя  природа,  свои  традиции  и  свой  быт,  народные  промыслы,  фольклор,  народный  костюм.  Ученые  выделяют  два  вида  ценностей  -  материальные  (монастыри,  усадьбы,  парки,  костюмы)  и  духовные  (промыслы,  традиции,  топонимика).  К  объектам  материальной  культуры  относят  в  первую  очередь  культуру  жизнеобеспечения  –  постройки,  жилища,  одежду,  предметы  быта,  транспорт,  пищу.  В  материальной  культуре  заметно  отражается  региональное  своеобразие  [7]. 

К  духовной  культуре  относят  науку,  религию,  искусство,  трудовые  навыки  населения,  нормы  поведения.  Также  к  элементам  материальной  культуры  следует  отнести  народные  промыслы.  Они  являются  эстетическими  идеалами,  помогают  воспитывать  чувство  прекрасного,  это  не  что  иное,  как  квинтэссенция  культуры,  традиций,  быта,  менталитета  людей,  её  создавших,  проживающих  в  границах  какой-то  конкретной  территории,  имеющей  определенную  историю  и  характеризующуюся  определенными  природными  особенностями  (отраженная  красота  морозных  узоров  в  вологодском  кружеве  и  узорах  гжеля,  красота  цветов  русских  полей  на  жестовских  подносах).  Изучении  истории  формирования  народных  промыслов  показывает,  что  они  выросли  из  семейной  традиции  передачи  мастерства  от  старшего  поколения  к  младшему,  а  следовательно,  показывают  важность  семьи,  что  в  последнее  время  является  очень  важным  аспектом,  способствует  воспитанию  патриотических  и  духовных  основ  личности  старшеклассника  за  счет  предоставления  им  знаний  о  культуре  разных  географических  районов,  в  том  числе  о  народном  искусстве,  как  части  общемировой  культуры.  В  Рязанской  области  есть  прекрасные  образцы  народных  промыслов:  михайловское  кружево,  скопинская  керамика,  кадомский  вениз  (они  известны  не  только  в  России,  но  и  за  её  пределами),  шиловское  лозоплетение  и  др.  Все  они  рассматриваются  на  уроках  изучения  не  только  родного  края,  но  и  всей  страны  в  целом,  что  позволяет  расширить  традиционные  рамки  содержания  географических  характеристик,  включив  в  курс  географии  Родного  края  центры  духовности  (монастыри  –  Богословский,  Свято-Троицкий,  Солотчинский  и  др.,  деревня  Ласково  –  родина  святых  покровителей  семьи  Февроньи  и  Павла);  события,  исторические  личности,  народные  промыслы.  Эти  центры  сегодня  играют  роль  важных  «резервуаров»  духовно-нравственных  ценностей  отечественной  культуры,  определяющих  духовное  и  историко-культурное  своеобразие  региона,  на  территории  которого  они  расположены.  Монастыри  –  это  сокровищницы  духовной  культуры.  Они  являются  центрами  просвещения,  иконописи,  книгопечатания,  приютами  для  обездоленных  и  убогих,  памятниками  архитектуры  разных  эпох.  В  них  проводится  работа  по  духовному  обогащению  людей,  оказывается  помощь  в  поиске  своего  нравственного  идеала.  Современность  характеризуется  глобализацией  многих  процессов  в  мире,  в  том  числе  космополитизацией  массовой  культуры.  Однако  этот  процесс  вступает  в  противоречие  с  национальными  традициями  и  обычаями  народов,  разрушает  национально-культурную  идентичность.  Идеал  нового  человека  в  глобальном  мире:  новый  кочевник,  «турист»,  который  всюду  чужой  и  одновременно  всегда  «у  себя»,  он  по-настоящему  ни  с  чем  не  связан,  стремится  только  к  потреблению.  Между  тем  традиционный  нравственный  идеал,  сложившийся  в  рамках  мировой  религии,  утверждает  ценности  духовности,  аскетизма,  социальности.  Поэтому,  при  отборе  учебного  материала  по  географии,  необходимо  обращать  внимание  школьников  на  таких  людей,  чьи  имена,  по  мнению  В.О.  Ключевского:  «выступили  за  границы  времени,  когда  жили  их  носители.  Это  потому,  что  дело,  сделанное  таким  человеком,  по  своему  значению  так  далеко  выходило  за  пределы  своего  века,  своим  благотворным  действием  так  глубоко  захватило  жизнь  дальнейших  поколений,  что  из  исторического  деятеля  превратилось  в  народную  идею,  а  само  дело  из  исторического  факта  стало  практической  заповедью,  заветом,  тем,  что  мы  привыкли  называть  идеалом…  Такие  люди  становятся  для  грядущих  поколений  путеводителями,  и  люди  целые  века  благоговейно  почитают  их  память  и  стараются  следовать  их  примеру»  [3]. 

Об  этом  говорит  И.А.  Ильин,  который  считает,  что  ребенку  необходимо  знакомиться  с  историей  жизни  святых  и  героев  своей  страны.  «Чем  раньше  и  чем  глубже  воображение  ребенка  будет  пленено  живыми  образами  национальной  святости  и  национальной  доблести,  тем  лучше  для  него.  Образы  святости  пробудят  его  совесть,  а  русскость  святого  вызовет  в  нем  чувство  соучастия  в  святых  делах…  Образы  героизма  пробудят  в  нем  самом  волю  к  доблести,  пробудят  его  великодушие,  его  правосознание,  жажду  подвига  и  служения,  готовность  терпеть  и  бороться,  а  русскость  героя  –  даст  ему  непоколебимую  веру  в  духовные  силы  своего  народа.  Преклонение  перед  святым  и  героем  возвышает  душу;  оно  дает  ей  сразу  –  и  смирение,  и  чувство  собственного  достоинства,  и  чувство  ранга;  оно  указывает  ей  –  и  здание,  и  верный  путь»  [2].  В  традициях  и  национальной  культуре  России  в  качестве  верховного  начала  в  человеке,  его  идеале  закладывались  такие  черты  как  совесть,  нравственная  чистота,  стремление  творить  добро,  совершать  подвиги  ради  своей  страны  и  людей.  Эти  качества  поддерживаются  народными  традициями  и  становятся  стержневыми  компонентами  личности  человека.  Каждый  человек  обязан  знать,  среди  какой  красоты  и  каких  нравственных  ценностей  он  живет.  Он  не  должен  быть  самоуверен  и  нагл  в  отвержении  культуры  прошлого  без  разбора  и  «суда».  Каждый  обязан  принимать  посильное  участие  в  сохранении  культуры  [4].

Рязанская  область  дала  России  такие  символы  как  воин  Евпатий  Коловрат  -  пример  мужества  и  верности  свой  земле,  Февронья  и  Петра  –  нравственный  идеал  любви  и  семейной  пары,  Авдотья  Рязаночка  как  идеал  верности  семье  и  родной  земле.  Изучение  своего  края  способствует  формированию  семейных  ценностей,  так  как  у  большинства  школьников  корни  находятся  в  районах,  деревнях,  селах.  Именно  там  формируются  семейные  традиции  (проведение  больших  православных  праздников,  отношения  к  старшим,  воспитание  подрастающего  поколения  на  примере  старших,  подвиги,  совершенные  их  предками  во  время  войны  для  защиты  своей  Родины  и  семьи).  В  плане  воспитательного  воздействия  очень  важно  уделять  внимание  ветеранам,  ведь  они  лучшие  примеры  патриотизма.  Их  опыт,  их  судьбы  незаменимы  для  воспитания.  Узнавая  славную  историю  своей  малой  родины,  школьники  проникаются  еще  большем  уважением  и  любовью  к  своей  семье  и  стране. 

Таким  образом,  изучение  родного  края  на  уроках  географии  способствует  воспитанию  уважения  к  традициям  своего  народа,  его  культуре,  их  принятию  в  своей  жизнедеятельности;  а  именно  воспитанию  патриотизма,  который  начинается  с  любви  к  малой  Родине,  а  потом  переходит  на  всю  страну.

 

Список  литературы:

1.Александрова  Е.Н.  Влияние  содержания  географического  образования  на  формирование  ценностных  ориентаций  старших  подростков  [Текст]  :  автореферат  дис.  ...  канд.  пед.  наук  :  13.00.01  /  Е.Н.  Александрова;  Помор.  гос.  ун-т  им.  М.В.Ломоносова.  -  Петрозаводск,  1999.  -  18  с.

2.Ильин  И.А.  Путь  духовного  обновления  [Текст]/  И.А.  Ильин.  -  М.:  Альта-принт,  2006.  –  448  с.

3.Ключевский  В.О.  «Значение  преподобного  Сергия  Радонежского  для  русского  народа  и  государства»//  Христианские  чтения.  М.,1992.-  №  7.  [электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  -  URL:  http://www.srcc.msu.su/bib_roc/bib/ItemsA1070.htm

4.Лихачев  Д.  С.  Русская  культура  [Текст]/  Д.С.  Лихачев.  -  М.:  Искусство,  2000.  -  439  с.

5.Николина  В.В.,  Алексеев  А.И.  Методическое  пособие  по  географии  населения  и  хозяйства  России  [Текст]/  В.В.  Николина,  А.И.  Алексеев.  –  М.:  Просвещение,  1997.  –  192  с.

6.Ушинский  К.Д.  Избранные  педагогические  сочинения:  В  2-х  т.  Т.  2.  Вопросы  обучения  [Текст]  /  К.  Д.  Ушинский  ;  ред.  Струминский  В.  Я.  -  М.  :  Государственное  учебно-педагогическое  изд-во  Министерства  просвещения  РСФСР,  1954.  -  733  с

7.Щенев  В.А.  Культурологический  принцип  в  изучении  географии  своей  области  /  В.А.  Щенев  //  География  в  школе  -  2001.  -  N  5.  -  С.  44-53

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.