Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 октября 2010 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКА
Якушева Светлана Дмитриевна
канд.пед.наук, ст. преподаватель кафедры педагогики МГПИ, г.Москва
E-mail: jawa57@mail.ru
В современных условиях воспитание личности, способной к самообразованию и саморазвитию, свободному и компетентному определению себя в обществе, культуре - главная цель образования.
развивающееся образование ставит на первый план создание таких условий, которые бы способствовали активизации творческого потенциала всех сфер личности школьника (эмоциональной, личностной, духовно-нравственной). Все активнее используется практико-ориентированное обучение, задачей которого является развитие способностей обучающихся получать знания на основании собственного опыта посредством рефлексии.
Учебная деятельность, как специфический вид, направлена на самого обучающегося как субъекта - совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности и характеризуется субъективностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью имеет определенную структуру и содержание.
Известный скрипач и педагог Синити Судзуки, президент и основатель всемирно известного Института воспитания талантов, утверждает, что хорошее воспитание и образование приводят к развитию высоких чувств, благородства и чистоты помыслов. Все рождаются с одинаково высоким потенциалом и при некоторых усилиях могут стать выдающимся, способным и талантливыми людьми.
А.М. Матюшкин писал, что наука и реальная практика обучения многократно доказали наличие не только индивидуальных различий в успешности обучения, но и различий в творческих возможностей детей и учащихся, составляющих их творческий потенциал.
В.В. Загорский понятие "личность" не сводит к простым определениям. Индивидуальность - часть Природы, которая отличается от других ее частей и может быть им противопоставлена. Личность может вмещать в себя всю Природу, или по крайней мере приближаться к этому. Он рассматривает обучаемого как личность, а процесс обучения предлагает строить на основе модели человека, более полной, чем представляющей его как "субъект умственной деятельности".
Ученик-личность приходит к Учителю не за "знаниями, умениями и навыками", а за мудростью. Одной из важнейших задач российской педагогики XXI века, считает ученый, является не очередная "инновация", а исторически и социально обусловленное возвращение к человеку духовному.
По суждению В.Ф. Моргуна, личность в концепции многомерного развития - это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным динамичным соотношением: 1) пространственно-временных ориентации; 2) потребностно-волевых переживаний; 3) содержания социального и индивидуального опыта; 4) уровней освоения и 5) уровней и форм реализации его деятельности, которые обеспечивают свободу выбора поступков и меру ответственности за их последствия перед природой, обществом и своей совестью.
Г.С. Тарасов в своей статье «О неповторимости человеческой личности» заявляет, что личность обладает внутренними побуждениями, мотивацией, потребностями, которые характеризуют потенциал культурного и творческого ее роста. В наибольшей мере социальный масштаб человека раскрывают духовные потребности — уникальные психические образования, детерминирующие и регулирующие жизнедеятельность в сфере "второй природы" человека (К. Маркс). Специфически человеческие психические образования, духовные потребности личности раскрывают природу самодетерминации, свободу выбора и творческие проявления вне заранее заданного предела. Подлинно человеческий способ существования, творения себя в высшей степени присущ любой духовной потребности. Как бы внешне ни отличались, скажем, акт познания истины, действие на благо другого, во имя прекрасного, все они принадлежат этому живительному источнику: стремлению (подлинно человеческому), побуждению, «внутреннему беспокойству», личной интенции. Поэзия, музыка, живопись, кинематограф (мы имеем в виду подлинное искусство) созданы не для человека (человеком же!), забывшего свое "Я", растворившегося в мещанстве и потребительстве, но для человека, живущего будущим в такой же мере, как настоящим, вырастающим из тесных рамок обыденного бытия вверх и вперед, к будущему, к идеалу нравственности, логоса и красоты.
В этом внутреннем побуждении личность невольно раскрывается в полноте своих сугубо индивидуальных качеств. Индивидуальная неповторимость языка литературы, музыки, театра является непременным атрибутом свободного творческого изъявления человека-художника. Точно так же как и творческое открытие ученого, познание истины в другом человеке (общение), создание космического аэробуса являются не просто актами творчества, а актами самовыражения в открытии, в истине, в технической новации своей индивидуальности уникальности человека, приподнявшегося над собой и вместе с тем над обществом людей, над миром [12].
В концепции человека, развиваемой русскими философами Н.А. Бердяевым, Н.О. Лосским, П.Ф. Флоренским, он предстает как эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность.
Каждому человеку нужно знать свои способности и рационально их использовать, глубже погружаясь в собственную одухотворенность и постигая все больше смысл и красоту Мироздания. Для развития человеческой чувственности нет иного пути кроме воспитания вкуса на сокровищах мирового искусства.
Искусство становится мощным фактором гуманизации личности, поскольку стимулирует развитие духовной сферы, формирование целостной картины мира в соответствии с каноном прекрасного, выработанным человечеством.
В этой связи особое значение приобретает проблема построения взаимоотношений личности школьника с культурой и искусством, воспитание которых всегда привлекательно и действенно.
Специфика искусства состоит в том, что оно развивает всеобщую универсальную человеческую способность, воздействует и формирует духовный мир человека, его мировоззрение, нравственность, культуру [15, с. 135].
Искусство не существует вне культуры, это мастерская и самопознание ее. Доминантное положение искусства в ряду "предметов", способных активно формировать целостную, грамотную, развитую личность, объясняется еще и тем, что в общении с произведениями художественного творчества человек приобщается к миру гениального художника, идентифицирует себя с ним, "проживает" вместе с автором его интеллектуальную и эмоциональную жизнь.
А.А. Оганов говорит, что искусство создает автопортрет общества. Искусство - самопознание культуры [10, с. 223].
Конечно, искусство "работает" с человеческими чувствами, а музыкальные и художественные произведения воплощают в себе эту работу. Чувства, эмоции, страсти входят в содержание произведения искусства, однако в нем они преобразуются. Подобно тому, как художественный прием создает метаморфоз материала произведения, он создает и метаморфоз чувств. Смысл этого метаморфоза чувств состоит, по мысли Выготского, в том, что они возвышаются над индивидуальными чувствами, обобщаются и становятся общественными. Так, смысл и функция стихотворения о грусти вовсе не в том, чтобы передать нам грусть автора, заразить нас ею (это было бы грустно для искусства, замечает Выготский), а в том, чтобы претворять эту грусть так, чтобы человеку что-то открылось по-новому – в более высокой, более человечной жизненной правде. "Противочувствование" состоит в том, что эмоциональное, аффективное содержание произведения развивается в двух противоположных, но стремящихся к одной завершающей точке направлениях. В этой завершающей точке наступает как бы короткое замыкание, разрешающее аффект: происходит преобразование, просветление чувства.
Для обозначения этого главного внутреннего движения, кристаллизованного в структуре произведения, Выготский пользуется классическим термином катарсис. Значение этого термина у Выготского, однако, не совпадает с тем значением, которое оно имеет у Аристотеля; тем менее оно похоже на то плоское значение, которое оно получило во фрейдизме. Катарсис для Выготского не просто изживание подавленных аффективных влечений, освобождение через искусство от их «скверны». Это, скорее, решение некоторой личностной задачи, открытие более высокой, более человечной правды жизненных явлений, ситуаций [5]. Полное определение творчества включает в себя создание нового как для человечества, так и для отдельного человека (самостоятельное "преоткрытие").
В связи с этим важно выбрать преимущественно то искусство, которое наиболее "массово" действует на детей, наиболее ей доступно и легко усваивается. Таким искусством нам представляется искусство музыкальное.
В ряду искусств музыка обладает особо высоким "педагогическим" потенциалом. К каким бы векам, эпохам, народам, расам мы ни обратились – живительное искусство музыки стоит на первом месте или в ряду самых дорогих человеку искусств [13, с. 5].
Платон и Аристотель рассматривали музыку как исключительное средство создания определённой психической настроенности - этоса. Поэзия и музыка должны укрощать распущенность, смирять страсти, превращать людей в благонравных и стойких в своей высокой духовности.
"Мелодия, - пишет Аристотель, - имеет этическое свойство... потому что только она содержит движение». В понимании древних греков музыка близка психической жизни в силу своей временной природы: передавая движение, она тем самым выражает характер. По Аристотелю, пользоваться музыкой - «значит уметь понимать человека и радоваться этому пониманию" [3, с. 89].
В работе А.Ф. Лосева «Музыка как предмет логики» природой музыки объяснен "алгоритм" ее успеха; именно характеристиками того, что мы слышим, мотивированы обращения к музыке как к имени «невыразимого», последнему пристанищу. Назовем эти характеристики.
Прежде всего, отмечает А.Ф. Лосев, "всегда надо помнить, что музыка изображает не предметы, но ту их сущность, где все они слиты, где нет ничего одного вне другого... слитость может быть и между прямо противоположными сущностями. Так, в особенности разительна слитость в музыке страдания и наслаждения... И если посмотреть, как обыкновенно изображается чувство, вызываемое музыкой, то в большинстве случаев всегда можно на первом плане заметить какую-то особенную связь удовольствия и страдания, данную как некое новое и идеальное их единство, ничего общего не имеющее ни с удовольствием, ни с страданием, ни с их механической суммой" [8, с. 54].
Далее: "Музыка всегда воспринимается как нечто единое. Последовательные моменты водвинуты один в другой... В музыкальном времени нет прошлого... Это есть сплошное "теперь", живое и творческое, - однако, не уничтожающееся в своей жизни и творчестве" [8, с. 56].
И еще одна характеристика: "Музыкальное бытие потому так интимно переживается человеком, что в нем он находит наиболее интимное касание бытию, ему чуждому. Его "я" вдруг перестает быть отъединённым; его жизнь оказывается одновременно и жизнью предметов, а предметы вдруг вошли в его "я"... Слушая музыку, мы вдруг ощущаем, что мир есть не что иное, как мы сами, или, лучше сказать, мы сами содержим в себе жизнь мира" [8, с. 69].
Среди характеристик музыки нужно особо выделить коммуникативную функцию. Особенность музыкального общения состоит в единении людей. Это ясвойство музыки было замечено еще в глубочайшей древности. Формирование людской общности в музыке (так же как и во всяком другом виде искусства) не устраняет личности, не растворяет индивидуальность в социуме. Воздействие искусства носит двунаправленный лично-социальный характер, причем социальное дается в индивидуальных ощущениях личности. Особенностью музыки как самого непосредственно эмоционального из искусств является то, что благодаря силе индивидуальных ощущений объективно-социальное содержание произведения приобретает для воспринимающего повышенную личную убедительность.
Наряду с собственно коммуникативной функцией, по существу сверхфункцией, с уточненными особенностями, музыка несет функцию, заслуженно рассматриваемую в качестве краеугольной в эстетике – отражения действительности. По отношению к специфике музыки и ее выразительным средствам все многообразие отражаемого целесообразно сгруппировать вокруг трех осей: отражение идей, отражение эмоций, отражение предметного мира [13, с. 7-8].
Музыка, всегда сопровождавшая жизнь человека, где-то в своих глубинах отражает важнейшие, первопричинные основы бытия. Являясь порождением не только человеческого ума, структур его логического мышления, но и всего человека, музыка запечатлела в себе действие самых позитивных, жизнетворных процессов, с доисторических времен кодифицированных в тех или иных вариантах мифологической, религиозной, философской и естественнонаучной мысли (вспомним, например, немецкую пословицу, отражающую состояние наивысшего блаженства: "Все небо в скрипках"). Наиболее распространенные европейские наименования этой сущности – гармония, упорядоченность, соразмерность, симметрия, ритм, единство, совершенство, красота.
Музыка есть язык, но особый, не понятийный. Этому языку нужно учиться. Долгое время было принято называть музыку "языком чувств". Все научные книги по музыке были заполнены описаниями музыкальных эмоций, их тончайших оттенков, эмоциональных переживаний людей под влиянием музыки, особых состояний, в которые погружаются люди, общаясь с музыкой и т.д. Одна из первых попыток описать все основные ступени в иерархии эмоциональных состояний, "аффектов", которые передает музыка, была сделана М.А. Смирновым [11].
По мысли И. Павлова, субъективный мир – первая реальность, с которой встречается человек. Эмоция является, так же как и мысль, видом сознания, знания, который, однако, не предрасположен к вербальному способу его выражения. Эмоция - способ отношения человека к миру, в котором проявляется вся личность в целом. Это также один из важнейших способов взаимопонимания, взаимодействия, лично-социального общения людей, без которого мир людей превратился бы в мир "бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, ни значение своих собственных поступков для окружающих" [1, с. 44]. Человеческие эмоции обладают ценнейшим коммуникативным качеством – они заразительны.
В силу специфики своей природы музыка удобна в качестве "входа" во внутреннее пространство личности. Отличаясь от других видов искусства, она: воздействует на человека особой тайной интимного; проникает в слушателя не через рассудок, а через сочувственное напряжение; попадает в такие глубины человеческого существа, где все чувства находятся в гармонии и целостности. Поэтому музыка, подобна психической жизни, адекватна человеческой душе, основой содержания которой является целостность эмоциональной и мыслительной жизни человека.
Кроме того, возможности музыкального искусства объясняются его звуковой природой. В своей чувственной первооснове музыка – искусство звуков, она воспринимается исключительно слухом. Восприятие музыкального ритма, динамики возможно и при посредстве вибрационного чувства – через все тело человека (особенно сильна роль вибрационного чувства при восприятии звуков органа). Звуки в известной мере могут восприниматься и осязанием. В частности, рукой, наложенной на горло поющего человека, можно различать высокие и низкие звуки и характер голоса [16, с. 162].
Познавательное значение музыки определяется тем, что она помогает лучше осмысливать жизнь, ее звуковые проявления. Однако через слух, посредством ассоциаций, человеческое сознание познает и незвуковые, неслуховые стороны жизни, что расширяет возможности музыки. Таким образом, музыка обладает целым рядом незаменимых качеств, которые обеспечивают ей одно из самых мощных эстетических воздействий.
Музыка развивает сферу чувств, способствуя самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии звуков, ритмов. Но она может оказаться и враждебной, забирая неокрепшее сознание и вкусы молодого поколения в плен псевдомузыки "массовой культуры". Музыка может оказаться действенным средством воспитательного воздействия даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны. Ни одна другая сфера творческой деятельности не занимает в социальной жизни человека такого значительного места, как музыка. Именно высочайшая мера обобщенности художественного смысла в сочетании с условной общепонятностью ее языка способствуют тому, что музыкальное высказывание и продуцируемые с его помощью образы, идеалы и художественные коллизии проникают в глубины сознания каждого человека, умеющего ее слышать [2].
Воспитательная функция музыки выражает взаимосвязь между музыкальным искусством как продуктом общественного сознания и человеком – субъектом духовного «потребления», который воспринимает, оценивает, присваивает или отторгает духовное содержание музыки в связи с конкретным объективно-историческими и субъективно-личностными условиями. Приобщение к музыке как специфическому виду искусства позволяет развить высшие духовные и практические силы человека, его способность к творческому и внутреннему преображению по канонам истины, добра и красоты.
Широкая практика социально-воспитательной миссии музыки не только правомерна, но и крайне актуальна сегодня [4, с. 6].
Необходимо бросить взгляд на музыкальную культуру как на нечто целостное, как на единую систему очень высокого уровня, как на равную среди других дисциплин. "Если хочешь узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением в какой-то стране и здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке", – писал Конфуций.
В любой сфере деятельности люди стремятся к улучшению, гармонии, прогрессу, совершенствуют себя. Роль музыки в этих процессах чрезвычайна высока и значительна. Всеобщее массовое музыкальное образование ставит своей целью: - способствовать нравственно-эстетическому формированию личности, используя для этого силу воздействия музыки; - развить на основе обучения музыкальные и творческие способности учащихся; - подготовить их к активному участию в жизни школы.
С.М. Каргапольцев утверждает, что воспитание средствами музыки невозможно без творческого процесса, без развития творческих наклонностей обучаемого. По его мнению, музыкальное воспитание играет положительную роль в преподавании других предметов, делая их привлекательными, создавая благоприятные условия для раскрытия творческих способностей и особенностей индивидуальной одаренности и творческой самодеятельности [7, с. 10].
С точки зрения психолога Б.М. Теплова, изучающего возможности музыкального влияния на развития личности, музыкальная способность – это способность реагировать на музыку, остро переживать музыкально-эстетические впечатления, а не наличие специфических музыкальных данных. "Центр музыкальности" человека, по его словам, душевная отзывчивость, а не специфически музыкальная одаренность.
Творчество – высшая и священная способность человека. Оно имеет целью совершенствование его самого посредством способностей к продуктивной деятельности. Является совершенно обязательной ступенью жизнедеятельности человека, его самоопределения. Л.С. Выготский отмечал, что творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное (…) какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающим только в самом человеке.
В связи с этим роль музыки в процессе формирования духовной культуры более значимы, чем другие виды искусства. А использование великой силы музыки в работе с детьми по укреплению и восстановлению их психического и физического здоровья не только целесообразно, но и необходимо и может принести хорошие результаты.
По выражению А.Ф. Лосева, музыка есть искусство становления: ее мелодическое движение непосредственно воспроизводит движение души. Душа, настроенная на космический лад, способна уловить ритмы Вселенной гармонии и созерцать сущность вещей земного плана, - об этом свидетельствует все древнейшие учения. Как показывает практика художественного творчества, подобные представления не беспочвенны, они рождались как следствия осмысления результатов особых духовных переживаний, в Высшей степени характерных для эмоционально-образного мышления. Заглянув в тайники индивидуальных творческих лабораторий, можно с удивлением обнаружить, что правы были восточные мыслители, утверждавшие, что у "каждого мудреца – своя Реальность". У всех, чья способность слышать относится к одному и тому же виду пространства, проявляется свойство слуха, присущее данному пространству.
Д. Кемпбелл в книге «Эффект Моцарта» писал, что звук обладает мистическими свойствами. Он может приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение.
Воздействие звука оказывает на клетки, ткани и органы человеческого тела. Вибрирующий звук создает образы и энергетические резонансные поля, которые вызывают движение в окружающем пространстве. Люди поглощают эту энергию, и она воздействует на организм. Звуки формируют нас подобно тому, как горшечник на гончарном круге лепит посуду различных форм.
Одним из основных условий развития творческого мышления является создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Зона творческого развития близко соотносится с зоной ближайшего развития личности (Л.С. Выготский). Он замечает, что творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-то новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев. Любой школьник способен к такой деятельности, следовательно, такую деятельность необходимо организовать.
Важным средством организации разнообразной творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и художественная самодеятельность, проведение художественно-творческих конкурсов, вечеров, музыкальных спектаклей и т.д. В процессе этой работы обучающиеся приобщаются к творчеству и делают первые шаги в искусстве. Результаты художественной деятельности оформляются в виде организации музыкальных концертов, выставок творческих работ и т.д.
Развитие личности, связанное с нравственной сферой, с развитием духовных запросов, тесно соприкасается с проблемами музыкального самообразования.
Музыкальное искусство оказывается доминантным в сфере художественного восприятия учащихся. Хронически открытое ухо обеспечивает звуковому, музыкальному миру "зеленую улицу" к уму и сердцу человека. Проблема выборочной акустической реакции стоит в этой сфере особо остро. Именно развитая, сформированная духовно-эстетическая культура учащегося может явиться надежным гарантом его культуры в целом, а развитие творческого потенциала - фундаментом для становления самостоятельной, этически устойчивой личности [14, с. 26].
Роль музыки в современном культурном пространстве не только велика, но и чрезвычайно специфична. Рядом с тенденцией визуализации культуры, особенно массовой, расширяется и зона влияния музыкальной, акустической культуры. Звуковое все более настойчиво присваивает музыкальное. Награды за "музыку" к кинофильму сменяются наградами за "звуковые эффекты". Звуковой код активно входит в качестве опознавательного знака в художественную культуру, представляя своего носителя психологически, этнически, социокультурно. Речевая проблема современного общения становится специальным "предметом" многих произведений искусства, например, в фильмах К. Муратовой, О. Куваева [9, с. 135]. Учитель, работающий с детьми, не в праве проходить мимо подобных явлений. Кроме того, современная культура, в том числе музыкальная, активно нацелена на пересмотр классического наследия. Стали чрезвычайно популярны те художественные формы, в которых соединяются фрагменты известных классических произведений с их современной обработкой. Стилевым качеством современного искусства является игра на различиях художественных манер, которая может быть понята и эстетически воспринята только при условии их узнавания. По словам М.С. Кагана, "главным коммуникативным каналом у людей…остался и всегда будет канал акустический" [6, с. 80].
Природа музыки особо располагает к тому, чтобы духовно воздействовать на личность. Музыка – эталон соразмерности, упорядоченности, гармонии, символ исключительной свободы творчества, его независимости, его этической высоты ("гений и злодейство – две вещи несовместные"). Музыкальная образованность – это образованность очень широкого и высокого уровня, так как музыка традиционно мыслится как искусство, в котором доминантное положение занимает сфера положительного. Зло предстает в музыке в гармоничной обобщенной форме, оно "разоблачается" самой музыкальной формой, существующей по законам гармонии, согласованности, "лада" в прямом и метафорическом смысле. Тем самым музыка, выражаясь словами З. Фрейда, "королевская дорога" в аксиологические глубины личности.
Духовная культура, сформированная на ценностях мировой культуры, - ключ который раскроет творческий потенциал, преобразует мир каждой личности, сделав ее ярче, многоцветнее, богаче, совершеннее. Ибо, Красота обладает поистине сказочной, животворной силой: она преображает и тех, кто ее создает, и тех, кто ее воспринимает. Под ее благотворным воздействием меняется сам облик человека, его нравственный мир, психика, закаляются идейные убеждения.
Список литературы:
1.Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности [Текст] / П.К. Анохина. - М.: Мысль, 1979.–136с.
2.Ансерме Э. Беседы о музыке [Текст] / Э. Ансерме; пер. с франц. – Л.: Музыка, 1985.-104с.
3.Аристотель. Соч. в 4т.Т.4. [Текст] / Аристотель; Пер. с древнегреч. и общ. ред. А.И. Доватура. – М.: Мысль, 1984.–830с.
4.Библер В.С. Нравственность, культура, современность (философские размышления о жизненных проблемах) [Текст] / В.С. Библер. – М.: Знание, 1990.–112с.
5.Выготский Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. – Мн.: Современное слово, 1998.-480с.
6.Каган М.С. Музыка в мире искусств [Текст] /М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996.
7.Каргапольцев С.М. Музыкальное восприятие как фактор воспитания: история, теория, практика [Текст] / С.М. Каргапольцев. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1997.-313с.
8.Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики [Текст] / А.Ф. Лосев. - М., 1927.
9.Мышьякова Н.М. Литература и музыка в русской культуре XIX века [Текст] / Н.М. Мышьякова. Российский гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена. – Оренбург: Изд-во ОППУ, 2002.-160с.
10.Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры [Текст] / А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.–384с.
11.Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки: Исследование [Текст] / М.А. Смирнова. – М.: Музыка, 1990.–320с.
12.Тарасов Г.С. О неповторимости человеческой личности / Г.С. Тарасов [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1989/893/893122.htm
13.Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие [Текст] / В.Н. Холопова. – СПб.: Лань, 2000.-320с.
14.Якушева С.Д. Возможности музыкального искусства в формировании эстетической культуры студентов [Текст] // Музыкальное Оренбуржье. - Изд-во Оренбург. гос. ин-та исскуств.-2004.-№ 3 (15).-С.22-26.
15.Якушева С.Д. Музыкальной искусство в формировании духовной культуры студенческой молодежи [Текст] // Российский научный форум. «Россия. Культура. Будущность». Часть I. Материалы Международной научно-практической конференции «Идентичность в культуре: феномены, теоретико-методологические аспекты исследования» / ЧГАКИ, ЧИ (филиал) УрАГС. Челябинск, 2005.-169с.-С.134-140.
16.Якушева С.Д. Спецкурс "История музыкальной культуры" в процессе эстетизации образовательного пространства вуза [Текст] // Проблемы теории и истории культуры. Вып.1. Исследования и материалы / Сборник научных трудов. – Оренбург: изд-во ОГПУ, 2005.- 171с.-С.160-166.
17.Якушева С.Д. Эстетическое воспитание в вузе [Текст] // Управление качеством высшего образования: теория, методология, организация, практика (Коллективная научная монография). Под научной ред. А.И. Субетто. В 3-х тт. – Т.1. – СПб.: Смольный институт РАО; Кострома: Изд-во КГУ, 2005.-406с.-С.352-370.
дипломов
Оставить комментарий