Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 октября 2010 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Фролова С.Л. МОТИВИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИДЕАЛА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. № 3. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

МОТИВИРУЮЩАЯ  ФУНКЦИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ИДЕАЛА

Фролова  Светлана  Леонидовна

канд.  пед.  наук,  доцент  Института  сервиса, 

филиала  ФГОУ  ВПО  «РГУТиС»,  г.  Москва

E-mailslfrolova@gmail.com

 

 

Сегодня  одной  из  наиболее  важных  и  актуальных  образовательных  целей  является  необходимость  мотивации  обучающихся  к  учению  и  самовоспитанию.  Доказательством  этому  служит  большое  количество  организуемых  в  последнее  время  научных  и  научно-практических  конференций,  семинаров,  форумов,  специально  посвященных  данной  проблеме  или  заявляющих  ее  решение  в  качестве  одной  из  целей.

Актуальность  проблемы  мотивации  обусловлена:  во-первых,  ориентацией  образовательной  политики  РФ  на  качество  образования  и  повышение  уровня  подготовки  выпускников  вузов;  во-вторых,  необходимостью  перехода  к  стандартам  третьего  поколения,  предполагающим  гораздо  больший  удельный  вес  самостоятельной  работы  обучающихся;  в-третьих,  снижением  качества  образования  выпускников  средних  общеобразовательных  школ  на  фоне  повышения  их  поступаемости  в  высшие  учебные  заведения;  в-четвертых,  снижением  уровня  профессиональной  подготовки  студентов  высших  и  средних  специальных  учебных  заведений  и  нежеланием  их  работать  по  полученной  специальности. 

Таким  образом,  с  одной  стороны,  мы  отмечаем  попытки  ревальвации  ценности  образования  и  образованности  со  стороны  государства,  а  с  другой  –  стремительную  их  девальвацию  и  искажение  интерпретации  содержания  ценности  «образование»  (образование  ради  корочек)  среди  населения.

Возникает  естественный  вопрос:  что  делать?  Вспомним  знаменитую  сократовскую  «майевтику»  (греч.  Μαιευτική  –  повивальное  искусство,  родовспоможение)  –  метод  извлекать  знание  посредством  искусно  заданных  вопросов.  Сократ  считал,  что  обучить  человека  невозможно  путем  перекладывания  знаний  из  одной  головы  в  другую:  знание  должно  родиться,  а  задача  педагога  –  помочь  его  рождению.

У  современных  педагогов  нет  сомнений,  что,  пока  обучающийся  не  захочет  учиться,  т.  е.  овладевать  знаниями  и  переводить  их  в  компетенции,  говорить  о  высоких  результатах  образования  не  придется.  Сегодня  становится  очевидным,  что  проблема  повышения  качества  профессионального  образования  переходит  в  плоскость  воспитания,  поскольку  формирование  мотивации  учения  –  цель  исключительно  воспитательная.

Наши  исследования  показывают,  что  у  студентов  первого  курса  либо  совершенно  отсутствует  мотивация  учения,  либо  наблюдаются  утилитарно-практические  мотивы.  Лишь  самая  незначительная  часть  студентов  руководствуется  социально-ценностыми  мотивами.  [4]  Студенты  первой  группы,  будучи  школьниками,  не  проявляли  желания  учиться,  поэтому,  отвечая  на  вопрос  анкеты:  «Почему  Вы  решили  получить  высшее  образование?»  –  писали:  «Сейчас  все  получают  высшее  образование»  или  «Так  захотели  родители»  и  т.  п.  Студенты  второй  группы  в  качестве  мотивов  учения  называли:  получение  диплома  (т.  к.  «без  диплома  ты  никто»),  высокооплачиваемой  должности  в  будущем  и  достижение  материального  благополучия.  Студенты  третьей  группы  писали,  что  хотели  бы  стать  образованными  людьми,  приносить  пользу  людям  и  реализовать  свои  способности.

Изучение  ценностных  ориентаций  и  нравственных  идеалов  показало,  что  подавляющая  часть  студентов  ориентированы  «на  себя»,  а  соотношение  материальных  и  духовных  ценностей  увеличивается  в  сторону  материальных.  Выбор  ценностей  из  предложенного  студентам  списка:  здоровье,  деньги,  карьера,  семья,  красота,  природа,  познание,  мир,  уважение  окружающих,  общественная  польза,  творчество,  интересная  работа,  общение,  любовь,  дружба  –  представлен  в  таблице.

 

Таблица.  Ценностные  ориентации  студентов  первого  курса  Института  сервиса  (г.  Москва)  (филиал)  ФГОУ  ВПО  «РГУТиС»

Название  ценности

Количество  выборов

1.

Деньги

28,8%

2.

Любовь

14,3%

3.

Дружба

12,6%

4.

Общение

12,6%

5.

Здоровье

12,6%

6.

Другое:  квартира,  машина,  яхта,  самолет,  свобода  (без  объяснения  содержания  понятия)

9,5%

7.

Карьера

5,4%

8.

Уважение  окружающих

1,6%

9.

Интересная  работа

1,6%

10.

Познание

1%

 

Как  видно  из  таблицы,  среди  ценностных  ориентаций  студентов  доминируют  такие  ценности-мотивы,  наличие  которых  не  может  стимулировать  их  к  самообразовательной  деятельности,  поэтому  необходима  постоянная  внешняя  мотивация  со  стороны  родителей,  преподавателей,  сокурсников.  Приемов  внешней  мотивации  в  арсенале  каждого  педагога  множество  (творческие  и  поисковые  задания,  контрольные  работы,  зачеты,  экзамены,  похвала,  критика  и  т.  п.),  однако,  при  отсутствии  внутренней  мотивации  у  студентов,  действие  внешних  мотивов  непродолжительно.  Кроме  того,  есть  опасность  встретить  внутреннее  сопротивление  студентов,  которые  вполне  справедливо  считают  себя  уже  не  школьниками  и  не  одобряют  «школьных»  методов  вузовских  преподавателей.

Один  из  важнейших  способов  действенной  мотивации  учения  и  самовоспитания  –  формирование  профессионального  идеала,  под  которым  понимается  образ  востребованного  на  рынке  труда  компетентного,  морально  и  материально  самодостаточного  специалиста-профессионала;  образ  успешной  профессиональной  карьеры;  высшая  ценностная  профессиональная  цель.  В  узком  педагогическом  смысле  профессиональный  идеал  –  это  модель  специалиста,  идеальная  конечная  цель  профессионального  образования;  один  из  критериев  качества  профессионального  образования  и  воспитания.  В  субъективно-личностном  смысле  профессиональный  идеал  –  это  образ  идеального,  т.  е.  компетентного,  конкурентоспособного,  высоко  оплачиваемого  специалиста-профессионала;  это  желанная  профессиональная  цель,  связанная  с  уровнем  профессиональных  притязаний  личности.  [7]

Профессиональный  идеал  обладает  полиаспектным  содержанием  и  включает  в  себя:

-  совокупность  целей,  установок  и  смыслов,  характеризующих  ценностный  мир  личности  (на  экзистенциальном  уровне), 

-  совокупность  знаний  о  социальных  и  нравственных  ценностях,  значимых  с  позиций  профессиональной  деятельности  (на  когнитивном  уровне),

-  совокупность  профессиональных  компетенций  (на  предметно-практическом  уровне),

-  совокупность  профессиональных  интересов,  потребностей  и  мотивов  (на  потребностно-мотивационном  уровне),

-  совокупность  профессионально  важных  качеств  личности,  гарантирующих,  с  точки  зрения  носителя  идеала,  успешность  в  профессиональной  деятельности,  совокупность  социально  значимых  качеств  личности,  определяющих  образ  гражданина  своей  страны,  субъекта  микросоциума  и  гарантирующих  достижение  высокого  социального  статуса,  совокупность  нравственных  качеств  личности,  обеспечивающих  эмоционально-личностные  контакты  на  основе  взаимопонимания  и  взаимопринятия  в  коллективе  (на  эмоционально-волевом  уровне).

Вычленить  из  содержания  профессионального  идеала  индивидуальные  и  социально  значимые  черты  личности  невозможно,  поскольку  у  настоящего  профессионала,  т.  е.  у  человека  со  сформированным  профессиональным  идеалом,  профессионально  значимые  ценности  полностью  включены  во  внутреннюю  среду  личности,  профессиональное  и  личностное  пространство  слиты  воедино.  Данное  наблюдение,  подтвержденное  специалистами  в  области  психологии  труда,  позволяет  сделать  вывод,  что  профессиональный  идеал  –  интегрированное  понятие,  в  содержании  которого  аспект,  отвечающий  за  профессиональную  компетентность,  как  бы  «врастает»  в  духовно-нравственный  и  социальный  аспекты  содержания  идеала.  За  счет  интеграции  профессионального,  духовно-нравственного  и  социального  аспектов  происходит  обогащение  содержания  профессионального  идеала,  что  в  свою  очередь  является  признаком  профессионального  развития  личности. 

Высокая  степень  действенности  и  большая  побудительная  сила  профессионального  идеала  обеспечивается  тем,  что  он  включает  в  себя,  помимо  духовно-нравственного,  материальное  содержание,  определяемое  суммой  профессиональных  компетенций,  позволяющих  личности  быть  конкурентоспособной  и  востребованной.

Структура  идеала  представлена  тремя  важнейшими  компонентами: 

1)  когнитивно-понятийный  компонент,  включающий  в  себя  знание  об  идеале  как  феномене  (сущность  и  содержание  понятия);  четкое  осмысление  содержания  идеала  и  интерпретация  включенных  в  его  содержание  ценностей,  качеств,  целей,  норм  и  т.  п.;

2)  эмоциональный  компонент,  подразумевающий  эмоционально  личностную  окрашенность  идеала,  его  привлекательность  для  носителя,  позитивное  отношение  и  абсолютное  принятие  его  содержания;

3)  деятельностный  компонент,  предполагающий  наличие  представлений  о  способах  реализации  содержания  идеала;  сформированность  необходимых  для  этого  компетенций.

С  позиций  полиструктурного  строения  идеала  отсутствие  хотя  бы  одного  из  компонентов  лишает  идеал  способности  служить  источником  активности  личности  по  преобразованию  себя  и  окружающей  действительности. 

Отечественная  психология,  начиная  с  С.Л.  Рубинштейна,  была  озабочена  поисками  универсальной  характеристики  человеческой  личности,  ее  интегрального  личностного  качества.  Наряду  с  интегральными  характеристиками  личности,  выделяемыми  авторами  концепций,  такими,  как  система  отношений  [3],  установка  [6],  направленность  [5],  жизненная  позиция  [1],  можно  поставить  систему  идеалов  личности.  Сами  авторы  концепций  указывали  на  связь  высших  личностных  структур  с  идеалом  как  осознаваемой  целью.  Так,  глава  грузинской  психологической  школы,  автор  потребностно-мотивационной  концепции  личности  Д.Н.  Узнадзе  считал,  что  над  установкой,  понимаемой  как  готовность  личности  к  определенным  действиям,  доминирует  «Я»  концепция,  управляющая  высшими  потребностями  –  интеллектуальными,  моральными,  эстетическими.  Именно  в  соответствии  с  «Я»  концепцией  субъект  осуществляет  выбор  мотивов  действий  и  вид  поведения,  за  который  он  может  взять  на  себя  ответственность.  [6]  Развивая  теорию  установки  Д.Н.  Узнадзе,  другой  грузинский  психолог  А.Е.  Шерозия  считал,  что  установка  зависит  от  фундаментальных  отношений  личности  к  Себе,  к  Другому,  к  Супер-личности,  где  последнее  непосредственно  связано  со  стремлением  к  идеалу,  превосходящему  реальное  состояние  личности  и  обозначающее  такое  состояние,  до  которого  она  стремится  подняться  в  своей  реализации.  [8]  Определяя  личность  через  триединство:  чего  хочет  человек  (потребностно-мотивационная  система  личности,  ее  ценности,  установки,  идеалы),  на  что  способен  человек  (способности  и  дарования),  что  он  есть  (характер),  –  С.Л.  Рубинштейн  подчеркивал  значимость  идеалов  в  становлении  личности  как  субъекта  жизненного  пути.  С.Л.  Рубинштейн  рассматривал  понятие  жизненный  путь  не  только  как  линейное  движение  вперед  (от  рождения  до  смерти),  но  движение  вверх  –  к  высшим  совершенным  формам,  к  лучшим  человеческим  проявлениям.  И  путь  этот  направляется  представлением  о  лучшем,  идеальном.  [5]  Научная  школа  К.А.  Абульхановой-Славской  в  качестве  особого  высшего  личностного  образования,  связанного  с  жизненным  путем,  его  целостной  и  ценностной  временной  организацией,  «жизненной  стратегией»,  называет  активность.  Специфические  формы  проявления  активности  –  инициатива  и  ответственность,  где  первая  понимается  как  «побудительный  аспект  деятельности»,  «желание  выразить  себя»,  а  вторая  –  «как  личностный  механизм  реализации  необходимости»,  «гарантирование  личностью  достижения  результата  даже  при  непредвиденных  и  непрогнозируемых  субъектом  трудностях».  Взаимозависимая  категориальная  цепь:  активность,  инициатива,  ответственность,  удовлетворенность/неудовлетворенность  ведут  к  своеобразному  «акме»  в  развитии  личности  –  жизненной  позиции,  которая  определяет  жизненную  линию  («стратегию  жизни»)  как  способ  жизненного  движения,  изменения  и  развития.  [1]  Говоря  о  стратегии  жизни,  К.А.  Абульханова-Славская  не  упоминает  об  идеалах  личности,  хотя  известно,  что  именно  идеалы  выполняют  функцию  стратегических  целей  жизнедеятельности  человека.  Уникальность  способа  жизни  каждого  человека  определяется  уникальным  содержанием  его  идеалов  и  уникальной  иерархией  идеалов  в  его  индивидуальном  сознании.  При  этом  идеал  рассматривается  в  тесном  единстве  с  реальными  психическими  возможностями  личности,  поскольку  если  идеал  оторван  от  реальной  жизни  человека,  эфемерен,  то  тогда  он  бесполезен,  поскольку  утрачивает  главную  свою  функцию  –  служить  мотивом  самосовершенствования.  Мотивирующая  функция  профессионального  идеала  определяется  тем,  что  он  выступает  мотивом-целью  для  его  носителя.  Высшие  мотивы,  играющие  определяющую  роль  в  направленности  личности,  всегда  выступают  как  мотивы-цели,  или  идеалы. 

В  теориях  мотивации  личности  значительное  место  отводится  феномену  интереса  как  специфическому  побудителю  активности  человека.  В  науке  нет  единого  мнения  о  механизмах  формирования  интереса,  однако  большинство  ученых  так  или  иначе  связывают  интересы  с  потребностями,  при  этом  не  отождествляя  их.  Побудительная  сила  интереса  объясняется  его  связью  с  эмоциональными  переживаниями  личности.  Превращение  для  человека  интересов  в  ценности,  а  затем  в  идеалы  происходит  посредством  усиления  «знаемых»  [2]  потребностей,  удовлетворение  которых  вызывает  чувство  удовлетворенности  как  выражение  положительного  отношения  к  какому-либо  фактору  жизни  или  работы  в  результате  неоднократно  испытываемого  удовольствия.  Чем  большая  удовлетворенность  формируется  у  данного  человека  от  конкретного  фактора,  тем  большей  ценностью  этот  фактор  становится  для  него. 

Не  только  формирование  содержания  идеала,  но  и  сам  процесс  его  становления  находит  обоснование  в  потребностно-мотивационной  сфере  личности,  потому  что  основан  на  естественных  потребностях  человека  в  подражании,  одобрении,  признании,  самореализации.  По  признанию  психологов  и  педагогов  материалом  для  формирования  или  строительства  идеалов  являются  склонности,  потребности,  мотивы  и  интересы  личности.  Идеал  по  отношению  к  выше  перечисленным  психологическим  феноменам  является  более  сложным  интегрированным  образованием  и  стоит  выше  их,  составляя  основу  мировоззрения  и  сознания  человека.  Человек,  являясь  биологической  и  социальной  субстанцией,  постоянно  испытывает  те  или  иные  потребности,  выполняющие  функцию  раздражителей,  нарушителей  его  спокойствия,  вызывая  желание  их  удовлетворить.  Осознанная,  «объективированная»  потребность,  т.  е.  потребность,  наложенная  на  какой-то  нематериальный  (условный)  или  материальный  объект/предмет,  ставится  целью,  а  значит  мотивом  деятельности  по  реализации  этой  цели.  Реализация  потребности  сопровождается  чувством  удовлетворения  и  удовлетворенности,  снятия  напряжения  и  ощущением  приятности,  что  выполняет  функцию  положительного  подкрепления.  Желание  испытать  ощущение  приятности  в  очередной  раз  ведет  к  культивированию,  взращиванию  значимых  потребностей.  Фильтрация  этих  потребностей  –  путь  к  строительству  идеала. 

Функциональные  характеристики  профессионального  идеала  определяются  его  субъективно-объективной  природой:  в  субъективно-личностном  смысле  идеал  –  это  мотив,  стимул  профессионального  самообразования,  самовоспитания  и  самосовершенствования,  регулятор  поведения  и  деятельности,  детерминанта  всех  высших  жизненных  функциональных  способностей;  в  объективно-педагогическом  смысле  профессиональный  идеал  –  детерминанта  образовательного  процесса,  средство  интеграции  образовательной  среды,  фактор  повышения  качества  образования  и  один  из  его  критериев.

Таким  образом,  формирование  профессионального  идеала  обучающихся  является  одной  из  важнейших  задач  профессионального  образования,  ориентированного  на  повышение  качества,  поскольку  именно  профессиональный  идеал  выступает  главным  мотивом  самообразовательной  деятельности  студентов.

 

Список  литературы:

1.Абульханова-Славская,  К.С.  Психология  и  сознание  личности.  [Текст]  /  К.С.  Абульханова-Славская.  –  М.:  Моск.  пс.-соц.  ин-т;  Воронеж:  Изд-во  НПО  «МОДЭК»,  1999.  –  224  с. 

2.Ильин,  Е.П.  Мотивация  и  мотивы.  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –URL:  http://www.twirpx.com/file/216656/

3.Мясищев,  В.Н.  Психология  отношений.  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://www.twirpx.com/file/114006/

4.Подласый,  И.П.  Педагогика.  Новый  курс  [Текст]:  Учебник  для  студ.  пед.  вузов:  В  2  кн./  И.П.  Подласый.  –  М.:  ВЛАДОС,  2000.  –  Кн.  1:  Общие  основы.  Процесс  обучения.  –  576  с.

5.Рубинштейн,  С.Л.  Основы  общей  психологии.  [Текст]  /  С.Л.  Рубинштейн.  –  СПб.:  Питер,  1998.  –  705  с.

6.Узнадзе,  Д.Н.Общая  психология.  [Текст]  /  Д.Н.  Узнадзе.  –  М.:  Смысл;  СПб.  [и  др.]:  Питер,  2004.  –  412  с.

7.Фролова,  С.Л.  Технологические  аспекты  самовоспитания  по  профессиональному  идеалу.  [Текст]  /  Среднее  профессиональное  образование.  –  2008.  –  №  12.  –  С.  4-8.

8.Шерозия,  А.Е.  Психика.  Сознание.  Бессознательное.  К  обобщенной  теории  психологии.  [Текст]  /  А.Е.  Шерозия.  –  Тбилиси,  Мецниереба,  1979.  –  171  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.