Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 октября 2010 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Степанчук О.А. ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОКАЗАТЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. № 3. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ГУМАНИТАРНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ:  ПОКАЗАТЕЛИ  И  СОДЕРЖАНИЕ

Степанчук  Оксана  Александровна

канд.  пед.  наук,  г.  Муравленко

E-mailokeanstep@mail.ru

 

За  последние  десятилетия  произошли  глобальные  изменения  в  мире  и  во  всех  сферах  человеческой  жизни,  которые  увеличили  разрыв  между  познаниями  человека  объективной  реальности  и  его  гуманитарной  образованностью.  Как  пишет  Е.В.  Бондаревская,  деиндивизация  и  дегуманизация  личности,  предельный  рационализм  мышления,  утеря  нравственных  ориентиров  и  чувства  принадлежности  к  своей  Родине,  распространение  технократических  и  асоциальных  моделей  поведения,  дезадаптация  детей  и  молодежи  –  это  далеко  не  полный  перечень  негативных  явлений,  указывающих  на  снижение  качества  человека,  низкий  уровень  его  воспитанности,  т.е.  человечности  [1,  с.  116].  Проблема  гуманитарного  образования  в  связи  с  этим  приобретает  особое  значение.  С  решением  данной  проблемы  многие  исследователи  связывают  преодоление  кризиса  в  образовании,  характеризуемого  разрушением  прежних  ценностей  и  идеалов,  возникновением  и  смешением  во  многом  противоположных  учебно-воспитательных  моделей  и  поиском  новых,  наиболее  адекватных  человеческой  природе  педагогических  систем,  а  также  решение  задачи  целостного  образования  человека. 

Сущность  содержания  образования  в  разное  время  рассматривались  в  работах  Ю.К.  Бабанского,  В.П.  Беспалько,  Е.В.  Бондаревской,  В.В.  Давыдова,  В.И.  Загвязинского,  В.В.  Краевского,  И.А.  Колесниковой,  А.Н.  Леонтьева,  И.Я.  Лернера,  B.C.  Леднева,  В.В.  Серикова,  В.А.  Сластенина,  М.Н.  Скаткина  и  др.,  которые  позволяют  судить  о  сложности  данного  феномена,  о  том,  что  новые  представления  о  личности  ученика  и  его  образовании  требуют  разработки  новых  компонентов  содержания.  В.В.  Краевский  трактует  содержание  образования,  как  педагогически  адаптированные  основы  наук,  изучаемые  в  школе.  Другое  определение  содержания  данного  понятия  включает  в  себя  совокупность  знаний,  умений  и  навыков,  которые  должны  быть  усвоены  учениками. 

В  истории  педагогики  менялось  представление  о  сущности  содержания  образования.  Например,  основу  содержания  образования  с  точки  зрения  знаниевого  подхода  (Ю.К.  Бабанский  и  др.)  составляют  так  называемые  «зуны»  –  совокупность  знаний,  умений  и  навыков,  связанные  с  изучением  предметного  мира.  Образование  в  данном  случае  определяется  опытом  ориентировки  в  окружающем  мире  на  базе  знаний  о  нем. 

В  концепции  культурологического  подхода  (В.В.  Краевский,  М.Н.  Скаткин,  И.Я.  Лернер  и  др.)  отражена  идея  совокупности  основных  видов  опыта,  изоморфных  социальному  опыту  и  обеспечивающих  формирование  социальных  функций.  Здесь  содержанием  выступает  все  то,  что  позволяет  накапливать  знания  о  природе,  обществе  и  человеке,  а  также  овладевать  совокупностью  человеческого  опыта  творческой  деятельности  и  эмоционально-чувственного  опыта. 

С  позиций  деятельностного  подхода  (В.В.  Давыдов,  Л.В.  Занков,  В.С.  Леднев,  М.С.  Каган,  Д.В.  Эльконин  и  др.)  основой  содержания  образования  выступает  не  совокупность  научно-предметных  общностей,  а  деятельность  человека,  которая  представлена  такими  ее  видами,  как  предметно-образовательная,  познавательная,  коммуникативная,  ценностно-ориентационная,  эстетическая. 

Разработка  содержания  образования  на  компетентностной  основе  (В.А.  Болотов,  И.А.  Зимняя,  Е.Я.  Коган,  О.Е.  Лебедев,  А.А.  Пинский,  В.В.  Сериков,  Б.Д.  Эльконин,  Н.  Хомский  и  др.)  связана  с  осмыслением  понятия  компетентности,  под  которой  понимается  основывающийся  на  знаниях,  интеллектуально  и  личностно  обусловленный  опыт  социально-профессиональной  жизнедеятельности  человека.  Главным  в  содержании  образования  с  позиции  компетентностного  подхода  является  все  то,  что  обеспечивает  способность  к  «употреблению»  личностью  тех  или  иных  знаний  и  умений  в  конкретной  ситуации. 

Содержание  образования  с  позиции  личностного  подхода  (В.В.  Сериков)  трактуется  как  специфический  опыт  личности,  который  состоит  из  опыта  самоорганизации,  саморефлексии,  самоуправления  поступками.  Это  опыт  выполнения  личностных  функций,  осмысленного  и  рефлексируемого  поведения  в  мире.  Данный  опыт,  представляя  собой  систему  смыслов,  всегда  индивидуален  и  не  может  быть  перенесен  в  личностную  сферу  другого  человек,  по  крайней  мере,  посредством  обучения». 

В  настоящее  время,  когда  российское  образование  находится  на  этапе  интеграции  и  происходит  осмысление  целостного  образования  человека,  вопрос  о  содержании  требует  уточнения.  Говоря  о  целостном  образовании  человека  и  о  целостности  человека  в  образовании,  мы  обращаемся  к  гуманитарно-антропологическому  подходу  в  науке.  Именно  он  позволяет  видеть  в  образовании  «всего»  человека  и  учитывать  его  сущностные  силы.  С  его  позиций  образование  предстает  как  «гуманитарная  антропо-практика»  (В.И.  Слободчиков),  которая  является  практикой  обеспечения  становления  «человеческого  в  человеке».  Возникает  вопрос  об  адекватном  содержании,  которое  обеспечивает  такое  становление.

Идеи  гуманитарного  образования  рассмотрены  в  исследованиях  С.В.  Беловой,  Е.В.  Бондаревской,  А.С.  Запесоцкого,  И.А.  Колесниковой,  Е.М.  Крюковой,  Р.М.  Петруневой,  Л.П.  Разбегаевой,  Ю.В.  Сенько,  В.В.  Серикова,  В.М.  Симонова,  Г.Л.  Тульчинского  и  других.  В  них  подчеркивается  необходимость  выращивания  "человеческого"  в  человеке  "человекосообразными"  способами,  указывается  на  проблему  гармонизации  в  учебно-воспитательном  процессе  социального  и  индивидуального  аспектов.

Содержание  образования  с  позиции  гуманитарно-антропологического  подхода  представляет  собой  такой  опыт,  который  связан  с  формированием  родовых,  базовых  способностей  личности.  Мы  будем  называть  такое  образование  гуманитарным.  При  этом  заметим,  что  речь  идет  не  о  традиционном  понимании  гуманитарного  образования,  которое  сводится  к  изучению  определенных  дисциплин,  а  о  подлинно  "человеческом",  целостном  образовании,  основанном  на  изучении  субъективных  способов  усвоения  (освоения)  культуры.  Гуманитарное  образование  в  такой  трактовке  есть  образование  целостное,  метапредметное,  субъективное,  индивидуально-личностное,  авторское,  соавторское,  смыслотворческое,  диалогическое  (С.В.  Белова). 

На  основе  анализа  рассмотренных  выше  теорий  содержания  образования  и  представлений  о  понятии  гуманитарности  (М.М.  Бахтин,  Б.С.  Братусь,  С.В.  Белова,  И.А.  Зимняя,  А.С.  Запесоцкий,  М.С.  Каган,  И.А.  Колесникова,  Ю.В.  Сенько,  В.И.  Слободчиков,  Г.Л.  Тульчинский  и  др.)  можно  выделить  основные  компоненты  содержания  гуманитарного  образования.  Среди  них:  гуманитарное  знание,  гуманитарное  познание,  гуманитарная  культура,  гуманитарная  компетентность,  гуманитарный  опыт.  "Гуманитарность"  в  данном  случае  указывает  на  субъективную  составляющую.  Гуманитарное  образование  связано  с  субъективным  знанием,  то  есть  с  изучением  смысла  (смыслов). 

Понимая  под  гуманитаризацией  образования  процесс  построения  содержания  образования,  способов  его  усвоения  и  логики  развертывания,  педагогических  условий,  адекватных  природе  человека,  мы  обращаем  внимание  на  недоразработанность  такого  содержания.  Учитывать  эту  природу  -  значит  понимать  и  познавать  человека  в  его  целостности,  многомерности,  в  единстве  биологического  и  душевно-духовного  начал,  в  единстве  индивидуального  и  личностного.

Как  указывает  В.С.  Шендрик,  освоение  образовательной  среды,  являющейся  презентацией  культуры  образуемому  субъекту,  предполагает  его  обязательное  включение  в  диалог  с  носителями  (авторами)  соответствующих  культурных  фактов.  Благодаря  этому  происходит  понимание  и  присвоение  культуры  в  индивидуальной  форме  личностных  черт,  формирующихся  у  образуемого  субъекта,  т.е.  образование. 

Как  говорит  В.В.  Краевский,  вопрос  о  содержании  образования  принадлежит  к  числу  вечных.  Существует  несколько  определений  понятия  содержание  образования.  Его  трактуют  как:  1)  педагогически  адаптированные  основы  наук,  изучаемые  в  школе;  2)  совокупность  знаний,  умений  и  навыков,  которые  должны  быть  усвоены  учениками;  3)  педагогически  адаптированный  социальный  опыт  человечества,  изоморфный  (тождественный,  соответствующий)  человеческой  культуре  во  всей  ее  структурной  полноте  [2,  с.  8-10].  Говоря  о  гуманитарном  образовании,  мы  имеем  в  виду  тот  опыт  (специфический  -  гуманитарный  -  опыт),  который  соответствует  всей  структурной  полноте  "человеческой"  культуры  человека  и  обеспечивает  развитие  человеческого  в  человеке.  Это  означает  "человекосообразность"  [3,  с.  143].

В  связи  с  этим  актуальна  проблема  содержания  гуманитарного  образования.  Традиционное,  предметное,  содержание  образования  не  может  отвечать  требованиям  времени  и  запросам  человека,  так  как  оно  обеспечивает  только  готовность  личности  к  освоению  предметного  (объектного)  мира  и  не  позволяет  ей  осваивать  субъективный  мир,  мир  человеческих  отношений,  решать  личностные  задачи.  Попытки  выйти  за  рамки  предметоцентрированности  в  образовании  сделаны  в  концепциях  развивающего  обучения  (В.В.  Давыдов,  Л.В.  Занков),  личностно  ориентированного  образования  (Е.В.Бондаревская,  В.В.Зайцев,  В.В.Сериков,  И.С.  Якиманская  и  др.).  Сегодня  недоразработана  проблема  содержания  гуманитарного  образования.  Но  известно,  что  его  основу  составляет  опыт  диалога  (С.В.  Белова).  А  опыт  диалога,  в  свою  очередь,  включает  диалогические  отношения  (М.М.  Бахтин,  С.В.  Белова,  В.С.  Библер,  М.  Бубер  и  др.)  Как  указывает  В.В.  Сериков,  традиционное  образование  включает  учащихся  в  конкретную  предметную  деятельность,  и  овладевая  ею,  субъект  овладевает  заранее  заданным  опытом.  Но  традиционное  образование  формирует  предметно  –  когнитивные  отношения.  А  включение  в  образовательную  технологию  личностного  опыта,  позволяет  субъекту  строить  смысловые  отношения.  «Педагогика,  привыкшая  «учить»,  «развивать»,  «приобщать»,  «стимулировать»,  наталкивается  здесь  на  ограниченность  своих  возможностей  «влиять»  на  личность». 

Содержание  образования,  изоморфное  социальному  опыту,  состоит  из  четырех  основных  структурных  элементов:  опыта  познавательной  деятельности,  фиксированной  в  знаниях;  опыта  осуществления  известных  способов  деятельности,  представленных  в  форме  умений  действовать  по  образцу;  опыта  творческой  деятельности,  проявляющейся  в  форме  умений  принимать  нестандартные  решения  в  проблемных  ситуациях;  опыта  осуществления  эмоционально-ценностностных  отношений,  отраженных  в  форме  личностных  ориентаций  [2,  с.  15].  Каковы  же  должны  быть  эти  элементы  относительно  гуманитарного  опыта.  Если  мы  утверждаем,  что  такой  опыт  характеризует  "человеческий"  способ  жизнедеятельности,  то  возникает  необходимость  выделить  специфику  такого  способа.  Что  значит  -  жить,  действовать,  развиваться  по-человечески?  Отвечая  на  этот  вопрос,  мы  обращаемся  к  многочисленным  исследованиям  проблемы  человека. 

Рассматривая  человека  как  целостность  -  одновременно  с  позиций  его  субъектности  (Б.Г.  Ананьев,  А.В.  Брушлинский,  Н.М.  Борытко),  с  позиций  его  личностного  опыта  (В.В.Сериков),  его  субъективной  реальности  (В.И.  Слободчиков,  Е.И.  Исаев),  мы  обращаем  внимание  на  то,  что  сущностным,  собственно-человеческим,  опытом  является  опыт  диалога  -  с  природой,  с  культурой,  с  другим  человеком,  с  объектами  собственной  деятельности,  с  самим  собой.  Жизнедеятельность  человека  невозможна  без  взаимодействия,  в  основе  которого  лежат  механизмы  регуляции  внешних  и  внутренних  отношений,  на  что  указывает  природная  и  культурная  детерминация  развития  человека.  Человек  вступает  в  многочисленные  отношения,  характер  которых  и  характеризует  степень  его  "человекосообразности". 

Таким  образом,  становление  гуманитарности  в  человеке  тесно  связано  с  накоплением  опыта  коммуникативных  отношений  человека  -  гуманитарного  опыта,  который  включает  в  себя  знания  двойственной  природы  человека  и  мира  и  конструктивного  преодоления  противоречий,  умения  осуществлять  продуктивное  взаимодействие  с  "другим"  и  разрешать  данные  противоречия,  творчески  решать  личностные  задачи,  в  частности,  задачу  своего  самостроительства  (со-творения  себя),  опыт  переживания  смысла  своего  единения  с  миром.  Следовательно,  именно  гуманитарность,  как  показатель  современного  образование,  должен  быть  взят  в  основу  его  содержания.

 

Список  литературы: 

1.Бондаревская  Е.В.  Теория  и  практика  личностно-ориентированного  образования  [Текст]  /  Е.В.  Бондаревская.  -  Ростов-на-Дону:  Издательство  Ростовского  педагогического  университета,  2000.-220  с.

2.Краевский  В.В.  Содержание  образования:  вперед  к  прошлому  [Текст]  /  В.В.  Краевский.  –  М.:  Педагогическое  общество  России,  2001,-247  с.

3.Колесникова  И.А.  Педагогическая  реальность  в  зеркале  межпарадигмальной  рефлексии  [Текст]  /  И.А.  Колесникова.  –  СПб.:  1999.-242  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий