Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 мая 2010 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Якушева Светлана Дмитриевна
канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры педагогики МГПИ, г. Москва
Висич Максим Васильевич
студент II курса факультета социальной педагогики МГПИ, г. Москва
Современный этап общественного развития XXI века характеризуется возрас- тающей значимостью проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности. Стремительные темпы социально-экономического прогресса определили рост на- пряженности, риска и чрезвычайных ситуаций в природной, социальной и техно- генной сферах деятельности человека. В результате в обществе происходит осозна- ние необходимости обеспечения личной, национальной и глобальной безопасности, которое нашло свое отражение в Концепции устойчивого развития, принятой на конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.) и поддержанной в Йоханнесбурге (2002 г.).
Стремление создать систему образования, способную адекватно решать стоя- щие перед обществом задачи, является одним из приоритетных направлений со- временной государственной политики. Компонентом такой системы должно стать образование в области безопасности жизнедеятельности человека, общества, плане- ты в целом.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предполагает переосмысление целей и результатов школьного образования, создание определенных условий для развития личности ребенка.
В качестве необходимых условий указываются разгрузка учебного материала, вариативность, личностная направленность, дифференциация и развивающий характер образования, возрастная адекватность. Это ориентирует учителя на развитие у детей созидательных способностей, формирование опыта ответственного выбора и ответственной деятельности, опыта самоорганизации и становление структур ценностно-смысловых ориентации, что является основой компетентного поведения. В отечественном образовании наблюдаются следующие тенденции: интеграция отечественной школы и образования в мировую культуру, восстановление и дальнейшее развитие традиций российской школы и образования и как наиболее значимое явление - становление новой гуманитарной парадигмы образования, предполагающей личностно ориентированное обучение, творческое овладение зна- нием, включающее в себя не только освоение мира, но и формирование отношения к нему (В.Г. Воронцова, С.Н. Глазачев, В.В. Сериков и др.).
Изменяются приоритеты и акценты в образовании, направленные на формиро- вание у учащихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем позволят ему самостоятельно приобретать знания, осваивать новые виды деятельности, сознатель- но сохранять собственную безопасность, жизнь и здоровье, планировать свою дея- тельность, формировать отношения и, как следствие, быть успешным в жизни.
Ведущими педагогическими идеями, отраженными в тенденциях развития об- разования, являются: нацеленность обучения на разностороннее развитие личности, духовно богатой, индивидуально своеобразной и гармоничной; комплексный под- ход к обучению и воспитанию [12].
Разработкой данной проблемы занимаются ведущие психологи и педагоги И.А. Баева, С.Л. Братченко, В.А. Гуружапов, Д.А. Иванов, В.В. Ковров, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, А.М. Константинова, А.И. Красило, Г.А. Мкртычян, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.А. Ясвин и другие.
К противоречиям, сложившимся в теории и практике образования, направлен- ного на развитие культуры безопасности учащегося, можно отнести следующие:
• между необходимостью становления культуры безопасности учащихся с дет- ства и отсутствием образовательной технологии, позволяющей достигать гаранти- рованного результата в этом направлении;
• между необходимостью переосмысления ценностей-целей и результатов школьного образования, созданием условий для развития личности ребенка и не- разработанностью технологии внедрения в практику школы современных форм ор- ганизации образовательного процесса, обеспечивающих развитие культуры безо- пасности;
• между необходимостью формирования осознанного отношения к личной безопасности и отсутствием научно обоснованных способов развития культуры безопасности учащихся в процессе обучения.
Указанные противоречия позволили определить тему нашего педагогического исследования «Развитие культуры безопасности личности учащегося современной школы».
Все вышесказанное обусловливает актуальность данной работы, определяет выбор цели, объекта и предмета исследования.
Целью данного исследования является осуществление педагогических условий, обеспечивающих развитие культуры безопасности личности учащегося современ- ной школы.
Объект исследования: культура безопасности как интегральное личностное качество учащегося.
Предмет исследования: процесс развития культуры безопасности учащегося общеобразовательной школы.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постанов- ки и решения следующих задач:
1. проанализировать данную проблему в философской, психологической, пе- дагогической и социальной научной и методической литературе.
2. раскрыть сущностные особенности развития культуры безопасности лично- сти учащегося школы;
3. выявить уровни развития культуры безопасности личности учащегося.
Теоретико-методологической базой исследования является использование идеи:
-гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Ю.Н. Кулюткин, O.E. Лебедев);
-системного подхода применительно к образовательным системам (А.П. Беляева, Б.П. Беспалько, И.А. Колесникова, А.И. Субетто, Э.Г. Юдин);
- культурологического подхода как методологического основания для по- строения концепции учебного курса (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, М.С. Каган, В.Н. Кузнецов, Н.М. Мамедов, H.H. Моисеев, К.В. Романов);
-личностно-деятельностного подхода как методологической основы органи- зации обучения основам культуры безопасности жизнедеятельности (И.А. Баева, Л.И. Горина, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, П.И. Кайгородов, Л.А. Михайлов, В.В. Сериков, В.А. Смирнов).
-профилактики девиантного поведения учащихся (Л.С. Выготский, И.В. Иовенко, А.П. Краковский, З.И. Колычева, С.Ю. Курганов, А.С. Макаренко, В.Н. Муравьева, Г.В. Семья, И.А. Шаповалова, Т.И. Шульга и др.);
-психологические направления по здоровьесбережению и основам безопас- ности учащихся (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач,
С. Дерябо, Г.К. Зайцев, В.А. Зобков, В.А. Кан-Калик, Д.В. Колесов, С.В. Кулева, А.А. Плешаков, Л.А. Щелчкова и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были ис- пользованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого- педагогической, социологической, учебно-методической литературы; методы обобщения, сравнения, анализа, наблюдения, изучения результатов деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в образова- тельных учреждениях города Москвы (ЦО №1490, ГОУ СОШ №292, ГОУ СОШ№69 «Школа здоровья»).
В настоящее время само понятие «культура» имеет множество интерпретаций, определяемых концептуальными направлениями.
Философская позиция предполагает начать с осмысления понятия «культура». Термин «культура» (от лат. cultura - возделывание, опека, забота). В философско- энциклопедическом словаре имеется три значения: 1) возделывание; 2) воспитание, образование, развитие; 3) почитание.
Так, для аксиологической концепции культура — это явление, отражающее ду- ховную природу человека в совокупности ее базовых ценностей и нравственных норм. Деятельностная концепция видит в культуре проявление активной, разумной и созидательной природы человека, высший уровень овладения им какой-либо об- ластью деятельности (культура умственного труда, культура речи, эстетическая культура и пр.). Личностная концепция представляет культуру в аспекте актуализа- ции социальной природы человека: как способ пребывания личности в социальном пространстве и времени, систему ее качеств и характеристик, необходимых для реализации отношений человека к природе, обществу, своим телесным и духовным потребностям. Семиотическая концепция трактует культуру как систему знаков для передачи и хранения информации. В социологизаторской концепции культура характеризует определенную историческую эпоху, ступень развития конкретного со- циума. Для суммативной концепции культура - сумма продуктов деятельности и общения людей, область технических и социальных достижений, накопленных че- ловечеством в процессе его прогрессивного развития. Эвристическая концепция акцентирует креативную природу деятельности человека в космопланетарном, био- социальном и культурно-историческом аспектах.
Каждая из концепций имеет право на существование, поскольку подчеркивает одну из сторон человеческой культуры как сложного системного образования. Ка- ждый из рассмотренных подходов имеет методологическую ценность, но для педа- гогики особенно важен личностный подход, который определяет человеку роль ду- ховного субъекта культуры, обладающего такими свойствами, как понимание смысла жизни, ответственность, способность к саморегуляции и др.
Существует тенденция понимать под культурой все содержание жизни, кото- рое характерно для человечества в целом, конкретных сообществ людей (народов и стран, производственных и неформальных объединений и пр.), для каждого чело- века – взрослого и ребенка [11, с.193].
Таким образом, феномен человеческой культуры, по утверждению С.Д. Якушевой, представляет собой многосоставную, многослойную целостность, проявляющуюся как на уровне культуры человечества, так и на уровне культуры общества и отдельного человека [21].
По определению С.Д. Якушевой, культура - это специфический человеческий способ деятельности, совокупность объектов и норм, созданных людьми в допол- нение к природным, сложная система хранения и передачи информации, полисе- мантическая структура, сущностно связанная с образованием как основополагаю- щим фактором восхождения человека к своему культурному, собственно человече- скому облику [20].
Еще Х.Г. Гадамер указывал на то, что образование теснейшим образом связано с понятием культуры и означает специфический человеческий способ преобразова- ния природных задатков и возможностей индивида [19, c.196]. Н.В. Бордовская считает, что результатом образования человека выступает культура как способ его творческой самореализации и осмысления, сплачивающий людей в некоторое со- общество: нацию, религиозную или профессиональную группу и т.д. [2, c.78].
С.И. Гессен обратил внимание на интегративную суть взаимосвязи образо- вания и культуры [3]. Б.М. Бим-Бад подчеркивает, что образование – это и есть становление, совершенствование образа человеческого, процесс выявления в человеке образа творца, прежде всего – творца добра [1].
В каком бы аспекте мы ни анализировали культуру, мы везде обнаружим присутствие человека. Культура для человека - не собрание ценностей, не свод созданных когда-то знаний, правил, норм, технологий, который должен быть воспринят, а сфера активной деятельности в жизненном пространстве. Культу- ра, по выражению С.Ю. Степанова, есть «неисчерпаемый резервуар судеб, пре- цедентов». Осмысляя их, человек придает духовный смысл своей деятельности и творит свою жизнь [18]. Культурное становление человека – это процесс ка- чественного развития его знаний, убеждений, способностей, чувств, норм дея- тельности и поведения [13, с.202].
Подобное понимание культуры определяет ее высокий воспитательный и об- разовательный потенциал, делает ее значимым фактором развития человека, его социализации и индивидуализации. Вместе с тем, как справедливо утверждает В.П. Зинченко, культура — внешний источник, вызов, приглашающая сила. Однако она бессильна, когда иссякают внутренние, собственные источники и движущие силы развития и саморазвития индивида [6].
Е.В. Бондаревская, опираясь на эти положения, считает возможным в каче- стве глобальной цели современного образования рассматривать человека куль- туры. Это означает такой тип личности, ядром которого являются субъектив- ные свойства, определяющие меру личностной свободы, гуманности, духовно- сти, жизнетворчества [17, c.232].
Культура человека – это степень человеческого совершенства, достигнутого путем воспитания, выращивания в себе всего лучшего, что выработало человечест- во за свою многовековую историю, всего того, чем может и должен обладать чело- век. Поэтому выделяют не только внутреннюю культуру, обращенную преимуще- ственно к душевным качествам человека, но и культуру внешнюю как форму про- явления внутреннего, духовного мира личности [8, c.109].
Понятие «культура безопасности» В.В. Чебан формулирует через «понимание сущности культуры национальной безопасности России как относительно само- стоятельного компонента культуры страны, представляющего собой совокупность созданных народом материальных и духовных ценностей, характеризующей со- держание и своеобразие способа познания и воспроизведения отношений безопас- ного бытия, функционирования и развития личности, общества и государства рос- сийского генотипа» [9, с.220].
В.Н. Кузнецов определяет культуру безопасности как процесс сохранения и развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и об- щества; социальных институтов и сетей; обеспечения устойчивого и конструк- тивного взаимодействия людей с защищенностью их от неприемлемых рисков, угроз, опасностей и вызовов [9, с.221].
Культура безопасности российского общества – это специфическая сово- купность ориентиров, средств, форм и способов взаимодействия людей (соци- альных групп, институтов и др.) со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания (изменения) определенных структур деятельности, социального взаимодействия и общения [10, с.6].
Ф. Кармазинов рассматривает культуру безопасности как набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведение отдельных лиц, который ус- танавливает, что проблемам безопасности как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью. По мнению Ф. Кармазинова, компоненты культуры безопасности следующие: предотвращение самоуспокоенно- сти в процессе эксплуатации, понимание потенциального знания с точки зрения безопасности всех отклонений от штатного регламента, признание приоритета безопасности в принятии решений, чувство ответственности, системный подход на всех этапах, непренебрежение мелочами, неформальное отношение к опыту [7, с.14].
Л.Н. Горина рассматривает культуру безопасности жизнедеятельности челове- ка как педагогическую категорию, которая определена как деятельность человека, основанная на системе социальных норм, убеждений и ценностей, обеспечивающая сохранение его жизни, здоровья и целостности, как в сиюминутном масштабе вре- мени, так и в будущем [5, с.10].
Цели, содержание, средства и результаты развития культуры безопасности – составные части целостного явления. Минимальной единицей, "клеточкой" воспи- тания культуры безопасности является педагогическая задача, в которой воплоще- ны и основные составные части воспитания. Задача – составная часть цели воспи- тания, т.е. цель воспитания в конкретных условиях выступает как задача воспита- ния. Минимальной единицей учебного материала (т.е. содержания воспитания) также является задача. Задача как средство воспитания отражает целевой, содержа- тельный, операциональный и результативный аспекты педагогического процесса, реализуется в форме упражнений, учебных заданий, проблемных вопросов и т.д.
Задача как клеточка педагогического процесса отражает в себе не только целевой, содержательный и операциональный его аспекты, но является системой, "имеющей те же компоненты, что и педагогическая система в целом» [16, c.125].
Культура безопасности личности включает компоненты деятельности (мотивы к безопасности, знания и умения обеспечения безопасности, опыт творческого ре- шения проблем безопасности, опыт самоконтроля в обеспечении безопасных усло- вий жизнедеятельности), качества личности (ценностные ориентации, взгляды и убеждения как основу безопасной жизнедеятельности), направления базовой куль- туры личности (прежде всего мировоззренческую, нравственную, психологическую готовность к безопасной жизнедеятельности).
Воспитание культуры безопасности личности включает в качестве составных частей следующие аспекты:
-формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска);
-специальную теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.);
-психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирова- ние смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.);
-развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательность, дальновидность, гуманность, оптимистичность и т.д.) [4, c.11].
В процессе деятельности педагога и учащихся осуществляется управление пе- дагогическим процессом: диагностика, планирование, стимулирование, организа- ция, коррекция воспитания и развития культуры безопасности. Исходным пунктом управления в развитии культуры безопасности является диагностика процесса и ре- зультатов подготовки школьников к безопасной жизнедеятельности. На основе ре- зультатов диагностики (и с учетом целей воспитания) осуществляются планирование, организация и коррекция педагогического процесса (его содержания и средств). Данные компоненты воспитания выступают в качестве компонентов, если реализуются как этапы развития культуры безопасности.
Например, в процессе обучения школьников основам безопасности жизнедея- тельности (ОБЖ) присутствуют этапы воспитания и развития культуры безопасно- сти: на основе предварительной диагностики уровня развития культуры безопасно- сти (обычно учитель ограничивается диагностикой сформированности знаний) осуществляется разработка тематического плана, поурочное планирование, на уро- ках ведется контроль знаний, стимулирование деятельности учеников, коррекция выявленных пробелов и т.д. В то же время эти компоненты являются функциями воспитания, если реализуются на других этапах воспитания. Например, на уроках физики учащиеся узнают о губительном влиянии табачного дыма на организм че- ловека, тем самым реализуется стимулирующая функция, способствующая форми- рованию мотивационной готовности воспитанников к профилактике вредных и опасных факторов [14].
Состояние практики развития культуры безопасности личности учащегося ха- рактеризуется фрагментарностью, эпизодичностью, разрозненностью элементов. Динамика воспитания культуры безопасности по годам обучения (от младших классов к старшим) проявляется преимущественно в изменении содержания изу- чаемых школьниками знаний и умений.
Данная тенденция наиболее рельефно заметна на материале курса ОБЖ. Уве- личивается объем усваиваемых знаний, возрастает их сложность, увеличивается перечень факторов риска и средств обеспечения безопасности, которые изучают школьники. В современной практике обучения курс ОБЖ способствует интеграции усилий учителей и учащихся в формировании системы знаний и умений безопас- ной жизнедеятельности. В курсе ОБЖ предметные знания школьников о безопасности (усваиваемые на уроках других учебных дисциплин) обобщаются, система- тизируются, корректируются, дополняются, уточняются, выступают основой фор- мирования умений и навыков безопасного поведения. В то же время знания и уме- ния, усвоенные на уроках ОБЖ, совершенствуются на уроках химии, биологии и т.д. Однако дидактическая и методическая структуры данных интеграционных процессов в обучении основам безопасности до настоящего времени недостаточно исследованы.
Существует необходимость интеграции частных воспитательных процессов (в преподавании отдельных учебных дисциплин) в целостную систему воспитания культуры безопасности в учебном процессе. Для обоснования такой системы необ- ходимо выявить психолого-педагогические механизмы воспитания культуры безо- пасности в учебном процессе, особенности содержания воспитания культуры безо- пасности в преподавании различных учебных дисциплин и закономерности инте- грации усилий преподавателей различных учебных дисциплин.
Объединению усилий учителей различных учебных дисциплин в воспитании культуры безопасности способствует образовательная область ОБЖ, реализуемая как учебный предмет ОБЖ или в форме интегрированного обучения основам безо- пасности (в преподавании различных дисциплин) [15].
В рамках заявленной темы проводился с целью выявления начального уровня владения такими понятиями, как «здоровье», «здоровый образ жизни», «опас- ность», «безопасность», «безопасное поведение», а также выявление направленно- сти на осуществление здоровьесберегающей деятельности. Работа проводилась среди старших школьников (9 кл.).
В результате опроса 54 учащихся было выявлено, что у некоторых опрошен- ных школьников нет четкого представления об особенностях здоровья, о ценности здоровья, о безопасности жизнедеятельности, тогда как многие из них применяли в своей повседневной жизненной практике элементы применения навыков безопас- ного поведения. Не всеми учащимися для полноценной жизни ценности здоровья и безопасности оцениваются как наиболее жизненно значимые.
Осуществлялась диагностика успешности формирования навыков безопасного поведения: текущая (в течение 2009-2010 учебного года). Успешность становления навыков безопасности жизнедеятельности у учащихся старших классов отслежива- лась на основании разработанных критериев (познавательное отношение к миру, как единому целому, в котором все находится во взаимосвязи; готовность ученика действовать в сложной неопределенной ситуации; умение видеть свои действия «со стороны»; рефлексивность).
Нами выделены показатели по каждому из критериев оценки готовности школьников к формированию начального этапа культуры безопасности. Экспери- мент показал, что, самый низкий уровень характеризуется отсутствием системы знаний по здоровьесбережению, личностной безопасности, отсутствием сформиро- ванных умений безопасного поведения в реальной жизни. Реализация деятельности по безопасности такими школьниками осуществляется стихийно на бытовом уров- не и то не всегда успешно. У таких учащихся достаточно выражена тенденция бес- покойного поведения, нетерпимости по отношению к поведению других учащихся. На среднем уровне сформированности у младшего школьника навыков безо- пасного поведения проявляется устойчивый интерес к присвоению знаний о приро- де и человеке, о его здоровье, о факторах опасности во всех сферах реальной жизни и пр. Проявляется стремление к накоплению таких знаний, опыта безопасного по- ведения. Развивается интуитивная составляющая реализации навыков безопасного поведения. Эмоциональное отношение к ценности здоровья, к деятельности по обеспечению безопасности обусловлено внешним источником мотивации (учитель
потребовал, родители сказали, в школе так принято).
Высший уровень формирования навыков развития культуры безопасного пове- дения обусловлен самостоятельностью в применении полученных знаний в области безопасности, креативностью учащихся по отношению к возможности преобразо- вания полученных ими знаний, идей. Очень значимой является внутренне мотиви- рованная позиция школьника, которая базируется на своем собственном опыте пре- одоления опасных ситуаций в жизни. У таких ребят хорошо развито чувство со- причастности к событиям, коллективизма, что выражается в проявлении эмпатии, альтруизма.
В классах экспериментальной группы (28 учащихся) на низком уровне сфор- мированности у старших школьников навыков культуры безопасного поведения оказались изначально 33% учащихся, на среднем – 62%, на высоком – 5%. В клас- сах контрольной группы (30 учащихся) распределение по уровням становления го- товности к безопасности жизнедеятельности было следующим: низкий уровень – 23%, средний – 67%, высокий – 8% (таблица и диаграмма 1).
Полученные результаты подтвердили вывод о необходимости проведения специально организованной работы, направленной на развитие культуры безопас- ности личности учащихся старших классов общеобразовательной школы, посколь- ку в целом учащиеся находятся на преобладающе низком и среднем уровнях разви- тия культуры безопасности.
Таблица 1
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
5% |
62% |
33% |
8% |
67% |
23% |
Диаграмма 1.
На основании проведенного эксперимента, сделан вывод о том, что именно классный руководитель, как педагог-организатор, является тем системообразую- щим звеном системы развития начального этапа культуры безопасности личности учащегося, поскольку он входит в связку педагогов, которые могут оказать ему серьезную помощь в формировании «команды здоровья» в классе (принять участие в тематических классных мероприятиях, посвященных здоровому образу жизни; провести консультации по конкретным вопросам; принять участие в проведении родительских собраний; помочь в организации классных соревнований по про- грамме «Школа безопасности»; способствовать созданию отряда учащихся стар- ших классов, связанного с пропагандой и ведением здорового образа жизни).
Список литературы:
1.Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориетированного образования [Текст] // Педагогика.-1997.-№4. - С.11-17.
2.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2001.–304с.
3.Гессен А.Ф. Избранные сочинения [Текст] / А.Ф. Гессен. – М.: Рос. пол. эн- циклопедия (РОССПЭН), 1998. - 814с.
4.Головко М.В. Интеграция компетентностного и ситуативного подходов в раз- витии культуры безопасности личности старшеклассников: Автореферат дис.
… канд. пед. наук [Текст] / М.В. Головко. – Казань, 2007. - 18с.
5.Горина Л.Н. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изо- и гомоморфизма: Автореферат дис...докт. пед. наук [Текст] /Л.Н. Горина. - Тольятти, 2002. - 40с.
6.Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1989. – 240с.- С.90-102.
7.Кайгородов П.И. Педагогические средства проектирования интегративного курса "Основы культуры безопасной жизнедеятельности": Автореферат дис. ... канд. пед. наук [Текст] / П.И. Кайгородров. - Ростов н/Дону, 2002.- 25с.
8.Крутоус В.П. Путь к прекрасному: (Об эстетическом идеале) [Текст] /
В.П. Крутоус. – М.: Просвещение, 1989.-192с.
9.Кузнецов В.Н. Культура безопасности: Социологическое исследование [Текст] / В.Н. Кузнецов. - М.: Наука, 2001. - 380с.
10.Кузнецов В.Н. Культура безопасности современного российского общест- ва [Текст] / В.Н. Кузнецов. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. - 68с.
11.Максакова В.И. Педагогическая антропология [Текст] / В.И. Максакова. – М.: Академия, 2001.–208с.
12.Мельникова Т.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2006. - 193с. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/198103.html
13.Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 288с.
14.Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Моногра- фия [Текст] / В.Н. Мошкин.- Барнаул: Издательство БГПУ, 2002. - 318с.
15.Мошкин В.Н. Структура воспитания культуры безопасности. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.oim.ru/reader@nomer=433.asp
16.Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объ- ект профессиональной деятельности учителя [Текст] / В.А. Сластенин, А.И. Мищенко. - М.: Прометей, 1997.- 201с.
17.Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях [Текст] / В.И. Смирнов. – М: Педагогическое общество России, 2000.–416с.
18.Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф., Коломина Т.Ю., Фролова Т.В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества [Текст] // Вопросы психологии. – 1991. - № 5. - С.5-14.
19.Философия и ее место в культуре [Текст]. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1990.–241с.
20.Якушева С.Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа. Монография [Текст] / С.Д. Якушева. – Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. - 173с.
21.Якушева С.Д. Эстетическая культура в развитии творческого потенциала лич- ности студента колледжа: Монография [Текст] / С.Д. Якушева. - М.: АПКиП- ПРО, 2010.-172с.
дипломов
Оставить комментарий